Сценарист картины «Большая перемена» писатель Георгий САДОВНИКОВ: «Клеймо Нестора Петровича страшно Михаила Кононова раздражало — эту роль он возненавидел и даже заявил, что вычеркивает фильм из своего послужного списка»
На счету Михаила Кононова почти семь десятков фильмов, среди которых такие ленты, как «Андрей Рублев», «До свидания, мальчики!», «Начальник Чукотки», «В огне брода нет», «Начало», «Двадцать дней без войны», «Вокзал для двоих», «Царская охота». В своей последней картине, «В круге первом», Кононов снимался уже тяжелобольным, и коллеги вспоминают, что каждое слово давалось ему с большим трудом.
Страна отблагодарила актера пенсией в три тысячи рублей - это приблизительно 600 гривен. Чтобы хоть как-то выжить, они с женой продали квартиру в центре Москвы и уехали в деревню Бутырки, но резко ухудшившееся здоровье актера и необходимость регулярно показываться врачам заставили их вернуться обратно.
За две недели до смерти Михаил Иванович попал в клинику из-за проблем с легкими - сказалось воспаление, которым он переболел незадолго до этого. Говорят, актеру можно было помочь, но у него не было денег на медикаменты, его соседи по палате в складчину покупали ему необходимые лекарства. Когда Кононова не стало, ему было всего 67 лет...
Георгий Садовников: «Мы с Мишей просто одно лицо» |
О Михаиле Кононове рассказывает писатель и сценарист Георгий Садовников.
«МИША ХОТЕЛ, ЧТОБЫ О НЕМ ГОВОРИЛИ КАК ОБ АКТЕРЕ, ИГРАВШЕМ У ТАРКОВСКОГО В «АНДРЕЕ РУБЛЕВЕ»
- Георгий Михайлович, почему на роль учителя Нестора Северова в культовом фильме режиссер Алексей Коренев выбрал именно Михаила Кононова?
- Фильм «Большая перемена», которому в этом году исполнилось 40 лет, снят по моей автобиографической повести «Иду к людям». Так как прототипом главного героя является ваш покорный слуга (я после окончания пединститута год работал учителем в школе рабочей молодежи), бытует мнение, что режиссер выбирал актера, похожего на меня. Мы с Мишей просто одно лицо. Меня часто приглашают на творческие вечера, только чтобы убедиться в большом сходстве между нами.
Второй кандидатурой был Андрей Мягков. Он, конечно, покрупнее Кононова, но фактура лица у нас троих приблизительно одинаковая. Однако Андрей поставил условие: он будет сниматься только в том случае, если на роль Светланы Афанасьевны возьмут его жену Асю Вознесенскую. Хотя Коренев отказался, на его отношениях с семьей Мягкова - они дружили - это, к счастью, никак не сказалось. Я потом часто встречал супругов в доме режиссера, и когда его хоронили, они тоже были.
- Сейчас уже сложно представить в роли Нестора Петровича кого-то, кроме Кононова!
- В этом большая заслуга Коренева, который умел работать с актерами: он долгое время был вторым режиссером и знал, как найти подход к каждому. До сих пор удивляюсь, как ему удалось собрать такой исполнительский букет. В каком еще фильме в одном эпизоде можно увидеть Евгения Леонова, Ролана Быкова и Люсьену Овчинникову!
Бесхитростный паренек из народа — это амплуа закрепилось за молодым актером надолго |
Сценарий фильма изначально задумывался двухсерийным, но потом, благодаря импровизациям звезд, его расширили сначала до трех, а потом и до четырех серий. Я, честно говоря, был не очень этим обстоятельством доволен, но мне сказали: «Мы купили сценарий и будем делать все, что сочтем нужным». Пришлось смириться.
- Правда, что Михаил Иванович не очень любил своего героя из «Большой перемены»?
- Справедливости ради надо сказать, что это действительно была не главная роль в его жизни. Он хотел, чтобы о нем говорили как об актере, игравшем у Тарковского в «Андрее Рублеве» и у Панфилова в «Огне брода нет» (Миша называл своим любимым режиссером Глеба Панфилова, а любимой партнершей - его жену Инну Чурикову, с которой он часто советовался по профессиональным вопросам, даже при мне иногда ей звонил), а ему все время вспоминали эту, как он считал, безделку.
С супругами только на экране — Александром Збруевым, сыгравшим в «Большой перемене» нерадивого ученика Ганжу, и Натальей Богуновой — строгой учительницей литературы |
В таком же положении, кстати, оказался и Александр Збруев - его, звезду «Ленкома», несмотря на множество замечательных ролей в театре и кино, тоже чаще всего ассоциируют именно с его героем Ганжой. Более того, ему долгое время приходили письма, адресованные «Григорию Ганже». Но Саша смог отнестись к этому факту с юмором, а Миша нет. Клеймо Нестора Петровича его страшно раздражало, со временем он возненавидел эту роль и даже кому-то из журналистов заявил, что вычеркивает фильм «Большая перемена» из своего послужного списка.
«Ради удачного кадра Кононов себя не щадил». Историк Нестор Северов в ленте «Большая перемена», 1972 год |
- Но ведь и вас тоже знают прежде всего как автора сценария «Большой перемены»...
- ...хотя я два года работы над этим фильмом довольно долго считал потраченными впустую. В то время как мои друзья-прозаики - Вася Аксенов, Володя Войнович - писали что-то серьезное, я занимался ерундой. Но со временем я понял: раз народ этот фильм смотрит, значит, наши усилия были не напрасны.
«КОГДА МИХАИЛ ПРЫГНУЛ В ВОДУ, Я ПОНЯЛ: КО ДНУ ОН ИДЕТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ!»
Небольшую роль монаха Фомы в «Андрее Рублеве» (1966 год) режиссера Андрея Тарковского Кононов считал одной из лучших своих работ |
- Легко ли Михаилу Кононову далась роль школьного учителя?
- Он будто в ней родился, потому что трагикомедия - его жанр (если вы заметили, даже в драматических ролях у Кононова есть налет дурашливости, который выражается в глуповатой улыбке и забавном выражении лица). В то время герой ему еще нравился, помню, он как-то сказал мне: «Ты знаешь, по-моему, из этого Нестора неплохой человечек выйдет».
Снимался он самозабвенно. В фильме есть эпизод, где Нестор Петрович бросается в Волгу, дабы подвигнуть Петрыкина на благородный поступок - заставить его спасти учителя.
С Олегом Далем и Владимиром Колокольцевым в ленте «Первый троллейбус», 1963 год Фото Fotobank.ua |
Когда Кононов прыгнул в воду, я как человек, который однажды тонул, вдруг понял: ко дну он идет по-настоящему! Оказалось, что Миша не умел плавать. Если бы игравший Петрыкина Ролан Быков чуть-чуть замешкался, все могло бы плохо закончиться. Но это говорит об отношении к работе: ради удачного кадра Кононов себя не щадил.
- К другим актер относился столь же требовательно?
- Он оказался человеком со сложным характером, поэтому иногда с ним было трудно. Михаил Иванович любил резать в глаза правду-матку, не взирая на лица. Мог сказать актеру или режиссеру, что он бездарный, дать собеседнику самую нелестную характеристику, а люди этого не любят. Поэтому и не ужился во МХАТе, где одно время играл.
Однажды во время съемок на заводе в Ярославле я немного опоздал к началу смены - писал недостающие реплики для сцены, над которой мы работали в тот день. Приехав, увидел, как Миша отвел в сторону Наташу Богунову, которая играла Светлану Афанасьевну, долго что-то ей эмоционально говорил...
С супругой Натальей Кононов прожил 38 лет. «Она в киноэкспедиции, подобно другим женам, а Мишей не увязывалась» |
Она вдруг разрыдалась, а Кононов спокойно отошел. Когда через несколько минут прозвучала команда: «Мотор!», он как ни в чем не бывало отыграл сложную комедийную сцену. Наташа тоже довольно быстро успокоилась и хорошо отработала свой эпизод.
В последние годы в жизни Михаила Ивановича появилась муза — 18-летняя Маргарита была очень похожа на его жену в молодости. Актер представлял Риту то племянницей, то приемной дочерью |
Вечером я его спросил: «Миша, а что Богунова натворила-то, за что ты ее так отчитал?» - и услышал в ответ: «Ничего. Просто я чувствовал в себе какую-то инертность, мне надо было как-то себя завести, раскрутить, вот я и спровоцировал этот скандал».
- Дружеские чувства с кем-то из съемочной группы его связывали?
- Кроме меня, Миша мало с кем общался. Исключение - Саша Збруев, они могли отойти в сторонку и подолгу что-то обсуждать. Вообще же, наша съемочная группа была очень дружной, я там близко сошелся и с режиссером Алексеем Кореневым, и с оператором Анатолием Мукасеем, и с художником Леонидом Платовым. По вечерам мы собирались веселой компанией, к которой Миша присоединялся не всегда: особо компанейским человеком его не назовешь. Иногда он мог просто сидеть в своем номере и читать, причем серьезную литературу.
Евгений Стеблов, Виктория Федорова, Михаил Кононов, Анна Родионова и Николай Досталь. «До свиданья, мальчики», 1964 год |
Среди актеров хватает людей невежественных, а Кононов был весьма начитанным. Хотя, конечно, нельзя стричь всех под одну гребенку. Например, Евгений Павлович Леонов был человеком высокой культуры, что не мешало зрителям, обманываясь его простоватой внешностью, подходить на улице к нему, непьющему, с предложением сообразить на троих. А недавно ушедший от нас Юра Кузьменков, блестяще сыгравший в «Большой перемене» Федоскина, писал пьесы - надеюсь, они когда-нибудь будут поставлены.
Иногда случались и смешные казусы. Помню, я как-то пришел к Мише домой (они тогда еще в коммуналке жили), а он по-турецки сидит на тахте и увлеченно читает «Жизнь животных» Брэма - казалось бы, абсолютно детскую книжку.
«КОНОНОВЫ ПЕРЕЖИВАЛИ ИЗ-ЗА СВОЕЙ БЕЗДЕТНОСТИ - РЕБЕНКА ИМ С ЖЕНОЙ ЗАМЕНЯЛА ЛАЙКА»
«Начальник Чукотки», 1966 год |
- Жена с Михаилом Ивановичем на съемки ездила?
- Нет, насколько я знаю, в экспедиции, подобно другим женам, она за Мишей не увязывалась. Временами работала где-то (например, в Доме звукозаписи), но большей частью все-таки сидела дома, шутя даже называла себя «профессиональной домашней хозяйкой». Наташа была намного моложе мужа, Михаил женился на ней, когда ей едва исполнилось 18 лет. Он очень жену любил, и она, в свою очередь, его обожала.
В фильме Глеба Панфилова «Начало» Чурикова сыграла начинающую актрису Пашу Строганову, а Кононов — Павлика, соседа, спасшего ее от самоубийства, 1970 год |
Можно сказать, семья у них была образцовой, недаром же они прожили вместе 38 лет. Как правило, актеры-мужчины позволяют себе небольшие кратковременные интрижки на съемках, а вот Миша, насколько я знаю, никогда романов не крутил. Один-единственный раз при мне кто-то из группы решил «раскрыть его жене глаза» на отношения, якобы имевшие место у Миши с некой барышней. Вы бы слышали, как резко Наташа отчитала этого человека. Уж не знаю, поверила «доброжелателю» или нет, но лицо не потеряла. Поэтому я очень удивился, когда - уже после его смерти - почитал в прессе, что в последние годы у него якобы появилась молодая любовница, которую он выдавал чуть ли не за свою приемную дочь.
- У Кононовых не было детей. Он очень переживал по этому поводу?
С Олегом Ефремовым. «Здравствуй и прощай», 1972 год |
- Мужчины, за редким исключением, друг с другом обычно эту тему не обсуждают. Но, думаю, Кононовы переживали из-за своей бездетности. При всех своих «колючках» Михаил Иванович был человеком тонко чувствующим, и это не могло его не огорчать.
Ребенка им с женой заменяла лайка, которую Михаил Иванович привез со съемок фильма «Таежная повесть» по рассказам Виктора Астафьева: он там играл охотника, и собака нужна была по сюжету. Потом о псине просто забыли, а Михаил Иванович ее пожалел и приютил. Она была сурового нрава, не всех привечала: кусать не кусала, но ухватить за пятку могла. Поэтому хозяевам иногда приходилось запирать ее в дальней комнате, чтобы не пугала гостей.
- Много пишут о том, что актер сильно пил. Это действительно так?
- Абсолютно непьющего артиста очень трудно себе представить, особенно когда съемочная группа работает где-то на выезде. Когда мы снимали «Большую перемену» в Ярославле, все, от режиссера до осветителей, жили в гостинице, принадлежащей местному цирку.
Лейтенант милиции Николаша (Михаил Кононов), музыкант Платон (Олег Басилашвили), официантка Вера (Людмила Гурченко) в культовой комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», 1982 год |
Скажите, чем там еще можно было заниматься? В свободное время все собирались и выпивали, и Миша тоже не являлся исключением. Но работу он в отличие от Быкова не срывал. Из-за Ролана Антоновича даже притормозились съемки «Большой перемены», но потом его жена Елена Санаева взяла супруга в ежовые рукавицы, и выпивки прекратились.
В последние годы мы с Мишей практически не виделись, но вряд ли за это время он успел спиться. Когда Кононов еще жил неподалеку от нас, в Большом Тишинском переулке, у него случился инфаркт, он тогда долго лечился в больнице. Согласитесь, это плохо сочетается с алкоголем.
- После выхода фильма на экраны вы общались?
- Да, причем семьями - мы с женой приезжали к ним, они с Наташей - к нам, встречались и на нейтральной территории - в Доме литераторов. В компании Михаил Иванович никогда не был самым словоохотливым. Я, например, человек флегматичный, но в ту пору, когда еще не отказался от спиртного, мог говорить, не давая никому и рта раскрыть. Миша же иногда подавал какие-то реплики, но в основном предпочитал слушать.
Отношения у нас были очень близкими. Миша мог мне позвонить и попросить: «Приходи!», и я, бросив все, шел к нему. Случалось, что даже оставался у них с Наташей ночевать. Ну а потом, когда они решили продать квартиру в Москве и купить дом в деревне, мы уже встречались только случайно.
Я живу на Малой Грузинской улице, недалеко от Ваганьковского кладбища, на которое время от времени хожу - там похоронен мой тесть. Однажды я увидел, что навстречу мне по аллее идет Миша. «Как ты здесь оказался?» - спросил я его, поскольку знал, что никого из родных у него там нет. И он ответил, что приходил к своему другу Олегу Далю. Известно, что Даль тоже был непростым человеком. Видимо, эта сложность их и объединяла.
- В деревне Бутырки, где он прожил последние годы, вы его ни разу не навещали?
- К сожалению, нет. Они с Наташей звали нас к себе, но добираться туда было нелегко. Наши дорожки разошлись еще и потому, что я не являюсь профессиональным кинематографистом. Мы не пересекались на студиях, а он не бывал там, где проводил время я. Так постепенно наше общение и сошло на нет. Но известие о Мишиной смерти очень больно меня ранило, ведь с ним связана значительная - и счастливая - часть моей жизни.