Банальность зла
Во многих странах в автобусах и трамваях никому не уступают мест. Почему? Потому что места для инвалидов и женщин с детьми специально отмечены и на них никто не садится.
То же самое на автопарковках, где никто не займет места, выделенные для инвалидов.
Когда я вижу родимых мордоворотов, оккупирующих такие места, и понимаю, что их оттуда не поднять и домкратом, приходит в голову мысль о банальности зла, о нашей привычке к несправедливости, и это страшно, потому что мы давно уже слишком ко многому привыкаем. Есть немало самооправдательных поговорок, и есть наш жизненный опыт, подтверждающий эту истину.
Зло разнокалиберно. Привыкаем работать в накуренных помещениях, спать под стук молотков, жить в присутствии вопящего радио и не слышать его. На войне привыкают к тому, что могут убить когда угодно. В 30-е годы пришлого века привыкали, что кого угодно могут арестовать когда угодно и задавать лишние вопросы об этом не следует. Привычка к беззащитности и беззаконию вошла многим в плоть и кровь, став частью национального сознания. Это опасное состояние.
Более 75 лет назад руководитель токсикологической лаборатории НКВД обратился к наркому внутренних дел Берии с просьбой о проведении опытов на живых людях, поскольку лаборатория изобретала яды для чекистских надобностей и яды эти надо было как-то испытывать. Особенного секрета из заявки не делали. Лаврентий Павлович Берия удовлетворил просьбу сразу (незадолго до этого такие же опыты разрешил рейхсфюрер СС Гиммлер). Повторяю, это и есть банальность зла, врастание беззакония в повседневность. 15 декабря 1952 года Сталин на одном из совещаний изрек: «Коммунистов, косо смотрящих на разведку, на работу ЧК, боящихся запачкаться, надо бросать головой в колодец...». В 1973 году с этой записью ознакомили тогдашнего министра КГБ, будущего главу государства Андропова, и он переслал ее тогдашнему генсеку компартии Брежневу с припиской: «Лично мне очень импонирует его высказывание... Мысль по форме маленько азиатская, но по существу верная...».
Очевидно, что сталинское государство было преступным и наша жизнь после развала советской страны застопорилась во многом потому, что не было у нас судебного процесса, который спокойно оценил бы все это. Остались ненаказанными виновные - но главное в том, что повседневность преступного мышления не была осуждена - «Ах, зачем ворошить прошлое, ах, такое время было!». Время таким не было - были люди, уродовавшие время и взрастившие в сознания свои кодексы беззакония, ненаказуемость зла, приучившие к ним, как к нормальному образу жизни. Потому зло так часто банально и безнаказанно сейчас.
Снижаю накал. Дочь предыдущего президента США Джорджа Буша Дженну арестовали в баре, где она, не достигнув еще положенного возраста, заказала алкогольный коктейль. И агенты секретной службы не смогли воспрепятствовать полиции, которую вызвал бармен. Президентскую дочь оштрафовали на 600 долларов, лишили водительских прав на месяц и обязали посещать курсы по борьбе с алкоголизмом. Зло становится банальным, если его не остановить один-единственный раз. Октябрьский переворот 1917-го начался с легких грабежей, а закончился сами знаете чем. Тогдашний лозунг: «Грабь награбленное» запустил потоки безнаказанных рэкета и коррупции, лютующие до сих пор.
Когда-то академик Сахаров рассказал мне, что дал пощечину человеку, оскорбившему его супругу, - он не мог поступить иначе. Безнаказанное зло размножается очень быстро, и если его не остановить сразу, оно может родить беззаконное государство. Не дай Бог!