В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Ивар КАЛНЫНЬШ: «Бывало, женщины ревновали — и по поводу, и без: сцены устраивали, рвали на мне волосы, царапались, кусались... Потом то же самое в кино мы играли...»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 17 Мая, 2012 00:00
Ровно 40 лет назад секс-символ советского кино сыграл свою первую роль в картине «Илга-Иволга»
Дмитрий ГОРДОН
Чтобы родители восприняли его желание стать артистом всерьез, Ивар Калныньш начал работать в 14 лет, совмещая ремонт машин с учебой в вечерней школе. Отец-автомеханик был рад, что сын пошел по его стопам, и верил: вскоре, забросив свои юношеские мечты, он станет хорошим и уважаемым мастером, однако не тут-то было. Едва ли не каждый день после работы Ивар спешил в кинотеатр неподалеку от дома, и не только ради того, чтобы посмотреть очередной новый фильм, — парня привлекали картинки в фойе: кадры из кинолент, портреты известных актеров и афиши, где огромными буквами были написаны имена кумиров. Рассматривать и изучать их он мог целый час, напрочь выбросив из головы, что сеанс уже начался и что, вообще-то, надо было купить билет, иначе в зал точно не пустят — юного Калныньша волновало совсем другое: «А если я выучусь на киноактера, ко мне тоже будут относиться так же, как я к ним сейчас?». В конце концов, тяга к кино папино влияние перевесила, и Ивар заявил родителям, что идет учиться на театральный факультет Рижской консерватории. Отец промолчал, а мама всплеснула руками: «Сынок, но актеры же так громко говорят!», тем не менее помешать решению сына не попытался никто. Сниматься Калныньш начал в 72-м, но стать лицом с рекламных щитов, глядя на которое в кино спешат тысячи зрителей, у него получилось не сразу. Знаменитым проснулся он только спустя шесть лет после выхода на экраны телефильма «Театр» по одноименному произведению Сомерсета Моэма, где стареющую приму Джулию Ламберт сыграла легендарная Вия Артмане.Злые языки судачили, будто неслучайно Ивар - красивый, подающий надежды, но мало кому известный - был утвержден на роль Тома Феннела: понравился, дескать, Артмане во всех смыслах, вот и взяли в картину, однако сам Калныньш всегда это отрицал. Во-первых, к тому времени он уже был женат и безумно любил свою первую супругу Илгу, а во-вторых, к Вии, которая была старше на 19 лет, относился с таким пиететом, с которым ученик относится к учительнице. К слову, первой его любовью учительница как раз и была: классе в пятом Ивар влюбился в биологичку и на ее уроках не то что отвечать - находиться не мог, поэтому у педагога возникло стойкое ощущение, что у ребенка не все в порядке с психикой: ну не может нормальный мальчик сидеть за партой с таким взглядом!
Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

После премьеры «Театра» «таким взглядом» смотрели уже на самого Калныньша - тысячи поклонниц, которые появились у актера на территории всего Союза, да и режиссеры разглядели в этом молодом мужчине аристократической наружности (в жизни не скажешь, что из простой рабочей семьи!) героя-любовника, который может стать и защитником, и борцом за правду, и идеальным мужем.

Определения «секс-символ» (в отличие от самого секса) в СССР тогда не было, тем не менее советские гражданки в один голос кричали «зимней вишне» Елене Сафоновой: «Дура!», когда та пересаживалась из белого «мерседеса» с Иваром в битый жизнью «жигуленок», за рулем которого сидел Виталий Соломин. Просто не верилось, что поездку в Женеву с импозантным дипломатом можно променять на неопределенность с обычным русским мужиком, который мечется, сомневается и никак не может выбрать, с какой из дам ему быть.

Ни «мерседес», ни Калныньша никто бы в ту пору не упустил - однозначно! - и за право наливать его герою кофе из красивого модного термоса любая женщина с Сафоновой еще побороfлась бы: видимо, потому пять лет спустя после выхода «Зимней вишни» в прокате появилось продолжение - «Зимняя вишня-2», где оказалось, что, меняя машины, героиня была в состоянии шока, не ведала, что творила, а посему быстро одумалась и к «западному» мужу и заграничному счастью все же вернулась...

Глядя на Ивара Калныньша, охотнее веришь, что дамы страдали из-за него, нежели в то, что трепали нервы ему самому, однако, по словам актера, не он уходил от жен, а бросали его они. Первый брак, продлившийся 20 лет, распался, когда подросли дочери Уна и Элена и супругам стало непонятно, зачем они, друг другу порядком уже надоевшие, все еще вместе, второй - с литовской актрисой Аурелией Анужите - съела ревность и профессиональная зависть, что нередко случается с семьями, где и муж, и жена люди творческие и заняты одним делом.

Рыжеволосую красавицу Аурелию Ивар встретил на съемках картины «Тайна семьи де Граншан» - по сценарию им надо было изображать влюбленную пару, однако любовные сцены шли из рук вон плохо. Отношения у опытного Калныньша и Анужите, которая моложе его на 24 года, казалось, так никогда и не склеятся, но после съемок актеры вдруг осознали, что расставаться не хотят, и прожили вместе семь лет, закрепив брак рождением сына Микиса.

Ивар Калныньш, Донатас Банионис и Паул Буткевич в фильме «Крик дельфина», 1986 год

Разбилась семейная лодка не о быт - скорее, о смутные 90-е, когда кино на постсоветском пространстве почти не снималось и многим актерам приходилось грачевать, разгружать вагоны, подметать улицы и мыть в домах у новых русских полы. На плаву лишь самые талантливые и наиболее везучие удержались, в числе которых, к счастью, оказался и Ивар, а Аурелия делить с мужем его успехи была не готова - наоборот, с помощью влиятельного супруга мечтала построить собственную звездную карьеру...

Калныньш, ради венчания с ней сменивший вероисповедание (из лютеранина стал католиком), терпел постоянное недовольство, а потом и измены, но вскоре стал платить жене той же монетой, и брак развалился.

Теперь в жизни Ивара другая женщина - 34-летний юрист Лаура Магазниеце, с которой он воспитывает двух дочерей - Луизу и совсем еще крошечную Вивьен, и, если верить 63-летнему актеру, в доме, где нет ни личных, ни профессиональных споров, неизменно царит гармония. В такой атмосфере Калныньшу хочется и сниматься, и на сцене играть, и, вспоминая то, чему учили в консерватории, петь, и в будущее смотреть с уверенностью и оптимизмом, вспоминая из прошлого только то, что доставляло радость.

«МАМА НАМ С БРАТЬЯМИ ЗАЯВИЛА: «С КРАСНЫМИ ГАЛСТУКАМИ ХОДИТЬ ВЫ НЕ БУДЕТЕ!» - ВОТ В ПИОНЕРЫ МЕНЯ И НЕ ПРИНЯЛИ»

- Добрый день, Ивар, я вспоминаю, как лет 10, наверное, назад вы принимали в Киеве участие в одном из концертов, и, вас увидев, мой друг Вилли Токарев (период вашего расцвета он пропустил - жил в США) спросил: «А кто это такой красивый?». Я ответил: «Ивар Калныньш, актер», после чего Вилли поинтересовался: «Югослав?». - «Вообще-то, нет - секс-символ советского кино», но это так, отступление... Начнем с начала: это правда, что вы из многодетной семьи?

С Вией Артмане в картине «Театр» (1978 год), ставшей визитной карточкой актера

- О, даже мама моя из многодетной - у ее родителей было восемь детей, так что дядь и теть у меня много (некоторые, правда, из жизни уже ушли), а нас у мамы с отцом четверо - три брата и сестра.

- В детстве, я слышал, вы не только пасли коров, но их еще и доили...

- (Смеется). Это не так, конечно: я городской парень, но однажды родители решили: надо, чтобы дети знали, откуда молоко берется. Мне было лет 10, когда меня в деревню отправили...

- ...а в Латвии молоко вкусное!..

- ...и это был замечательный опыт, потому что прежде я всегда одежду старшего брата донашивал, а в деревне возможность заработать была и на свои деньги костюмчик купить и штиблеточки, так что 1 сентября я пошел в школу уже в своем. До сих пор то лето помню - для меня стало большим открытием, что молоко появляется, только когда корова рожает, и что каждый год она непременно должна отелиться.

- Насколько я знаю, вы не были ни пионером, ни комсомольцем и мама от вступления в эти организации всячески вас оберегала...

- Не то чтобы оберегала - просто мой дядя когда-то был выслан и в Воркуте отбыл срок.

- Дали много?

Джулия Ламберт и Том Фэннел 20 лет спустя. «Мы, хотя и в одном театре работали, близко не общались»

- Во времена немецкой оккупации дядя продолжал заниматься своим делом - немцы не трогали людей, которые им были нужны: в мастерских работали, на заводах... Он был лесничим, а потом ему что-то пришили и 20 лет впаяли, из которых 11 он отсидел (когда вернулся, я помню крик матери)... Нам с братьями она заявила: «С красными галстуками ходить вы не будете!», и в школе я так наивно сказал: «Не хочу...» - вот меня в пионеры и не приняли. Играли же в демократию: кто-то в пионерах был, кто-то не был - три или четыре человека, по-моему, из нашего класса.

- Дядю по доносу посадили?

- Понимаете, наши, прибалтийские, страны ни одну войну ведь не начинали - их туда втягивали. До Второй мировой это были отдельные государства, а после того, как Скорцени за несколько часов решил вопрос с Австрией...

- ...пришла на танках Красная Армия...

- ...руководство СССР подумало, что надо бы отодвинуть границу на несколько сотен километров на запад, поэтому в Прибалтику советские войска вторглись и присоединили ее к Союзу. Не все этого, впрочем, хотели...

- ...мягко говоря...

С Софией Ротару в фильме «Душа», 1982 год

- ...и в 40-м начался процесс раскулачивания - людей в Сибирь, в частности, в Красноярский край выселяли, в Казахстан. Я хорошо это знаю, потому что моя жена родилась на руднике Диксон (это поселок Усть-Порт) - так в метрике у нее записано...

- ...там, где вечная мерзлота...

- Приказ о выселении вплоть до конца июня 41-го года был в силе, их везли...

- ...по дороге многие наверняка умерли...

- ...многие не понимали просто, что происходит, и когда уже вышли где-то там, в Красноярске, куда их определили на так называемое вольное поселение, услышали: «Это вы виноваты, что война началась». Насколько я понимаю, нужны были люди, которые осваивали бы Сибирь, и они бы уже там остались, но при Хрущеве им сказали...

- ...«Извините, произошла ошибка...

- ...поезжайте домой». Моя теща, кстати, в Сибири в питерского немца влюбилась: там были немцы, прибалты, выходцы из Западной Украины...

- ...молдаване...

- Ну, в общем, Сибирь - это отдельная песня. Выслали-то жены моей бабушку (теще в 41-м было 11 лет), и вот она, когда подросла, влюбилась в Борю Биллера, который был потомком екатерининских немцев, - они жили в Парголово (такой был поселок). Ссылка спасла им жизнь - их вывозили уже в блокаду, и вот они с тещей встретились...

- ...и были по-своему счастливы...

С Иннокентием Смоктуновским в мелодраме «Двое под одним зонтом», 1983 год

- ...и подарили мне жену, которая потом, в свою очередь, родила двух дочерей...

«ВНЕШНОСТЬ - МОЯ ПРОФЕССИЯ, А К СВОЕМУ ИНСТРУМЕНТУ Я ОТНОШУСЬ ПО-ХОЗЯЙСКИ: ДАЙ БОГ, ЧТОБЫ ОН ВСЕГДА БЫЛ НАСТРОЕН!»

- Знаю, что в юности вы в зимней Риге и летней Юрмале играли на танцах - интересно, на чем?

- На гитарочке. Тогда битломанией все болели, слушали Би-би-си, «Голос Америки» - что было в топе, записывали на бобины, разучивали...

- Гитарист - это же тогда серьезный считался парень: все девушки были, наверное, ваши?

- Ну, просто этим заниматься хотелось - в каждой школе был небольшой оркестр, мы отпускали волосы, подражали битлам, пели на ломаном английском, потом сами сочинять стали. Вся советская эстрада, наверное, в те времена родилась.

- В вашем послужном списке огромное количество картин - более 100, но я уверен, что для подавляющего большинства поклонников вы прежде всего герой фильма «Театр» по Сомерсету Моэму. Потрясающая, как по мне, работа (недавно я совершенно случайно опять ее посмотрел), и понятно, собственно, почему: замечательный режиссер Янис Стрейч, вы с Вией Артмане... Этот фильм затевали ведь, как бенефис, к ее 50-летию, да?

Виталий Соломин и Ивар Калныньш в музыкальной комедии «Сильва», 1981 год

- Да, это юбилейная картина.

- Это правда, что Вия Фрицевна ткнула в вас пальцем и сказала: «Моего любовника будешь играть ты!»?

- Ну, не знаю, при этом я не присутствовал. Тогда все утверждал худсовет, причем даже два, поскольку это был заказ Центрального телевидения.

- Сначала Рига, потом Москва?

- Да, деньги из Центра шли, а Рижская киностудия специализировалась на телевизионных картинах, поэтому часто такие задания получала. «Театр» тоже заказало ЦТ - специально для мадам, и, конечно, нас пробовали - сегодня это называется «кастинг». В частности, на мою роль еще один парень претендовал, но пробы прошел не очень удачно - потом режиссер мне их показывал, а тщательнее всего искали актрис на роли служанки и подруги главной героини, которую сыграла Эльза Радзиня. Москва не принимала, Стрейч делал пробы несколько раз, привозил, а ему: «Не тот типаж, понимаете?». В результате он таки снял Радзиню - она там прекрасна.

- Когда вы в последний раз «Театр» видели?

- Давно...

С Юрием Соломиным в сериале «ТАСС уполномочен заявить...», 1984 год

- Слушайте, красивый какой молодой человек был! - это я о вас...

- (Смеется).

- Вы на экране себе нравитесь?

- Ну, я профессионал и к внешности - своему инструменту - отношусь по-хозяйски: дай Бог, чтобы он всегда был настроен!

- Вы так достоверно сыграли к Вии Артмане чувства, что многие задавались вопросом: «А в жизни у них любовь была?»...

- Да, много было вокруг этой картины сплетен, но мне повезло в ней сыграть - мне очень сценарий нравился...

- Моэм замечателен, правда?

- Ну, произведение это я еще до того читал и сценарий прочел, как хорошую книгу: ничего меня не раздражало, ничего поменять не хотелось. Бывает порой много текста (то, что можно сыграть, объяснять словами не надо), а там как раз все как надо, режиссер в «десятку» попал и с музыкой, и с подбором актеров, так что спасибо худсовету и мадам, если она действительно где-то ткнула в меня пальцем.

- События в романе Сомерсета Моэма и типажи похожи на настоящие?

«В «Зимней вишне» у меня только эпизод — просто очень большой...». С Еленой Сафоновой, 1985 год

- Да нет - это, я думаю, воображение автора: по-моему, он недолюбливал актрис, и это чувствуется - особенно в книге (в нашем фильме, может быть, меньше). Что-то у Моэма с актрисами...

- ...не сложилось...

- Наверное.

- Вию Фрицевну вы назвали «мадам» - прикольно, а это правда, что она страшно свою жизнь заканчивала? Писали, да и по телевизору показывали, что ее чуть ли из дому не выгнали, что умирала она в нищете, что имела большие проблемы с детьми...

- Не все мне известно, поскольку сплетен не собирал, а близко, хотя и в одном театре работали, мы не общались. По-моему, там родня виновата - то ли дети, то ли еще кто-то, а вообще, к Вии все с уважением относились. Старость не радость, понятно, да и болезни свое дело сделали - три инфаркта, насколько я знаю... Конечно, все могло быть получше.

- Она великой актрисой была или просто раскрученной?

- Думаю, великой - раскрутка уже потом началась, после ее фильмов.

«Специально поддержанием формы я не занимаюсь, просто жизнь заставляет находиться все время на стреме»

- Одна только «Родная кровь» чего стоит...

- Никто же ее поначалу не знал, а потом она как деятель искусств появилась и сразу каким-то организациям понадобилась - особенно женской, которая, не помню уже, как называлась, но от нее Артмане весь мир с Терешковой объездила...

- Только разве что в космос не полетела...

- ...пожалуй, да (улыбается).

«К ТОМУ, ЧТО МЕНЯ СЧИТАЮТ СЕКС-СИМВОЛОМ, Я НЕПРИЧАСТЕН - НЕ Я ЭТИКЕТКИ К СВОЕМУ ТЕЛУ ПРИКЛЕИВАЛ»

- После роли в «Театре» вы почувствовали себя звездой?

- Да нет, просто прибавилось популярности. Это было хорошо для меня как для профессионала - появилось много других предложений сниматься, на разных притом студиях.

- Вы были чрезвычайно востребованы в кино, причем иногда снимались в пяти фильмах одновременно - таким успехом мало кто может похвастаться. Скажите, а на место режиссеров вы себя ставили? Задавали себе вопрос: «А что же они во мне видят, почему так много снимают?»?

- Нет, я просто плыл по течению, не сопротивляясь: работы было достаточно, и я, не задумываясь, нырял, куда показывали. Хотя, если так подумать, можно было порой и не нырять, но все-таки из всего этого количества ролей, наверное, и качество какое-то получилось.

- Вспоминаю вашего Герберта из фильма Масленникова «Зимняя вишня» - этакого принца на белом «мерседесе»... Вы-то наверняка женщин знаете (не до конца - до конца их понять невозможно), но все-таки почему героиня Елены Сафоновой променяла лощеного красавца Герберта на слегка замшелого Соломина на «жигулях»?

- Гордость советской женщины! (Смеется). Ну, как это? - на «мерседесе» в то время обгонять «жигули» было нельзя!

- Не в деньгах счастье и не в красавцах, получается, тоже, да?

С Арменом Джигарханяном в фильме «Избранники судьбы», 1987 год

Фото Fotobank.ua

- Наверное, но, думаю, все эти сценочки драматургически здорово очень написаны. Хотя в «Зимней вишне» у меня только эпизод - просто большой...

- Ну, вы там хороши!

- А любовь, понимаете, чувство необъяснимое, так что все могло быть...

- После таких картин миллионы советских женщин по вас просто сохли, режиссеры увидели в вас идеального героя-любовника, а сами-то вы секс-символом себя ощущали?

- Тогда таким термином не пользовались - это появилось где-то...

- ...в разгар перестройки...

- ...даже после 91-го года, по-моему, когда к нам просочились понятия, которые западная желтая пресса давно уже использовала. Какие-то даже опросы устраивали, но я к этому непричастен - не я этикетки к своему телу приклеивал.

- В одном из интервью вы воскликнули: «Что это за выражение - «секс-символ»? Надо не символом секса быть, а его участником»...

- Ну да (улыбается), я за участие.

- Поклонницы сильно вас все эти годы одолевали? По-прежнему житья от них нет?

- Да вы что? Я, как все, - влюблялся, женился...

С Еленой Кориковой в антрепризе «Не будите спящую собаку», 2009 год

Фото «РИА Новости»

- Приворожить вас пытались?

- Наверное, но я не в курсе - мне-то они этого не рассказывали.

- Одно время, по слухам, вы всерьез опасались приворотов, потому что желающие использовать по отношению к вам черную магию были...

- Просто один знакомый экстрасенс рассказал, что какая-то женщина пришла к нему с моим фотиком и приворот заказала. Он спросил у меня: «Кто такая?». Я плечами пожал: «Не знаю», а он подумал: это моя очередная любовница.

- Заказ, надеюсь, не выполнил?

- Я тоже на это надеюсь!

- Снова вас процитирую: «Не знаю, почему произвожу такое впечатление на слабый пол, - видимо, карма такая», и еще вы сказали: «Когда вижу женщину, срабатывает инстинкт самца - ничего поделать с собой не могу»...

- Ну, это же необъяснимо - почему именно эту даму ты полюбил, если есть еще тысячи, миллионы других.

- Вам приходилось, однако, видеть безнадежно влюбленные глаза, когда женщина не просто чего-то от вас хочет, а требует, а вы не в состоянии ей это дать, потому что не хочется?

Вторая супруга актера — актриса Аурелия Анужите. «Как-то сложно мы расходились: расстались, потом соединились, но снова не вышло...»

- Не было такого: то, что я мог, я своим женщинам дал...

- ...а что не мог - нет...

- ...во всяком случае, они не упрекали. Хотя, может, о чем-то другом мечтали - не знаю...

- Ваша бабушка вас наставляла: «Не бегай за девушками и трамваями - все равно придет следующий»...

- Было такое.

- Мудрая бабушка!

- Когда был подростком, она одним глазом за мной следила и такое вот посоветовала.

- Вы как-то признались, что все женщины уходили от вас из-за ревности...

- Не знаю, из-за ревности ли, но проблема такая и вправду была: где любовь, там и ревность.

- Ревновали сильно?

С сыном от второго брака Микисом. Всего у 63-летнего Ивара Калныньша пятеро детей — самой маленькой Вивьен два года

- Бывало - и по поводу, и без.

- Сцены устраивали?

- О!

- Жуткие или терпимые?

- Рвали волосы...

- На себе или на вас?

- На мне! Царапались...

- ...кусались...

- ...да-да-да...

- Было даже такое, чего не увидишь в кино?

- Нет, в кино то же самое потом мы играли - иногда.

- То есть одно удачно переходило в другое?

- Жизнь, на самом деле, порой краше, но драматурги тоже не спят - наблюдают, а потом с фантазией это все излагают, кое-что добавляя.

«Я БЫЛ ОБМАНУТЫМ МУЖЕМ, НО К ЭТОМУ ОТНОСИЛСЯ СПОКОЙНО - ПРОСТО ТОЖЕ ОТПУСКАЛ ТОРМОЗА»

- В одном из недавних интервью на вопрос: «А смогли ли бы жить с женщиной, которая вам изменила?» вы ответили: «Всю жизнь с такими живу, все изменяют. Как страшно! - бывает, что даже явно» - что вы имели в виду?

- Слов таких я не помню, но обманутым мужем был.

- Вы?

- Естественно, и к этому относился спокойно - я просто тоже отпускал тормоза. Ну, во всяком случае, поводом для каких-то скандалов с моей стороны это не стало.

Дмитрий Гордон — Ивару Калныньшу: «А сами-то вы секс-символом себя ощущали?». — «Тогда таким термином не пользовались — это появилось, когда к нам просочились понятия, которые западная желтая пресса давно уже использовала»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

- Сейчас вот, уверен, читательницы недоумевают: первый герой-любовник советского кино был обманут женщинами? Это невозможно, они вам не верят!

- Понимаете, любая парочка переживает период, когда отношения охладевают: надоели друг другу, что ли. Что-то мешает быть вместе - это необъяснимо, но обязательно тот час приходит.

- Вы измены прощали?

- Да я и не разбирался особо...

- Это, как я понимаю, была жена?

- Одна из жен... Знаете, не страшно, когда ты об этом не знаешь, - страшно, когда это происходит публично. Публичное унижение неприятно - думаю, это задевает и женщину, и мужчину, так что надо стараться близким не делать больно.

- Как же в такой ситуации сохранить лицо - вы над этим задумывались?

- Сложно.

- Но вам удавалось?

- Думаю, да.

- Бывшая ваша жена пожалела потом о том, что совершила?

С третьей женой Лаурой, дочерью Луизой и Лаймой Вайкуле

- У меня несколько...

- ...несколько жен это делали?

- Нет, несколько жен вообще было...

- Я о той, которая изменяла...

- Ну, это вторая, и как-то сложно мы расходились: расстались, потом соединились, но снова не вышло... Сложно, потому что у нас сын был, и получилось, будто мы несерьезно к своим отношениям, к семье, относимся. Хотели поправить это, а оказалось, что невозможно.

- Она же артистка...

- Да, и вокруг этого черт-те что скандальные репортеры писали, даже мне мстили. Ну представьте: у нас другие уже отношения, другие семьи, и все-таки 1 сентября мы решили проводить сына в школу вдвоем - показать, что у него двое родителей. Подходим к школе, смотрю - желтая пресса стоит, которая что-то из разряда «Они опять вместе» пишет или о том, как люди одеты... Говорю Аурелии: «Пойдем через черный вход», а там тоже два фотокорреспондента! Один фотографировать стал, я выхватил у него аппарат и выбросил, так он до сих пор мстит мне за это, потому что под какой-то фразочкой типа: «Одна баба сказала» пишет, что мы с Аурелией деремся, хоть у нас нормальные отношения. Жизнь есть жизнь, у меня новая семья, двое детей, у нее тоже дочка потом родилась - от второго мужа: все счастливы, все в порядке...

«ПЕРВЫЙ БРАК ОТ БОГА, ВТОРОЙ - ОТ ДЬЯВОЛА, А ТРЕТИЙ - ЭТО СУДЬБА»

- Вы столько уже лет на виду, за вами по-прежнему охотятся папарацци, а каково это - быть постоянным объектом вмешательства в личную жизнь?

- Противно, естественно, потому что у нас не только свобода прессы, но и свобода слова - я могу говорить что-либо или не говорить, и это мой выбор, и если подходит человек со словами: «Вы - публичная личность, вы должны...», поправляю его, что я никому ничего не должен. Журналисты просто каким-то громким именем пользуются, будь это президент страны, артист, спортсмен или музыкант, потом авторская работа идет (не всегда очень тонкая), сплетня становится...

- ...достоянием гласности...

- ...и это уже некий бизнес. У президента нашего, говорят, есть внебрачный ребенок - это же гораздо интереснее, чем если бы он речь толкал об экономике. Мы, актеры, тоже попадаем часто под раздачу - когда информация подается с перчиком. Верно, неверно - неважно, это товар.

- Говорят, полюбив будущую первую супругу Илгу, вы карабкались ради нее по отвесной стене с голым торсом, ободрали всю грудь в кровь, но прошептали-таки: «Люблю» - это вымысел или правда?

- Ну, это я шутя, наверное, рассказывал - даже не помню, просто мы были молоды и объяснялись в любви по-разному.

- Вы на балкон к ней пытались забраться или в окно?

- Лез через окно - будучи на практике, Илга жила в общежитии. Мы с ребятами на танцах играли, а она духовым оркестром руководила.

- Девушка руководила оркестром?

- Да, после учебы была послана в какой-то ДК. Там пожарники выступали, всегда полупьяные, и она ими дирижировала (показывает), а мы, рокеры, наблюдали за этим: они - ум-па-ум-па, а Илга руками машет... Влюбился я сразу: продал гитару, какое-то время спустя - вообще всю аппаратуру, и на эти деньги мы свадьбу сыграли.

- Сколько вам лет было?

- Ну, где-то 20, 21-й уже.

- Нынче у вас, как я понимаю, четвертый брак?

- Третий. Жена, в смысле, третья.

- А брак - четвертый...

- (Смеется).

- В каком из них вы наиболее были счастливы?

- Ну, как говорят, первый - от Бога, второй - от дьявола, а третий - это судьба...

- Какая у вас с нынешней женой разница в возрасте?

- Она гораздо моложе меня.

- Лет на 30?

- На 29.

- Хм, а вы ее понимаете? Все-таки другое уже поколение выросло, другие ценности, идеалы, в детстве, в конце концов, вы разные книги читали... Вдвоем вам интересно?

- Да, и я думаю, Лаура во многих вопросах умнее меня. Ей нравится, что я увлечен искусством, музыкой, нам есть о чем говорить.

- Чем она занимается?

- По профессии юрист, но сейчас маленький ребенок у нас и занята она им.

- Вам нравятся женщины сильнее или слабее вас?

- Я предпочел бы, чтобы мы были на равных, чтобы какой-то существовал паритет и чтобы никто друг друга не унижал. Поверьте, когда в семье за власть борются, длится это недолго - кто-то от этого поединка уходит.

- У вас внушительный киностаж, вы сыграли много житейских историй, да и жизненный опыт тоже богатый - сегодня вы можете сказать, что женщин уже поняли, или этот процесс продолжается?

- Их невозможно понять, и те чувства, которые возникают при встречах. Надо читать стихи, обращаться к поэтам - инженерам души, которые философствуют на эту тему. Может быть, к Данте, хотя даже он на этот вопрос не ответил, и все последующие - Булгаков, например, - тоже не до конца...

- Старался, но...

- ...да, подошел очень близко, а все равно загадка осталась, так что для будущих поколений поле для раскопок осталось.

«ПОЯВИВШИСЬ НА СВЕТ, РЕБЕНОЧЕК ПЕРВЫМ КРИКОМ СВОИМ ОБЪЯВЛЯЕТ: «ПОПАЛ ТЫ, ПАПАША, КАК МИНИМУМ, НА 18 ЛЕТ!»

- Недавно у вас появился пятый ребенок: четырех дочерей, таким образом, вы имеете и одного сына. Каково это - молодым отцом себя ощущать?

- Ой, это потрясающее чувство, и в моем возрасте оно, наверное, еще богаче.

- Другое к этому малышу отношение?

- Больше ответственность, что ли, ты уже точно знаешь, что обязательно надо сделать, потому что, появившись на свет, ребеночек первым криком своим объявляет: «Попал ты, папаша, как минимум, на 18 лет!», и что такое «попал»...

- ...осознаешь ты со временем...

- С первенцем менее можешь быть ответствен и лишь потом понимаешь, как это все непросто - не только кормить надо, но и воспитывать, и обеспечивать материально, духовно...

- Вы сказали сейчас: «В моем возрасте...», и я на мысли себя поймал: выглядите просто фантастически - ну, лет на 45-47. За счет чего? Это гены или что-то с собой делаете?

- Да ничего не делаю (спасибо за комплимент, вы тоже хорошо выглядите). Стараюсь, чтобы мое появление на сцене отвращения в зале не вызывало, не хочу показаться старым, больным. Артисту за собой надо следить: в молодости спортом занимался, поэтому здоровье нормальное, не жалуюсь. Какие-то болячки, естественно, есть, но я о них не рассказываю - может быть, женщины любят об этом поговорить... Специально поддержанием формы не занимаюсь, просто жизнь заставляет находиться все время на стреме.

- Вы однажды разоткровенничались: «Я часто собираю детей вместе, но только без бывших жен, чтобы не выцарапали мне глаза»...

- По-моему, это желтые фантазии очередные.

- Детей тем не менее собираете?

- Не так часто, увы, как хотелось бы.

- Они общий язык находят?

- Да, беседуют, шутят... Кстати, не только со мной - встречаются и без меня.

- Вам нравится, как они друг к другу относятся?

- Конечно. Они же родные и с возрастом перезваниваются все больше.

- В одном из интервью вы признались: «Я до сих пор могу позволить себе оттянуться по-русски: и пью, и курю, и ем все подряд, и целую ночь погулять не промах, и женским полом очень даже интересуюсь» - не переврали вас журналисты?

- Ну, может, не совсем это мои слова - кто-то, очевидно, хотел это услышать. За печенью я уже слежу, да и почки надо беречь...

- ...еще пригодятся...

- ...так что курить и гулять ночами не так уж и удается.

- Не одно поколение советских актеров прошло через пьянство - вы этого искушения избежали?

- Бывало, что напивался, но, слава Богу, нечасто, и проблемой для меня это никогда не было. Выпивал только в кризисной ситуации или после премьеры мог пойти куда-то с друзьями, чтобы отметить. Были периоды одиночества, когда холостяцкая жизнь толкала каждый вечер на приключения, но это мне быстренько надоедало, и Бог всегда оберегал - вовремя посылал близкого человека, который как-то меня поправлял.

- У вас на глазах от пьянства прекрасные актеры погибали?

- Да, к сожалению.

- Кто, если не секрет?

- Называть имена не хочу, а если даже не погибали, какие-то противные творили дела и попадали в аварии либо влезали в долги, наживали проблемы... Многие из-за наркотиков ушли - замечательные музыканты, которых я близко знал, но сегодня профессионалы следят за собой, пьянство и наркомания - удел слабых или больных. В искусство, которое под влиянием каких-то веществ рождается, я не верю: если кто-то свои странные фантазии может описать или выразить посредством каких-то образов либо нот, дай Бог, значит, это одаренный человек, у которого в голове и в душе появляется опреденная схема, но и без дополнительных стимулов есть нечто такое, что называется талант.

(Окончание в следующем номере)



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось