Корифей Театра сатиры актриса Нина АРХИПОВА: «На репетиции Татьяна Пельтцер сказала Марку Захарову: «Почему, если человек ничего не умеет, он лезет обязательно в режиссуру?!»
Счастливый час Пельтцер пробил в 1947-м, когда она пришла в Театр сатиры, где проработала 30 лет. Когда, после выхода на экраны фильма Бориса Равенских «Свадьба с приданым» (спектакль Театра сатиры, перенесенный впоследствии на экран), к Татьяне Пельтцер пришла всесоюзная популярность, актрисе было 49 лет. А после ролей в фильмах «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» ее стали называть «матерью русского солдата» и «колхозной мамашей». Всего же на счету Татьяны Ивановны более 100 картин. Незадолго до 70-летия, первой среди актеров Театра сатиры, Пельтцер получила звание народной артистки Советского Союза. На юбилейном вечере Татьяна Ивановна назвала себя «счастливой старухой».
Нина Архипова: «Общение с Татьяной Ивановной всегда превращалось в праздник» |
После 80 лет она тяжело заболела - начала терять память, развилась подозрительность и мания преследования. Актрису поместили в Московскую психиатрическую клинику имени Ганнушкина, за лечение платил «Ленком», куда она перешла пятью годами ранее. Татьяны Ивановны не стало 16 июля 1992 года, ее хоронили в закрытом гробу. Уже после смерти Пельтцер стало известно, что пациенты клиники жестоко били известную актрису...
Сегодня о своей коллеге и подруге вспоминает актриса Театра сатиры народная артистка России Нина Архипова.
«ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ВСЕГДА НАЧИНАЛА ПОДГОТОВКУ К СПЕКТАКЛЮ С МАЛЕНЬКОГО СКАНДАЛА И ПОТОМ ВЫПАРХИВАЛА НА СЦЕНУ С ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ»
- У каждого человека, особенно молодого, должен быть моральный, нравственный и профессиональный ориентир, - говорит Нина Николаевна, - достигший в своем деле вершины коллега, которому ты доверяешь, которым ты любуешься. Для меня таким маяком была Татьяна Ивановна Пельтцер.
- Как вы с ней познакомились?
Такой Татьяну Пельтцер советские кинозрители не помнят — популярность к актрисе пришла, когда ей было 49 лет |
- Мы подружились в Театре сатиры, куда я пришла, проработав несколько лет в Театре имени Вахтангова. Но увидела я ее гораздо раньше - на каком-то вечере в ЦДРИ (Центральном доме работников искусств). Помню, сидела, ждала, когда начнется концерт, как вдруг на сцену вышла уборщица. Она начала драить пол и, как часто делают люди этой профессии, попутно ворчать: «Вот вы тут сидите, а нам надо убирать, ничего не готово, потому и концерт задерживается». Когда женщина, помахав шваброй, ушла, соседка по залу повернулась ко мне и спросила: «Ну как - понравилась вам Пельтцер?» Я была поражена безмерно: мне и в голову не пришло, что это актриса. У Татьяны Ивановны был поразительный дар перевоплощения. Так я - сразу и навсегда! - стала ее поклонницей.
- Говорят, в театре побаивались ее острого язычка?
- И тем не менее Татьяна Ивановна - легкая, веселая, остроумная - имела огромное количество друзей и поклонников. Я очень любила наблюдать, как она работает: сначала приходила на репетиции спектаклей с ее участием, а потом мне повезло играть вместе с ней в пьесе венгерского драматурга Миклоша Дярфаша «Проснись и пой!», поставленной в Театре сатиры Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом.
В 23 года Татьяна повстречала главную любовь своей жизни — немецкого коммуниста Ганса Тейблера и уехала с ним в Берлин |
Видимо, что-то такое было в этом спектакле, потому что он остался в памяти многих людей. Там замечательные работы и Георгия Павловича Менглета, моего мужа, и Татьяны Ивановны Пельтцер, да и я имела какой-то успех. До сих пор, когда встречаю театралов в санатории или просто на улице, они хватают меня за руку и говорят о «Проснись и пой!» хорошие слова, а случается, напевают мелодию оттуда.
- Это был бенефис Татьяны Пельтцер!
- Каждый раз, глядя на то, как она ведет себя на сцене, я поражалась: вроде бы уже не молода, а как заразительна и привлекательна, когда хочет быть приятной и красивой! А как Татьяна Ивановна скакала по лестницам - я в ее возрасте уже бы так не могла, а она все себе позволяла и была просто прелестной.
С Фаиной Раневской |
Однажды после очередного спектакля Пельтцер вдруг сказала всем нам: «Как, вы собираетесь по домам? Это после такого удовольствия, которое мы получили на сцене?! Нет, мы должны сейчас куда-нибудь поехать - например, в Ленинград!». И что вы думаете, и Шура Ширвиндт, и Таня Егорова дружно подхватили: «Едем! Едем!». И нас с Георгием Павловичем тоже накрыло этой волной. Впрочем, мой муж не очень любил подобные эскапады - он был человеком сдержанным, поэтому от участия в нашей вылазке отказался. Я же сказала ему: «Не хочешь - не надо. А я поеду в Ленинград, встречусь с друзьями, погуляю по городу».
С Александрой Захаровой, Леонидом Броневым и другими в фильме Марка Захарова «Формула любви», 1984 год |
Татьяна так нас завела, что мы всей компанией махнули в аэропорт. Но там билеты сразу взять не удалось, надо было ждать. За это время я немного очухалась, испугалась: «Что ж я делаю-то - Георгий Павлович на меня обидится!». Взяла машину и отправилась домой. А они веселились, веселились, а потом как-то соскучились и тоже разъехались по домам. Но эта история вполне в духе Татьяны Ивановны, хотя она позволяла себе их только после спектаклей. Во время работы всегда себя берегла, старалась быть в форме.
- После этого спектакля вы и подружились?
- Я уже оторваться от нее не могла! Где бы театр ни был на гастролях, мы везде ходили вместе - ей нужно было обегать весь город. И вот ведь что удивительно: у нее никогда не уставали ноги. Пельтцер вприпрыжку бежала вперед, а я плелась сзади и просила: «Татьяна Ивановна, пожалуйста, помедленнее!».
«Солдат Иван Бровкин», 1955 год. После фильмов про Бровкина Татьяну Ивановну стали называть солдатской матерью |
Причем носилась она не только по музеям и достопримечательностям, но и по магазинам: и то ей надо купить, и это! И мне что-то присматривала - какие-то ножички, дощечки, салфеточки...
Мне иногда казалось, что у нее, как у Карлсона, где-то спрятан небольшой моторчик. Помню, как мы праздновали 70-летний юбилей Пельтцер: на вечер был запланирован спектакль с ее участием, потом должны были Татьяну Ивановну чествовать, а поздно вечером всей труппой собирались идти в ресторан.
Учитывая такой насыщенный вечер, женщина ее возраста полдня отдыхала бы, а она с утра побежала на вокзал встречать поезд, на котором должны были приехать из Ленинграда две ее подруги. Оттуда вся троица потащилась по магазинам, потом дамы поехали в парикмахерскую, чтобы вечер встретить во всеоружии.
В театр виновница торжества влетела в последнюю минуту, превосходно отыграла спектакль, выдержала все поздравления, поехала в ресторан Дома актера, где перетанцевала, по-моему, со всеми присутствующими мужчинами.
«Иван Бровкин на целине», 1958 год |
Это была женщина невероятного темперамента! Мы все сидели уставшие, Георгий Павлович просил: «Ниночка, нам пора домой!», а Татьяна Ивановна и сама плясала, и всех заводила. Общение с ней всегда превращалось в праздник, даже если она сердилась.
- Бывало и такое?
- Пельтцер, например, всегда начинала подготовку к спектаклю с маленького скандала: то костюм у нее недостаточно наглажен, то парик не так завит. Все в театре об этом знали, и никто не обижался, потому что костюмеры и гримеры ее просто обожали. Спустя какое-то время мы поняли: так Татьяна Ивановна себя заводила и потом выпархивала на сцену с горящими глазами. Это был ее актерский рецепт - она считала, что нельзя играть просто так, нужно эмоционально себя настроить. Я, кстати, научилась этому у нее и потом тоже использовала.
С Андреем Мироновым в комедии «Трое в лодке, не считая собаки», 1979 год |
«НА ГАСТРОЛИ ОНА ЕЗДИЛА СО СВОЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЛИТКОЙ»
- Татьяна Ивановна - удивительная актриса, ее никто не помнит молодой: в кино она начала сниматься в 40 лет, а известность к ней пришла почти в 50...
- Ее - уж не знаю почему - с молодых лет воспринимали как пожилую женщину. То ли у нее морщинки появились раньше, чем нужно, то ли она очень убедительно вживалась в роли старух - других ролей ей просто не давали. По-настоящему знаменитой Пельтцер стала после исполнения роли Лукерьи Похлебкиной в фильме-спектакле «Свадьба с приданым», а буквально через пару лет сыграла маму Ивана Бровкина - там она выглядела уже глубокой старушкой.
С Любовью Соколовой. Одна из самых заметных киноролей Пельтцер — бабушка в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось», 1980 год |
Но стоило присмотреться, и становилось ясно, что актриса совсем не старая. К тому же она была не по возрасту подтянутой и грациозной: вспомните, как порхала в «Женитьбе Фигаро»! Каждое утро делала сложнейшую физзарядку, для чего даже на гастроли всегда возила с собой специальный гимнастический коврик.
- Внешность имела для нее большое значение?
- Конечно! В жизни она в отличие от многих характерных артистов мало была похожа на своих экранных и сценических персонажей. Татьяна Ивановна любила хорошо одеваться: то на ней была какая-то хорошенькая блузочка, то симпатичный шарфик, то шубка дорогая, и не одна.
С Александром Абдуловым Пельтцер выходила в «Поминальной молитве», и подчас Абдулову приходилось произносить ее реплики |
Она не только интересовалась, что и где можно купить (или, как тогда говорили, достать), но и выглядела привлекательной, а если хотела, то и красивой. Могла, например, надеть какую-нибудь необычную шляпу и произвести на окружающих неизгладимое впечатление.
- Поклонников у Пельтцер много было?
- Масса - они ходили на ее спектакли, ждали у служебного входа с цветами, просили автограф. Некоторые из них впоследствии становились ее друзьями. Несмотря на отсутствие семьи, Татьяна Ивановна никогда не чувствовала себя одинокой. Наоборот, иногда пряталась от всех, чтобы немного отдохнуть.
- Дома у нее вы бывали?
К Марку Захарову Татьяна Ивановна поначалу отнеслась настороженно, «но прошло какое-то время, она поняла, насколько Марк талантлив, и ее отношение к нему стало меняться в сторону обожания» |
- У нее было очень уютно и очень чисто, в квартире все сверкало - и на кухне, и в комнате. Она вообще отличалась редкостной чистоплотностью, говорила, что это качество унаследовала от отца-немца. На гастролях в ее номере тоже всегда была идеальная чистота, хотя, казалось бы, временное жилье, чего там особо усердствовать?
Еще Татьяна Ивановна была очень гостеприимной и обожала всех угощать кофе, который варила сама. На гастроли она ездила со своей электрической плиткой, а кофе сначала обжаривала, затем молола и только потом по какому-то особому рецепту варила.
«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЕЕ ПРИВОЗИЛИ В «ЛЕНКОМ» ПРОСТО ТАК - ОНА СИДЕЛА В ГРИМЕРНОЙ, ДЫШАЛА ТЕАТРАЛЬНЫМ ВОЗДУХОМ»
С Евгением Леоновым в «Поминальной молитве» Марка Захарова — этот спектакль стал последней театральной работой Татьяны Ивановны |
- Почему Татьяна Ивановна ушла из Театра сатиры в «Ленком»?
- Ее любимый режиссер, Марк Захаров, перешел из нашего театра, когда его назначили главным режиссером «Ленкома». Сделал он это деликатно по отношению к нашему руководителю Валентину Николаевичу Плучеку - не взял с собой никого из артистов. Хотя и Татьяна Ивановна хотела с ним работать, и я бы, позови он меня, последовала бы за ним, да и другие актеры тоже... Но Татьяна Ивановна просто не могла без Марка жить. Она устроила Плучеку маленький скандал прямо на репетиции - назвала его «старым дураком». Он вспылил, обозвал ее «безумной старухой», Пельтцер воспользовалась моментом и подала заявление об уходе. И Валентин Николаевич, который в другой ситуации никогда бы его не подписал, тут сказал: «Пожалуйста!». Татьяна Ивановна, которой только этого и надо было, тут же ушла в Захарову. Правда, в «Ленкоме» она очень мало играла, зато была влюблена в Марка Анатольевича - ходила на все репетиции и просто смотрела, как он работает.
- Но ведь с Захаровым у нее тоже не сразу сложились хорошие отношения?
- Их дружба началась с ссоры. Захаров начал репетировать в нашем театре «Доходное место» Островского. Он был тогда режиссером молодым, хотел привнести в театральное искусство что-то новое, необычное - например, предложил актерам играть Островского без грима. И вот представьте себе: когда Захаров вдохновенно рассказывал труппе о концепции спектакля, в полной тишине вдруг раздался голос Татьяны Ивановны: «Что же это такое: почему, если человек ничего не умеет, он обязательно лезет в режиссуру!». В этом была вся Пельтцер - она, наверное, единственная во всем театре, позволяла себе говорить людям в лицо все, что думает.
Но прошло какое-то время, она поняла, насколько Марк талантлив, и ее отношение к нему потихоньку стало меняться в сторону обожания. Через несколько лет мы начали репетировать «Проснись и пой!», и Татьяна Ивановна, когда надо и когда не надо, кидалась на защиту Захарова, как тигрица, - можно сказать, закрывала грудью. Стоило мне спросить: «Марк Анатольевич, а может, я тут зайду с другой стороны?», как она тут же встревала: «Молчи, не задавай режиссеру лишних вопросов!».
Татьяна Пельтцер (вторая слева во втором ряду) с актерами театра «Ленком». Николай Караченцов, Александр Збруев, Ирина Алферова, Александр Абдулов, Евгений Леонов и другие, 80-е годы |
- Как у нее складывались отношения с главным режиссером Театра сатиры?
- Валентин Николаевич ее очень любил, занимал в лучших спектаклях - «Интервенция», «Маленькие комедии большого дома», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Когда Пельтцер ушла, он очень об этом сожалел, ведь потерял высококлассную актрису. Звал ее обратно, но она отказалась: «Я от Марка никогда не уйду».
- В последние годы жизни Татьяны Ивановны вы с ней общались?
- Мы поддерживали отношения почти до самой ее смерти. Два раза я ходила смотреть спектакль «Поминальная молитва», где Пельтцер играла старушку Берту. Ее роль там ничего не значила: она выходила в конце второго акта со своим партнером Александром Абдуловым и произносила всего две или три реплики. Но публика была в восторге.
Когда я пришла смотреть этот спектакль второй раз, Татьяна Ивановна была уже очень больна и забывала текст. «Ленком» устроил ее в клинику. Надеялись, что врачи восстановят ей память, но вскоре стало ясно, что это невозможно. Пельтцер привозили на спектакль, а потом увозили обратно. Помню, она вышла на сцену, стояла и молчала. Ее текст говорил Абдулов: «Ну что, мама, в поезде вас, наверное, укачало? Вы, наверное, устали?». Татьяна Ивановна своим характерным, узнаваемым голосом ответила: «Да, очень!». В зале поднялась буря аплодисментов! Они пошли дальше: Абдулов снова произнес за нее ее текст, и она снова ответила: «Да!». И снова - буря аплодисментов.
Меня тогда поразило благородство театра, который всеми силами, до последнего старался сделать так, чтобы угасающая актриса чувствовала себя нужной и востребованной. В последнее время в «Ленком» ее привозили просто так - она уже не играла, только сидела в гримерной, дышала театральным воздухом, а актеры, которые обожали свою «бабушку», приходили, чтобы ее обнять.
- В клинику к ней вы ездили?
- Как-то собралась, даже приготовила ей несколько блоков сигарет «Мальборо», - моя подруга курила только их! - но мне сказали, что к ней уже никого не пускают. Я попросила, чтобы ей передали хотя бы сигареты, - она и в клинике много курила, несмотря на запреты врачей. Жизнь Татьяны Ивановны была счастливой, а ее финал, к сожалению, грустным. Но он редко у кого бывает веселым...