В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
И жизнь, и слезы, и любовь...

Актриса Любовь РУДЕНКО: «Наташа очень любила бриллианты, но купить не могла, и когда, увидев однажды на пальце у нее невероятной красоты перстень, я спросила: «Что это?», она зарделась и ответила: «Миша подарил — машину продал»

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 29 Августа, 2013 00:00
28 августа Наталье Гундаревой исполнилось бы 65 лет
Людмила ГРАБЕНКО
Будущая звезда театра и кино родилась в рабочей семье. Отец прошел путь от простого рабоче­го до инженера малолитражных автомобилей. Мать всю жизнь проработала в конс­т­рукторском бюро инженером-проектировщиком, а в свободное от работы время играла в самодеятельном театре. Стоит ли удивляться, что лю­бовь к театру передалась ее до­чери? Почти каждый день пос­ле школы Наташа бежала в Дом пи­о­неров, где занималась в круж­ке художественного слова. В восьмом классе она за­писалась в ТЮМ (Театр юных москвичей) при городском Дворце пионеров, где сыграла свои первые роли. Пожалуй, больше всего стра­даний ей доставляла полнота. В Щукинском училище На­таша, обмотавшись полиэти­леновой пленкой и надев — для верности! — три шерстяных спортивных костюма, по словам мастера ее курса Юрия Васильевича Катина-Ярцева, «до седьмого пота гоняла свою персону по спортзалу». К счас­тью, похудеть ей так и не удалось. Внешность стала ее актерской фишкой — фирменным отличием от многочисленных красоток-худышек, лица которых, увидев сегодня, назавтра и не вспомнишь.
 
У Гундаревой нет ни одной проходной роли, а названия фи­ль­мов, в которых она сыграла, говорят сами за себя: «Сладкая женщина», «Труффа­ль­дино из Бергамо», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ду­ль­синея Тобосская», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется об­щежитие», «Зимний вечер в Гаграх», «Небеса обетованные». В то время как все вокруг восторгались ее талантом, сама Наталья Георгиевна считала, что просто на совесть делает свое дело. «Если бы я не была актрисой, а мыла бы раковины, то сделала бы все, чтобы именно мои раковины были самыми чистыми», - говорила она.

В последние годы Гундарева играла очень мало - ни в театре, ни в кино ей почти не предлагали ролей. Актриса переживала из-за творчес­кой не­вос­требованно­сти. Депрессию усиливали и мысли о возрасте: перешагнув 50-летний рубеж, Наталья Ге­оргиевна от­чаянно не хо­тела стареть и решила «поработать» над собой - она сде­­лала подтяжку лица и резко похудела. Возможно, эти радикальные меры и подвели ее и без того истощенный тяжелой работой организм к критической черте.

Любовь Руденко: «Наташа была человеком редкой души»

После инсульта, случившегося у нее жарким летом 2001-го, актриса на неделю впала в кому, но все-таки пришла в себя. Год она восстанавливалась - заново училась говорить и двигаться, но к прежней жизни уже не вернулась. Работать Гундарева не могла, зато могла и хотела заниматься благотворительностью: акция, в которой она участвовала, называлась «Во имя здоровья».

С Петром Щербаковым в мелодраме Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», 1983 год

В конце 2002 года во время прогулки Наталья Георгиевна пос­ко­ль­з­нулась и упала, в результате она снова попала в больницу, из которой уже не вышла. Одна из самых ярких советских актрис скончалась 15 мая 2005 года, ей было всего 56 лет...

О Наталье Гундаревой рассказывает заслуженная артистка России Любовь Руденко.

«УВИДЕТЬ НАТАШУ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ БЫЛО ВЫШЕ МОИХ СИЛ»

- Любовь Николаевна, почему вы постоянно подчеркиваете, что не осмеливаетесь называть себя подругой Натальи Гундаревой, скорее, приятельницей?

В роли Анны Доброхотовой с Олегом Янковским, «Сладкая женщина», 1976 год

- Близкие подруги - это те, к кому ходишь в гости, о ком знаешь всю подноготную, и такие друзья у Наташи были. Но и в моей жизни она сыграла важную роль. Я училась у ху­дожественного руководителя Театра имени Маяковского Андрея Александровича Гончарова, который обожал Наталью Георгиевну. В то время она уже начала активно сниматься (график в кино у нее был расписан на год вперед), и Гончаров, который ревниво относился к кинематографу, очень боялся, что его прима вообще уйдет из театра. Он не мог этого допустить - Наташа была уникальной актрисой, безудержно остроумной и невероятно трагедийной.

В роли Веры Голубевой с Александром Михайловым в фильме «Одиноким предоставляется общежитие», 1983 год

Она столько всего придумывала для каждой своей роли, что Гончарову на репетиции оставалось только наслаж­даться и радостно с ней соглашаться: «Да-да! Замечательно!».

После окончания института меня взяли в Театр имени Маяковского. И поскольку по фактуре я была очень похожа на Гундареву, на сборе труппы она при всех сказала: «Вот, Андрей Александрович, классная мне замена!». Гончаров испугался ужасно и долгое время вообще не давал мне никаких ролей.

«Лицо мое горит, ни снег, ни ветер не остудит, помехой счастью нам застенчивость не будет...». В роли Смеральдины с Константином Райкиным, «Труффальдино из Бергамо», 1977 год

- Выходит, вместо того чтобы начинающей актрисе помочь, Наталья Георгиевна затормозила вашу карьеру?

- Но она же сама все исправила. Как-то мне позвонил ее муж, актер нашего театра Михаил Иванович Филиппов: «Любочка, Наташа заболела, а сегодня «Клим Самгин». Сыграй, пожалуйста, Белошвейку». Роль я знала назубок, репетировала ее, еще будучи студенткой, так что ввестись могла моментально. «Но как же Андрей Александрович?» - только и спросила я. «А Наташа ему уже позвонила, - ответил Филиппов, - ему некуда было деваться, не отменять же спектакль».

В роли Надежды Кругловой с Виктором Проскуриным, «Однажды двадцать лет спустя», 1980 год

В шесть вечера у меня была репетиция, а в семь я уже играла Белошвейку.

Постепенно Андрей Александрович понял, что меня можно выпускать на большую сцену, и начал давать мне роли. Со временем я была уже занята во всех его спектаклях.

- Вы только дублировали Гундареву или были заняты с ней в одних спектаклях?

- В «Виктории...», где Наташа играла леди Гамильтон, мне досталась роль ее служанки-наперсницы Франчески, которой героиня Гундаревой поверяла самые сокровенные тайны. Видимо, это на нас сильно подействовало. К тому же во время репетиций мы так много времени проводили вместе на сцене, что отношения в спектакле стали и нашими отношениями в жизни.
С Евгением Евстигнеевым в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», 1985 год. В образе певицы Мельниковой, блестяще сыгранной Гундаревой, явно угадывается Алла Пугачева, а один из эпизодов с участием Мельниковой даже имел место на самом деле

Фото «ИТАР-ТАСС»

Мы быстро перешли на ты. Когда я в очередной раз назвала ее Натальей Георгиевной, она возмутилась: «С ума сошла?! Я старше всего на 10 лет и для тебя просто Наташа!».

Ну а закрепили наши отношения съемки в фильме «Жизнь Клима Самгина», мы вместе ездили в экспедиции в Питер и Тал­линн и все свободное время проводили вместе. Это были минуты редких душевных откровений, Наташа доверяла мне какие-то свои тайны, мечты, интимные подробности. Я их и сейчас храню, поско­льку не могу спросить у нее разрешения об этом рас­сказать.

В роли Зины со Стасом Садальским в исторической ленте Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», 1980 год

- Она была счастлива в семейной жизни?

- Таких нежных и трогательных отношений между супругами я больше не встречала. Один пример.

У Наташи была вполне понятная для женщины страсть к бриллиантам, она их очень любила, но купить не могла. Во-первых, ее гонораров на них не хватало, во-вторых, бриллиан­ты обязательно нуж­но получать в подарок - без этого они теряют свою магическую силу. Где-нибудь на съем­ках или гастролях Гундарева часто звала меня в ювелирный магазин: «Пойдем, бриллианты померяем!». Мы с ней шли, примеряли все, что было на витрине, но уходили ни с чем.

Катя, «Вас ожидает гражданка Никанорова», 1978 год

А однажды во время спектакля заходим мы на сцене за ширму, и я вижу на пальце у Наташи невероятной красоты перстень с изумрудом и бриллиантом. «Что это?» - спрашиваю. Наташа зарделась: «Миша по­­­­­­да­рил». - «Откуда такие деньги?!» - уди­вилась я. Тут она покраснела еще больше: «Машину продал».

- Мужской поступок!

- Именно так она это и оценила. Вы не представляете, как Наташа была счастлива! Мужчину ведь надо оценивать не по словам, а по поступкам. Если он каждую минуту говорит о том, как тебя любит, но ничего не делает, чтобы подтвердить слова, грош цена его чувствам.

Михаил Иванович доказывал Наташе свою любовь делами.

С Эльдаром Рязановым, 2004 год

Каждый вечер после спектакля он встречал ее с цветами, а зимой - с разогретой уже машиной, чтобы она ни минуты не стояла на холоде. Когда мы выходили из театра, я всегда видела ее ищущий взгляд. Убедившись, что муж ждет, она расцветала и не шла, а буквально летела к нему навстречу.

- Но ведь Михаил Филиппов тоже актер. Неужели он никогда не ревновал жену к ее успеху?

- Михаил Иванович - интеллигентнейший, умнейший и тончайший человек с уникальным чувством юмора, чуждый самовлюбленности и фанаберии. Сейчас, в новом браке, он ведет себя предельно деликатно. Наташа была с ним очень счастлива. Когда она лежала в больнице, он приезжал к ней каждый божий день. Даже не знаю, какой еще мужчина мог бы это выдержать.

Каюсь - за все пять лет, что она болела, я так и не смогла пересилить себя и приехать к ней. Наташа всегда казалась стеной, за которую можно спрятаться и попросить и помощи, и поддержки. Увидеть ее в беспомощном состоянии было выше моих сил. Я понимала, что, скорее всего, не сдержусь и у меня начнется истерика. Если же мне и удастся сдержаться, меня выдадут глаза: какой бы хорошей актрисой ты ни была, есть вещи, которые скрыть и сыграть невозможно. И для меня, и для нее это было бы травмой.

С Сергеем Шакуровым, «Собачий пир», 1990 год

Поэтому я передавала ей какие-то вещи - например, напольный вентилятор, когда было жарко, но сама встретиться с ней так и не отважилась.

«РАБОТАЯ В ГОСДУМЕ, ГУНДАРЕВА НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧИЛА ПРИЧИТАЮЩУЮСЯ ЕЙ ЗАРПЛАТУ - ПЕРЕЧИСЛЯЛА ДЕНЬГИ В ФОНД НЕИМУЩИХ АКТЕРОВ»

- Наталья Георгиевна переживала из-за того, что так и не смогла родить ребенка?

- Выйдя замуж в первый раз, Наташа забеременела, но выносить ребенка не смогла. Она была уверена, что виной всему ее психологическая несовместимость с отцом ребенка. У нее тогда был ужасный токсикоз: от дома до театра доехать не могла, около каждой урны останавливалась.

Со вторым мужем у нее в этом смысле тоже ничего не получилось. Когда же Наташа встретилась с Михаилом Ивановичем, ей было уже за 40 и рожать она не рискнула. К тому же начались проблемы со здоровьем. Как-то на съемках в Питере мы с Наташей пошли в кино, и ей стало плохо прямо во время сеанса: она стала задыхаться, пришлось выйти на улицу. Когда мы пришли в гостиницу, она легла и попросила: «Не уходи, побудь со мной, если станет хуже, надо будет вызвать «скорую».

С Олегом Басилашвили в философской комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», 1979 год

Дело в том, что Наташа была редкостным трудоголиком и выдерживала невероятную нагрузку, у нее было огромное количество репетиций, съемок, поездок, встреч со зрителями. Неудивительно, что организм истощился. Помню, как однажды в 11 часов вечера, отыграв тяжелейший спектакль и падая с ног от усталости, Наташа села за руль своей красной «пятерки» и поехала куда-то в Подмосковье на ночную съемку.

Была зима, метель, гололед. На вопрос, почему за ней не прислали машину, она ответила: «У меня же есть своя, зачем людям лишние заботы доставлять? К тому же за рулем я отдыхаю».

С первым мужем театральным режиссером Леонидом Хейфецем Гундарева познакомилась во время работы над телевизионным спектаклем «Обрыв» — через шесть лет брак распался

В этой фразе вся Наташа. Со своими проблемами она всегда справлялась сама, ей неудобно было кого-то о чем-то для себя просить. А людям, к которым она направлялась, было не стыдно заставлять актрису полтора часа ехать ночью по скользкой дороге.

- Когда ее избрали в Государственную Думу, она как-то изменилась?

- Нисколько. Все так же рвалась всем помогать. Кстати, в Думе Наташа ни разу не получила причитающуюся ей зарплату - перечисляла деньги в фонд неимущих актеров. Об этом я узнала от человека, который видел ведомость, где напротив фамилии Гундаревой стояла соответствующая отметка. Сама Наташа никому об этом не рассказывала.

Я уже не говорю о том, скольким актерам она выбивала квартиры - например, Роман Мадянов именно ей обязан своим первым московским жильем. Он с женой и маленьким ребенком обитал в крохотной квартирке в подмосковном Дедовске, на работу добирался долго. Чтобы Рома успел на последнюю электричку, мы иногда даже спектакль играли быстрее.

Вторым супругом Натальи стал актер Виктор Корешков — ее партнер по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда»

И вот долгожданная радость: Мадянову выделили небольшую квартиру - правда, в Новогирееве. Но когда Рома с женой, взяв ордер, поехали смотреть свое новое жилье, оказалось, что там уже живут другие люди. Так бывает: дескать, мы квартиру выделили, а дальше разбирайтесь сами.

Рома позвонил Наташе, которая была на даче. Представьте себе, ровно через час она была около театра при полном параде - в классическом строгом костюме, с гладко зачесанными назад волосами. Они с Ромой сели в Наташину машину и поехали к начальству - разбираться. На следующий день Мадянову дали квартиру. Он сам мне об этом рассказывал - Наташа так и не призналась, что сделала очередное доброе дело.

Актер Театра Маяковского Михаил Филиппов и Наталья Гундарева были давними знакомыми и в 1986 году поженились. «Таких нежных и трогательных отношений между супругами больше я не встречала»

- На себя у нее хватало времени и денег или, как всегда, сапожник без сапог?

- Помню, как они с Михаилом Ивановичем обставляли свою новую пятикомнатную квартиру своеобразной - круглой - планировки: в центре находилась гостиная, а вокруг - все остальные помещения. Стандартная мебель туда не подходила, поэтому гарнитур для гостиной они заказывали где-то за границей. Сегодня актер куда меньшего масштаба, чем Гундарева, может заработать на него за один съемочный день, а Наташе пришлось пахать почти месяц - чтобы накопить нужную сумму, она колесила по городам и весям, выступая на концертах и встречах со зрителями.

«ПРЕССА НАПИСАЛА, ЧТО ОНА СДЕЛАЛА СЕБЕ ЛИПОСАКЦИЮ, НО ЭТО НЕ ТАК»

- Незадолго до рок

С Людмилой Зайцевой в картине «Здравствуй и прощай», 1972 год

ового инсульта Наталья Георгиевна очень похудела...

- ...и пресса тут же написала, что она сделала себе липосакцию, но это не так. Дело в том, что Наташе предложили роль в сериале «Любовь.ru», где ее партнером должен был быть настоящий мачо - Анатолий Васильев. В сценарии были прописаны откровенные сцены, в которых Наташа представала полуобнаженной. Она очень из-за этого переживала: «Понимаешь, мне надо как-то подобраться. Лишние килограммы можно скрыть в театре, в костюмах, но не на экране, когда на тебе к тому же ничего нет. Я старше моей героини, поэтому мне нужно что-то сделать, чтобы не стесняться откровенных сцен».

Вот и начала худеть. Прошло два месяца театрального отпуска, мы пришли на сбор труппы и ахнули: Наташа похудела килограммов на 20 и выглядела блестяще - на сцену вышла стройная миниатюрная женщина, она ведь была невысокого роста. Все стали говорить, что Гундарева сделала пластику, что-то себе откачала. Но все было гораздо проще, она открыла мне секрет: «Я после шести вечера не ем». Это очень действенное средство. К тому же Наташа носила утягивающее белье - я сама видела, как она в гримерной надевала корсет. Заметив мой удивленный взгляд, сказала: «Ну а как иначе, надо выглядеть на все сто».

- Говорят, именно рез­кое похудение и стало причиной инсульта.

- У нее всегда были проблемы с сосудами - всю жизнь мучилась с пониженным давлением. Когда играла «Леди Макбет Мценского уезда» - очень сложный в психологическом отношении спектакль, - оно у нее скакало постоянно. Наташа выбегала со сцены за кулисы, задирала юбку, и помреж Леночка, которая до этого работала медсестрой, профессиональным движением делала ей повышающий давление укол, и Наташа снова бежала на сцену.

А на гастролях в Киеве Гундарева вообще чуть не умерла. В тот день было очень жарко, и когда я приехала в театр, она пожаловалась, что плохо себя чувствует. «А ты давление померила?» - спрашиваю. У нее был такой приборчик, который надевался на палец, - быстро и удобно. «Да не успела, - услышала в ответ, - гримирова­ть­ся надо было».

Наталья Георгиевна с третьим супругом Михаилом Филипповым и матерью Еленой Михайловной, 2001 год

И вот в начале второго акта, стоя с ней рядом на сцене, я увидела, что она начинает оседать и заваливаться назад. Вдвоем с Михаилом Ивановичем мы успели ее подхватить и унести в гримерку. Костюмерша, которая умела энергетическими способами повышать давление, тут же начала массировать Наташе пальцы, потом руку, начался прилив крови - это помогло продержаться до приезда врачей. Когда прибыла «скорая», давление у нее было 60 на 30. Врачи сказали, что еще не­мно­го, и мы бы ее потеряли. Но Наташа, лежа на кушетке, все просила: «Сделайте мне укол, и я доиграю, люди ни в чем не виноваты».

Публике объявили, что в связи с неожиданным ухудшением здоровья Натальи Гундаревой спектакль продолжать не будут, всем желающим предлагали сдать билеты. После этих слов зрители дол­го аплодировали, и ни один билет в кассу сдан не был.

- Многие актеры о такой народной любви могут только мечтать!

- Наташа ее заслужила, ведь и сама она всегда с любовью относилась к своим зрителям. Как-то в Сочи мы с ней и моим сыном Толей пошли на пляж. А надо сказать, что в жизни она никогда не красилась, говорила: «Грима мне хватает на работе, пусть лицо отдыхает». И вот стоит она на берегу почти неузнаваемая - закутанная в полотенце, на голове косыночка. И тут женщина с девочкой, которая проходила мимо, ошеломленно спрашивает: «Это вы?!». - «Я!» - радостно отвечает Наташа. «Ой, - говорит жен­щина, - можно мне сфотографировать вас с моей дочерью?». - «Конечно!» - улыбается Наташа.

Я видела, что матери тоже очень хочется сфотографироваться с любимой актрисой, и предложила: «Становитесь все втроем, я вас сниму». Вы бы видели счастье этой женщины! Она нам рассказала, что приехала с Севера, что ее за хорошую работу премировали путевкой в Сочи. Когда они ушли, Наташа мне, тогда еще молодой акт­рисе, сказала: «Запом­ни, никогда не отказывай людям в автографе и просьбе сфотографироваться, для тебя это мелочь, а для людей - радость».

Забавная история произошла с Наташей и как-то на гастролях. Мы с ней только вышли из гостиницы, как ей буквально под ноги бросилась женщина с чемоданом: «Наталья Георгиевна, подождите!».

Оказалось, что она притащила книги, которые собирала всю жизнь, чтобы подарить любимой актрисе (в то время книги были дефицитом, мы с трудом их доставали, даже из-за границы привозили - я сама как-то тащила целый чемодан из Болгарии, где хороших книг на русском языке было очень много).

Я распахнутыми глазами смотрела на неподъемный чемодан, а Наташа как-то очень проникновенно сказала: «Спасибо вам большое! Конечно, я возьму ваш подарок». Когда счастливая поклонница ушла, я спросила: «Ну и что ты с этаки­­­­м грузом делать будешь?». - «Отдам в театральную библиотеку, - сказала Наташа, - там всегда книги нужны. Если бы я их не взяла, оскорбила бы человека в лучших чувствах». Наташа была человеком редкой души...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось