Российская писательница Людмила УЛИЦКАЯ: «О Путине я вообще не думаю — понимаю, что мне 75 лет и, по-видимому, до конца моей жизни следующего правителя не увижу, поэтому жить так, как живу, надо да поменьше в телевизор и в определенные средства массовой информации заглядывать, чтобы настроение себе не портить»
«Когда люди гражданами становятся, рабское сознание у них постепенно на сознание гражданина меняется»
— Людмила Евгеньевна, здравствуйте!
— Добрый вечер!
— Вы не в Москве сейчас — в Италии. Отдыхаете?
— Ну, условно — работы, вообще-то, очень много.
— Что-то пишете?

— Вы знаете, сегодня предисловие к книжке покойного моего друга Юлия Даниэля закончила — его переиздать, сборничек этот собрать решили, меня предисловие написать попросили, и в течение последних нескольких дней этим и занималась. Как оказалось, это довольно сложно... (Улыбается).
— По образованию вы генетик, биологический факультет Московского государственного университета окончили. Скажите, пожалуйста, ген рабства, на ваш взгляд, существует?
— Такой биологический уклон в постановке вопроса мне нравится... Гена рабства, конечно, не существует, но дело в том, что мы все, человеки, к стадным животным относимся, а у них врожденное качество есть — подчинение: в стаде всегда некоторый вождь, хозяин, распорядитель бывает, и это все на самом деле для выживания стада или стаи придумано. Поскольку мы от наших биологических предков многие качества, в том числе ряд социальных, унаследовали, то и у человеческого общества такая склонность есть — вождю, хозяину, жрецу, в конце концов, подчиняться, и эта фигура главного человека с самых древних времен существует, так что это биологическая склонность.
Другое дело, что у животных самая сильная особь — это, как правило, самый сильный самец, а у людей немножко измерения поменялись. Сегодня самым сильным человеком самый хитрый может оказаться, самый умный, самый жестокий, иногда самый подлый — во всяком случае, тот, кто такую харизму имеет, что остальные добровольно ему подчиняются. Это не ген рабства, но, если хотите, некоторая биологическая предрасположенность в этом есть.
К примеру, в древние времена рабами те были, кого в плен во время военных действий захватывали, — это вынужденное рабство было, освободиться от которого уже до смерти они не могли. В наших условиях такой формы рабства нет, сегодня оно другого рода — оно существует, однако одним геном это не обусловливается.
— Ну хорошо, на цивилизованном Западе люди прекрасно понимают: они налоги платят и на эти налоги власть нанимают, чтобы она их обслуживала — улицы убирала, заработную плату выплачивала, безопасность обеспечивала... Люди сознают: они хозяева жизни, а власть им просто служит — на их деньги. Почему в России, да и в Украине, да и на всем постсоветском пространстве большинство так власти боится и, боясь, ее презирает?
— На самом деле, я не политолог и по таким специфическим вопросам не специалист... Думаю, что сегодня у каждой страны свои собственные, персональные как бы, проблемы имеются, а то, что вы сказали, — это, безусловно, так. Конечно, государство — это инструмент, который общество для обслуживания себя придумало, но дело в том, что у государства такое прирожденное качество есть: рано или поздно оно расти и самое себя укреплять начинает. Власть сохраниться хочет, ей это присуще, и потому все делает, чтобы вечной была, несменяемой, и этот закон, к сожалению, во всех странах работает. Демократические механизмы более жесткие и лучше организованы, чем, например, в наших странах, каким-то образом они это предупреждают и демократические ценности в жизнь продвигать пытаются, но далеко не у всех это получается.
...Это трудно, это вопрос, на самом деле, зрелости общества: когда люди гражданами становятся, рабское сознание у них постепенно на сознание гражданина меняется, общество гораздо лучше с государством взаимодействует, и это общая наша проблема, беда.
«Европейцами стать мы не можем, нам еще 150 лет, а может, и больше нужно»
— У нас в Киеве когда-то выдающийся писатель, классик украинской литературы Павел Архипович Загребельный жил — автор знаменитого романа «Роксолана», в частности. Он человеком энциклопедических знаний был, мы дружили, и однажды Павел Архипович мне сказал: «Ты знаешь, все руководители во всех странах мира всегда плохие — хорошие во власть не попадают, туда не добираются». По молодости и глупости я эти его слова под сомнение поставил, но теперь уже понимаю: он абсолютно прав. Почему же в наших странах, да и в других тоже, наверху всегда самые хитрые, самые пронырливые, менее образованные и менее профессиональные оказываются? Почему хорошие по определению никогда не находятся там, где должны?
— Мне кажется, слово «хорошие» в данном случае не совсем точное, и вы великий эксперимент академика Сахарова, наверное, помните, который как раз и выступал за то, чтобы страной профессионалы управляли. К сожалению, общество не готово к этому оказалось, и в первую очередь именно те властные структуры, которые в то время существовали, поэтому думаю, что это некая идеальная ситуация, к которой мы стремиться должны и которая мало у кого на самом деле реализуется.
Разумеется, власть профессионалам принадлежать должна — экономистам, антропологам, педагогам, то есть всем тем, кто с общественными проблемами работают. Замечу: мощные фильтры существуют, и о них мы по своей юности знаем — почему-то, как правило, секретарем комсомольской организации не того, кто получше других был, выбирали, а того, кто этого хотел, а хотел обычно карьерист, который понимал, что в зоне науки, профессии конкурировать он не может, зато роль партийного функционера ему бенефит давала, и это, собственно, та структура, которая работать не перестает.
На мой взгляд, это проблема фильтров, которые отчасти мы сами и устраиваем, потому что людей достойных, мощных, сильных, честных, коррупцией нетронутых, которым бы во власть идти очень хотелось, я не знаю, ведь власть для них — это значит себя на служение отдать: ну, в идеале. Эта идея, что государство для того нужно, чтобы обществу служить, совершенно развеялась, и вообще, популярностью сегодня ни в коей мере не пользуется — имеем то, что имеем.
— Какие гены, на ваш взгляд, россиянам, да и украинцам, полноценными европейцами стать мешают — что вообще мешает?
— Вы знаете, я думаю, что это абсолютно не генетическая проблема, — это, скорее, цивилизационный процесс, и связан он с тем, что цивилизации разных культур очень неравномерны. Лет 10-15 назад в Шарм-эль-Шейх я приехала, а на рецепции дата стояла: тысяча четыреста какой-то год (сейчас не вспомню), и меня эта мысль вдруг пронзила, что вот мир, который в ХV веке живет.
Надо сказать, что в ХI веке арабский мир небывалого расцвета достиг: и медицина, и наука, и поэзия — они в то время арабскими были, а в Европе книжки только в монастырях читали — образованные монахи, коих очень немного было. Потом эта цивилизационная волна опустилась, другая пошла, Европа развиваться стала — это такие циклы цивилизационные, они многими специалистами-историками описаны, это у Тойнби есть.
Понимаете, вопрос здесь на самом деле в том, что мы в мире живем, в котором определенные общие правила поведения есть, и даже если они мне не нравятся, я подчиняться им вынуждена. Я сейчас причем не о законах говорю — им в любой стране подчиняться надо, они для того и написаны, а что этого вот цивилизационного неравенства касается...
Европейцами стать мы не можем, нам еще 150 лет, а может, и больше нужно, и эта разница догоняния действительно существует — мы это чувствуем, с людьми в разных странах общаясь. Мы же куда-то выезжаем и видим: вот страна, которая в феодализме застряла, вот та, где все еще средневековье, и мы тоже в том мире живем, который устроили. Он разнообразный, и нынешнему времени то присуще, что очень многое одновременно существует, — в нашей стране и в вашей высокоразвитые, цивилизованные, знающие языки люди, которые абсолютно по своему сознанию европейцы, и рядом с ними в своем поведении самыми элементарными, самыми архаическими мотивами движимые. Это как раз проблему и составляет — и нашу, и вашу, и многих других стран.
Ну что ж, работать, догонять надо — для этого культура, образование есть, поэтому я всегда говорю: единственное, что мы сделать можем, — это культурный уровень и уровень образования повышать. К сожалению, он в последнее время весьма падает — и образовательный, и культурный.
«Когда оппозиции, вопрошающих нет, оказывается, что делать все, что угодно, можно — увы...»
— Когда-то Мандельштам написал: «Мы живем, под собою не чуя страны», а вы, в России живя, ее чувствуете? Какой вы сегодня ее ощущаете?
— Ну, к нашей биологической теме разговора вернемся. Во-первых, даже животные жутко к тому месту, где родились, привязаны — переселенными они иногда просто не выживают, а человеку эта любовь к месту очень свойственна, все мы те места, в которых родились, выросли, любим, наше окружение любим — к нему мы привыкли. Нам всегда усилия делать надо, чтобы во взрослом состоянии на некоторую другую площадку перейти, поэтому Россия — моя страна, прежде всего моя культура, мой язык, огромное количество ассоциаций, воспоминаний: мы страною насквозь пронизаны, нравится она нам или нет, хочет она меня в виде гражданина иметь или, наоборот, извергнуть, изгнать собирается. Это проблема, которую мы все время решаем, но я все равно в России осталась бы — слишком многое меня с Москвой связывает: там мои друзья, там вся среда, в которой я живу, да, в конце концов, язык.
— Вам не кажется, что Россия сегодня в мировую провинцию превращается?
— Ну, это не кажется — по-видимому, так и есть. Действительно мы в какую-то архаику уплываем, и если слово «прогресс» употреблять и его как нечто положительное воспринимать, то, к сожалению, мы в обратном направлении движемся, и это печально. Другое дело, что это процесс колебательный, мы его со времен Петра I знаем, который огромный рывок сделал и невероятные усилия приложил, чтобы Россию в европейскую структуру встроить. Вот с того момента мы в этом колебательном процессе находимся — то ближе к Европе, то дальше от нее, и сама эта идея третьего пути — не европейского и не азиатского, а собственного, оригинального — пока что никак не реализуется.
— Советский Союз — мы это хорошо помним — главным образом на двух вещах: на идеологии и на страхе — держался, а сегодняшняя Россия на чем держится?
— Мне трудно сказать, потому что Россия очень разнообразная. Я в Москве живу, мой круг единомышленники, друзья составляют, и мы приблизительно одинаково думаем, но мы — люди определенного образовательного уровня: есть те, кто совершенно иначе думают, и это довольно естественно и нормально.
На чем все это держится? На очень сильной власти — той самой вертикали, о которой постоянно говорят, и эта вертикаль крепкая, а что страха касается... Понимаете, он ведь на самом деле возвращается. Сегодня вот в Москве какие-то демонстрации состоялись — 600 человек с улицы забрали, но в демократическом государстве этого быть не может, потому что в культурном развитии общества и развитии государства оппозиция — вещь чрезвычайно важная. Уничтожая оппозицию, государство возможности двигаться себя лишает, новые идеи воспринимать и на те вопросы отвечать, которые государству естественным образом общество задает. Когда оппозиции, вопрошающих нет, оказывается, что делать все, что угодно, можно — увы...
«Секретная полиция (совершенно необходимый для поддержания порядка в государстве инструмент) непропорционально большое место в жизни страны у нас занимает»
— Вместе со Светланой Алексиевич и Борисом Акуниным вы директора ФСБ Бортникова в том, что чекисты реабилитируются и государственный террор оправдывается, обвинили — так сегодня и происходит?
— Вы знаете, я, если честно, не помню, чтобы какое-то письмо подписывала и какие-то заявления делала, но, в принципе, конечно, согласиться с этим могу, потому что секретная полиция (совершенно необходимый для поддержания порядка в государстве инструмент) непропорционально большое место в жизни страны у нас занимает, и хорошо бы, разумеется, чтобы поменьше чекистов и побольше специалистов было, но пока что на это не похоже.
— Что касается государственного террора... Я о страшных репрессиях 1937-го и последующих годов хорошо осведомлен, поскольку в архивах КГБ много работал. Украина все архивы КГБ открыла, и любой человек может туда прийти и эти жуткие расстрельные дела посмотреть, что я и делаю. Для писателей там, чтобы понять, что в этом городе, на этих улицах всего-то 80 лет назад происходило, — тонны материала, но я и новые российские фильмы смотрю, и выступления российских политиков слушаю, и понимаю: сегодня чекисты у вас идеализируются, террор против собственного народа как-то оправдывается — вы этого не ощущаете?
— Прекрасно ощущаю — более того, неделю назад председателем жюри в обществе «Мемориал» была: конкурса, который «Человек в истории» называется, — в его рамках сочинение по истории старшеклассники писали. Должна вам сказать, что в архивах КГБ я тоже посидела-посмотрела. Очень мало: это только с моей личной, семейной историей было связано, но эти сочинения детей, конечно, потрясающие, потому что они — свидетельство сегодняшнего дня. Дети раскопки очень недалекого прошлого совершают, и это важно, поскольку человек, который уже в юности к такому кошмару прикоснулся, прививку имеет — он уже знает, как государство устроено, какие у власти соблазны и какие у гражданина обязанности.
Сегодня, как я уже сказала, предисловие к книжке Юлия Даниэля дописала и как раз об этом и думала... Понимаете, права человека государством, конечно, постоянно придавливаются. Разумеется, государству очень удобно, когда все люди одинаково думают, одинаково говорят и в ногу шагают, — сталинская пора тем и характерна была, что никакое мнение, отличное от общепринятого, недопустимо было. В сегодняшней ситуации, когда Сталина снова нам как вождя, как организатора и вдохновителя всех побед вытаскивают... Мне 10 лет было, когда он умер, поэтому я кое-что помню. Это ужасно! — и маленькие портретики Сталина в машинах у таксистов жуткое впечатление производят.
«Героизация Сталина — это катастрофа в мозгах. Экономику России, может, вылечат, а вот что с сознанием делать, не знаю»
— Знаменитое стихотворение Евтушенко «Наследники Сталина» вспоминается — смотрите, они до сих пор живы! Сталин по-прежнему главный российский герой сегодня, как считаете?
— Нет, по-моему, по результатам какого-то опроса народонаселения все-таки Александр Невский на первое место вышел, а Сталин, кажется, на втором, но, в общем-то, катастрофа в мозгах, разумеется, и как это лечить, понятия не имею. Экономику, может, вылечат, а вот что с сознанием делать, не знаю.
— Те, кто этот опрос проводил, мне сказали, что Сталин с огромным опережением шел, и срочно Александра Невского вытащили, потому что было бы уж совсем перед миром стыдно. Ну кто за Александра Невского голосовал бы, когда такой прекрасный герой, как Иосиф Виссарионович, есть! — ужас, да?
— Ну, поскольку мы с вами историю учили (улыбается), про Александра Невского тоже кое-что знаем — кроме того, что в святцы его занесли и святым объявили. Биография у него также будь здоров какая тревожная (улыбается).
— Крамольный вопрос вам задам: что вы о переизбранном на очередной срок президенте России Владимире Путине думаете?
— Честно?
— Конечно...
— О нем я вообще не думаю — этот человек очень мало меня по-человечески интересует. Я понимаю, что мне 75 лет и, по-видимому, до конца моей жизни следующего правителя не увижу, поэтому жить так, как живу, надо, все то делать, что делаю, да поменьше в телевизор и в определенные средства массовой информации заглядывать, чтобы настроение себе не портить. Жизнь моя полна, вокруг огромное количество людей, которые волонтерством занимаются, всяческие фонды организовывают и абсолютно разумно, осознанно и очень позитивно живут. Вероятно, сегодня такой период наступил, когда посидеть можно, подумать и теорию, Львом Николаевичем Толстым нам завещанную, реализовать, которую так презрительно «теорией малых дел» называют, — она, на самом деле, совсем не плохая.
— Стесняюсь спросить, не пуста ли без мыслей о Путине и просмотра программ российского телевидения ваша жизнь?
— Ну, вы знаете, у меня чего почитать, посмотреть есть, и уверяю вас, что пустоты совершенно не ощущаю — никак (улыбается).
— Как вам кажется, куда сегодня Россия идет?
— Ну, мы уже с вами этого коснулись — это такое архаическое движение поперек всему цивилизационному процессу, однако процесс это колебательный и надежда есть, что когда-нибудь маятник в другую сторону качнется. Вероятно, при другом руководстве...
«Нам фантастически прекрасный кусок жизни достался, мы при золотом веке живем»
— Тем не менее как страна, как геополитическое образование Россия, на ваш взгляд, безнадежна или надежда есть?
— Понимаете, дело в том, что мы все-таки бывшая империя, причем еще недавно ею были, и имперское сознание, конечно, все поры нашей жизни пронизывает и, разумеется, очень во многом внешнюю политику определяет. Прежде чем наше сознание перестроится, думаю, ничего не изменится, а есть ли надежда? Срок жизни человека весьма невелик, исторические процессы гораздо медленнее идут... Я-то считаю, что нам фантастически прекрасный кусок жизни достался, и всегда друзьям говорю, что мы при золотом веке живем. Войны мы не знали — между двумя войнами попали, и следующую я, может, уже и не увижу... Мы в бедности жили, но не голодали, мы читали, как ни одно поколение людей ни в одной стране мира не читало, — это уникальное счастье чтения было! Книжка, которую на ночь, завернутую в четыре газетки, тебе приносили, большим счастьем считалась, и знание, которое мы таким образом получали, для нас драгоценным было: вот это — мои приятные, если хотите, воспоминания.
Еще одно приятное воспоминание — это друзья, кроме того, мы жили (я говорю «жили», хотя я-то еще жива, но вы поймете) в то время, когда на байдарке плыли, воду из реки набирали и не думали, спустил в нее химический завод какие-то отходы производства или нет. Я дикие берега в Крыму видела, а сейчас я в Италии, и здесь, конечно, ни одного дикого угла нет — все побережье виллами застроено, где к морю выйти можно...
Природа перед деятельностью человека как бы отступает, а мы дикую природу, нетронутую, не испорченную видели, поэтому и говорю: золотой век — наш, а то, что в каждом времени свои проблемы есть: мучительные, сложные, — вне всякого сомнения, это так, и для меня кажется чрезвычайно важным в той ситуации, в которой мы оказались, уровень агрессии снижать. Причем уровень агрессии нашего начальства и военного руководства снизить мы не можем, но в себе — запросто: не раздражаться, не злиться, в ярость не впадать, в отчаяние, жизни и тем прекрасным вещам радоваться, которые у нас еще остались, а их очень много! Наши прекрасные друзья, наши дети, в конце концов, я сегодня горшок с цветами купила — они очень красивые!
Это вызовы времени, и у каждого времени свои вопросы. Вот сегодня я, пожалуй, не уверена, что на площадь пойду — с демонстрацией, хотя ходила — и в 2012 году, и позже. Некоторая усталость существует и раздражение большое — вот с этим я и борюсь.
— Я с вами из Киева говорю, вы в итальянской Лигурии находитесь. Погода там, знаю, прекрасная и вообще жизнь замечательная, при этом абсолютно не сомневаюсь в том, что Россию вы любите, — ее есть за что ненавидеть, но есть и за что любить... Скажите, пожалуйста, с вашей любовью к родине и вашим пониманием того, что в российском государстве происходит, иногда из России уехать — навсегда — вам не хочется?
— Вы знаете, поскольку у меня есть возможность на две недели уехать, навсегда мне совершенно не хочется, и еще одно признание сделать должна. Когда в Европу я попадаю, понимаю, что в Европе жить хорошо, но ощущение, что вся жизнь в России происходит, меня не покидает, поэтому недельку, другую, третью в прекрасной Италии проведешь, а потом тянуть домой начинает, и, в общем-то, ничего с этим поделать нельзя. Ну, выгонят — значит, уеду, но я не хотела бы.
«То, как Ходорковский своим богатством распоряжался, у меня уважение вызывало»
— У вас знаменитая переписка с узником Кремля Михаилом Ходорковским была — он, напомню, 10 лет отсидел, и, кроме вас, такого яркого полотна в письмах создать, которое и вашу, и его философию, и ваши, и его взгляды понять позволяло, не удалось, пожалуй, никому: это необычайно занимательно, увлекательно и на одном дыхании читается. Интересно, а когда с Михаилом Борисовичем вы переписывались, представить, что Путин его выпустит, могли?
— Поправка: беседы три было. Борис Акунин первым был, кто ее начал, потом продолжила я, а затем еще Стругацкий покойный, поэтому книжечка, в которой эти три диалога, вышла.
Что касается личности Ходорковского, то знакома с ним я не была, но в какой-то степени к этой переписке подготовленной оказалась. В те годы довольно много по России я ездила, по разным библиотекам выступала, даже в тюрьме как-то была — в колонии для малолетних, и всюду компьютерные классы стояли, а компьютер довольно редкой вещью тогда был, и когда я спрашивала, откуда они, мне говорили: «Это Ходорковский». У него огромная культурная программа была — сегодня об этом не помнят, думаю, даже забыли, а я-то, по стране разъезжая, видела, как много он благотворительностью, причем культурной, занимался.
Думаю, отчасти культурную программу он подхватил, которую в свое время Сорос проводил, между прочим, советскую науку спасший, потому что научные сотрудники на грошовой зарплате сидели и из институтов растекались, и тогда большие гранты были, и что-то как-то сохранилось. Сейчас, к сожалению, этого нет, и история с наукой у нас заканчивается...
Вот этим я к переписке с Ходорковским подготовлена была — я знала, как много он делал, а кроме того, он очень достойно себя вел, понимаете? 10 лет тюрьмы... Я вам уже сказала, что с Юлием Марковичем Даниэлем была дружна, который пять отсидел, и потому представить себе могу, что такое 10 лет тюрьмы для молодого человека, который ушел, маленьких детей оставив, а пришел — и эти дети выше его ростом. Это ужасная для человека потеря — счастья детей растить он просто не познал!
— А ведь если бы покаялся, тут же вышел бы, правда?
— Конечно! У него эта возможность была, но это поведение мужественного человека с чувством собственного достоинства. Повторяю: в экономических делах я ничего не смыслю — знаю лишь, что Ходорковский талантливым руководителем был и, более того, зарплату на его предприятиях никогда не задерживали, — это мне люди со стороны говорили.
Как разночинец, я уверена: богатство есть вещь неправедная. Отношение к богатству у меня всю жизнь подозрительное было, и таким оно, честно признаюсь, и осталось, но то, как он своим богатством распоряжался, у меня уважение вызывало (то, как он себя вел, тоже).
То, что он сейчас делает, опять у меня уважение вызывает, потому что, казалось бы, на свободу вышел, деньги есть, остров купил бы, жизнью наслаждался бы...
— ...или два острова...
— Ну да, а у него о России все мысли. Правильно он думает о том, как нам, как говорил Солженицын, Россию обустроить или нет, но смотрите: он о благе своей родины размышляет, он патриот. Я к этому слову так, с поправками, отношусь: оно довольно сильно себя скомпрометировало (в последние годы особенно), но Михаил Борисович — патриот и, повторюсь, уважения заслуживает.
— Предположить, тем не менее, что Путин его отпустит, вы могли?
— Нет... Нет! Понимаете, про политику — ту, высокую, мы не знаем и никогда не узнаем, а если и узнаем, то, может, через 100 лет и не мы: почему он его отпустил, какая за этим интрига или договоренность стояла... Я знаю, что Ходорковский вроде бы пообещал политикой не заниматься, — вроде бы, но в этом не уверена, потому что Михаилу Борисовичу этого вопроса не задавала, — мне казалось, что он неприличный.
Я встретилась с ним, уже когда он вышел. Проездом в Швейцарии была, мы с ним два часа провели, а потом такие же два часа в Лондоне — я к нему в открытую приезжала, книжку свою представляла. Один раз у нас встреча с Борисом Акуниным была: он интересный человек, прекрасно русскую историю знает, о чем эти замечательные его тома свидетельствуют, поэтому никаких вопросов у меня к Ходорковскому, на самом деле, пожалуй, нет — он так, как нужным считает, живет, и полное уважение у меня вызывает.
«Единственная харизматичная фигура убита на Большом Москворецком мосту, который, конечно, когда-нибудь будет Немцов мост называться»
— Политическое будущее у Михаила Борисовича, на ваш взгляд, есть?
— Ну, вы знаете, во-первых, как политик он уже реализуется, и, что касается будущего, не знаю, но сегодня он действующая фигура. Может, в зарубежье, на окраинах, но, с другой стороны, мы же историю первой русской эмиграции помним. Как много тогда с «философским пароходом» ушло — из России профессура уехала, писатели, мыслители, философы: полный пароход интеллектуалов!
В изгнании замечательную культуру они создали, а потом, когда этот занавес железный рухнул, прекраснейшим образом эти два потока слились, и сегодня умерший в России Розанов и умерший во Франции Бердяев равным образом на полках тех, кого русская философская мысль начала ХХ века интересует, стоят, так что, как этот процесс закончится, мы не знаем. В том, что Ходорковский вряд ли президентом когда-нибудь станет, почти я уверена, но он ведь этого и не хочет, он туда не целится. У него совершенно другие, как я понимаю, задачи, и я ему удачи желаю.
— Кто сегодня, по-вашему, единым лидером российской оппозиции является и есть ли он?
— К сожалению, нет — оппозиция чрезвычайно раздроблена и категорически не может договориться. Единственная харизматичная фигура убита на Большом Москворецком мосту, который, конечно, когда-нибудь будет Немцов мост называться. Это Борис Немцов, и сегодня равной фигуры я не вижу, а сама оппозиция массу вопросов у меня вызывает. Я не думаю, что сейчас такая мощная личность есть, которая даже на роль единого кандидата претендовать могла бы...
— Навальный — не тот человек?
— Боюсь, что нет, но то, что он для разоблачения коррупции делает, — очень правильно и хорошо. Понимаете, нынешняя ситуация в России такая, что любой значительный потенциальный противник вычищается, и думаю, что раньше чем через шесть лет вопрос об этом поднимать бессмысленно, — разве что черный лебедь, обещанный нам Нассимом Талебом, пролетит — птичка, которая, может, что-то неожиданное принесет. Дай бог, чтобы эта неожиданность трагичной для нас, для вас и для всех людей Земли не была.
«Все выступления Ксении Собчак, которые я за последний год слушала и читала, у меня симпатию и интерес вызывают»
— Ксения Собчак вам нравится?
— Нравится!
— Чем?
— Во-первых, зрительницей ее телевизионной программы («Дом-2», кажется, она называлась?) я не являлась, и вообще, это какая-то такая зона была, куда я не заглядывала, она меня совершенно не интересовала, но когда из такого публичного места вдруг человек вырастает, который рот открывает и умные, точные, правильные вещи говорит, мне это нравится. Многое из того, что Ксения заявляет, я вполне приветствую, и хотя легенда есть (может, это и правда), что она в некотором роде кремлевская креатура, что схему, придуманную в Кремле, отрабатывает... Не знаю, мне что-то в такое не верится, а если это и так, то посмотрим, как события дальше развиваться будут. Как бы там ни было, все выступления Ксении Собчак, которые я за последний год слушала и читала, у меня симпатию и интерес вызывают.
— Однажды вы сказали, что за крупные формы больше браться не будете: действительно ничего больше не пишете — серьезного?
— Ну, никакого романа действительно писать не собираюсь: свои дневники, больше чем за 40 лет, открыла, и оказалось, что это потрясающе интересно, — я уже второй год сижу, читаю их и поражаюсь тому, как много в своей собственной жизни забыла. И вообще, проблема памяти для меня сейчас очень важной стала, я постоянно к ней возвращаюсь.
Несколько дней назад в Петербурге была, где с Машей, Марией Степановой, встречались, которая только что книжку «Памяти памяти» издала: она из породы людей, для которых память — загадочный феномен, она его исследует. Моя книжка «Лестница Якова» тоже, в общем-то, о памяти, но Мария к этому более академически подошла, хотя семейные истории ее тоже интересуют. Она очень образованный человек, и вот эта тема влезла в мою жизнь настолько, что я сейчас вспоминаю, припоминаю, новые оценки вещам даю, которые прежде определенными и такими мне казались, а сейчас не столь определенными и другими кажутся — это весьма интересно!
— Быть может, не совсем тактичный вопрос я задам... В моем понимании вы, несомненно, одна из крупнейших писателей современной России, а вот Светлане Алексиевич, когда Нобелевскую премию она получила, вы позавидовали?
— (Смеется). Не то что не позавидовала — обрадовалась! Понимаете, это раздражение всеобщим было, поэтому завещание Нобеля я открыла, где написано, что премия-то отнюдь не за литературу, а за гуманистическую работу, создание человеческих идеалов, словом, за гуманизацию мира дается, и, конечно, Светлана Алексиевич, 20 лет рук не покладая, именно этой работой — гуманизацией — занималась, а что касается литературного дарования, то Светлана прекрасный автор.
Кстати, Нобелевский комитет уже насмерть переругался и литературную премию в нынешнем году не присудили никому, у них тоже разногласия: а кому ее давать? — возникли. Самая весомая литературная премия — это Букеровская, но английская, не «Русский Букер» (уже даже, по-моему, и индийский есть) — вот она литературные достижения оценивает, а Нобелевская — гуманитарные, поэтому Светлана справедливо и получила, я очень рада!
— Какие книжки вы сегодня читаете?
— Ой, вы знаете, с ними беда, потому что все время по делу читаю. У меня целая стопа книжек лежит, которые одолеть хотела бы, они своей очереди ожидают, но чтение по делу меня просто целиком съедает. Для отдохновения и радости души я гораздо больше поэзию сейчас читаю, причем перечитываю — в основном это самая концентрированная форма литературных высказываний. Читаю примерно с 12 до двух ночи, и неизвестного мне автора открыть — это время потерять, засыпаешь (улыбается), а Мандельштама или другого какого-то знакомого поэта возьмешь — и эту пищу для ума в концентрированном виде наверняка получаешь.
«Культурная проблема не в том заключается, будут ли люди бумажные книги читать: будут ли они вообще читать? — вот вопрос»
— Книги сейчас по всему миру просто смешными тиражами издаются — как вам кажется, интернет литературу вытеснит, он победит?
— Если честно, постановка вопроса неправильна, потому что сегодня на наших глазах новая культура создается, то, чего раньше не было и невозможно было себе представить, — интернетная литература, огромное количество текстов, которые только в сети существуют. Ну, класс, с Богом! Переформатирование происходит, и, думаю, скоро анекдот про милиционера в жизнь воплотится: «Что ты ему подаришь?». — «Книгу». — «Нет, книга у него уже есть». Книга редким артефактом, как теперь говорят, станет, и у человека не библиотека из двух тысяч томов, а десяток, может, сотня любимых и драгоценных книг будет. Они с иллюстрациями могут быть — я уже своим внукам какие-то отдельно взятые прекрасные книги дарить начала: пускай у них останутся, пускай они понимают, насколько эти книги важны и ценны.
В конце концов, мне совершенно все равно, каким образом человек книгу читает, — с ридера, с экрана или в бумажном виде: я сама, честно признаюсь, довольно много с экрана сейчас читаю, и порой это удобно, особенно когда книга большая, тяжелая и в кровати с ней не уляжешься.
Культурная проблема не в том заключается, будут ли люди бумажные книги читать: будут ли они вообще читать? — вот вопрос. Например, в наше время научная фантастика практически существовать перестала, потому что почти все, о чем фантасты в ХIХ и ХХ веках писали, реализовалось, понимаете? Поэтому трудно представить, какой культура через 100 лет будет.
— Вы знаете, я очень хорошо запомнил, как лет семь назад в Москве у вас интервью брал. Вы ко мне в номер пришли, там мой друг, замечательный автор и исполнитель Вячеслав Малежик, сидел, который, увидев вас, ужасно обрадовался и сказал, что для вас спеть он просто обязан. Слава спел, я его провожать пошел, вернулся — вы одна в полутемной комнате сидели, при этом одинокой и одновременно умиротворенно-счастливой выглядели. Я вами тогда залюбовался, а что такое счастье вообще — с вашей точки зрения?
— Ну, лично я вполне счастливым человеком себя чувствую, и этому тоже надо было учиться. Есть люди, которые этим чувством — радоваться и счастливыми быть — от природы одарены, а есть те, которым оно не знакомо. Вот у меня мама такая была: просыпалась — и с улыбкой радостной навстречу жизни, а я всю жизнь просыпаюсь — и думаю: «Боже мой, утро, раз-два-три-четыре-пять, это, то...». Под гнетом забот, которые еще не начались, нахожусь, но когда это поняла, понемножечку над этим работать стала, и должна сказать, что некоторых успехов достигла. Все-таки зернышки радости из жизни извлекать надо и говорить: «О какое счастье! Как за окном красиво, какой милый ребенок бежит, какая собака замечательная навстречу идет!». Мне кажется, эта вот внутренняя настройка для всех очень важна.
— Людмила Евгеньевна, я от души хочу вас за беседу поблагодарить. Пишите, пожалуйста, я с удовольствием ждать буду, когда вы дневники издадите. Плохо, наверное, говорить, что того, что вы написали, уже достаточно, но от писателя такого таланта всегда чего-то нового ждешь...
— Спасибо, спасибо, спасибо! Мне тоже кажется, что свою программу я выполнила...
Записала Анна ШЕСТАК

Российская писательница Людмила УЛИЦКАЯ: «О Путине я вообще не думаю — понимаю, что мне 75 лет и, по-видимому, до конца моей жизни следующего правителя не увижу, поэтому жить так, как живу, надо да поменьше в телевизор и в определенные средства массовой информации заглядывать, чтобы настроение себе не портить»
Экс-председатель Верховной Рады Владимир ЛИТВИН: «Мои братья, моя семья государству, как верные собаки, служили, а стали врагами»
Александр БАШИРОВ: «На съемках «Ассы» я с карликами жил, и они меня к одной карлице приревновали, потому что, когда мы с ней танцевали, она на уровне моего члена была и он встал»
Олег БАЗИЛЕВИЧ: «Мы с Лобановским многое сделали, достигли высокого уровня, но чтобы не страдало дело, один из нас должен был остаться, а другой — уйти. Ничего не попишешь — так получилось...»
Бесплатных ланчей не бывает
Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Интервью Дмитрия Гордона — это антология нашего времени и лучший учебник истории. С детских лет Дима, как сказочный герой, правду ищет: спасибо ему за то, что он есть в моей жизни, в жизни моей страны и в жизни миллионов людей, которым, кроме молока и хлеба, правда нужна!»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги