Я к вам пишу...
Игорь АФАНАСЬЕВ: "Сало як сало, шо його пробувать..." - это придумали про Бенюка, жадного, ненасытного хомячка. В основе свары, которую против Ступки затеяли Бенюк и его подельники, - обычная зависть и жадность"
4 Октября, 2005 00:00
Открытое письмо актера, режиссера, драматурга и "бывшего соотечественника".
"БЕНЮК С ТАКИМ ТРУДОМ НАХАЛТУРИЛ ДЕНЕГ ПО ПОДСОБКАМ, ЧТО ОСТАВЛЯТЬ ЕГО БЕЗ ПЕНСИОННОЙ ЗАНАЧКИ НЕ ХОТЕЛОСЬ"
Уважаемый Дмитрий Ильич!
Наверное, я так бы и умер в полной неизвестности в далекой Америке, если бы на протяжении этого года в газете "Бульвар" и "Бульвар Гордона" дважды не прополоскали мое имя в интервью с артистом Богданом Бенюком (номера за 14.02.2005 г. и 20.09.2005 г.). Я понимаю, что с помощью вашей газеты маленький лгунишка Богдан Бенюк пытается раздуться до размера дирижабля, но все равно в реальности он останется только последним слогом.
Представлюсь не столько для вас - мы знакомы, сколько для уважаемых читателей: Игорь Афанасьев - театральный режиссер, актер, драматург, продюсер.
10 лет назад получил приглашение на работу в США на американском русском телевидении. Там и задержался вместе с более чем четырьмя миллионами жителей Украины, которые разбрелись по всем странам мира за эти 10 лет.
Звание заслуженного деятеля искусств Украины получил еще в те времена, когда звания в Украине давали не так часто, как нынче, горжусь этим званием и отказываться от него не собираюсь. Чтобы получить обо мне достоверную информацию, вы можете открыть первый том новейшей "Энциклопедии современной Украины" и ознакомиться с моими скромными достижениями за 20 лет работы в Украине и более 10 лет жизни и работы в США. О моей нынешней деятельности вы можете также узнать, заглянув на мой сайт (www. afontheater. com).
Несмотря на уничижительный эпитет господина Бенюка "наш бывший соотечественник", я считаю себя человеком, искренне преданным Киеву. Городу, в котором я провел лучшую часть своей жизни, о котором пишу книги, пьесы, о котором думаю и скучаю. В театрах этого города я сыграл свои лучшие роли (д’Артаньян, Чаплин, Эней), мои спектакли - "Конотопська вiдьма", "Рiздвяна нiч" и пьеса "Шиндай!" десятилетиями не сходили со сцены Национального театра имени Франко, да и сейчас на главной сцене Украины идут спектакли "Ревизор", "Варшавская мелодия-2". В сентябре в Николаевском театре состоялась премьера моей новой пьесы "GSP" в постановке Игоря Славинского, а в России, на студии "Фора-фильм", закончились съемки художественного фильма "Игра в Шиндай".
В Киев я привозил призы победителя международных фестивалей. Своих "товарищей по оружию" я пропагандировал по всему миру - в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Югославии, Англии, США. Получив контракт на работу на русском телевидении в США, я не стал останавливаться на достигнутом и стал одним из организаторов ПЕРВОГО ВСЕАМЕРИКАНСКОГО УКРАИНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (UBN), организатором и продюсером ПЕРВЫХ гастролей Национального театра имени Франко в США в 2002 году, организатором гастролей Ады Роговцевой, Евгения Паперного, Екатерины Степанковой, Олеси Власовой, Игоря Славинского в 2003 году, организатором гастролей киевского Театра "Сузiр’я" в 2004-м и Национального театра им. Франко в том же, 2004 году.
Мне казалось, что я сделал достаточно много для того, чтобы газета "Бульвар Гордона", претендующая на ранг более высокий, чем бульварная газета, уважительно и профессионально проверила всю ту ложь в мой адрес, которую опубликовала дважды.
Уже в первом, февральском интервью журналистки Юлии Пятецкой с Богданом Бенюком содержалась ложная информация обо мне и о художественном руководителе Театра имени Ивана Франко Богдане Ступке.
Богдану Ступке подобные наскоки артиста Бенюка - все равно что "лай моськи на слона", а я просто обязан отреагировать на эту ложь, ибо она направлена в адрес гражданина США, страны, в которой принято защищать свои права в судебном порядке.
В мае 2005 года я приехал в Киев с намерением подать в суд на вашу газету и на господина Бенюка. Но в это время вокруг судили друг друга все кому не лень, а призывать к ответу одного Богдана Бенюка было бессмысленно и просто жаль: по его собственным признаниям в интервью - он с таким трудом нахалтурил денег на жизнь по подсобкам и продуктовым базам, столько раз переживал "пять минут позора" ради мешка картошки, что оставлять его без пенсионной заначки просто не хотелось.
Но "зимней клюквы" оказалось мало, и газета опубликовала вранье вторично!
У меня сохранилось достаточно большое количество друзей, зрителей, читателей в Украине, чтобы я мог позволить безнаказанно обливать грязью свое имя.
Надеюсь, что вы не станете изменять профессиональным правилам игры и опубликуете без купюр мой ответ на лживые публикации, после чего возьмете интервью у действительных участников театральных проектов, которые я представлял в США. Например, у Ады Роговцевой, Евгения Паперного, Олеси Власовой, Александра Заднипровского, Владимира Коляды, Наталии Лотоцкой, Людмилы Смородиной и у многих других ведущих мастеров сцены Украины.
Но для начала выслушайте мои претензии и проверьте их, как требует того профессиональная журналистика.
"МОЖЕТ, ПРИШЛО ВРЕМЯ, КОГДА БЕНЮК И ХОСТИКОЕВ ЗАХОТЕЛИ ОТДАТЬ МНЕ ДЕНЬГИ? ТЫСЯЧ 100 ДОЛЛАРОВ..."
Ложь господина Бенюка и газеты "Бульвар" N1.
"Мы категорически против очковтирательства вроде "удивительных американских гастролей Театра Франко". Из этого в свое время сделали бомбу, хотя все прекрасно знают, что поездка была организована не на государственном уровне".
Поездка была организована при содействии Посла Украины в США Михаила Резника и Генерального консула Украины в Нью-Йорке Сергея Погорельцева, кроме того, официальным спонсором поездки стала крупнейшая в Украине авиакомпания "Аеросвiт". Театр приветствовала со сцены полуторатысячного Нью-йоркского зала "Милленниум" внучка Шолом-Алейхема, писательница Белл Кауфман, на спектаклях побывали сотрудники ООН и представители дипкорпуса других государств.
Гастроли подробно и доброжелательно освещались американской прессой, очевидно, что и у нормальных украинских журналистов вызвало уважение то, что гастроли в США, о которых "говорили большевики" 20 (!) лет, гастроли, которые Министерству культуры Украины не удавалось организовать даже при жизни Сергея Владимировича Данченко, эти гастроли (дважды!) удалось организовать его ученикам: Богдану Ступке и Игорю Афанасьеву.
Должен уточнить: идея этих гастролей обсуждалась еще в бытность Богдана Сильвестровича министром культуры в рамках его идеи укрепления международного имиджа Украины. Продолжили мы эту работу и после того, как Ступка оставил должность министра и возглавил Национальный театр. К большому огорчению Богдана Бенюка...
Ложь N2. "Ее (поездку) устроил живущий в Америке наш бывший соотечественник и режиссер Игорь Афанасьев, который имеет в этом свой финансовый интерес".
Любой профессиональный директор театра объяснит директору театрального клуба "имени Бенюка" тот факт, что поездки труппы театра через океан в составе более сорока человек не могут быть коммерческими. В Украине гастроли театра убыточны, а тут - перелеты и американские цены. И никакой хитрый и корыстный (догадайтесь, какое слово пропущено!) Афанасьев не станет искать финансовый интерес в таких гастролях. Да, в результате правильной организации и помощи спонсоров удалось сделать эти гастроли не убыточными. А кто мешает это сделать для родного театра самому Богдану Бенюку? Крутит же он по всей Украине антрепризы, прячет денежки в защечные мешочки, почему бы ему не рискнуть и за границу коллег не свозить? И перебить финансовый интерес всех этих "афанасьевых"!
Невероятно то, что первыми, кого я пригласил на гастроли в США, были Богдан Бенюк и Анатолий Хостикоев! В 2001 году я организовал гастроли небольшой творческой группы в составе Богдана Бенюка, Анатолия Хостикоева, Юрия Рыбчинского и еще нескольких звезд Украины. Мы должны были играть в концертном варианте отрывки из "Швейка", "Белой вороны", из концертного репертуара известных артистов. Эти гастроли должны были подготовить приезд огромного коллектива Театра Франко в 2002 году и привлечь внимание публики к украинскому театру. Но! Господа Бенюк и Хостикоев просто не явились на интервью в американское посольство! Просто, без предупреждения, без звонка, без объяснения причин, невзирая на подписанные контракты, оплаченные мною рабочие визы, билеты, консульские расходы, рекламу выступлений в США, аренду залов.
Гастроли были сорваны. Более того, когда я приступил к организации гастролей коллектива Павла Зиброва, американское консульство вспомнило этот случай - и отказало коллективу Зиброва в визах!
Хорошо поработали "во славу Украины" господа Бенюк и Хостикоев. Наверное, пришло время, когда они захотели вернуть мне деньги, потраченные на организацию несостоявшихся гастролей? Для них это смешные деньги, каких-нибудь сто тысяч долларов.
Ложь N3. "Никто ведь не рассказывает, где и в каких условиях игрались спектакли...".
Рассказывают... И газеты, и участники поездки, и страницы контракта. Гастроли театра проходили в крупнейших и прекрасно оборудованных залах Нью-Йорка, Филадельфии и Балтимора. Единственный спектакль, прошедший в сложных условиях на маленькой сцене, был проведен в Украинском культурном центре города Филадельфия по просьбе украинской диаспоры.
В повторном интервью Богдана Бенюка ложь N3 гиперболизируется, он утверждает, что спектакли Театра Франко в США игрались "в церквях". Да посмотрите, Дмитрий Ильич, спектакли "Тевье-Тевель" и "Ревизор" и представьте себе церковь, в которую они поместятся! И прежде, чем публиковать подобную глупость, свяжитесь с директором театра, с главным администратором и задайте им элементарные вопросы о размерах декораций и количестве участников спектакля.
Ложь N4. "...какие доллары за это получили актеры..."
Да, для господина Бенюка, получающего немалую зарплату в Национальном театре, десятки и сотни долларов не деньги. Но ведь не всем, как господину Бенюку, позволено, получая государственную зарплату и ничего (по его же словам!) не делая в театре до 2006 года, в то же время получать гонорары на телевидении, в собственной антрепризе и в подсобных помещениях "гастронома". Большинство же артистов и технических работников театра горбатятся в нем с утра до ночи за значительно меньшие деньги и попасть за океан самостоятельно им не по карману.
Все финансовые условия проведения гастролей были оговорены в соответствующих документах и были выполнены в полном объеме. О суммах гонораров и суточных вам может сообщить дирекция Театра Франко, если сочтет это необходимым. Хотя условия нашего контракта конфиденциальны - я не возражаю. Могу только сказать, что недельная работа артистов в США была оплачена в размере месячного оклада многих из них. Кроме того, мною были оплачены авиабилеты, рабочие визы, проживание, ознакомительные экскурсии, приемы и встречи со зрителями. Лимузинов, правда, к трапу самолета не подавал...
Перед началом гастролей было проведено собрание, на котором Игорь Афанасьев и директор Театра имени Франко Михаил Захаревич обсудили вслух условия проведения гастролей и предложили тем, кого эти условия не устраивают, не ехать. Отказались от гастролей Наталия Сумская и Алексей Богданович, вместо них были введены в спектакли другие исполнители. Нормально, без скандалов.
Ложь N5. "...и как они в руках возили по всей Америке свой реквизит и костюмы. Это напоминало цыганский табор, а не европейский национальный театр, выезжающий на американские гастроли!".
Участники гастролей проживали по два человека в номере, в комфортабельной четырехзвездочной гостинице "РАМАДА", за исключением нескольких человек, пожелавших жить у друзей и знакомых. Все дальние переезды в США происходили в комфортабельном автобусе с кондиционером и багажным отделением. Основные костюмы и реквизит перевозились в специальных ящиках (о чем свидетельствуют грузовые накладные авиакомпании и таможенные документы). Детали костюмов, имеющие гигиенические особенности (нижнее белье, рубашки), по условиям договора контролировались и перевозились актерами в личном багаже. Но что же еще наковырял в нашем бельишке господин Бенюк?
Ложь N6. "Кстати, уже прошел слух, что Ступка с Афанасьевым не поделили деньги и разругались. Поэтому теперь спектакли Афанасьева, которые до недавнего времени числились в репертуаре нашего театра, больше идти не будут".
Слухи не подтвердились. Спектакли Игоря Афанасьева "Ревизор" и "Варшавская мелодия-2" продолжали идти на сцене Театра имени Франко. "Ревизор" с успехом гастролировал в Минске и Севастополе, да и в сентябре, в новом сезоне уже прошел дважды.
"ПОД ШАРОВОЙ МОЛНИЕЙ ТЫ РОДИЛСЯ, БЕНЯ!"
Еще раз подсказываю вам, Дмитрий Ильич: поинтересуйтесь документами в дирекции театра. По итогам гастролей был подписан протокол, в котором стороны признают гастроли выполненными в полном объеме, в соответствии с договором, без всяких взаимных претензий.
А вот в утверждении, что мы с Богданом Ступкой "не поделили деньги" есть, по мнению моих адвокатов, признаки уголовного преступления. По сути, господин Бенюк, с помощью вашей газеты обвиняет меня и Богдана Сильвестровича "в мошенничестве и преступном сговоре". Подобные обвинения нужно доказывать в суде, либо отвечать за беспочвенность этих обвинений. Как это звучит на современном деловом жаргоне: "За базар ответишь"? Отвечают, как принято, деньгами. А вот это - самое больное место "народного халтурщика Украины". "Сало як сало, шо його пробувать..." - это украинский народ сочинил про него, жадного, ненасытного хомячка.
В качестве исторического подтверждения данного утверждения должен вспомнить несколько потрясающих скетчей, родившихся в театре, благодаря легендарной скупости "крошки Цахеса" украинского розлива.
Наша юность. Театр Франко. Богдан Бенюк еще курит. В кармане полная пачка сигарет, но он постоянно стреляет у коллег. Всем это надоело до крайности.
Евгений Шах распечатывает пачку сигарет и видит, что к нему направляется Бенюк. Шах сминает пачку на глазах у Бенюка, швыряет ее в урну и встречает Бенюка фразой: "Дай, Беня, закурить!". Бенюк (без паузы): "Так я же бросил!".
В следующем скетче родился гениальный афоризм талантливого артиста театра Саши Шкребтиенко. Театр Франко. Гримерка, артисты сбросились на бутылку и готовятся выпить. Шкребтиенко: "Быстрее наливайте, а то Бенюк учует - тут же прибежит и попросит налить "на шару"... Быстро разливается напиток. Все поднимают пластмассовые стаканчики. Двери отворяются, и в гримерку просовывается хитрая физиономия. Бенюк: "О! Хлопцы! Вы еще не выпили? Значит, я родился под счастливой звездой!". Шкребтиенко (кричит): "Под шаровой молнией ты родился, Беня!".
Смешно. И грустно...
Шаровая молния - вещь бесполезная, но опасная. Толку от нее никакого, а разрушить может все вокруг.
Война, которую затеяли против Богдана Ступки Бенюк и его подельники, стара, как мир. Но они забывают простую истину - в театральных войнах победителей не бывает. В основе этой свары - обыкновенная жадность и зависть.
Ну никогда, вслушайтесь в это слово - НИКОГДА - Богдан Бенюк не получит на Московском кинофестивале сразу две премии за лучшие мужские роли (да и одной не получит никогда!). Никогда ему не играть и не сниматься в Польше, России, США, как делает это Ступка. Никогда ему не стать символом украинского национального характера ("Бiлий птах з чорною ознакою", "Украдене щастя") и в то же время сыграть еврейского Тевье лучше всех евреев на земном шаре. Никогда не войти ему в историю мировой культуры, как войдут Сергей Данченко и Богдан Ступка, никогда не переступить порог Голливуда и имя его не будет на устах киноакадемиков США, как было имя Богдана Ступки в прошедшем году.
НИКОГДА!
Удивляюсь долготерпению Богдана Ступки.
Один народный артист тычет ему с телеэкрана в лицо однозначные жесты, другой - обливает его помоями в прессе, а он терпит. Не играйте в благородство, Богдан Сильвестрович, берите пример с Президента Украины, он не то что соратников, кумовей не пожалел ради великого дела сохранения единой Украины! А вам нужно сохранить единый Национальный театр. Не вы их, так они вас: "А ля гер - ком а ля гер".
А от роли Черта в прекрасном спектакле Юрия Одинокого Бенюк отказался напрасно. В моем спектакле "Ночь перед Рождеством" он играл его великолепно, быть может, за эту роль и звание получил. Черт, он всегда чертом и останется. Даже, если родился "под шаровой молнией".
В заключение...
От вас, Дмитрий Ильич, я требую официального признания домыслов господина Богдана Бенюка ложью и публичного извинения со страниц газеты "Бульвар Гордона".
Пока что требую вынести на суд людской мое письмо и интервью с действительными участниками гастролей. А дальше посмотрим, в какой суд обращаться. Мне ближе - в Манхэттенский Федеральный.
Заслуженный деятель искусств
Украины, лауреат Международного
конкурса имени Яхонтова
лауреат премии им. А. Бойченко,
лауреат премии им. А. Островского
Игорь Афанасьев
Нью-Йорк, 23 сентября 2005 г.
Украины, лауреат Международного
конкурса имени Яхонтова
лауреат премии им. А. Бойченко,
лауреат премии им. А. Островского
Игорь Афанасьев
Нью-Йорк, 23 сентября 2005 г.
P. S. Уважаемый господин Афанасьев - безусловно, заслуженный человек и неоднократный лауреат! Как там у Маяковского? "Товарищ Нетте - пароход и человек"!
Я выполнил вашу просьбу, опубликовав ваше открытое письмо без единой купюры. Заметьте - просьбу, а не требование.
Добиваться "официального признания домыслов господина Богдана Бенюка ложью" и публично извиняться перед вами на страницах "Бульвара" я не стану. Извиниться "за ложь и домыслы" перед вами может только сам Богдан Михайлович Бенюк. Если сочтет нужным.
Со своей стороны я хотел бы заметить, что как человек, большей частью живущий за пределами Родины, вы, видимо, совершенно упустили из виду тот факт, что в Украине давно уже существует свободная пресса. На мой взгляд, это единственный возможный принцип существования СМИ, и именно на нем держатся демократия, гласность и плюрализм мнений в любой цивилизованной стране.
С момента своего создания "Бульвар" ни разу не изменил этому принципу и не собирается делать этого впредь. На страницах нашей газеты Богдан Бенюк рассказал о чем захотел, до него на подобную тему высказывался Анатолий Хостикоев, теперь - вы.
Кроме того, я готов в любое время предоставить газетную площадь глубоко мною уважаемому Богдану Сильвестровичу Ступке - великому артисту, упорно игнорирующему неоднократные предложения дать интервью, чтобы хоть как-то прокомментировать сложившуюся в театре ситуацию.
Что же касается того, в какой суд вам лучше обратиться, это ваше личное дело. Только не надо нас пугать, ладно?
С уважением
Дмитрий Гордон
>
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter