В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Едим между прочим, живем кое-как

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона»
Более 200 лет назад драматург Денис Фонвизин путешествовал по Украине. В дневниках его много записей вроде: «Около обеда приехали в Глухов... Накормили нас изрядно, да и по всей Малороссии едят хорошо». «К обеду приехали в город Батурин... Накормили нас малороссийским кушаньем весьма хорошо». Делались эти записи давно, когда люди наши еще не отвыкли вкусно питаться, не жили в спальных районах и не посещали забегаловки.

В старых сказках, если вы их еще помните, даже в распоследней избушке на курьих ножках гостя вначале приглашали к столу. Вести разговоры о делах прилично было лишь после угощения. Это один из старинных обычаев, и наши предки твердо его блюли. Вспомните Гоголя с его красочными описаниями трапез! В советское время мы стали и в еде ни на кого не похожи, кроме американцев, которые за столом скрупулезно подсчитывают калории, принимая в надлежащих количествах рекомендованные им белки, жиры и углеводы. При этом думать и говорить о делах не возбраняется, потому что ни на чем ином американцы не сосредотачиваются, а едят между прочим. Мы тоже ели между прочим, но и жили кое-как, перекусывая в перекурах...

У французов, например, в большинстве учреждений обеденный перерыв двухчасовой. Застолье — это сохраненный в веках ритуал, которому обучают с детства: нельзя есть поспешно, стол должен быть чист и хорошо сервирован, а салфетка на коленях — белого цвета. Еда обязана быть удовольствием, которое грешно портить.

В Италии всем известно, что с часу до трех большинство учреждений закрывается на обед, причем время это священно. Едят не обязательно много, но непременно вкусно. Количество блюд, которые здесь умеют приготовить из теста и овощей, неисчислимо, а репутации поваров важны не менее, чем репутации футболистов. Здесь проедают свои зарплаты так же, как у нас их могут пропить: разная традиция удовольствий. Трапеза — это ежедневный праздник: стол должен быть покрыт скатертью, из-под которой ни за что не выглянут несвежая доска или пластик... Во всяком случае, обед на голом столе с колбасой, супом на мясном бульоне и чем-то невыразительным на второе многие итальянцы восприняли бы как унижение.

Ну ладно, «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и не сблизиться им никогда», — говорил Киплинг. О Востоке мы всегда знали меньше. Но сейчас у нас появилось много восточных ресторанов, и вдруг выяснилось, что они тоже умеют разнообразить бытие и уважают трапезу. Кстати, я убедился в этом, посетив самые разные рестораны в континентальном Китае: традиция украшения стола, обилие соусов, других приправ обязательны там на всех уровнях. О некоммунистических Таиланде и Японии уже не говорю. Еда палочками тоже располагает к неспешной беседе, а подаются многочисленные блюда в большинстве своем уже нарезанными на мелкие кусочки, так что можно их клевать и вдумчиво общаться.

«Как народы питаются, так они и живут», — сказал древний философ и, возможно, был прав. В общем, давайте почаще вспоминать, что жизнь должна радовать. Многие народы вокруг нас помнят об этом, сберегая и хорошее настроение, и самобытность. Может, и мы, заботясь о собственной неповторимости, будем делать жизнь чуть человечнее, чуть удобнее, чуть добрее?.. Постепенно. Начиная с закуски...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось