В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
ИГРАЙ, МУЗЫКАНТ!

Ян ТАБАЧНИК: «Хочу провести в Киеве Кубок кубков — для лучших из лучших аккордеонистов, которые будут соревноваться за звание абсолютного чемпиона!»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона»
Знаменитый музыкант второй раз вошел в состав жюри Кубка мира среди аккордеонистов, который проходил в Италии.

— В жюри Сoupe Mondiale, Кубка мира, я был уже во второй раз, — рассказал «Бульвару Гордона» Ян Петрович. — В 2014-м, когда он проходил в австрийском Зальцбурге, и сейчас, в итальянском городе Озимо.

Озимо, кстати, выбрали неспроста: этот город находится неподалеку от маленького местечка Кастельфидардо — родины итальянских аккордеонов. Нынешний Кубок — юбилейный, 70-й по счету, хотя проводить этот конкурс, ныне самый престижный в мире аккордеонного исполнительского искусства, начали еще до Второй мировой.

В 1938 году в Париже он впервые состоялся. Потом по понятным причинам был долгий перерыв — и в 1948-м CIA (Международная конфедерация аккордеонистов. — А. Ш.) его возобновила. К слову, в этот раз мне довелось и в голосовании участвовать — выбирали главу конфедерации, им стал известный итальянский аккордеонист Мирко Патарини, совладелец фирмы Scandalli, которая выпускает аккордеоны, баяны, гармоники... Scandalli для аккордеонистов, чтобы вы понимали, — это как Steinway для пианистов, лучшее, что может быть.



С генеральным секретарем СIA (Международной конфедерации аккордеонистов) Киммо Маттилой

С генеральным секретарем СIA (Международной конфедерации аккордеонистов) Киммо Маттилой


— Украину, кроме вас, кто-нибудь представлял?

— Только среди конкурсантов. В классической номинации участвовал парень из Украины Алексей Мурза, и, кстати, очень хорошо выступил — занял третье место. Но я его не слышал: судил в это время конкурсантов в категории «Взрослые виртуозы. Эстрада и джаз». Там украинцев, к сожалению, не было. Первую премию завоевал итальянец, вторую — бразилец, на третьем месте россиянин. Вообще, география Кубка мира очень обширна: в этот раз были делегаты — как участники, так и члены жюри — из 25 стран. Тут вам и Италия, и Франция, и Германия, и Швеция, и Южная Корея, и Китай, и Япония, и США, и Бразилия, и даже Австралия и Новая Зеландия...

— Значит, аккордеон все-таки не вышел из моды?

— Более того, баян также не вышел! В Европе и Америке его называют «кнопочным аккордеоном», баянисты состязались наряду с аккордеонистами. Правда, в бывших соцстранах ситуация не радует. Мне очень понравился парень из Молдовы, я общался — уже после конкурса, естественно, — и с конкурсантами из бывшей Югославии, спрашивал: «А свадьбы вы, ребята, играете, скажите честно?». Оказалось, нет, потому что за свадьбу платят около 100 евро и играть надо всю ночь, а за концерт, хоть и вдвое меньше, но это два часа работы. Вот вам ответ на вопрос, ценят в «наших широтах» аккордеонную музыку или нет.

— Недавно в Украине впервые побывала известная французская аккордеонистка Доми Эморин — ей известно ваше имя и ваша музыка...

— Ко мне во время Кубка мира подошел парень, который участвовал в номинации для юниоров, со своим педагогом — они из Швеции. Так вот, он подарил свой диск, на котором моя пьеса в его исполнении. На самом деле, повсюду — в Израиле, США, Германии, Италии, Австрии — меня узнают, фотографироваться начинают еще в аэропорту. (Улыбается).

Коллега из Бразилии, с которым мы уже второй конкурс вместе судим, признался, что слышал обо мне задолго до того, как впервые увидел. «Вы, — говорит, — наверное, первый артист из бывшего Советского Союза, который объездил и Америку, и Европу, и Австралию...». Это было в 80-е — начале 90-х, мы с коллективом действительно исколесили все, что только можно.

И потом, конкурс AccoHoliday, который я девять лет проводил в Киеве, тоже ведь не пустой звук. В жюри Кубка мира сидели великие аккордеонисты, но ведь и к нам приезжали великие! Тот же Ришар Гальяно, который, по моему мнению, и не только по моему, бесспорный номер один в мире. Кстати, в июне он выступал во Львове на Alfa Jazz Fest, я, к сожалению, не смог поехать, хотя очень хотел послушать его проект Mare Nostrum. Мы тепло, по-дружески, пообщались по телефону, он поинтересовался судьбой AccoHoliday... Честно говоря, все, с кем на Кубке мира встречался, спрашивали: «Ян, а что же конкурс?».

Раньше я на этот вопрос отвечал: мол, решил с ним повременить из-за ситуации в Украине. А сейчас — что мы просто меняем формат. У меня появилась идея провести в Киеве Кубок кубков по игре на аккордеоне, пригласить лучших из лучших, которые будут соревноваться за звание абсолютного чемпиона! Мы, то есть Киев, Украина, значились в очереди на Кубок мира, но из-за событий на востоке из нее выпали — следующий такой конкурс пройдет в Литве, в Каунасе. Однако Кубок кубков, первый в истории, причем не только нашей, но и мировой, я хочу провести все-таки у нас.



Ян Петрович с новоизбранным президентом СIA Мирко Патарини (Италия)

Ян Петрович с новоизбранным президентом СIA Мирко Патарини (Италия)


— Идея прекрасна, хотя средства нужны немалые...

— А средства буду искать, как всегда, сам. Честно говоря, я горжусь тем, что, даже будучи народным депутатом, ни на одно мероприятие, которое когда-либо проводил (а это и AccoHoliday, и Конкурс Владимира Крайнева, и «Честь имею пригласить»), я не то что не взял — не попросил из госбюджета ни копейки! Не обращался ни в Минкульт, никуда. Так и в этот раз: задумал — значит, найду возможность осуществить.

— Дай Бог! Но опять же поедут ли к нам сейчас из Европы, Америки, не говоря уже об Австралии?

— И Мирко Патарини, и Ришар Гальяно, которые уже бывали в Киеве по моему приглашению, и Киммо Маттила, генеральный секретарь CIA, который в Киеве еще не был, и другие звезды мирового аккордеона, высочайшего уровня профессионалы, уже выразили готовность приехать.

И я надеюсь, что Кубок кубков так же, как AccoHoliday в свое время, войдет во все престижные музыкальные справочники, каталоги настоящих музыкальных конкурсов — не междусобойчиков, где «свій до свого по своє», каковых у нас хватает, а международных музыкальных форумов, благодаря которым Украина значится на культурной карте мира. Скажите, много ли у нас таких? На пальцах одной руки можно перечесть, и то слишком много окажется пальцев. Поэтому надо что-то делать, пока имеются желание и силы.

Кстати, у Кубка мира есть прекраснейшая номинация, которой не было у нас, — это ансамбли. Вы слушали когда-нибудь оркестр, состоящий из аккордеонистов?

— Нет, но очень хотела бы.

— Это действительно чудо! Вообще, я сидел на конкурсных прослушиваниях, на концертах, смотрел на этих красивых молодых пацанов и девчонок, игравших на потрясающей красоты и качества инструментах, и по-доброму им завидовал. Если бы у меня в юности был такой аккордеон! Свой первый профессиональный инструмент Weltmeister Supita я целый год выплачивал, отказывая себе во всем, не прекращая выступать, даже будучи больным туберкулезом. Мне казалось, этот аккордеон — самое большое счастье в жизни. А у них аккордеоны — ну просто произведения искусства!

— Признайтесь: скучаете по сцене, по гастролям? Столько стран объездив, столько повидав, как это все оставить?

— Нет (улыбается), я свое отыграл на сцене, хватит. У меня 55 лет гастрольного стажа, сколько можно? Захотелось другое сделать — возобновить в новом формате конкурс, чтобы поддерживать молодых. И чтобы аккордеон жил. Посмотрите, что происходит: уходят те, кто ассоциировался долгие годы с этим инструментом, кто отдал ему всю жизнь! Уходят, и ничего поделать нельзя: никто из нас не вечен.

Не стало в этом году моего друга Валеры Ковтуна, с которым мы нос к носу шли 40 лет на эстраде. Были, по сути, ближайшими конкурентами, но никогда не соперничали, никто из нас о другом плохого слова не сказал! Осиротела недавно Киевская консерватория — не стало Владимира Бесфамильнова, легендарного музыканта, педагога, выпустившего не один курс. Тихо ушел, незаметно, я бы сказал, для государства... А для музыки, для аккордеона, баяна, это огромная потеря: кто теперь новые поколения научит, как мог научить он?

Я мечтаю о том, чтобы интерес к аккордеону снова возник, но надо признать: так, как раньше, его любить уже не будут, появилась электронная музыка, современные представления на грани музыки и эпатажа... Я не против всего этого, хоть это и не мое. Но я за то, чтобы у человека был выбор.

— Какую музыку вы сами слушаете?

— В основном эстраду и джаз. Я и судьей на конкурсах, куда меня зовут, всегда бываю в этих номинациях, хотя классику искренне уважаю. Просто в эстраде и джазе больше того, что исходит от самого музыканта, а классика — это все-таки канон, там сказать свое слово очень трудно, только гениям это удавалось. Людям уровня Горовица, Ойстраха — не простым, как говорится, смертным. А в аккордеонной музыке, именно в классике, даже не знаю, кого и назвать. Зато как потрясающе звучал бандонеон гениального Пьяццоллы, как играл аккордеон в руках Фрэнка Марокко! Поэтому моя любовь — это джаз и эстрада, где главное — импровизация. А уж импровизация — это мозги и нутро...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось