Из дневника киевлянки Нины ГЕРАСИМОВОЙ: «Надоело жить, но умирать тоже не хочется»
коллекцию, посвященную трагедии в урочище Бабий Яр. Эти материалы сотрудники
музея собирали более 40 лет, и сейчас их насчитывается свыше трех тысяч. Один
из главных экспонатов коллекции — дневник Нины Герасимовой, которая в 1941 году
была студенткой Киевского политехнического института. Интернет-издание
«ГОРДОН» эксклюзивно представляет читателям его вторую часть без сокращений.
(Продолжение. Начало в № 25 за 2017 г., в № 2)
«Немцы забрали наиболее красивых девушек — как собак ловили в будку»
4 марта 1943 года.
День прошел в волнении. Биржа меня освободила. У меня вещие сны. Я вижу все до мелочи. Сегодня ночью меня должны были арестовать полицаи. Уже был ордер на мой арест, и тогда я была бы прямо отправлена. Я вовремя явилась на биржу. Подлец Боленко не верил своим глазам, что меня освободили. Даже справке биржи. Он не знает, чем может мне помешать.
Радио сообщило, что англичане произвели большой налет на Германию. Большие разрушения в Гамбурге, и много жертв среди населения. Немцы сделали налет на Лондон, и там большие разрушения.
5 марта 1943 года.
Англичане бомбят Берлин, там большие разрушения и жертвы. Немцы бомбят Лондон. Кому нужна эта дикая война? Что ожидает нас?
13 марта 1943 года.
Вчера видела потрясающую картину и сегодня все еще нахожусь под ее впечатлением. Вчера после работы шла по Красноармейской улице и увидела едущие вдали машины с людьми, какой-то шум, возгласы голосов. Вначале я думала, что это рабочие едут домой и поют или смеются. Когда машина приблизилась, я увидела на ней полицаев, охранявших полную машину девушек. Все они молоденькие, хорошенькие. Одеты были небрежно. Пальто на них были расстегнуты, почти все без платков с развевающимися волосами. Они отчаянно плакали и кричали. Вся улица была оглашена их стонами и воплями. Особенно врезалась в память стоявшая у борта хорошенькая девушка. Волосы у нее были длинные, светлые и развевались от ветра. Она буквально обезумела от отчаяния. Картина потрясающая. Все остановились на улице как вкопанные. Сегодня мне рассказали, что это везли «добровольцев» в Германию с конфетной фабрики. Немцы и полицаи без всяких предупреждений забрали наиболее красивых и молодых девушек. Какой ужас! Все равно как собак ловили в будку.
По радио сообщили, что идут уличные бои в Харькове. Что там люди переживают. Сильно бомбят Мюнхен, Нюрнберг. Большие разрушения в Дассау. Сколько гибнет наших людей.
16 марта 1943 года.
Говорят, немцы опять взяли Харьков. Несчастный город. Хотя бы нас эта чаша миновала. У меня нет никакого желания жить. Иногда хочется что-либо сделать, но тут же возникает вопрос: зачем? Я ожидаю только плохого и тяжелого, впереди еще большие испытания. Сколько гибнет хороших, честных людей. Зачем эта война? Скорее бы конец. Люди всего мира радостно вздохнули бы.
«Мне было бы стыдно, если бы меня кто-либо увидел с немцем»
17 марта 1943 года.
Сообщили, что немцы взяли Харьков. Город совершенно разрушен. Взят Белград. Ожидается большой набор в Германию.
9 апреля 1943 года.
С 1.04 запрещен выезд из Киева без пропуска. В противном случае квартира будет опечатана. Мама не едет. Мосты все взорваны партизанами, и никого не выпускают. Надеюсь, что с мамой все будет благополучно.
Как все надоело, надоело жить, но, конечно, умирать тоже не хочется. На фронте затишье. Сильно разрушены Роттердам, Антверпен, там убито 2000 человек, бомба упала в школу, и убито 180 детей. Бомбили Париж. Убито 300 человек. Арестован Володя Главинский 24.02. Он был член партии, и, видимо, как всех, расстреляли. Мать все ходит в гестапо, ожидает, надеется. Я не стала ее разуверять, но, конечно, его живого нет. Он был такой милый человек, с добродушным лицом. Хороший товарищ. Первые дни я ходила, потрясенная этим известием. Ужасно.
18 апреля 1943 года.
Ли находится на полном содержании немцев. Я никогда этого не ожидала. Она забыла, что ее муж на фронте. Не думаю, чтобы немцы ее всем снабжали из одного расположения к ней, и, конечно, дело не ограничивается одними поцелуями, как она говорит. Встречать с немцами Новый год! Вот так Ли! Все наряжается, страшно красится и посещает все театры с немцами. Мне было бы стыдно, если бы меня кто-либо увидел с немцем, а она гордится своим «успехом». У нее страшно вульгарный вид, стало неприятно смотреть. Но мои нотации она не слушает.
29 апреля 1943 года.
Неделю я отдыхаю! Приехала мама. Уютно и хорошо. Сегодня ночью началась облава, забирают людей в Германию. На работе волнения. Пришла газета из Запорожья, там опубликовано постановление для всей оккупированной Украины об обязательной двухгодичной трудовой повинности всей нашей молодежи от 17 до 21 года в Германии. Все должны пройти регистрацию. В Киеве пока лишь составили список, но, конечно, скоро будет приказ.
1 мая 1943 года.
Висят флаги, проходят собрания, но демонстрация не удалась. Холодный день, на душе скверно. Все время забирают людей в Германию. Ловят людей на базаре и отправляют. Сегодня вывешен приказ о мобилизации молодежи 1922-1926 годов рождения для двухгодичной работы в Германии.
10 мая 1943 года.
8.05 был налет на Киев в 9.30 вечера. Я только лишь легла спать, посыпались взрывы и вспышки света. Я быстро оделась. Одна бомба упала в оперу, попала в партер, но разорвалась в подвале. Есть жертвы. Вторая бомба попала в пустой дом. Он ремонтировался. Где-то бомба упала в сарай, убила свиней. Шума много.
«На фронте затишье. Погода хорошая. Не хочется верить, что война»
11 мая 1943 года.
Прошла ужасная ночь. С вечера началась бомбежка. Я быстро потушила коптилку. Это было 9.40. Бомбежка продолжалась 3,5 часа. Слышалось гудение приближающегося самолета и взрывы. Взрывы без конца. Бросали яркие ракеты. Все было освещено, как днем. Взрывы раздавались из разных концов города. Разбомбили четыре улицы на Татарке. Разрушен КУ главный корпус, он еще сегодня горел. Разбиты дома на Никольско-Ботанической, там в подвалах и сейчас еще завалены люди.
18 мая 1943 года.
15.05 в субботу были большие похороны убитых во время налета. Панихиду служило высшее духовенство. В воскресенье 16.05 перед самым началом всем велели уйти из театров, так как все они были заминированы и в ближайшие дни должны были быть взорваны.
Говорят, что заминировал художник театров. Он задержан. Бесцельное убийство своих же людей — это варварство.
3 июня 1943 года.
Вчера в 10 часов вечера меня разбудила мама. Я сразу не поняла, в чем дело, но после, когда услышала взрывы и увидела вспышки от снарядов, сна как не бывало. Я быстро оделась. Было тревожно. Били орудия, зенитки, и слышалась ружейная стрельба. Мы с мамой вышли в парадное. Людей там было очень много. Говорили придушенными голосами, слышалось шиканье, и вдруг раздался голос: «Тише, а то если упадет бомба, то мы не услышим».
Пьяный жилец вошел в вестибюль, шатаясь, и сказал: «Ну, все кончено, расходитесь» — и все, как бараны, пошли по лестнице. Через несколько минут опять стало греметь, и все сошли вниз. Меня стал одолевать сон, и пошла и легла спать одетая. Сегодня, говорят, бомба упала на Паньковскую улицу. Сильно пострадал Пост-Волынский. Налет длился вчера 2,5 часа. Будем ли спать эту ночь?
20.05 я была в Житомире, чтобы разыскать Мишу. Я ехала с тяжелым сердцем, чувствовала, что его нет. Его не стало 22 августа 1941 года. Умер он ужасной смертью. Я не думала, что мне будет так тяжело, больно и жаль его. Я очень плакала, искала его могилу. Мне показали одну заброшенную могилу в Липках. Я ее поправила, осыпала цветами сирени, но это оказался не он. Его похоронили где-то на кладбище. Как тяжела была его жизнь и как ужасна смерть. Жаль его, у него был хороший, добрый характер. Умер, и никто не пожалел его, заброшенного, чужого, и не знаешь, где его одинокая могила. От мамы я не скрыла. Она все время в церкви. Теперь ему легче. Что ожидает меня? Как я умру?
13 июня 1943 года.
На фронте затишье. Погода хорошая. Не хочется верить, что война. По предсказаниям астролога Брюса война окончится 20.06.1943. Людей в Киеве осталось очень мало. Скорее бы конец.
(Продолжение следует)