Ян ТАБАЧНИК: «Слишком многим я аккордеону обязан, чтобы от него отказаться: благодаря ему я стал вхож и к президентам, и в королевские семьи, и в театральные и эстрадные круги, так как же могу быть неблагодарным?»
В целом уровнем подготовки участников Ян Петрович, президент Высшей лиги мэтров мирового аккордеона, остался доволен. «Мы с коллегами, членами жюри, просто разрывались, потому что все ребята выступали очень хорошо, - сказал он «Бульвару Гордона». - Мне кажется, этот конкурс получился гораздо сильнее, чем в предыдущие годы».
В мире инструментальной музыки AccoHoliday признали практически с момента основания, ведь Ян Табачник пригласил в жюри известнейших музыкантов, корифеев своего жанра: Ришара Гальяно, Фридриха Липса, Виктора Власова, Леонида Затуловского, Валерия Ковтуна, Владимира Зубицкого, Мирко Патарини... Вице-президентами конкурса стали Владимир Бесфамильнов и Анатолий Семешко. «Четверо наших судей - ректоры консерваторий, 18 имеют звание профессора, - говорит Ян Табачник. - И я горжусь тем, что вот уже семь лет эти люди с удовольствием приезжают к нам».
Мэтры аккордеона не только выставляют оценки участникам, но и дают мастер-классы. В этом году их было три: классическую программу отыграл заслуженный артист Украины профессор Одесской консерватории Валерий Мурза, экстрадную - гость из Америки Фрэнк Петрилли, а в последний день конкурса с программой «Варьете» выступил Ян Петрович, в сопровождении «Биг-Бэнда Марка Резницкого». Любой желающий мог попасть на концерт абсолютно бесплатно, и большую часть мест в зале заняли профессиональные музыканты - преподаватели и студенты Киевской консерватории и музыкальных училищ.
- Когда перед тобой, как минимум, сотня музыкантов и за спиной 20, быть бэнд-лидером очень тяжело, - признается Ян Табачник, - особенно если тебе скоро 67... Но играть с оркестром - высший кайф: когда ты работаешь один, это хорошо, но ни ты, ни слушатель не ощущает того богатства звуков, гармонии, льющейся в зал со сцены, на которой играет бэнд, создавая яркое, красочное многоголосье.
В концерте звучала и авторская музыка, и мелодии 40-50-х, которые кружили голову, как дорогое старое вино, и мировые джазовые стандарты (за вокал отвечала прекрасная певица Ирина Резницкая) - пожалуй, каждый из присутствующих услышал то, что ему по вкусу и по душе, поэтому неудивительно, что Табачнику и оркестру под управлением одного из лучших в мире бэнд-дирижеров Марка Резницкого то и дело кричали: «Браво!», несли цветы, а лица троих сыновей Яна Петровича и его жены, народной артистки Украины Татьяны Недельской, просто сияли от гордости. Когда отзвучала последняя композиция вечера, люди в зале встали и минут 10 аплодировали музыканту, в очередной раз доказавшему свой профессионализм.
- Еще в 78-м году доктор искусствоведения Альфред Мирек упомянул меня в своей статье в авторитетном журнале «Музыкальная жизнь», - рассказывает Ян Петрович. - Он написал: «Судьба свела меня с новой восходящей звездой - Яном Табачником... Как аккордеониста-солиста его отличает филигранная техника, тонкая музкальность и удивительное владение звуком, выражающее тончайшие оттенки и движения души этого яркого и талантливого музыканта. Когда он играет кантилену, ему нет равных в мире!». Не скрою, мне было приятно, хотя, конечно, я такой похвалы не ожидал, поскольку далек от мысли, что в мире я номер один, - это было бы нескромно и неуважительно по отношению к моим коллегам. Но пытаться оправдать эти слова мне хочется до сих пор. И, думаю, вместе с Марком Резницким и его блестящим бэндом мы еще на гастроли поедем - по крайней мере, предложения уже поступают, причем даже из-за рубежа. Наверное, люди соскучились по настоящей, живой музыке...».
Зачем Яну Петровичу, человеку, чье материальное благополучие позволяет заниматься благотворительностью и проводить конкурсы, вновь выходить на сцену?
- Во-первых, я хотел пожелать этим ребятам, участникам, чтобы в любом возрасте они могли вот так выйти - и сыграть, - отвечает музыкант. - А во-вторых - отдать должное аккордеону. Понимаю: у каждого музыкального инструмента есть свой час пик, когда он считается модным, и пик популярности моего пришелся на 50-е годы, больше такого ажиотажа не будет. Но слишком многим я аккордеону обязан, чтобы от него отказаться и приговорить к постепенному забвению: благодаря ему я стал вхож и к президентам, и в королевские семьи, и в театральные и эстрадные круги, так как же могу быть неблагодарным?».
К слову, первый инструмент, купленный в 18 лет, Ян Табачник вспоминает до сих пор: «Мой друг Валера Чунчуков купил на немецкой выставке в Москве эту «Супиту» и дал мне в рассрочку - я должен был выплатить ему 807 рублей: 800 за аккордеон и семь за футляр. Поэтому, даже зная, что у меня туберкулез, поехал выступать - зарабатывал 90 рублей в месяц, жил впроголодь, потому что почти все отдавал, кровью харкал, но деньги за аккордеон вернул. А когда спустя годы случайно расколол его, плакал, будто друга хоронил! Наверное, так оно и было: инструмент, который всегда с тобой, который ты на себя повесил и который тебя кормит, и есть твой самый надежный друг...».