Лев ДУРОВ: «Когда я слышу, что кто-то убил любовника, не понимаю, за что же его-то? Мужчина влюбился, завоевал... Ты убивай жену, которая предала, и я твердо решил: Иру свою зарежу!»
(Продолжение. Начало в № 34)
«МИМО ВАЛЯЮЩЕГОСЯ ПЬЯНОГО НЕ ПРОХОЖУ НИКОГДА — ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДОЙДУ, ПОДНИМУ, УСАЖУ НА СКАМЕЙКУ»
— 42 года вы служите в Московском драматическом театре на Малой Бронной, были даже его художественным руководителем...
— Ну, это недолго — три года.
— Тем не менее... Насколько я знаю, в этот театр вас пригласил именно Анатолий Эфрос, которого вы только что вспомнили. Вместе вы проработали очень долго...
— 27 лет. Из детского театра пошли с ним в «Ленком», но «за неправильное формирование репертуара» Эфроса с должности главного режиссера вскоре сняли, и мы совершили серьезный для того времени демарш (при советской власти такого быть не могло!): 20 актеров бросили руководству заявления об уходе одновременно. Как только нам сообщили, что Эфрос снят, мы — хоп! — не сговариваясь, честное слово. Знаете, кто среди нас был: Ширвиндт, Державин, Гафт, Збруев, Каневский...
— ...неплохая компания!..
— ...Адоскин, Яковлева, Дмитриева, Сайфулин. Бросили заявления — и фьюить!
— Эфрос сильный был режиссер?
— Анатолий Васильевич? Гениальный — я бы его назвал Пушкиным в режиссуре. Таких сейчас нет — из нынешних никто сделать психологический разбор не умеет. Я со многими режиссерами работаю, но не понимают они зачастую, о чем речь, не-а, а это театральная первооснова, поверьте, и я не стал бы так говорить, если бы не был в этом уверен. Я, правда, этим чуть-чуть владею, совсем не так, как Учитель.
— У вас за плечами 53 года в кино и — страшно сказать! — около 200 киноролей: такое количество даже трудно себе представить...
— Ужас!
— Как это вам удалось?
— А я знаю? Однажды прикинул: в один год снялся в пяти картинах и еще в театре играл. Понимаете, можно все, что угодно: главное — нигде не дать слабину, чтобы, когда приезжаешь со съемки в театр, никто не догадался, что ты с дороги, усталый. Этого допускать нельзя, и то же самое, когда на съемку летишь: прибыл — будь стопроцентно готов. Не начинай причитать: «Ой, я сейчас отдохну, полежу, а потом и снимайте».
— Это и есть профессионализм?
— Конечно.
— Вы как-то сказали: «Я никогда не халтурил и никогда не проваливался» — «доброжелатели» не поспешили вас опровергнуть?
— Нет, и хотя дежурных ролей на самом деле у меня было много, провалов не случалось — честно! Работать кое-как я бы не стал — себя постеснялся бы.
— У вас, по-моему, есть беспроигрышный рецепт успеха: «Даже в самой комической роли, — признались однажды вы, — я всегда ищу драму: это верный признак того, что роль удастся»...
— Ну да — это школа Эфроса. Придерживаюсь ее не только на сцене, но и в жизни: например, никогда не прохожу мимо валяющегося пьяного — обязательно подойду. Почему? Да потому, что я же не знаю, почему он пьет, почему дошел до состояния нечеловеческого — может, судьба у него горькая... Ты хоть чуть-чуть его поддержи: подними, усади на скамейку, спроси: «Вы сами дойдете домой или вас проводить?». Не бойся, что испачкаешь кофту или дубленку дурацкую — Бог с ней!
Так и каждую роль надо играть — искать в ней драматизм. Почему человек именно таким стал? Почему оказался способным на мерзкий поступок? — эти вопросы надо задавать себе, даже когда (дурацкое слово!) препарируешь негодяя. Вот в чем драма, предположим, Тибальта?
Существуют Ромео и Джульетта — милая, интеллигентная молодежь, и есть Тибальт, который поддерживает многолетнюю клановую вражду. Он даже сам не знает, почему семьи Монтекки и Капулетти собачатся, — ему это не важно, главное для него, чтобы что-то варилось, — совсем как сейчас в нашей жизни. Ты думаешь: «Ребята, зачем это вам?», а вот кому-то ведь на руку дрязги, конфликты, водичка мутная...
— Людям, чьих фамилий мы не знаем...
— Ну да, но мы-то с вами отлично понимаем, зачем понадобился Афганистан, зачем сегодня нужна Чечня. Кому-то выгодно, чтобы варево в этом котле бурлило, хотя мы, как нормальные люди, недоумеваем: «В чем дело? Какой интернациональный долг? Чего я Афганистану должен?» — и я, хоть и плохо, простите, учился, очень хорошо понимаю, что географически нам это не близко...
— Где Афган, а где мы!
— Что я забыл там, на Востоке? Кому-то в том краю что-то понадобилось, и за это никто не ответил, а когда такой Тибальт сам нарывается и его живот пронзает меч, он в растерянности: как это? Он-то считал себя стальным, а оказывается, тоже живой и ранимый. Вот и кровь, и жизнь утекает по капле. В этом драма, потому что человек в последнюю секунду осознает: он такое же уязвимое существо, а не нечто суперменистое.
«ГРУЗ 200» — АБСОЛЮТНО БЕЗНРАВСТВЕННОЕ КИНО»
— Достаточно часто вижу вас на экране и должен заметить, что всем вашим героям веришь беспрекословно, и у каждого из них есть характер. Буквально позавчера, щелкая пультом телевизора, в 153 раз совершенно случайно зацепился на одном из каналов за «Семнадцать мгновений весны», где вы снялись в роли Клауса. Казалось бы, мерзавец, подлец, но как убедительно и как точно сыгран!
— Сперва я хотел отказаться, дескать, зачем мне такая мразь? Что может быть хуже, чем провокатор, доносчик...
— ...еще и такой циничный...
— ...который входит в доверие, завоевывает чью-то симпатию, вытаскивает человека на откровенность, а потом отправляет на тот свет! Потом подумал: «Все-таки Лиознова — художник серьезный, надо отказ свой аргументировать». Стал, одним словом, сценарий читать и понял, в чем дело: мы с вами такое явление и в своем окружении знаем.
— Еще как!
— Клаус же словоохотлив, болтун — вот Штирлиц и спрашивает его: «А писать вы не пробовали?». У Юлиана читаю: «Нет!» — и думаю: «Оп-па, тут надо сделать большую паузу. Буквально зрители не поймут, но что-то повиснет». Я делал паузу не очень уверенную: типа хотел стать писателем, да не хватило таланта, и тогда он...
— ...решил реализоваться в другом...
— Ну, что-то вроде: ах, вы меня не признаете? По-вашему, я бездарен, да? Не захотели меня печатать? Ну, я вам покажу. Понимаете, один человек говорит: «Ну, не стал я писателем или артистом, и ладно — раз нет таланта, пойду на завод токарем» — и счастлив в этой профессии, а другой желчью исходит: «За это я вам отомщу!».
— Лев Константинович, годы идут, кинематограф совершенствуется, а мы по-прежнему смотрим старое кино, и зачастую кажется (во всяком случае, мне), что оно лучше, эстетичнее, чище, чем новое. У вас такого ощущения нет?
— (Задумчиво). Есть. Знаете, когда-то я тоже в какой-то степени был хунвейбином и не признавал всех этих «Кубанских казаков». Какое утешительное, думал, кино — с ума сошли!
— Какая безобразная лакировка действительности!
— Ну еще бы — стране в это время жрать было нечего, люди с голоду помирали, а тут груды фруктов и овощей, которые собирали по всем окрестным селам, чтобы столы ломились...
— Розовощекие, красиво одетые казачки на весь экран...
— И не стыдно, я возмущался, пускать в глаза пыль, такую ахинею снимать, а сейчас смотрю: нет, что-то в этом таки было.
Я приведу пример. Однажды Сергей Бондарчук смотрел у нас «Брата Алешу» — по «Братьям Карамазовым» Достоевского. Спектакль был очень жесткий, так скажем: я играл там штабс-капитана Снегирева — это моя лучшая роль в театре. Бондарчук, как вы знаете, человек был красивый, большой — пришел за кулисы мрачный, сел. Мы спрашиваем: «Сергей Федорович, что, не понравилось?», а он: «Да нет, спектакль гениальный, но, братцы, так же нельзя. Нож засадили в сердце и держите — ну вытяните его на секунду, елки-палки, это же вынести невозможно». В ту минуту, помню, меня мысль пронзила: «Ну да!». Так вот и с этими «Кубанскими казаками»: и так у людей напряженная жизнь была (не жесткая, а жестокая), а мы что же — давайте еще на экране добавим?..
— ...чтобы все надежды убить...
— В том-то и дело! Я же и сам снимался в этих, как их называю, полуцветных, полумузыкальных, полухудожественных картинах. То экскаваторщика помощник, то комбайнера, но персонажи мои симпатичные, и я глазастый такой, курчавый. Нет уж, пусть ленты наивные, но в них изначально добро заложено, и никуда от этого не деться. Какое бы, извините, дерьмо по сюжету ни снимали, а все равно финал оптимистичный...
— ...и какая-то мораль присутствовала...
— Ну конечно.
— Лев Константинович, а как вам нынешние картины? Недавно вот снова показали по телевидению «Груз 200» Балабанова — чересчур жестко, натуралистично, но чертовски, на мой взгляд, талантливо...
— Мне плохо на этой картине стало — по-моему, абсолютно безнравственное кино. Мне просто, извините (я извиняться иногда буду, ладно?), как члену Академии кинематографии присылают пакетами диски, которые следует посмотреть, чтобы оценить и фильм, и сценарий, и роли мужские. В кинотеатр же не успеваешь ходить...
— Вы посмотрели «Груз 200» от начала до конца?
— Да, и везде 20 со знаком минус поставил, причем делал это злобно.
— Подождите, но режиссерская работа ведь классная?
— А мне, когда кино безнравственное (заводится), плевать, какая она. Когда, извините, девушку насилуют бутылкой от вина, для меня все кончается — это невозможно! — и когда вскрывают цинковый гроб с афганцем, вытаскивают оттуда труп и бросают к девушке на кровать, душит протест, и мне уже все равно, талантливо это снято или же нет.
— Приходится слышать, что у Балабанова не все с головой в порядке...
— Ну, Чацкого тоже сумасшедшим считали — этот момент чреват... Как с головой у него, не знаю, но с совестью явно что-то не то...
— В новое российское кино вы в отличие от подавляющего большинства ровесников вписались блестяще, а в сериале «Бандитский Петербург» (кстати, неплохом, на мой взгляд) сыграли неожиданно роль киллера и сделали ее по-человечески убедительной, яркой. Вам это интересно было?
— Да, безусловно. Все-таки в такой ипостаси я никогда еще не кувыркался, да и киллер-то не простой, он ловит в оптический прицел совсем уже нелюдя — Антибиотика. Убийство, конечно же, есть убийство, и киллер есть киллер, но охотится он за человеком совсем страшным — фактически зверем, так что моральное оправдание там все-таки было.
— Вы понимали мстителя, образ которого создали?
— Понимал, и достаточно хорошо. Есть же вот, скажем, «Ворошиловский стрелок», которого Михаил Александрович Ульянов блестяще сыграл...
— ...и фильм получился прекрасный, правда?
— Мало того, если бы довелось, я тоже таким «Ворошиловским стрелком» стал бы — не задумываясь, пришлепнул бы подонков.
— Сколько лент, столько и мнений: недавно вот Андрей Панин и Тамара Владимирцева сняли фильм «Внук Гагарина»...
— Ой, замечательная картина — Панин-старший там потрясающий!
— Прекрасный актер!
— Господи, как он играет! Кстати, вы знаете, почему ее не выпускают на экран?
— Дочери вроде против...
— Да не дочери — сестры Гагарина: посчитали, что это надругательство над памятью Юрия Алексеевича, и через суд добились запрета на использование его фамилии. Какие-то оценки наивные — то же самое, что с памятником Шукшину в его родных Сростках было, где он сидит босиком на земном шаре. Когда его мама это увидела, заплакала: «Что же, у Васеньки сапог и ботинок не было? Нет, ни в коем случае!». Скульпторы мнение старушки уважили и поставили памятник после ее смерти. Наивно, наивно...
«НАС БЫЛО ТРОЕ: Я, БУДЕННЫЙ И ВОРОШИЛОВ. ПИОНЕРЫ, КО МНЕ!»
— В чем же проблема у «внука» Гагарина — в том, что оказался негритенком?
— Дело не в этом — там изумительный парень, маленький мальчик, играет детдомовца, который придумал, что у него был знаменитый дед. Его спрашивают: «А почему ты уверен, что внук Гагарина?», и, поскольку этот детдомовец еще и матерится, предупреждают: «Только без мата! Только без мата». — «Ну, — отвечает мальчонка, — дед-то по разным странам ездил: и в Африку в том числе, а там бабы на него вешались...». Ему опять: «Только без мата!». Негритенок долго ищет нужное слово: «Он их всех... говоря современным языком, перетрахал, и вот тут-то родился я». Это, по-моему, так чисто, смешно, а сестры восстали: мол, надругательство над памятью. Придрались к одной фразе — ой, Боже, и смех и грех!
— Вы относитесь к той категории артистов, которые сполна испытали и продолжают испытывать на себе настоящую, не придуманную, народную любовь...
— Ой, да ладно (смущенно), ну хорошо...
— Согласитесь: таких всеобщих кумиров немного — их можно пересчитать по пальцам...
— Дима, у нас один пьяный всегда кричал... Правда, у него был орден Красного Знамени — старый, при банте, и он, как примет на грудь, командовал: «Нас было трое: я, Буденный и Ворошилов. Пионеры, ко мне!». Так вот, нас было...
— Какие самые яркие, особенные проявления народной любви вы испытали?
— Когда люди улыбаются, подходят на улице, приятно и славно, и когда просят автографы, всегда останавливаюсь, даже если очень спешу, — а как же иначе? К тебе же с приветом идут, а не с чем-то другим. Есть некоторые актеры, которые всех отфутболивают: «Я устал, отойдите, не подходите!» — этого я не понимаю.
— Да, были люди в ваше время!.. Я видел старую выцветшую уже фотографию, на которой копающие картошку Ефремов, Табаков, Евстигнеев, Борисов и вы...
— Есть такая, но мы там не картошку копали, а строили московский университет — березы сажали.
— Вот компания!
— Мы, правда, и в колхоз студентами ездили, и есть фотография, где я с Олегом Борисовым на поле картошку гружу. А как же — это все было!
— Я не случайно об этом вспомнил — вы как-то сказали, что нынешние молодые артисты по сравнению с тем поколением аристократов — настоящие пэтэушники. Не погорячились?
— Нет, и от слов этих не отказываюсь. Тогда была действительно аристократия — Ливанов, Тарасова, Грибов, Анненков... Своя у Вахтанговского театра, у Малого, у МХАТа...
— Ее сейчас меньше стало или теперешние актеры просто другие?
— Это как в жизни: была аристократия, а потом ее всю выбили, и где она? Исчезла потихонечку: настоящую перестреляли, остатки вымерли. Великих и замечательных уничтожили, а потом пришли разночинцы, мы, и стали бороться за новую правду. Поступали вроде бы правильно, но многое, как водится, и наваляли. Почему? С одной стороны, Эфрос, Любимов, Ефремов, которые выступали как корифеи и создатели трех новых направлений, эту правду нашли, а с другой...
Мы что, собственно, сделали? Сорвали занавес, сняли с театра ореол таинственности. Свободная репетиция — заходи кто угодно, сидите, смотрите, и тем самым многое упустили. Когда исчезла грань между сценой и залом, когда публика решила, что мы — свои, это было неправильно, и дело не в том, что я против панибратства. Это ничуть не унижает актеров и не делает лучше зрителей, но все равно творческая дистанция, таинственность и загадка в театре должны быть обязательно.
Мы это убрали, а сейчас пришло ПТУ — им вообще все до фонаря. Я вот еду недавно сниматься в Киев с молодым московским актером, сижу и листаю сценарий, потому что концы с концами не связаны...
— ...и текст наверняка учите...
— Прилетел, ко мне сразу подходят: «Через час уже в кадр», и вот я сижу с ручкой, кропаю, а он меня спрашивает: «А вы что, перед съемкой читаете текст?». — «Вот поэтому, — отвечаю, — у нас сериалы такие». — «Какие?». — «А вот такие», — говорю и пальцем на него показываю. Он даже не понял, что я хотел сказать. Что вы хотите: пэтэушник, хотя ПТУ — это же хорошо...
— Попробуй сейчас специалиста найди!
— Потому что профтехучилища разогнали — ни слесарей в результате нет, ни токарей, ни маляров, ни плотников. В актерском деле, поймите правильно, я этим словом обозначаю снижение профессиональных навыков. ПТУ — это ученик, и нынешние — они все ученики, подмастерья, все на одно лицо, особенно женщины. Не хочу никого оскорбить — может, такие требования время диктует?
— Это пройдет, наверное?
— Вот если вам показать то, что сегодня снимают, а потом спросить: как фамилия этой актрисы? Ручаюсь, вы не ответите, и я вряд ли.
— Раньше мы знали: это Никулин, а это Миронов, там Ширвиндт, здесь Дуров...
— Доронина, Васильева... Ну конечно! В том-то и дело...
«АНДРЕЙ МИРОНОВ БЫЛ ВЕСЬ ИЗРЕЗАННЫЙ — ПОДМЫШКИ ИСПОЛОСОВАННЫЕ, И ЕГО МАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ РАБОТАЛА НА ЛЕКАРСТВА»
— Была еще, очевидно, беззаветная преданность и любовь к профессии — вот вы когда-то рассказывали мне, что Андрей Миронов снимал после спектакля рубашку, а она была вся в крови...
— Это мы «Продолжение Дон Жуана» играли. Он весь изрезанный был — подмышки исполосованные, и Марья Владимировна — Миронова-то! — всю жизнь работала на лекарства. Какое-то жидкое стекло — тогда же вообще ни черта не было! — за границей ему покупали.
— Миронов страдал жутким фурункулезом?
— У Андрюши был какой-то неправильный состав крови (я ничего в этом деле не понимаю), но никогда, ни разу он не попросил: «Лева, поосторожней!». Спектакль был физически прессинговый: в конце я его бил, хватал и толкал в зрительный зал, и если иногда, так сказать, давал слабину и отворачивался, он начинал: «Лева, а почему ты меня не швырнул в зал?». Я же не мог сказать, почему, но в следующий раз вынужден был опять молотить его без всякого снисхождения.
После этого Андрюша приходил в гримуборную, снимал черный бархатный кафтан, под которым белая рубашка была вся в крови. Душ, одеколон... В кейсе у него всегда лежала чистая накрахмаленная сорочка. Он одевался: «Левочка, цем-цем! Пока-пока!» — как будто и не было ничего. Это повторялось каждый спектакль, но ни разу он не допускал даже намека на халтуру.
— Мы говорили об истинных интеллигентах, и думаю, вам повезло: вы их застали...
— Счастье!
— Опять-таки жили чуть ли не в одном доме с Рихтером...
— Ну, не в одном доме — рядом. Кстати, только вчера говорил с его племянником Дмитрием Дорлиаком — он в Париже живет, а так как Митя работал в нашем театре, дядя Слава стал для нас своим человеком. Он был даже — такую говорю наглость! — нашим тапером — у Митьки на дне рождения, когда начинались танцы, дядя Слава садился и начинал играть: мы под Рихтера танцевали. Что вы, он был поразительный!
Однажды пришел молодой джазист-пианист, и Митька к нему: «Поиграй-ка для нас!». Музыкант ужаснулся: «Ты что!? Как же я при твоем дяде посмею?», а он все не отстает: «Ну, поиграй!» — дядька, мол, где-то на кухне сидит, чай пьет... Тот сел за инструмент, взял несколько аккордов — влетает Рихтер. «Кто? — спрашивает. — Что такое? Ну-ка, ну-ка! Господи, потрясающе! Нет, я так не умею. Какая музыка изумительная! А можно я тоже попробую, рядышком с вами сяду?». И давай они в четыре руки какую-то джазовую мелодию наяривать. Рихтер в восторге был: «Боже, как это хорошо! Как интересно!».
— Дистанцию он не держал, свысока с собеседниками не разговаривал?
— Ой, свысока! Во дворе как-то встречаемся, идет снег, и вдруг он снимает кепку, и снежинки на его большую, извините, башку падают. У него же череп был грандиозный...
— ...мощный...
— Мощнейший! Я с опозданием шапку стянул и стою, с ноги на ногу переминаюсь. «Святослав Теофилович, — прошу, — наденьте, пожалуйста, кепку». — «Что вы, я вас так уважаю!». Меня!..
— Без комментариев. Вы и Раневскую ведь застали...
— Однажды меня пригласили на прогон спектакля «Дальше — тишина», и я сидел в зале один.
— Она же там с Пляттом играла...
— Два корифея, грандиозные совершенно! Жду, короче, начала, и вдруг из-за кулис ее голос: «Там кто-то сидит — это ужас какой-то! Дуракам полработы не показывают — Слава, я не пойду». Плятт ей: «Фая, ну успокойся». — «Нет, ни за что! Говорю же, дуракам полработы...». Ростислав Янович продолжает ее увещевать: «Это Дуров, артист Эфроса». — «А-а-а, слыхала, слыхала... Да, по-моему, он не дурак. Ну ладно, пойдем сыграем для него, что ли». Сидел я, скукожившись...
— ..фантастика!..
— ...потом отправился за кулисы и спрашиваю: «Можно зайти?». Плятт заговорщицки: «Она тщеславная. Зайди, зайди, Левочка». Я заглянул в гримерную: «Фаина Георгиевна!..». Она: «Нет, это было ужасно, зачем вы сегодня пришли?», но говорила кокетливо.
«ЕСТЬ У АКТЕРОВ НЕГЛАСНЫЙ ПУНКТ КОНТРАКТА: ОН ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗАБВЕНИЕ, ЕДВА ТЫ ИСЧЕЗАЕШЬ С ЭКРАНА!»
— Многие актеры старшего поколения часто сетуют: раньше, мол, в 50-60-е годы, мы были звездами, а теперь нас забыли, уже не снимают. Вам этих людей жаль?
— Вы знаете, не имею права их осуждать, но я ненавижу нытье. «Ребята, — им говорю, — понимаете, есть негласные пункты контрактов. У летчиков-испытателей, например, слово «гибель» буквочками не прописано, но, вылетая на новом, неопробованном еще самолете, каждый из них не знает, вернется домой или нет. Когда Гагарин отправился в космос, да еще на неподготовленном аппарате, генеральный конструктор Королев не мог поручиться, что первый космонавт останется жив, сказал: 50 на 50, и до посадки никто не был уверен, что полет пройдет благополучно.
Значит, параграф этот существует? Вот и у нас есть такой же, только он предполагает не гибель, а забвение, как только ты исчезаешь с экрана или со сцены. Об этом знать надо, так что не ной! Профессия у нас изумительная, и ты в нее сам пошел, ты очень ее хотел. Был в ней счастлив? Да, а сейчас она для тебя кончилась. Кто-то руками разводит: «Почему именно меня забыли? — я слышал эти реплики даже от великих артистов. — Я же так много сделал для народа!». А разве народ — тот же шахтер, машинист или строитель! — для тебя ничего не сделал? А чем ты печку топил, на чем ездил — да что за бред?!
Не понимаю нытья, клянусь, и говорю это совершенно искренне. Не могу смотреть передачи, где со слезой показывают: вот, мол, они в забвении... Ну и что?
— Значит, пили или неправильно себя вели, или профессии изменяли...
— Даже не это. Пусть и не пили, а здоровье сломалось — ну что поделаешь? Такова жизнь...
— Более 50 лет вы живете с одной женой — для актерского мира безумная редкость. Полувековые брачные узы вам, простите, не надоели?
— Да нет. Майя Михайловна Плисецкая со Щедриным тоже 50-летие совместной жизни отпраздновали — даже такие звезды подолгу вместе.
— Вас не тянуло сменить декорации, обстановку?
— Как-то руки до этого не доходили, и потом, все было в порядке. Понимаете, существуют ведь камни преткновения — те, об которые семьи разбиваются, и приблизительно я их знаю. Другое дело — любовь: она, конечно, с первого дня до последнего быть неизменной не может.
— Со временем в нечто другое перерастает?
— Немножко не так. Первая любовь — это страсть, сумасшествие, когда ты готов на все и преград для тебя не существует: ради того, чтобы добиться руки любимой, можешь весь мир разнести. Потом вы женитесь, и постепенно страсть — это закономерно! — исчезает и начинается собеседование. Вот если вам интересно друг с другом беседовать, жизнь продолжается, а если нет — бегите...
— ...быстрее!
— И еще: как только в доме начинают произносить слово «деньги» — конец! Вот Ира моя никогда не интересовалась, сколько и где я зарабатываю. Ни-ког-да!
— Как это вам удалось?
— Она знала, что деньги лежат в верхнем ящике, а есть они, нет их... Жена ни разу не упрекнула меня: «Лева, у нас ни копейки не осталось», — молчала. Ждала, что сам в семейную казну загляну и буду выкручиваться, решать: то ли занять у кого-то, то ли еще больше работать.
— Супругу, судя по всему, вы в ежовых рукавицах держали?
— Да нет, они все у меня такие: и Катька, дочка, и внучка (тоже Катька!) — совершенно не из нынешнего времени... Вы не увидите у них ни серег, ни косметики на лице, ни духов — они от этого удовольствия не получают.
— Лев Константинович, вы ревнивы?
— О да. Когда говорят, как в свое время Пушкин: «Отелло не ревнив, а наивен», это чушь, Александр Сергеевич ошибся. При чем тут наивность? (бьет себя по ушам, скорчив рожу). Он был ослеплен, Отелло-то, и кто бравирует: «Я не ревнив», или врет, или тупой. Ну нельзя без этого: мужчина не в силах не ревновать женщину.
— Вы тоже жену ревновали?
— Конечно — а как же?
— И сцены устраивали?
— Нет, только не это, хотя... Расскажу вам ужасный случай. У меня были друзья — братья Воронины, известные акробаты — они часто ездили за границу и иной раз делали нам какие-нибудь подарки (в то время же в магазинах вообще ничего нельзя было купить, чтобы на себя напялить). Однажды они привезли Ире невероятное розовое пальто — какое-то курчавенькое букле с плетеными фарфоровыми пуговицами. Это было нечто сногсшибательное — второго такого в Москве не найдешь, и вот однажды еду я домой на троллейбусе и вижу наше розовое пальто — это Ирина стоит на Гоголевском бульваре в объятиях какого-то человека.
— Страшное дело!
— Пока ехал домой, все передумал... Знаете, когда слышу, что кто-то убил любовника, я не понимаю, за что его-то? Мужчина влюбился, завоевал... Ты убивай жену, которая предала, и вот я придумал, что с ней сделаю. Твердо решил: убью сразу, зарежу! Да-да-да! Звоню в дверь — открывает. Видит, что меня всего трясет, и спрашивает: «Что ты такой бледный?». Я сел, к стеночке прислонился и выдохнул: «Ирочка, прости, я дурак. Только что видел, как в сквере ты целовалась с мужчиной». Она пальцем у виска покрутила: «Идиот!».
Потом-то мы посмеялись над этим... Просто у кого-то похожее пальто оказалось, но пока я доехал, у меня в башке и в сердце такое творилось — не передать. Я и Отелло вспомнил, и всех обманутых мужей...
«КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ПРОПАГАНДА ОДНОПОЛОЙ ЛЮБВИ, Я ЗВЕРЕЮ»
— Ну еще бы, вас окружали записные донжуаны и сердцееды, вы были свидетелем многих театральных романов... Коллеги, кстати, не рассказывали вам о своих победах?
— Ой, это жуть! Помню, когда с Ростиславом Яновичем Пляттом мы в «Семнадцати мгновениях весны» снимались, жили в одном номере. Однажды просыпаюсь и говорю себе: «Та-а-ак, тихо, не кряхти!», чтобы соседа не разбудить. Открываю глаза, а он стоит у окна в длинной белой рубахе до пят, смотрит в туман, а там легкие очертания костела — красотища! Я покашлял, и Плятт, не оборачиваясь, произнес: «Левочка, вы проснулись? Знаете, стою вот и думаю: все-таки кое-что в жизни у меня так и не состоялось». — «Что вы, Ростислав Янович, — подскочил я, — все у вас состоялось!». — «Нет, я ни разу не был с женщиной на реву». — «На реву»? Это как?» — спрашиваю. «Ну, это часа три-четыре утра, когда коров выгоняют на пастбище — к этому времени я всегда выдыхался».
— Вот беда-то!
— Вижу: он говорит все на полном серьезе — вот это и есть аристократия.
— Как, если не секрет, вы относитесь к засилью на эстраде, на театральных подмостках, на телевидении — вообще, в культуре — гомосексуалистов?
— Меня, если честно, совершенно не интересует, кто и чем...
— ...в свободное от работы время...
— Да, занимается. Ради Бога: лесбиянка, голубой, синий в крапинку — ваше личное дело, но когда начинается пропаганда однополой любви, когда идет тотальное наступление на сознание и мне втолковывают, что это изумительно, что это чистота (а отсюда напрашивается вывод, что все остальное — грязь), я буквально зверею. Чей череп лежит перед распятием? Адама. На него капает кровь Спасителя, значит, Иисус Христос как бы искупает вину Адама и Евы, их грехопадение собственными страданиями и благословляет на деторождение, так на каком основании, ребята, вы мне морочите голову и претендуете на какие-то высокие категории?
Нет ничего выше любви мужчины и женщины, потому что с нее все началось — с Адама и Евы, с Библии. Это мораль изначальная, поэтому не врите, а теперь главное. Однополая любовь не ведет к рождению, а значит, человечество идет к вырождению.
Однажды об этом замечательно Невзоров сказал — журналист и депутат Госдумы, которого я одно время грубовато называл «трупоедом» (в него еще стреляли, а сейчас он лошадьми занимается). Его как-то про одного режиссера спросили: как вы, дескать, относитесь к его творчеству, а он и ответил: «Да что анализировать-то? Пидор есть пидор». Все так и присели, не знали, как дальше беседу вести. Вот я и говорю: вам это нравится — ради Бога, но пропаганде...
— ...стоп!
— Потому что тогда мы придем к вырождению полному, нас просто не будет. Детей-то и так все меньше и меньше, и не зря многие нации за любую соломинку хватаются, только бы сохраниться. Идет вымирание человечества: и военное, и экологическое, и мы это понимаем прекрасно. Однополых браков нам еще не хватало...
— Знаю, что вы коллекционер — собираете редкие, занятные вещицы и вроде одно время в вашей квартире был даже музей оружия...
— Ну, в детстве я вообще целый склад натырил — тогда это было запросто. Система была такая: на станцию «Москва-товарная» приходили эшелоны с трофейным вооружением, ты подбегал к часовому, отдавал пачку махорки, и тот уходил к паровозу. Когда караульный возвращался, ты должен был исчезнуть, иначе он мог даже стрелять, и вот, как только он отворачивался, мы, пацаны (в одиночку же вагон не откроешь), двери настежь — джах! Шмайсер? Давай бери! Раз, на шею повесили. Разбитый истребитель немецкий? Это не нужно. Следующий вагон открываем. Парабеллум? Ну-ка его за пояс!
Я порядком оружия натаскал и на чердаке у нас заложил небольшой, с эту комнату, полукруг кирпичом. Когда пожарные инвентарь проверяли, они упирались в стенку и думали, что это конец, — ничего дальше нет, а я ставил стремянку, залезал... Там все мое богатство хранилось: шмайсеры, снаряды с красными головками, заправленные, как патроны, в широкую металлическую ленту, даже пушка-пулемет с «Юнкерса-88», но кто-то стукнул, донес в милицию. Менты приехали и оп-па! — все забирать стали. Оказалось, что среди моих трофеев была даже мина-«лягушка» — ими, кстати, и в недавние войны пользовались. Знаете, что это такое?
— К стыду своему, нет...
— Она всякими болтами, шурупами, рубленой арматурной проволокой начинена. Когда кто-то идет, от малейшей детонации эта противопехотная выпрыгивающая осколочная мина выскакивает и взрывается, поражая всех на десятки метров. Ранения в результате чудовищные...
— Дома у вас, по слухам, две пробитые каски хранятся: немецкая и советская — зачем они вам?
— Я подобрал их в крымских горах — там альпийские луга с целебными травами, и местные жители уговаривать стали: «Поехали! Ну поехали!». Травами я не пользуюсь, тем не менее, когда приглашают, они как бы одолжение тебе делают, ну и еще прогуляться решил. Иду, короче, иду, смотрю, наша каска лежит — пулевое ранение прямо в лоб. Снайперское, как я сообразил, а когда солдатик завалился, немец ему еще 11 дырок в каске проделал — глумился, лупил по мертвому. Нашел еще пряжку морской пехоты, а вот ремень, видно, тряпочный был, брезентовый, и истлел. Стреляные гильзы повсюду валялись, а вот оружия не было — кто-то до меня бродил тут уже неоднократно.
Думаю: «Кто же стрелял, откуда?». Прикинул по дырочкам — с того, очевидно, пригорка. Поднялся туда — немецкая каска лежит и ремень кожаный. Он у меня в кабинете, в театре висит, а каску в спектакле «Жиды города Питера» по братьям Стругацким использую для наглядности войны. Два солдата, две смерти...
— У вас же еще какой-то прибор со стола Гитлера есть, да?
— Не прибор — картонка размером чуть меньше книжки, тисненная золотом: «Адольф Гитлер из Бабельсберга (район Потсдама. — Д. Г.) приказывает». И шелковый галстук Евы Браун...
— Класс!
— Его привез человек, который рейхсканцелярию разбирал, — отец моих друзей. Все эти мелочи были признаны никому не нужной макулатурой, и их должны были сжечь — никакого отношения к предстоящему судебному процессу они не имели... Часть этот фронтовик на память забрал, а потом со словами: «Левочка, я хочу вам сделать подарок» протянул две картонки, причем одну — с автографом Гитлера. Потом знакомый художник ко мне пристал: «Подари, я автографы собираю». Я отдал, а он, мерзавец, обменял на скелет мамонта.
Антиквариат я не собираю, потому что денег на это нет, — в основном все с блошиных рынков, но кое-какие ценные вещи имеются. Например, визитная карточка Пушкина — она у меня в рамочке висит на стене.
(Окончание в следующем номере)

Первый председатель Службы безопасности Украины, экс-премьер-министр, экс-председатель СНБО и экс-министр обороны генерал армии Евгений МАРЧУК: «Тысячи могил украинцев, погибших на своей земле от российского оружия и российских военных, — это тысячи малолетних сирот, которые унесут в далекое будущее память о том, кто и почему убил их молодых отцов на их Родине, и обывательское раскаяние, типа: а мы ничего этого не знали, — потом не поможет»
Лев ДУРОВ: «Когда я слышу, что кто-то убил любовника, не понимаю, за что же его-то? Мужчина влюбился, завоевал... Ты убивай жену, которая предала, и я твердо решил: Иру свою зарежу!»
Патриарх современной украинской литературы Юрий АНДРУХОВИЧ: «Братание между народами никогда ничего хорошего не предвещает, особенно если речь заходит об украинцах и россиянах. Мне кажется, мы с разных планет...»
Политик Тарас ЧОРНОВИЛ: «Тягнибок в силу семейных связей и кагэбистского прошлого своего отца висит на крючке у ФСБ»
Муж актрисы Надежды РУМЯНЦЕВОЙ Вилли ХШТОЯН: «Если бы мне сказали, что буду 42 года жить с актрисой, никогда не поверил бы...»
Долги надо отдавать
«На х... ты сюда приехал, уважаемый?! Тебя кто-то звал, б...». Репортаж из оккупированного Донецка
Волонтер Виктория СОЛОДУХИНА: «Рубан сказал жене пленного: «Если он педагог, зачем воевать поперся?»
Роман КАРЦЕВ: «Путина я не слушаю, но думаю, что все врут. Ни одному политику не верю»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги