В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Бывают времена, когда ораторы сами верят тому, что говорят

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона»
Время от времени мечтательность посещает более широкие, чем обычно, слои населения. Это случается во время выборов, когда обещания раздаются широко и уверенно, а тех, кто не верит им, зачисляют в разряд непатриотический, мешающий движению вперед, а то и вовсе считают недотепами.

В период предвыборный и выборный полагается верить. Американцы, например, считают, что, если политик осуществляет хотя бы одно из трех своих обещаний, то избиратели поверят и во все остальные посулы. У нас, по-моему, доверие приходит, если кандидат на высокую роль осуществит хоть что-нибудь из обещанного, никто ни от кого у нас не ждет слишком много.

Впрочем, не надо всех политиков считать обманщиками. Бывают времена, когда ораторы сами верят тому, что говорят. Бывают планы, которые сулят немыслимые успехи с самого начала, и судить тех, у кого они не сбылись, лучше всего с высоты знания, зовущегося историческим опытом. Сейчас, почти не комментируя, хочу привести вам выступление человека, о котором сам я и большинство из вас думают не то чтобы просто плохо, а — гневно, зло, возмущенно... Речь, конечно же, об Иосифе Виссарионовиче Сталине, лично определявшем пути развития новорожденной советской страны так долго, что ответственность за все попутные преступления мы возлагаем на него.

Перелистывая архивные страницы, я наткнулся на текст выступления Сталина на встре­че с украинскими литераторами 12 февраля 1929 года. Стенограмма не правленная — как записана, так и привожу ее. До выборов в стране, только выкарабкивавшейся из Гражданской войны, еще не дошло, поэтому речь эта предлагалась как реальный план действий безальтернативного руководителя государства.

Итак: «Мы стоим за то, чтобы культуру, духовный багаж, имеющийся у каждой национальности, сделать достоянием всего народа. На каком, например, языке мы можем поднять культуру Украины? Только на украинском... Мы должны добиться того, чтобы рабочий и крестьянин приходили на фабрику и завод или на сельскохозяйственное предприятие грамотными. На каком языке этого можно достигнуть? На русском? Только на родном языке.

Если мы хотим широкие массы народа поднять на высшую степень или если не на высшую, то хотя бы на среднюю или даже низшую степень культуры, мы должны родной язык каждой национальности развивать максимально, потому что только на родном языке мы можем достигнуть этого.

Другого средства для поднятия культурности масс, кроме родного языка, в природе не существует... За волосы нельзя вытаскивать национальности, это трудно и может вызвать отпор со стороны русских элементов и дать некоторый повод русским шовинистам; но если взять естественный процесс — не отставать от этого процесса, — национализация пролетариата должна быть и шаг за шагом должна идти.

Это общий закон и смычка национальная, смычка между городом и деревней пойдет. Украинские рабочие в качестве героев произведений будут выступать, их много теперь. Даже коренные русские рабочие, которые отмахивались раньше и не хотели изучать украинского языка, — а я знаю многих таких, которые жаловались мне: «Не могу, тов. Сталин, изучать украинский язык, язык не поворачивается» — теперь по-иному говорят, научились украинскому языку...».

Со времени произнесения этой речи прошло 85 лет, прошумело много событий, радостных, кровавых и каких угодно. Прочтите сегодня все сказанное тогда. Интересно?..



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось