В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Криминал

Педофил Завадский убеждал мальчиков, что они сами во всем виноваты: «Если бы не твои красивые ноги, не твои шелковистые волосы и не твое смазливое личико, я бы никогда так не поступил!»

24 Июля, 2014 00:00
Интернет-издание «ГОРДОН». Специально для «Бульвар Гордона»
Известный музыкант приговорен к 13 годам тюрьмы за растление малолетних
Интернет-издание «ГОРДОН»

Подольский районный суд Киева вынес приговор 48-летнему аккордеонисту Игорю Завадскому — 13 лет лишения свободы за растление малолетних. Администратор и сожитель артиста Андрей Бригида, а также водитель Андрей Бойко получили соответственно семь и три года. Свою вину признал лишь последний — сознался, что действительно привозил на квартиру к Завадскому мальчиков, и подтвердил: на оперативном видео, послужившем главным доказательством вины, запечатлены Игорь и его администратор Андрей. Занимающиеся сексом с худеньким пареньком, которому на вид лет 10-12 и который — это отчетливо слышно в записи — умоляет: «Не надо!»...

Тем не менее немало людей, в том числе некоторые знаменитос­ти, уверены, что Завадский не­виновен, видео смонтировано, а дело сфабриковано по заказу. Где здесь правда, а где ложь, является ли известный музыкант пе­дофилом, как были добыты оперативные кадры и какие еще доказательства позволили осудить человека на столь долгий, практически максимальный за такие преступления срок? Об этом мы беседовали с начальником отдела криминальной милиции по делам детей ГУМВД города Киева полковником Ларисой Зуб и кандидатом психологических наук Людмилой Гридковец, работавшей с семьями, чьи дети фигурировали как потерпевшие в деле Завадского.

«БРИГИДА ТОЖЕ ЖЕРТВА ЗАВАДСКОГО: МУЗЫКАНТ СОВРАТИЛ ПАРНЯ, КОГДА ТОМУ БЫЛО 16»

— Все началось три года назад, — вспоминает Лариса Зуб. — Сотрудники нашего отдела разыскивают пропавших детей, и однажды поступило заявление об

Полковник Лариса Зуб: «Оказывается, нашему обществу дороже не дети, а извращенец, потому что он, видите ли, гениален и ему все дозволено...»

исчезновении 12-летнего мальчика. Его искали дня три, и оказалось, что все это время он находился в квартире музыканта Игоря Завадского на Подоле.

Естественно, стали выяснять, почему там и почему ребенок вообще сбегает, опрашивали друзей, одноклассников и так далее — и получили информацию: мол, так Завадский же педофил, у него, знаете, сколько пацанов перебывало... Стали проверять, может ли слух иметь реальную подоплеку, выяснять, какой образ жизни ведет музыкант, с кем живет, общается, кто к нему заходит. Оказалось, что мальчики от 10 до 14 лет в квартире частые гости, некоторые месяцами живут у Игоря и его администратора Андрея, по совместительству — помощника по хозяйству и сожителя.

Сейчас нас обвиняют в том, что незакон­но получили доказательства: вели прослушку телефона, установили в жилище Завадского видеокамеру... Ничего подобно­­го, все меры были приняты в рамках закона об оперативно-разыскной деятельнос­ти, с разрешения главы Апелляционного су­да и после консультаций с руководст­вом. На тот момент у нас уже была информация о трех жертвах Завадского 10-12 лет, и мы имели полное право предпринять попытку зафиксировать преступления.

Камера в его квартире работала недолго, четыре дня, но этого оказалось более чем достаточно: когда оперативники увидели то, что потом частично было в программе «Табу» показано, их нервы не выдержали, они решили брать подозреваемого, пока тот не натворил новых бед, и задержали в подъезде собственного дома, когда он собирался отвезти пострадавшего ребенка к родителям на велосипеде. Говорят, Завадский визжал как резаный: то ли чтобы привлечь внимание соседей, то ли чтобы Бригиду предупредить. Не помогло: его сожителя, который закрылся в квартире, арестовали в тот же день.

Как оказалось впоследствии, он тоже жертва Завадского: музыкант совратил парня, когда тому было 16. До этого у Бригиды были отношения с девушками, и те, кто знал его по «Артеку», где Андрей работал вожатым, это подтверждают. Но когда он стал жить с Завадским, тот взял его под свой тотальный контроль: ни о каких женщинах не могло быть и речи, Бригида сделался кем-то вроде слуги, который должен выполнять все, что скажет хозяин. Он готовил еду, убирал в доме, помогал организовывать концерты и был допущен до сексуальных оргий с несовершеннолетними. Преступник и жертва в одном лице.

«Я, НАВЕРНОЕ, ВАС ШОКИРУЮ: РЕЧЬ ИДЕТ О 50 ЭПИЗОДАХ!»

— Но ни Завадский, ни Бригида ви­новными себя не считают — как это объяснить?

— А что им остается? Всем известно, что педофилов в местах лишения свободы, мягко говоря, не жалуют: признать вину для них — все равно что подписать себе при­говор. Но оснований, чтобы осудить этих двоих, и без их признаний было достаточно: во-первых, запись, которую без слез и отвращения нельзя смотреть, во-вторых, свидетельства пяти жертв и результаты полагающихся в таких случаях экс­пертиз, в-третьих, показания водителя Бойко, который сознался, что в оргиях не участвовал, но мальчиков находил и привозил, за что получил три года. По правде сказать, не знаю, чем руководствовался Завадский, когда в зале суда заявил, что его, скорее всего, отпустят на свободу и что все приведенные доказательства — это доказательства его невиновности.

— Так жертв, получается, было пять?

— Это только те, чьи семьи приняли участие в судебном процессе, на самом деле гораздо больше. Некоторые уже взрослые, некоторые еще несовершеннолетние, но их родители отказались писать заявления: «Вы поймите, не надо портить жизнь ни нам, ни сыну...». Если учесть всех, я, наверное, вас шокирую: около 50 эпизодов! Одному из ребят, с которым Завадский вступал в интимную связь с 13 лет, сейчас 30, он стал гомосексуалистом, и, возможно, как раз в результате той психотравмы.

Знаете, я шесть с половиной лет возглавляю киевскую криминальную милицию по делам детей и вроде как должна ко всему быть готова, но меня многое поражает в этом деле — и количество потерпевших, и поведение главных фигурантов. Однако больше всего удивило отношение общественности. Завадского поддерживают и СМИ, регулярно выставляющие милицию чертями в погонах, которые поймали ангела и измываются над ним, и высокопоставленные лица, которые не раз звонили руководству с пожеланиями «поскорее все это прикрыть», плюс груп­па доброхотов, куда входят, между прочим, известные женщины, у которых есть дети и внуки, к примеру, Нина Матвиенко.

Я уважаю Нину Митрофановну как светлого человека и прекрасную певицу, но мне абсолютно непонятно, почему она, Герой Украины, бросилась защищать педофила и хотела взять его на поруки. И почему такие же мамы, бабушки и тетушки из числа поклонниц таланта Завадского давили на пострадавших ребят и их семьи, звонили, требуя «одуматься», ходили по домам, устраивали во дворах едва ли не пикеты, информируя таким образом весь рай­он, что в этом доме живет ребенок, с которым спал взрослый дядька... Мне больно оттого, что дети оказались абсолютно не­за­щищенными и перед извращенцем, и перед обществом, которому, как выяснилось, дороже именно извращенец, потому что он, видите ли, гениальный музыкант, а значит, ему все дозволено. Таким людям, как те, кто сейчас заступается за Завадского и его сообщников, я бы одного пожелала — чтобы их собственные дети и внуки не встретили такого «дядю-благодетеля» никогда.

«ОБРАЗ КРОТКОГО ЯГНЕНКА, ХУДОЖНИКА, КОТОРОГО МОЖЕТ ОБИДЕТЬ КАЖДЫЙ, — МАСКА, ПОД КОТОРОЙ СКРЫВАЛСЯ ПРЕСТУПНИК, ПРОДУМЫВАЮЩИЙ КАЖДЫЙ СВОЙ ШАГ»

— А я хочу напомнить им, что чужих детей не бывает, — добавляет семейный и детский психолог Людмила Гридковец, мама шестерых детей, — по крайней мере, когда я работала с потерпевшими мальчиками в так называемой «зеленой комнате» Соломенского райотдела милиции, я за них переживала, как за своих. «Зеленая комната», кстати, специально для таких щекотливых дел предназначена: чтобы ребенка не мучить несколько раз болезненными допросами, в уютном помещении, где ему комфортно и где он не чувствует себя, как в милиции, с ним беседует психолог, это фиксируется на видео для дальнейшего анализа, а в соседней комнате находятся и слушают это те, кто расследует дело.

— Что удалось выяснить в ходе таких бесед?

«Это как, скажите мне, можно так подставить человека,
чтобы он сделал у себя в квартире, в своей постели,
то, что сделал? Разделся догола, раздел ребенка,
лег с ним...»

— Практически все о том, как действовал Завадский. Педофилы очень хорошие психологи, и он не исключение. Чтобы научиться манипулировать другими людьми, в частности детьми, он проходил специальные тренинги и штудировал литературу о различных методиках и техниках влияния. Образ кроткого ягненка, эдакого доброго волшебника, художника, которого может обидеть каждый, — всего лишь маска для социума, под которой скрывался преступник, продумывающий каждый свой шаг. Бригида хотя бы переживает по поводу сложившейся ситуации, а у му­зы­канта ни грамма раскаяния! Только четкая последовательность дейст­вий, направленных на то, чтобы за свои деяния не отвечать.

То, что он делал с мальчиками, — классические манипуляции. Сначала втирался к ребенку в доверие и внушал, что он, благодетель, который просто так дарит мобилку, дает деньги на карманные расходы, уделяет внимание и время, обещает снимать в своих клипах, едва ли не самый важный человек в его жизни: «Да я все для тебя сделаю!». Потом начинал проявлять сексуальный интерес: осторожно, чтобы не спугнуть и постепенно приучить к тому, что все эти ласки взрослого дяди в порядке вещей. Затем вступал с жертвой в половую связь и, чтобы мальчик никому об этом не говорил, возлагал на него всю ответст­венность: «Ну ты же сам виноват. Если бы не твои красивые ноги, не твои шелковистые волосы и не твое смазливое личико, я бы никогда так не поступил! Ты такой красивый, что я не удержался...».

Обработанный таким образом ребенок начинал думать, что причина действительно в нем самом, понимаете? А значит, боялся рассказать родителям: это ведь он сделал что-то мерзкое и отвратительное, а не педофил. К тому же Завадский и его сообщники, как правило, выбирали тех детей, которым особо некому рассказать.

«РОДИТЕЛИ САМИ ОТВОЗИЛИ СЫНА К «БЛАГОДЕТЕЛЮ»: «ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ПРОЯВИЛ К ТЕБЕ ИНТЕРЕС, А ТЫ, НЕБЛАГОДАРНЫЙ, НЕ ХОЧЕШЬ С НИМ ЗАНИМАТЬСЯ?»

— Вы имеете в виду, из неблагополучных семей?

— Из семей, где не все благополучно в плане отношений, скажем так, где нет доверия, понимания и согласия между родителями или между родителями и детьми. Словом, били в слабое место. Да и шантажом не брезговали, чтобы жертва молчала и — более того! — снова разрешала над собой издеваться. «Ты, конечно, можешь уйти, — говорил Завадский, — но подумай, что произойдет, если я всем в твоем классе расскажу, что между нами было? Ты, случайно, не знаешь, как твои одноклассники относятся к таким, как ты?».

— Ужас!

— Ужас не только в этом: дети молчали, тем не менее сигнализировали родителям, что не хотят с ним общаться: «Мама, я к Игорю Борисовичу не пойду: плохо себя чувствую», «Пап, у меня температура, я не высижу занятие»... Но родители сами отвозили сына к «благодетелю»: «Такой человек, известный музыкант, проявил к тебе интерес, уделяет внимание, а ты, неблагодарный, не хочешь с ним заниматься?». Подозрений, что это отнюдь не занятия музыкой из самых чистых побуждений, у них не возникало. Видимо, слишком велико было желание говорить друзьям и знакомым, что «тот самый аккордеонист» учит сына или дружит с ним. Когда педофил попал в СИЗО, некоторые мамы-папы пресс-конференции собирали — чтобы дети во всеуслышание заявили, что Игорь Завадский никакого сексуального интереса к ним не проявлял. Я таких людей как психолог понимаю: им трудно признаться самим себе в том, что ребенка они не слышали, к тому же важно, что о них скажут другие.

— Как сейчас чувствуют себя мальчики, с которыми вы работали в ходе следствия?

— К сожалению, не могу сказать: мы довольно давно не виделись. Но я дала их семьям необходимые рекомендации и постаралась объяснить, как важны для детей помощь специалиста и поддержка родителей. Если не помочь ребятам выкарабкаться из их проблемы, может произойти непоправимое: статистика показывает, что 70 процентов жертв педофилов становятся педофилами в будущем. Я советовала, как общаться с ребенком, как с ним сблизиться, вернуть доверие, но не все советы были приняты как надо. Например, вместо того чтобы съездить куда-то вместе с сыном, папа с мамой отправили его одного в детский лагерь, чего в данной ситуации ни в коем случае делать нельзя: один среди незнакомых людей, ребенок еще больше замкнется в себе и почувствует, что теперь его точно все бросили, потому что такой, каким его сделали, он уже и родным не нужен...

«ОБЫСК В КВАРТИРЕ ЗАВАДСКОГО ШОКИРОВАЛ: ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОРНОФИЛЬМОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗООФИЛИИ И ДРУГИХ ИЗВРАЩЕНИЙ, ОШЕЙНИКИ И НАРУЧНИКИ ИЗ СЕКС-ШОПА...»

— Нередко дети попросту выдумывают, что к ним грязно приставал отчим, дядя, учитель, и защита Игоря Завадского на том и строилась: мальчики, мол, оговорили его, потому что им сказали так сделать, а значит, верить им нельзя. Скажите, могло ли такое быть?

— Нет, однозначно! — утверждает психолог. — Кстати, все педофилы на это рассчитывают: дети маленькие, их никто слушать не станет. Но я беседовала с мальчиками и обращала внимание не только на то, что они говорят, но и на невербальные реакции, на мимику, жесты, к тому же у меня в арсенале множество методик тестирования, и результаты этих исследований совпадают, дети не врут. И вот еще что хочу сказать: в своей практике я сталкивалась с тремя жертвами Игоря Завадского еще до моего участия в этом деле. Все они уже взрослые, им от 24-х до 30-ти, но детская травма каждому аукнулась и переросла в такие проблемы, с которыми без помощи психолога не справиться. Педофилы калечат не только тела, но и души, и судьбы.

— Есть также результаты медицинских экспертиз, — продолжает Лариса Зуб, — и их сложно оспорить. К тому же ребята сообщали такие подробности, которых ребенок, не вступавший в гомосексуальную половую связь, просто так не выдумает, да и обыск в квартире Завадского, прямо скажем, шокировал: огромное количество порнофильмов с элементами зоофилии, садо-мазо, других извращений (позже этот человек сказал, что все это милиция сама ему в компьютер закачала — наверное, год беспрерывно трудилась, не меньше), ошейники и наручники из секс-шопа... На видеозаписи он не использовал эти вещи применительно к детям, но «Катрусин кiнозал» устраивал — смотрел с ними порно, прежде чем... Не могу вспоминать, настолько противно!

— Это правда, что он в дневнике записывал все то, что делал с мальчиками?

— Да, и это не менее омерзительно. «Вчера попробовал с тем-то, у него был первый раз», «Такого-то больше приводить не будем: мальчик смазливый, но ноги воняют» и тому подобное.

— Тем не менее после оглашения приговора Завадский сказал, что его посадил некий «заказчик»...

— Если вы о Яне Табачнике, то он не имеет к этому делу никакого отношения. Это заявление Завадского, сделанное из клетки в зале суда и растиражированное

Кадры того самого видео.«Камера работала
четыре дня, но этого оказалось более чем достаточно:
нервы оперативников не выдержали...»

прессой, — не более чем очередной спектакль, устроенный, чтобы не попасть за решетку. Он и оперативникам говорил: «Мне в тюрьму нельзя, что угодно с собой сделаю, но не сяду!». Все его действия последнее время на это направлены — чтобы не сесть. То его побили, хотя никто не бил, то пытали, то за причинное место под его же музыку хватали... «Лариса Витальевна, — говорили мне следователи, — да мы брезгуем до него дотронуться после всего, что он с детьми вытворял!». То он в камере ослеп, то ему не разрешили взять с собой аккордеон и вынудили «играть» на разрисованной картонке, потому что он волнуется, как бы навыки профессиональные не потерять, а за мальчиков, которых травмировал морально и физически, видимо, волнуется не очень...

Теперь вот выдал на-гора «заказчика». Но послушайте, как можно заказать человека, который не спит с детьми? Это как так можно подставить, мне интересно, чтобы он сделал у себя в квартире, в своей постели, то, что сделал: разделся догола, раздел ребенка, лег с ним... Или мыл его, голый, в ванной?

Нормальный человек, не извращенец, будет подобными вещами заниматься? Думаю, ответ очевиден. Не знаю, как воспринимают оперативную видеозапись те, кто никогда в своей жизни не сталкивался с педофилами, но я-то могу определить, где «развращал», где «мыл»!

«Я СПРАШИВАЛА У ПЕДОФИЛОВ, ПОЧЕМУ ИХ ИНТЕРЕСУЮТ ДЕТИ. ОДИН БЕЗ МАЛЕЙШЕГО СТЕСНЕНИЯ ОТВЕТИЛ: «ЛЮБЛЮ МОЛОДОЕ ТЕЛО»

— Кстати, скажите, с педофилами часто сталкиваться приходится?

— Только с начала года 13 уголовных дел заведено — это часто или не очень? Разное доводилось видеть. На девять лет осудили мужчину, который ходил по школам и выслеживал девочек лет 10-ти определенного типажа: с длинными волосами, большими глазами, эдаких Русалочек. Заманивал, затаскивал на верхние этажи, в укромные места, и вступал с ними в половую связь — четыре эпизода было. 10 лет получил киевлянин, который мучил первоклассницу-дочь — принуждал к оральному сексу. В Святошино раскрыли группу педофилов, самому старшему из которых было 70, он слыл уважаемым в своем районе человеком, возглавлял общественную организацию правозащитников... Ну, на того, который по школам ходил, тоже никто бы не подумал: престижная работа в банке, дом, машина, двое детей, имидж примерного семьянина. И параллельная жизнь, в которой были те несчастные девочки.

Я спрашивала у педофилов, почему в качестве сексуальных объектов их интересуют дети. Один без малейшего стеснения ответил: «Люблю молодое тело».

— «А не проще, раз уж так невтерпеж, — говорю, — девушку по вызову найти, чем дитя калечить?». — «Не-е-ет, — отвечает, — они грязные. А дети — чистые...».

— Подождите, но ведь группа педофилов, о которой вы упомянули, и остальное — по идее, резонансные дела, а о них почему-то не было слышно...

— Было, но не так, как о деле Завадского. Думаю, не будь он распиаренным музыкантом, получил бы свой приговор гораздо раньше. Самый большой, кстати, срок для педофила в нашей стране — по крайней мере, на моей памяти.

— Кажется, осужденный собирается апелляцию подавать — как считаете, есть шансы, что она будет успешной?

— Никаких. Финальная точка в этой истории поставлена в суде.

P. S. Советы психолога Людмилы Гридковец, как защитить своего ребенка от посягательств педофила:

1. Отношения в семье нужно строить на доверии. Почаще говорите с ребенком по душам, проводите больше времени вместе — и он не потянется к чужому дяде. Давайте понять: что бы ни произошло, что бы ты ни сделал, мы твои родители, ты можешь абсолютно во всем на нас положиться. Мы тебя любим, всегда поддержим и защитим.

2. Объясните сыну или дочери: «Никто не имеет права касаться твоего тела! А если кто-то попытается, следует обязательно нам рассказать».

3. Если ребенок отказывается общаться с кем-то из взрослых, постарайтесь найти причину. Не факт, что этот друг семьи, родственник, сосед или еще кто-либо — педофил, но разобраться нужно, иначе ребенок решит, что вам все равно, что с ним происходит.

4. Когда дети жалуются, что кто-то к ним приставал, пытался что-либо подарить, куда-то отвести, это повод для беспокойства, может понадобиться помощь психолога или правоохранительных органов. Однако если выяснится, что все, о чем сообщил ребенок, только плод его воображения, не ругайте его, не говорите: «Ты меня опозорил, чтобы я такого больше не слышал!», поскольку, случись что-то на самом деле страшное, вы об этом и не услышите.

Постарайтесь понять, почему именно об этом человеке ваше чадо такое рассказывает, ведь в основе каждой подобной фантазии лежит какая-то обида, которая не бывает беспричинной.

5. И главное — почаще прислушивайтесь к своим детям и каждый день учитесь все лучше и лучше их понимать.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось