А что сказал бы о президенте Вакарчуке Робинзон Крузо?
Вакарчука в выборах президента Украины.
Ну что у нас за привычка такая — смотреть на мир исключительно в черно-белых тонах? Никаких тебе полутонов, а только Бог — дьявол, Путин — Гавел, сволочь — молодец. Сплошное «что такое хорошо, и что такое плохо» — да еще и с непременными оргвыводами.
Это я, конечно, о «президенте Святославе Вакарчуке». Который и не президент вовсе, а только попал в расклады социологов — и тут же занял третье место в рейтинге кандидатов в президенты. Собственно, он и раньше был наверху — то вторым, то пятым — просто нынешний опрос оказался круче раскручен, оттого и резонанс такой. Теперь публика беснуется: для одних он — «гениальный артист», «совесть нации» и «лучше президента не найти», для других — «посредственный автор», «раздолбай и сибарит» и «давайте еще Поплавского в президенты выдвинем!».
У меня, признаюсь, иной взгляд на вещи: к Вакарчуку — потенциальному кандидату в президенты — я пока присматриваюсь. Определиться, если что, еще успею: времени до следующих президентских выборов — вагон! Ну или, по крайней мере, достаточно, чтобы разложить по полочкам все имеющиеся в моем распоряжении факты и аргументы.
А чтобы не упустить ничего, я пользуюсь методом Робинзона Крузо. Тот, если помните, попав на необитаемый остров, составил сравнительный анализ своего положения. Напомню читателю, как это выглядело.
«Худо-хорошо
Я заброшен на унылый, необитаемый остров, у меня нет никакой надежды спастись. Но я остался в живых, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники. Я удален от всего человечества, я пустынник, изгнанный навсегда из мира людей. Но я не умер с голоду и не погиб в этой пустыне...».
И так далее.
Следуя этой методе, я рассуждаю о потенциальном кандидате в президенты Святославе Вакарчуке примерно так же.
Худо-хорошо
1. Никакого опыта госуправления у Вакарчука нет, а мы не в том положении, чтобы в военное время экспериментировать с высшей должностью в государстве.
Но он управляет своей группой и решает многие бизнес-вопросы по организации концертных туров и студийной работы. И потом, разве политика давно не превратилась в шоу-бизнес? Так почему бы не избрать успешного в шоу-бизнесе человека? Разве история Дональда Трампа нас ничему не научила?
2. Он уже приходил в политику народным депутатом и сбежал оттуда, не желая (или не умея?) реализовать себя в госуправлении. С какой стати нам доверять ему пост президента?
Но он стал взрослее, мудрее, за ним — поддержка миллионов поклонников. И сбежал он из парламента во многом потому, что один депутат не мог сделать ничего серьезного. Президент — совсем другое дело...
3. Вакарчук не привык к тяжелому президентскому графику — с утра до поздней ночи, да еще и практически без отпусков и выходных. Опять же — ни тебе «травки», ни выпивки после концертов. Минутку! — так ведь и никаких концертов не будет! И записи альбомов тоже! Как он без этого справится?
С другой стороны, как-нибудь справится. Гастрольная жизнь тоже не сахар. Скучать будет некогда: придется командовать армией, въезжать в проблемы экономики, заниматься внутренней и внешней политикой. Тяжело, но очень интересно!
4. Вакарчук — из другого мира, у него нет серьезного опыта интриг, уверток и союзов, иногда и тайных. Да, в политике много грязи и подлости — и все-таки, не зная брода, в эти мутные воды лучше не соваться, — сомнут. Причем в случае с должностью президента — не только тебя, но и твою команду, а в каком-то смысле — и твою страну. Опять-таки мы что, готовы рисковать?
С другой стороны, посмотрите, как накинулись на него буквально все наши крупные политические кланы! Какое трогательное единство среди субъектов, которые терпеть друг друга не могут! Может, чувствуют в Вакарчуке мощного конкурента, сотрясателя устоев коррупционной системы, которая произвела на свет их сама?
Ну как, втянулись в методу Робинзона Крузо? А теперь давайте поменяем порядок аргументов. Очень, знаете ли, влияет на угол зрения. Итак,
Худо-хорошо
1. В политическом закулисье ходят упорные слухи, что Вакарчука «ведут» американцы и что подход их таков: необходимо взять в меру молодого и очень неглупого человека, сторонника западных ценностей, невероятно популярного в Украине артиста — и обучить его всевозможным премудростям госуправления. Учитывая то, что американцы в этом разбираются, а в мировоззренческом конфликте с путинской Россией они — наши союзники, разве факт такого школярства Вакарчука может не радовать?
Да, но с такой же настойчивостью муссируются слухи о руководяще-направляющей роли Виктора Пинчука — и вот тут энтузиазма лично у меня совсем немного. А вот чего много — так это тревоги, те, кто следит за украинской политикой с 90-х годов, меня поймут.
2. Святослав — современный, открытый человек, легко находящий общий язык с молодежью, — ну разве не прелесть, к примеру, эти его встречи со студентами украинских вузов? Вакарчук может стать для Украины Человеком Будущего. Вы можете сказать то же самое о Порошенко, Тимошенко либо, прости Господи, Олеге Ляшко?
Современный? Возможно. Открытый? — Да ну, не смешите меня. Много ли вы знаете о взглядах Вакарчука на проблемы деоккупации Донбасса, реформу судебной системы, макроэкономическую стратегию и налогообложение? А нынешняя дискуссия в обществе о перспективах Вакарчука-президента: почему мы до сих пор не слышали от него ни слова? Играет в таинственность? Считает это не важным? Не готов вступить в дискуссионную драку? Знаете, мне не нравится ни один из этих вариантов. Если, конечно, мы говорим о потенциальном национальном лидере, а не о всеми любимом рок-музыканте, сугубо частном лице...
На этом я, пожалуй, поставлю промежуточную точку. А вы? Не хотите протестировать Святослава Вакарчука по методу Робинзона Крузо?