В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Ищите женщину!

Вера ВАСИЛЬЕВА: "В быту я человек никчемный. Ни одного пирога за свою жизнь не испекла"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 4 Октября, 2005 00:00
Замечательная актриса театра и кино отметила 80-летие
Третьекурсницу театрального училища Верочку Васильеву ассистентки Ивана Пырьева - небожителя советского кинематографа - нашли... в студенческом гардеробе.
Людмила ГРАБЕНКО
Третьекурсницу театрального училища Верочку Васильеву ассистентки Ивана Пырьева - небожителя советского кинематографа - нашли... в студенческом гардеробе. Скромное пальтишко и платочек не могли скрыть ее красоты и обаяния: румяное личико, сияющие глаза, две трогательные косички. Но, собираясь на первые в своей жизни пробы, она решила, что должна выглядеть, как настоящая артистка. Одолжила у старших сестер модное платье и туфли на высоких каблуках, на которых с непривычки все время спотыкалась. А на голове при помощи маминых папильоток соорудила потрясающую, - во всяком случае, ей так казалось, - прическу. Вот только губы накрасить так и не посмела. Пырьев долго рассматривал Золушку с Чистых прудов. Потом попросил ассистенток: "Наденьте-ка на нее костюм Насти!". Кудряшки снова заплели в косички, а на Верочку надели сарафан. В довершение "безобразия" ей увеличили бюст, скатав и засунув в вырез два чулка. Так получилась Настенька Гу-сенкова из картины "Сказание о земле Сибирской". Снимали эту самую землю... в Чехии, на киностудии "Баррандов". Три счастливых месяца Верочка прожила в Праге, где умудрялась не только сниматься, но и флиртовать с мужчинами - за юной красавицей активно ухаживали. К ней не остался равнодушным даже знаменитый Владимир Дружников, игравший в картине главную роль. А Сталин, увидев ее на экране, воскликнул: "Где вы нашли такую прелесть?! Она хорошо сыграла". И собственноручно внес новоиспеченную звезду в список на Сталинскую премию, чего Верочка совсем уж не ожидала. Ей тогда был 21 год.

"КАК ТОЛЬКО ВЫШЛА ЗАМУЖ, ПОНЯЛА: ЭТО - НАВЕКИ"

- У меня действительно две Сталинские премии, - говорит Вера Кузьминична, - одна - за фильм "Сказание о земле Сибирской", вторая - за "Свадьбу с приданым". Но не за фильм, а за спектакль, который поставил в Театре сатиры режиссер Борис Равенских. А вот после этих двух замечательных ролей все остальное было скучно и неинтересно. Для зрителей, которые не видели меня в театре, я вообще как белый лист бумаги.

- "Свадьба с приданым" сыграла в вашей личной жизни судьбоносную роль?

- Благодаря этому фильму я вышла замуж. Мой будущий муж, Владимир Ушаков, играл в спектакле Максима, моего жениха. Мы сыграли почти тысячу спектаклей, и он всегда с нежностью ко мне относился. И не только по сюжету! В результате мы поженились, и вот уже почти 50 лет вместе!

- По нынешним временам это большая редкость!

- Дело в том, что я человек старинных, очень консервативных взглядов. Как только вышла замуж, поняла: это - навеки. К счастью, мой муж тоже так считает, и мы бережем свой семейный очаг. Я понимаю, что это громкие слова, а они нынче не в моде. Возможно, все так складывалось само собой. И судьба просто не подсунула ни мне, ни ему какого-то безумного искушения, которое перевернуло бы всю нашу жизнь. Я это допускаю. Человек не может гарантировать, что всегда будет верен.

- Мужу приходилось ревновать вас?

- Никогда! За прожитые вместе годы я как-то уверилась, что у нас в семье все пусть не хорошо, но нормально, спокойно. И ведь что интересно: жизненный покой провоцирует меня как актрису сыграть бурные страсти на сцене, хоть там пережить сумасшедшую любовь, разочарование, измену.

Вера Кузьминична умалчивает, что ей довелось пережить все это и в жизни. Режиссер Борис Равенских был постановщиком того самого, знаменитого спектакля "Свадьба с приданым". В театре знают: когда вместе работаешь над спектаклем, всегда хоть немного, но влюбляешься. Влюбилась и Вера. А через два года в спектакль ввелся новый актер - бывший фронтовик и красавец Владимир Ушаков. В Веру он влюбился с первого взгляда: провожал домой, дарил цветы, а однажды на гастролях даже прыгнул ради нее с десятиметровой вышки. Когда он начал ухаживать за Верочкой, "доброжелатели" пытались его остановить: "У нее роман с Равенских. Он же тебя в порошок сотрет!". Владимир Петрович не испугался и всю свою любовь вложил в чувства своего героя.

"Вера, - кричал во время репетиций Равенских, - ну нельзя же быть такой амебой! Она добивается своего, злится!". Васильева не умела злиться. Она вообще за всю жизнь никогда и ни с кем даже не поссорилась. Когда уж очень сильно обижают, просто отстраняется. Равенских ее поведение раздражало. Бывало, звонил ей среди ночи и язвительно спрашивал: "Что не спишь - звонка ждешь?". Она бесхитростно отвечала: "Да".

Их роман продолжался восемь лет. Последней каплей стала премьера спектакля "Власти тьмы" в Малом театре, который поставил Борис Иванович. Он запретил Верочке приходить на премьеру, чем страшно ее унизил. К тому же она понимала: работая над новым спектаклем, он, наверное, опять влюбился. Пусть ненадолго, не всерьез, но осознавать это все равно было очень больно и обидно. Она проплакала всю ночь. А утром ей позвонил Ушаков. "Я последний раз тебя спрашиваю, - решительно сказал он, - ты выйдешь за меня замуж?". И она неожиданно для самой себя вдруг ответила: "Да!". Через час он приехал с шампанским и целой машиной цветов. Удивленные родственники, которые ни разу до этого Ушакова не видели, долго не могли понять, за кого же, собственно, выходит замуж их Верочка.

Правда, Равенских, для которого ее замужество стало большим ударом, она не забыла и всю последующую жизнь издалека следила за его судьбой. Борис Иванович развелся, снова женился, воспитывал дочерей. На каком-то совещании театральных деятелей Равенских подсел к Вере и, будто они и не расставались, спросил: "Ну что? Ты счастлива с ним?". Почему-то ее больнее всего задело то, что он даже не поздоровался.

Когда он умер, Вера Кузьминична была на гастролях. Она тут же примчалась в Москву, чтобы поспеть на похороны. Но к гробу так и не подошла. Пожалуй, она любит его до сих пор, хотя сама себе вряд ли в этом признается. Знает об этом и Владимир Петрович. Он не упрекает. Только когда к 75-летию Веры Кузьминичны была переиздана ее книга "Продолжение души. Монолог Актрисы", сказал: "Прости, но я не буду ее читать. Ты там опять пишешь о Борисе...". А она сама считает свое благополучное во всех отношениях замужество монастырем. После той большой, измучившей душу любви время для нее будто остановилось.
"В ОТЛИЧИЕ ОТ МОЕЙ ГЕРОИНИ У МЕНЯ ДЕТЕЙ НЕТ"

- Вы кажетесь очень уютной, домашней женщиной.

- Удивительно, но меня почему-то всегда так воспринимают. На самом деле, если кто-то в нашей семье и

домашний человек, так это мой муж. И хозяин в доме тоже он. Только Борис, например, знает, что и где у нас лежит. Если кто-то должен прийти в гости, он говорит мне, где найти вилки и ложки. Сам все делает по дому, ему кажется, что я обязательно все сделаю не так. Если обставляется комната, то только мой муж знает, какие нам нужны обои и занавески - у него очень хороший вкус. А я всегда с удовольствием с ним соглашаюсь. С другой стороны, я очень люблю гостей и рада, если кто-то зайдет, как говорится, на огонек. Все готова отдать!

- А вы не любите хозяйничать?

- Возможно, кому-то это покажется парадоксальным, но я очень люблю дом и равнодушна к быту. Помню, когда была студенткой, жила в маленькой комнатке, где помещались только стол, два стула, тахта и крохотный шкафчик. Я бы и сейчас так жила, мне очень мало надо.

- Что, совсем ничего не умеете?

- Ну почему же! Кое-что я все-таки могу сделать: щи и рисовую кашу сварить, картошку поджарить, сделать простой салатик. А вот шить, вязать, делать другие полезные для каждого дома вещи совершенно не умею. В быту я никчемный человек. Во всяком случае, ни одного пирога за свою жизнь не испекла.

- Но в искусстве-то вы состоялись?

- Я бы не высказывалась столь категорично! Всегда играла много, но в основном в Театре сатиры, где работаю уже - страшно подумать! - более 50 лет.

Она любит две самые первые свои кинороли. Больше ничего сколько-нибудь значительного и интересного сыграть Васильевой не пришлось. Сама актриса считает, что во всем виновата ее... заурядная внешность. Кинорежиссеры, уверенные, что со временем она превратилась в крепкую, цветущую женщину (о таких в народе говорят "кровь с молоком"), часто приглашали на роли председательниц колхозов. Но дальше проб дело не шло. Увидев утонченную, интеллигентную женщину, ей разочарованно говорили: "Мы-то думали, что вы крепкая, упитанная!". И отказывали. А потом и вовсе перестали приглашать.

- Наверное, будь я сатирической актрисой, могла бы играть гораздо больше. Получается, я не очень подходила для своего театра и мне всегда приходилось искать свою нишу. К сожалению, в Театре сатиры, опять-таки в силу его жанра, небольшое значение придается тонкости прочтения пьесы, психологическим нюансам. Но все-таки я сыграла Эстер в "Священных чудовищах" Жана Кок-то. И такую желанную для меня роль Кручи-ниной в "Без вины виноватых" Островского, правда, что называется, "на стороне" - в Орловском драматическом театре.

- А почему вы так мечтали именно об этой роли?

- Кручинина совершает бесчеловечный, на мой взгляд, поступок - отдает свое дитя в сиротский дом. Тема брошенного ребенка и виноватой, но страдающей матери, показалась мне очень современной сегодня. Что греха таить, безверие и отчаяние нашей жизни толкает женщин на самое страшное - отказ от своих детей. Конечно, этого нельзя простить, но можно хотя бы постараться понять. Моя профессия дает мне возможность понять и прочувствовать то, чего я не пережила в реальной жизни. Ведь в отличие от моей героини у меня детей нет.

- Жаль...

- Жаль. Но иногда, когда я вижу теперешние взаимоотношения детей и их родителей, меня охватывает страх. Много лет я входила в социально-бытовую комиссию Российского союза театральных деятелей, помогала нуждающимся. Такого насмотрелась! Часто сталкивалась с ситуациями, когда дети стараются избавиться от своих родителей, отдают их в богадельни. Или другая коллизия: старая актриса по доброте душевной прописывает у себя племянника, а через год приходит к нам и, рыдая, говорит, что ее просто сживают со света... И вот когда я сталкиваюсь с подобными вещами, то думаю: "А может, и лучше вообще не иметь детей?". Ведь нет ничего страшнее ударов, наносимых нам близкими людьми. А с другой стороны, поскольку детей у меня нет, прошу у Бога быстрой смерти. Не хочется быть в тягость чужим людям.
"Я ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ И СКРОМНАЯ ЖЕНЩИНА, ГРЕХОМ ОТ МЕНЯ НЕ ВЕЕТ"

- И все-таки есть в вас какая-то загадка!

- (Кокетливо). Ой, это вы придумываете! Хотя, может быть, и правильно делаете: журналисты должны придумывать людей, о которых пишут. На самом деле, я очень простая и скромная женщина, от меня гре-

хом не веет. До замужества я еще замечала, что в меня влюбляются. А после, по-моему, никому и в голову такое не приходило! Знаю много женщин, которые кружат мужчинам головы направо и налево, но, хоть убейте, не понимаю, как они это делают!

Нет, я совсем не ханжа: считаю, что любовь на сцене может быть плотской. Но не ради того, чтобы привлечь падкого на клубничку зрителя, а по необходимости, заложенной в роли, в пьесе. Мне кажется, играя любовь, люди должны быть скромны в проявлении своих чувств, только тогда разгорается взаимная тяга друг к другу (кстати, так происходит и в жизни). Недаром же раньше были такие звезды, как Грета Гарбо. Она никогда не позволяла себе быть нахально сексуальной, но обладала невероятной сексуальной притягательностью! Одетая в наглухо застегнутое платье, скромная, она привлекала к себе сердца мужчин и в жизни, и в зрительном зале. Женское начало должно быть целомудренным, нужно больше таить в себе, чем показывать.

- Какие качества в людях вам симпатичны?

- Сейчас вокруг столько плохого, что проще сказать, чего я не люблю. Безумную некультурность, хамство, неблагодарность и эгоизм. А люблю - преданность своим взглядам, что может проявляться и через работу, и через семью. Преданность высоким понятиям, которые человек несет по жизни скромно, без декларации. Я таких людей чувствую и всегда думаю: "Все-таки хороших людей на свете больше!".

- Как вам удается, несмотря на возраст, поддерживать такую замечательную форму?

- Никогда ничего не делала для этого специально. Маски для лица, массаж и прочие процедуры - все это не для меня. Только увлажняющим кремом лицо мажу, у меня очень сухая кожа. И одеваюсь я скромно. С удовольствием, если есть возможность, покупаю новые вещи, но потом вешаю их в шкаф и... практически не ношу. Очень не люблю наряды, которые к чему-то обязывают. Считаю, что одежда должна быть удобной и немаркой. Помните, не так давно в моде были очень длинные пальто? Я себе такое купила. Но практически не носила: надо было все время думать о том, чтобы "хвост" не испачкался в грязи! Но вот к чему я действительно неравнодушна, так это к прическе. Если на голове беспорядок, чувствую себя очень некомфортно.

- Как вы переносите жизненные трудности?

- Все невзгоды переживаю печально, но терпеливо и кротко.

- Вы считаете себя счастливой?

- Знаете, несмотря ни на что, я благодарна судьбе. Хотела стать актрисой - стала. Сегодня сложно представить: девочка из скромной семьи (папа - шофер, мама - домохозяйка), где, кроме меня, было еще трое детей, вдруг начала сниматься в кино и стала известной, популярной.

Сейчас у меня трудный период. Я не умею играть глупых тетушек и бытовых старушек, они у меня неталантливо получаются. А найти роль для моего возраста, но со всем многообразием владеющих мною сейчас чувств, трудно, почти невозможно. К счастью несколько лет назад в пьесе Островского "Блажь" я сыграла пожилую барыню, которая влюбилась в молодого человека. Все над ней издеваются, а она, хоть и понимает, что стала посмешищем, ничего не может с собой поделать. Есть и другие роли...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось