Михеил СААКАШВИЛИ: «С Украины я отступать не намерен, поскольку здесь и сейчас главное в моей жизни сражение разворачивается, которое проиграть нельзя, и мы его не проиграем»
С Дмитрием Гордоном знакомы мы достаточно давно — с тех пор, когда я президентом Грузии был и он ко мне в гости приехал — наше первое интервью записывать. Второе сняли, когда президентом я уже не был, но и в Украине никаких постов еще не занимал, и вот перед вами, дорогие читатели, третье и, надеюсь, не последнее — это беседа со мной уже как с главой Одесской облгосадминистрации.
Когда-то я благодарил Дмитрия за то, что он, киевлянин, в Грузию ко мне прилетел и правду о том, чем я во вверенной мне моим народом стране занимаюсь и как на самом деле грузины жить стали, всем рассказал. Сейчас хотелось бы спасибо сказать и за то, что он и его журналисты до всего русскоязычного мира правду об Украине доносят, которая так же, как и Грузия, жертвой российской агрессии и мишенью для российской пропаганды стала.
Наши интервью по-прежнему одни из самых цитируемых, их читают и смотрят, а это значит, что люди информацию из первых уст слышать хотят, им интересно не то, чем их пропутинские СМИ пичкают, а то, как в действительности дела обстоят. Значит, далеко не все летаргическим сном уснули, не все черствы, равнодушны и внушаемы — есть еще те, кто предпочитают своей головой думать, разбираться и делать выводы самостоятельно, а не принимать на веру то, что НТВ или другой канал такого же толка подбросит. Остается желать лишь того, чтобы на этот спрос разумных, думающих людей и соответствующее предложение было, чтобы таких СМИ, как те, которыми Гордон руководит, было побольше, ведь бороться с пропагандистской ложью только с помощью правды можно — иначе никак.
Говорят: делай, что должен, — и будь, что будет. Дима делает то, что должен как журналист, как профессионал, — вопросы задает, которые могут нравиться тебе или нет, могут быть неудобными и даже твое самолюбие задевать, но ответы на которые хочет знать зритель, читатель, а он, как правило, уже и начитавшийся, и насмотревшийся, и не единожды пуганный тем, какой Саакашвили ужасный — «сумасшедший», «неадекватный», «гастролер», «ставленник Америки», «пиарщик» и так далее. Поэтому я спокойно, почти без удивления, отвечал на вопросы о том, есть ли у меня гарем чиновниц, не употребляю ли какие-либо допинги... Если такой журналист, как Дмитрий Гордон, спрашивает — значит, народ интересуется, а если интересуется и, может, мифам каким-то верит — значит, надо развеять эти мифы как можно скорее. Я-то знаю, с какой целью весь этот бред выдумывали: чтобы обесценить и обнулить все то, что мной и моей командой в Грузии сделано было, и чтобы реформирования Украины не допустить — на корню все то, что уже началось и потихоньку развивается, зарубить, еще более серьезные и важные действия предотвратить.
Помню восторг Дмитрия после того, как обновленную, очищенную от криминалитета, коррупционеров и взяточников, безопасную, цивилизованную, европейскую Грузию он увидел. Он поверить не мог, что такое возможно, — буквально за несколько лет кардинально постсоветскую республику изменить, которую самой коррумпированной считали, маленькую страну, где о каком-то уровне жизни населения можно было лишь в отношении мафиози, продажных чиновников и им подобных говорить — остальные вообще вне уровня жили, и тем не менее перемены произошли, причем не только Грузия изменилась, но и грузины.
Отношение нации к самой себе и к своему будущему стало другим, и теперь, независимо от того, кто во главе государства стоит, Саакашвили или нет, откат в прошлое невозможен — большинство граждан не только как страну своих предков Грузию воспринимают, но и как страну их потомков, которой можно и нужно гордиться и которую можно и нужно преобразовывать. Грузины в себя поверили, в то, что они достойны и могут по-человечески жить, и я жду момента, когда, окрыленные и воодушевленные реальными переменами, еще больше поверят в себя украинцы.
С Украины я отступать не намерен, поскольку здесь и сейчас главное в моей жизни сражение разворачивается, которое проиграть нельзя, и мы его не проиграем. Почему так в этом уверен? Каждый день люди меня убеждают. Думаете, «ваши» скажу? Нет — наши, наши с вами! Воины, волонтеры, общественные активисты. Медики и учителя. Строители и стражи порядка. Удивительная, невероятно талантливая молодежь, которая хочет полезной быть, на благо своей Родины трудиться — дайте только возможность! Помню, когда президентом Украины Виктора Ющенко избрали, я ему восхищенно воскликнул: «С такими людьми чудеса можно творить!» — и мнение мое с тех пор не изменилось, наоборот, укрепилось, ведь то, что страна, которую фактически армии и вооружения лишили, раздетая, истерзанная, с силами собралась и такой отпор мощному, озверевшему агрессору дала, и есть не что иное, как чудо, после которого падать духом и руки опускать ни в коем случае нельзя.
Когда я говорю, что Україна — друга моя Батьківщина, это не ирония, не пиар, не попытка понравиться и даже не воспоминания о студенчестве. Это правда, это дань уважения и благодарности стране, которая в 2008-м Грузии руку помощи протянула и благодаря которой восемь лет назад грузинам российских бомбежек и чудовищных потерь среди мирного населения удалось избежать. Стране-побратиму, которая уже рубежом, остановившим агрессора, стала. Камнем, об который Россия со всей ее пресловутой военной мощью и «рычагами влияния», со всей своей нефтью и газом, разветвленной и глубоко укоренившейся агентурой и связями в мировом политикуме зубы сломала. Работать в такой стране, быть причастным к ее реформированию, раскрытию ее потенциала и превращению ее в сверхдержаву (а я уверен: именно так и будет!) для меня честь.
Никто меня не «выписывал», не «засылал» и уж тем более не «покупал», и цель моя — не позлить и подразнить своим пребыванием в Украине Россию и не счеты с кем-либо свести, просто сейчас именно здесь борьба Добра и Зла разворачивается, и если ты порядочный человек, придешь и на сторону Добра встанешь — чтобы свой вклад в его победу внести.
Практически ежедневно я сталкиваюсь с людьми, которых гораздо меньше, чем меня, знают, а вклад их несоизмеримо больше — они жизнью рискуют. Недавно, к примеру, в Одесском госпитале с украинским воином по фамилии Сокол общался — до войны парень поисковиком был, Грузией интересовался и на территории Украины места отыскал, где погибших во время Второй мировой грузин захоронили (благодаря ему грузинские семьи узнали наконец, где бесследно исчезнувшие дед, отец, брат покоятся). Сколько хороших слов мне этот Сокол сказал! Я возле его койки сидел, слушал и думал: ну если такой Сокол в меня верит...
Говорят иногда, что эти парни, ушедшие добровольцами Родину защищать, будто не из нашего времени, а я убежден: нет, из нашего, и слава Богу, что они есть, а мы здесь, в мирных городах, просто обязаны сделать так, чтобы с войны они уже в другую, достойную их подвига, Украину вернулись.
Гениальный одессит Михаил Жванецкий когда-то книгу мне подписал: «Почти все страны бывшего СССР гордятся своим прошлым. Одна Грузия — настоящим!».
Я искренне желаю, чтобы своим настоящим гордилась и Украина.
Повірте, ми цього варті!