Первый шаг — он трудный самый
Жил во Франции генерал де Голль. Он был хорошим военачальником и в годы войны возглавлял сопротивление нацистской оккупации. После войны какое-то время генерал был не так заметен. Но Франция вошла в период потрясений, из тех, что знакомы нам: коррупция на всех уровнях власти, засилье американских кока-кол и словечек, война в Алжире, инфляция и так далее. Генерал в 1958 году не вытерпел: выставил свою кандидатуру на выборах, победил, возглавил Францию и совершил многое — от предоставления независимости Алжиру до реформ Конституции, власти, денежной реформы и запрещения использовать в ресторанных меню и рекламе иностранные слова, если во французском языке есть такие же по значению. Его обзывали диктатором, хотели убить. Но сегодня все признают, что де Голль сделал первые шаги к преобразованию Франции в современную демократическую державу. Очень важно, кто именно и каким образом действует, реализуя любую идею, тем более национальную...
Одним из запомнившихся рисунков в журнале, который я редактировал когда-то, оказалось изображение Маркса и Ленина в виде нищих у кремлевской стены. «Но идея-то была хорошая!» — обращался Маркс к Ильичу. Времена были еще советские, за картинку нам всыпали, но главная мысль ее очень проста и, увы, не стареет. Повторю ее: главное в судьбе идей, в том числе государственных, это с чего, как и кем начинается их осуществление.
Все помнят, как 90 лет назад в бывшей нашей стране пал царизм и родилась демократическая республика со всеми прибамбасами: амнистиями, свободой слова, собраний, верностью договорам и так далее. Не прошло и полугода, как большевики все это прикончили, отмахнулись от непонятных им законов с моралями и развязали гражданскую войну. Вроде бы все вышло по-ихнему, но вскоре оказалось, что они же и угробили коммунистическую идею. Ее с первых шагов утопили в крови Троцкие, Сталины, Дзержинские и Ежовы, расстреляв, уморив голодом и лишив родины десятки миллионов людей. При этом все они считали себя учителями несмышленого народа, а Сталин и вовсе был одновременно «вождь и учитель». Они плохо начали, а кончили еще хуже...
«Правило первых шагов» универсально: в судьбе женщины многое зависит от ее первого возлюбленного, в настроении за столом — от первого тоста, а в песне — от запевалы. Стоит чаще задумываться о тех, кто берет на себя ответственность за судьбы народов и совершает первые державные шаги, мурлыча обновленный по заказу государственный гимн. Мы до сих пор отряхиваемся от партийных чиновников, рванувших в демократические учителя и вожди. Хорошо, что мы вовремя поняли: учиться можно не только у них. Тем более что в сложные времена и диктатуры с демократиями, бывает, перепутывают свои лекции.
О генерале де Голле я уже говорил. Можно вспомнить об уроках Южной Кореи, начинавшей, как типичная восточная деспотия, но выросшей сегодня в одну из самых развитых демократических стран Азии. Огромный Китай тоже зашагал по-новому не сразу. Для начала они осторожно выдвинули в Председатели Ден Сяопина, при котором жизнь какое-то время шла бурно и жестоко, но затем наладилась, смены власти упорядочились, страна прибавила в демократическом развитии, вошла в период реформ, выведших страну в мировые лидеры.
Каждый путь начинается с первого шага. Готовясь шагнуть, казахстанский президент Назарбаев еще в 1991 году назначил своим советником доктора Бэнга из Южной Кореи. По этой или по другой причине Казахстан развивается быстрее других стран СНГ, но при этом еще и расходует уйму денег, рассылая казахстанских студентов по лучшим университетам мира. Потому что надо учиться, учиться и учиться. Иначе ничего не получится.