Александр НОВИКОВ: «По тюрьме скучаю, плачу, прошусь обратно — не берут!»
Место нашли, и парень вроде затих - «Журавлей» больше не требовал и покорно ждал «Извозчика», которого Новиков обычно оставляет на десерт, но эстафету перехватили другие. «Саша, признайтесь: скучаете по тюряжке?» - прочел артист в одной из записок. Ответил, как всегда, с юмором: «Естественно. Плачу, прошусь обратно - не берут!».
В советское время в местах не столь отдаленных шансонье провел шесть лет. Был осужден, как он считает, за антирежимные песни, хотя по документам - за сбыт радиоаппаратуры, изготовленной в подпольном цеху. Получил 10 лет лагерей усиленного режима, освободили досрочно. Теперь, исполняя песни о жизни заключенных, Новиков всегда говорит: «Это не для того, чтобы показать, что в сидении за решеткой есть романтика, а чтобы никто не стремился туда попасть. Поверьте, ничего хорошего на зоне нет!».
- Меня поражает тот факт, что о тюрьме пишут и поют, как правило, те, кто там ни разу не был, ну разве с концертом, - признается Александр Васильевич. - И таких чудес навыдумывают - за голову берешься! Подхожу, спрашиваю: «Откуда ты это взял?». - «А что, разве не так?». - «Да не дай Бог тебе знать, как! И вообще, если не знаешь, лучше не пиши. Те, кто в курсе, только посмеются». Не все прислушиваются к советам, а ляпы, нонсенсы какие-то проскакивают практически у всех, даже самых талантливых авторов. И у Александра Яковлевича Розенбаума, при всем моем уважении. Надо будет при встрече сказать, а то все забываю. Есть у него одна песня, и там слова: «С гражданином начальником почифирим за чайником». В тюрьме в слове «чифирить» ударение не на втором, а на последнем слоге. А чифирить с гражданином начальником уж точно никто из заключенных не будет. Александр Яковлевич этих «тонкостей» знать, конечно, не мог, и, скажу я вам, слава Богу! Без такого опыта живется легче и спокойнее...
Тому, как народ любит блатные песни, 57-летний шансонье не перестает удивляться. Особенно умиляет его, когда на концерты приходят дети и просят что-нибудь эдакое. «Уважаемый Александр! Меня зовут Милана, мне шесть лет, и я хочу спеть с вами песню «Бабушка с косой», - прочел в одной из записок Новиков, и зрители чуть под сиденья не попадали.
- Странно, - сказал артист. - Обычно ребята ее возраста просят спеть другую. Как-то выходит ко мне шкет на сцену - давно это было, лет 15 назад. Как сейчас помню, в День космонавтики. Маленький мальчик, года три ему, наверное, может, четыре, костюмчик, бабочка, цветок на длинной ножке... Дарит цветок и говорит: «Дядя Саша, поздравляю с Днем космонавта!». Я: «Спасибо!» - и руку пожал. Он стоит. «Ты еще что-то хочешь сказать?». - «Да». Нагибаю микрофон, и он говорит - так монотонно, заученно: «Дядя Саша, мы с мамой и папой очень любим ваши песни. Пожалуйста, спойте «Кого купил ты, сука?». После этих слов, в общем-то, можно ничего уже не петь... Самое интересное, что песня называется «Роза», но этого названия почему-то никто не помнит, а вот «суку» запоминают все и надолго...
Самому Новикову розы все-таки ближе - по крайней мере, он часто вспоминает первый букет, который подарил девушке. Об этих цветах шансонье написал песню, впоследствии ставшую хитом, - «Помнишь, девочка?».
- Песня появилась 27 лет назад, - рассказал Александр Васильевич, - но история произошла гораздо раньше, когда я жил в городе Фрунзе и учился в восьмом классе. Была вечеринка, мы собрались у одноклассницы. К ней пришла какая-то подруга, она мне понравилась - вызвался провожать. Это было в районе аэропорта, и вот на территории аэропорта находилась красивая клумба - охраняемая, с подсветкой, все как положено. Помню, выпили шампанского, я таким неотразимым себе казался, а ходить без ножа в то время было признаком дурного тона... В общем, когда шли мимо клумбы, не знаю, что меня подвигло, - предложил: «Хочешь, цветов нарву?». Я был уверен на 100 процентов, что она скажет: «Нет», потому что здесь же люди, охрана... А она: «Хочу!». Ну что - полез! До этого я роз никогда в руках не держал, думал, шипы у них мягкие. Зацепил пучок, начал резать - и впервые понял, что в жизни все не так, как кажется...
Подобные истории вошли в книгу «Записки уголовного барда», которая выйдет в апреле. «Это моя первая книга прозы, поэтому будут пресс-конференции, презентации - в общем, все то, что позволит вам узнать обо мне еще больше, чем я на концертах рассказываю, - анонсировал Новиков. - Пора уже и записки, которые передают зрители, издавать: я их коллекционирую».
Из Киева артист увез немало интересных записок и посланий. «Александр, как вам Сергей Безруков в образе Есенина в одноименном сериале?» - спросил кто-то, и Новиков, который записал два альбома песен на есенинские стихи, не сдержался: «Более гнусной интерпретации личности Есенина я не видел! Настолько отвратительный сериал, что вызывает только отторжение. В интерпретации Безрукова получился не великий поэт, а какой-то полупидор-хохотун - не знаю, как это иначе назвать...».
«Саша, лучше скажите, как уговорить любимого человека надеть такой же шикарный белый костюм, как у вас?» - написала какая-то женщина, и Новиков заулыбался и успокоился: «Для начала уговорите его написать песню «Вези меня, извозчик», потом - немного посидеть в тюрьме, а когда выйдет, он и сам белый костюм наденет, не переживайте. Для разнообразия...». Но больше всего впечатлила гостя самая короткая записка: «Александр! Вопросов нет!». - «Ну, эту вещь я сразу отложу», - сказал довольный Новиков.