В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

«Мене водило в безвісті життя, та я вертався на свої пороги...»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона»
В Киеве презентовали трехтомную историю украинской эстрады, написанную журналистом Михаилом Маслием.


Нынешние народные и заслуженные артисты, заявившие о себе в 60-80-е годы, получили «Золотий вік української естради» в подарок: Лидия Михайленко, Анатолий Матвийчук, Светлана и Виталий Билоножко, Инесса Братущик и Орест Хома, Тамара Стратиенко, Оксана Пекун, Юрий Рыбчинский, Михаил Маслий, Евгений Коваленко и дочь поэта Ильи Бердника художница Татьяна Бердник

Нынешние народные и заслуженные артисты, заявившие о себе в 60-80-е годы, получили «Золотий вік української естради» в подарок: Лидия Михайленко, Анатолий Матвийчук, Светлана и Виталий Билоножко, Инесса Братущик и Орест Хома, Тамара Стратиенко, Оксана Пекун, Юрий Рыбчинский, Михаил Маслий, Евгений Коваленко и дочь поэта Ильи Бердника художница Татьяна Бердник


Презентация шикарно оформленного издания «Золотий вік української естради. 1960-1980-ті роки», выпущенного при поддержке канала «Еспресо TV», состоялась в малом зале Национального дворца искусств «Украина», который оказался слишком мал — не смог вместить всех желающих посмотреть и послушать. Вход был свободный, поэтому пришли и заинтересованные киевляне, и представители СМИ, и студенты находящегося поблизости Университета культуры — будущие журналисты, пиарщики, артисты. И конечно, «фигуранты дела» — звезды 60-80-х, о которых написано в книге.

Автор, известный тернопольский журналист Михаил Маслий, пригласил многих — на празднике были поэты-песенники Юрий Рыбчинский, Вадим Крищенко и Андрей Демиденко, композиторы Александр Злотник и Геннадий Татарченко, телеведущая Тамара Стратиенко, худрук легендарной группы «Кобза» Евгений Коваленко, известные эстрадные исполнители Светлана и Виталий Билоножко, Ана­толий Матвийчук, Андрей Миколайчук, Любовь и Виктор Анисимовы, Инесса Братущик и Орест Хома, Лина Прохорова, Лидия Михайленко, Оксана Пекун и другие. А также меценаты Тарас Дем­кура и Михаил Ратушняк, владелец «Еспресо TV» нардеп Николай Княжицкий и зарубежные гости — американский фотограф украинского происхождения Таня Д’Авиньйон и дипломат Богдан Нагайло, который в 1989-1991 годах руководил Украинским бюро «Радио Свобода» и всячески продвигал украинское слово и украинскую эстраду.

За тех, кого с нами нет, автора благодарили их родные: сестра композитора Владимира Ивасюка Оксана, сын поэта Дмитрия Луценко Сергей, дочь композитора Александра Билаша Олеся, дочь поэта Ильи Бердника Татьяна... «Хотів запросити сина Дмитра Михайловича Гнатюка, — на красивом, смачном, эдакого тернопольско-львовского разлива, украинском языке говорил Маслий, — але не судилося. Андрій має проблеми зі здоров’ям. Принагідно прошу журналістів: дайте людині спокій, він гідний син. А те, що ледь не потрапило в смітник, ремонтники винесли, не подумавши. Не доводьте чоловіка до біди!».

Гости закивали: мол, знаем, о чем речь. Не так давно Вахтанг Кипиани опубликовал в соцсети фотографии афиш, автографов и книг из архива Дмитрия Гнатюка, которые обнаружились якобы на мусорной свалке, — и на родственников певца посыпались обвинения, проклятия и звонки из СМИ с просьбой рассказать, за что они так не любили Дмитрия Михайловича. «Лише півроку виповнилося, як його не стало, майте совість!» — просил со сцены Михаил Маслий.

А Тамара Стратиенко вполне резонно продолжила: «От якби ми шанували своїх кумирів, доки вони живі! І краще б наші журналісти й телевізійники знімали про них сюжети і фільми, а не травили рідню, бо в тій же Росії, яку зараз не хочеться й згадувати, не встигла людина піти, а про неї документальне кіно, художнє кіно, серіал, концерт-присвята... А у нас що?». В зале зашептались: мол, а у нас не стало Валерии Заклунной — и в новостях и передачах, посвященных Валерии Гавриловне, показали фото другой, ныне здравствующей актрисы...

Вообще, на тему того, как нужно относиться к прошлому и какие из него давно пора извлечь уроки, высказывались почти все. Хотя гостям, ввиду их большого количества, в начале презентации поставили условие — говорить «эмоционально и коротко, как на вручении «Оскара». Но, видимо, уж так наболело и допекло, что каждому хотелось хоть что-то, да выплеснуть.

Корифей украинской песенной поэзии 81-летний Вадим Крищенко не скрывал недоумения от того, что среди номинаций Шевченковской премии до сих пор не значится песня. Главный хитмейкер страны Юрий Рыбчинский сетовал, что еще в 90-е годы предупреждал: нельзя сдавать информационное пространство — телевидение и радиостанции — чужим, надо свою музыку крутить, а не послушали... Александр Злотник, ректор Института музыки имени Глиэра, сокрушался, что нынешние студенты часто-густо не в курсе, кто такой Билаш, написавший «Два кольори», не отличают Луценко от Шамо, а Ивасюка от Яремчука, а значит, «Золотий вік української естради» нужно срочно везти не только в вузовские библиотеки, но и в школьные — как историю украинского эстрадного искусства, значительной составляющей ук­ра­инской культуры.

Михаил Маслий признался — к мысли написать такую книгу его подтолкнули известный канадско-украинский историк Орест Субтельный и основатель белорусского ВИА «Песняры» Владимир Мулявин:

— З Орестом ми познайомилися завдяки моїй подрузі Тані Д’Авіньйон, і я, коли побачив його працю «Україна: історія», був вражений. Щоправда, погортавши, спитав: «А чому в тебе немає нічого про українську пісню? Про Івасюка, Яремчука, Ротару, Зінкевича, Рибчинського, про Квітку Цісик?». Далі став перераховувати, а він мені: «То візьми й напиши! Це окрема праця повинна бути і окрема історія».

А у Володі Мулявіна — так сталося — я брав останнє в його житті інтерв’ю... Лежачи у лікарні, він надиктовував дружині Світлані (нещодавно її, на жаль, теж не стало) автобіографічну книгу, назвати яку хотів «Я сам расскажу о времени и о дерьме» — ну, перефразував Маяковського. Я про лайно не писав. Я писав про хороших людей хороше...

Присутствовавшие в зале хорошие люди получили увесистый трехтомник в подарок, а все те хорошие, которые на презентацию по разным причинам прийти не смогли, вероятно, прочтут «Золотий вік» позже. Не было ведь, к сожалению, доброй половины корифеев, о которых в книге сказано: ни Василия Зинкевича, которого до конца вечера ждали, да так и не дождались ни Игоря Поклада и Яна Табачника, написавших предисловия к изданию, ни Софии Ротару с сестрами, ни Нины Матвиенко, ни Иво Бобула, ни Лилии Сандулесы, ни Аллы Кудлай, ни Надежды Крутовой-Шестак, ни членов семей Назария Яремчука, Николая Мозгового, Ивана Карабица — да многих из тех, чье мнение об издании интересно было бы услышать. «Это делает трехтомник книгой, за судьбой которой хочется следить», — пошутил кто-то. Что ж, вполне возможно.

А купить «Золотий вік української естради», по словам директора дворца «Украина» Романа Недзельського, все желающие вскоре смогут прямо во дворце, историю которого Михаилу Маслию уже предложили написать...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось