Отар КУШАНАШВИЛИ: «Путин не х...ло — он преступник, потому что нельзя отнимать у соседа квартиру и дачу»
Музыкальный журналист, публицист и телеведущий Отар Кушанашвили — один из самых эпатажных персонажей московской тусовки. Уроженец Кутаиси, седьмой из девяти детей в патриархальной грузинской семье, Кушанашвили перебрался в столицу России в начале 90-х, работал ночным сторожем в школе, мыл полы на вокзале, пока не стал штатным корреспондентом культовой газеты постперестроечной эпохи «Новый взгляд». После устроился на телевидение, сделал более 300 интервью с певцами, музыкантами и артистами, приобрел славу скандалиста и матерщинника, жестко и едко высказывающегося о звездах российского шоу-бизнеса.
Несколько дней назад в эфире украинского «Радио Вести» Кушанашвили резко осудил российскую агрессию на Донбассе и аннексию Крыма. «Тысячелетиями люди будут расхлебывать это дерьмо. Ненависть, посеянная между людьми бывшим кагэбэшником, не даст людям возможности жать друг другу руки. Это все сделали политики. И жертв будет еще очень много», — заявил журналист.
Интернет-издание «ГОРДОН» созвонилось с Кушанашвили, чтобы узнать, чем ему грозит антипропагандистский демарш. «Давайте поговорим, — согласился телеведущий. — Я как раз нахожусь на съемках, лишенных смысла, которые проходят в лишенном гетеросексуальности «Останкино». Орут на меня из-за Путина, а я думаю, успею ли к футболу».
«С 1992 ГОДА БЫЛО 332 МИЛЛИОНА ПОПЫТОК НАБИТЬ МНЕ МОРДУ, НО ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО ШИПЕТЬ ПО УГЛАМ: «КЛИЧКО — НЕ ЧЕМПИОН», А ПОСЛЕ ВЫЙТИ С НИМ НА РИНГ И НАКАКАТЬ В ШТАНЫ»
— Простите за прямолинейность, вам в Москве морду не набили после того, как вы заявили, что война в Украине «началась с телефонного звонка какого-то ублюдка из Кремля»?
— Судя по голосу, вам лет 17 и вы не в курсе, что с 1992 года было 332 миллиона попыток набить мне морду. Но это все равно что шипеть по углам: «Кличко — не чемпион», а после выйти на ринг и накакать в штаны. Те, кто знает мое кутаисское прошлое, понимают: Кушанашвили — самый страшный человек на земле. Попробуй меня тронь!
— Лию Ахеджакову и Андрея Макаревича за поддержку Украины очень даже тронули.
— Они не умеют обороняться! Ахеджакова и Макаревич из той категории людей, покрытых позолотой, которые становятся в позу. Они думают, что разговаривать с теми, кто тебе не угоден, — это уронить свое достоинство. Нельзя слишком серьезно реагировать на критику в свой адрес.
— Это не критика, а травля: отменяют выступления, называют «нацпредателями».
— Я бы на месте Ахеджаковой и Макаревича ухмылялся и с гордостью ходил по улице. И на съемки в «Останкино» меня приглашают потому, что я умею разговаривать и обороняться. Последний раз снимался в программе, посвященной проблемам животноводства, обсуждалось количество баранов в российской политике. Я сказал, что поголовье скота в политике РФ превышает разумные нормы. Поскольку я утверждал это с интеллектуальной ухмылочкой, на меня напали поклонники еб...го Милонова. Есть такой питерский депутат.
— Слава Виталия Милонова, гомофоба и борца за духовность русской нации, докатилась и до Киева.
— Меня печалит широкая известность Милонова, потому что он должен лечиться в лепрозории.
— Почему вы соглашаетесь на съемки в «Останкино»?
— Чтобы напомнить оппонентам о близости летального исхода.
— А Владимиру Путину можете об этом напомнить?
— Я много лет работал в Украине, видел ситуацию изнутри, понимаю психологию украинцев. Не знаю ваших нынешних руководителей, они не вызывают у меня никаких эмоций, но я знаю ситуацию внутри России — там сплошной нарциссизм и самовлюбленность. Я понимаю, с кого это началось и кем закончится.
— На президента России намекаете?
— Путин — абсолютный нарцисс! Он ныряет на дно моря и находит там древний город, который тысячелетиями никто не находил, а он погрузился и вынырнул со «старинными амфорами». Правда, перед этим 355 подводников три недели раскладывали эти амфоры производства города Ереван (1972 год). Представьте, что вы президент государства, понимаете весь фарс и все равно каждый год ныряете. Ну что это такое?
— Это умение работать с электоратом.
— Не-е-ет, умение работать с электоратом — это обнимать простых людей, ездить в полуразрушенные города, видеть сожженные мосты. А демонстрировать голый торс, гарцуя на коне, — оставим это на территории Рамзана Кадырова. Половина Золотого кольца умоляет президента России о лишней буханке хлеба, а он ныряет за амфорами и провожает стерхов на дельтаплане.
— 86 процентам россиян, судя по опросам, голый торс Путина нравится.
— О чем вы говорите?! Этим 86 процентам перед очередным соцопросом дают по 100 рублей, и они радостно отвечают: «Поддерживаем Путина, да!». Я регулярно хожу на все тусовки, по улицам гуляю: люди хохочут над рейтингом Путина, а последнее время грустно улыбаются.
«ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ: «КРЫМ —НАШ!», РЕШИ ПРОБЛЕМЫ В СВОЕМ ДОМЕ, А НЕ В ЧУЖОЙ ЛЕЗЬ»
— Что, по-вашему, стоит за 15-летней привязанностью россиян к кремлевскому лидеру?
— Нежелание перемен. Представьте, что вам опостылела семья: любви давно нет, дети выросли и разъехались. Но вы все равно не разводитесь, потому что в голове крутится: «Боже мой, опять начинать с нуля, а если новый муж тоже окажется мразью и попытка построить новое счастье потерпит крах?». Россияне не хотят перемен: солнце светит, дождик капает — и ладно.
— Вы прозвище Путина в Украине знаете?
— Нет. Какое?
— Путин — х...ло, вообще-то.
— Это неизящно, это китч. Путин не х...ло — он преступник.
— Вот теперь вам точно морду набьют...
— Я не поддаюсь всеобщей пропагандистской истерии, мой мозжечок мощнее всех, кто живет на Земле, так что на меня излучение Останкинской телебашни не действует. Путин — преступник, потому что нельзя отнимать у соседа квартиру и дачу.
Есть законы, их надо блюсти, а не прикрываться рассуждениями: мол, в Крыму и на Донбассе меня с вожделением и восторгом ждали. Да на всю Украину тебя максимум 15 тысяч человек ждали, потому что очень трудно жили. А в России миллионы безработных, миллионы тех, кто реально недоедает. Вместо того чтобы выпендриваться: «Крым — наш!», реши проблемы в своем доме, а не в чужой лезь.
Меня раздражает все: от «вежливых человечков» до лучшего друга Путина байкера Хирурга-Залдостанова. Нормальные люди в России лишних двух копеек не имеют, а он Крым отжимает, чтобы отвлечь внимание населения от гораздо более серьезных проблем внутри страны.
— На каких именно тусовках «люди хохочут над рейтингом Путина, а последнее время грустно улыбаются»?
— В московской тусовке есть только один мужественный человек, который реально противостоит всеобщему мракобесию. Противостоит не на фиглярском уровне, как я, а принципиально. Это Синдеева — женщина, которую никто не смог поставить на колени. (Наталья Синдеева, основатель, основной владелец и генеральный директор медиахолдинга «Дождь», в который входят телеканал «Дождь», интернет-издание Slon.ru и журнал «Большой город». — «ГОРДОН»).
— А как же Ксения Собчак со своими ироничными заметками о ситуации в стране?
— Собчак не Че Гевара в юбке, а крестница Путина, потому может назвать его как угодно, ей ничего не будет. А вот быть Синдеевой и критиковать — это сильно! Папа Собчак был конфидентом, симпатизантом Путина, так что Ксения Анатольевна может на всю улицу кричать: «Владимир Владимирович — козел!» — и ничего.
— Оппозиционер и лидер партии «Западный выбор» Константин Боровой уверен, что Кремль специально внедрил Ксению Собчак в протестное движение, чтобы развалить его изнутри.
— Не стоит искать конспирологию там, где ее нет. Собчак — никакой не агент влияния Кремля, а очень дорогостоящий шоумен в юбке. Ей на самом деле насрать.
— На кого или на что?
— На вас, на меня, на поэта Кублановского, на футбольный матч ЦСКА — «Вольфсбург» и на всю Украину.
— За полтора года войны многие российские звезды шоу-бизнеса подхватили кремлевские штампы об «украинских карателях и фашистах». Они искренне верят пропаганде или «ничего личного, только бизнес»?
— Во-первых, никакого института звезд давно нет, для простых россиян это пустой звук. На экране по-прежнему деятели шоу-бизнеса 1990-х и времен «Музыкального ринга». Их мнение интересно так же, как мнение какой-нибудь Натальи Сенчуковой. И когда звезды заявляют: «Крым — российская территория», они жаждут, как Надежда Бабкина, получить здание или землю для своего театра.
— Даже Олег Табаков и Валентин Гафт?
— Это великие актеры, которые заблуждаются. Имеют право.
— Слово «заблуждаются» звучит странно на фоне тысяч погибших на Донбассе...
— Но ведь мы говорим о старых советских людях. Если бы то же самое сказал какой-нибудь Евгений Миронов, я бы назвал его сосущей головой. Но Гафту и Табакову много-много лет, потому и говорю: заблуждаются.
Вопрос не в том, в какой форме толстый поклонник кукурузы Хрущев отдал Крым, вопрос в том, что если ты аннексируешь территорию, должен помнить: существует международное право, нарушение которого превращает мир в бардак.
«ПУГАЧЕВА ПЕРЕЖИЛА МНОГИХ, ПЕРЕЖИВЕТ И ПУТИНА, НО СЕЙЧАС ОНА РАСТЕРЯННА, НЕ ПОНИМАЕТ, КАК РЕАГИРОВАТЬ»
— На фоне всеобщего ура-патриотизма именно молчание Аллы Пугачевой о российско-украинской войне кажется особенно красноречивым.
— Мы как раз вчера сидели недалеко друг от друга, я все слышал. У нее невероятная боль, дилемма, выбор между сказать что-то вслух и испортить жизнь близким или молчать. Это то самое малодушие, которое оправдано вполне житейскими целями. Она считает все происходящее напрочь, насквозь лишенным смысла. Вообще. И я ее понимаю.
Пугачева пережила многих, переживет и Путина. Она видела все, но чтобы люди, клявшиеся друг другу в любви, пошли друг против друга с топорами и «Градами»... Мне кажется, Алла Борисовна растерянна, искренне не понимает, как реагировать.
— Может, это не растерянность, а желание переждать неудобные времена?
— Я совершенно точно знаю: Пугачева не поддерживает позицию Кремля в отношении Украины.
— А где российские рокеры с призывами к миру? Почему высказался только Борис Гребенщиков, заявивший на концерте в Москве: «Война закончится, как только мы выключим телевизор»?
— Российские рокеры никогда не будут призывать к миру, потому что все они неквалифицированны. Вы позвонили мне, когда я слушал американскую группу Matchbox Twenty. Ее солист, вместо того чтобы изображать из себя Александра Буйнова после 88-й пластической операции, ездит в страны третьего мира, а после приходит в Белый дом и говорит: «Прекратите войну». Это его гражданская позиция.
Какой российский рок?! Вы видели этих плохо одетых, смердящих русских рок-музыкантов, которые двух слов связно произнести не умеют и требуют, чтобы в гримерке всегда стояла бутылка водки? Ну какая борьба за мир, нафиг он им нужен?
Самым приличным рокером был Сергей Галанин, но я давно его не слышал. Он настолько рафинированный и утонченный, что устранился от сценических дел. Гарик Сукачев, может, и страдает из-за войны, но где-то за кулисами под водочку с огурцом. Что касается Григория Лепса... Поверьте, с 1992 года наш с вами землячок-грузин — олицетворение конъюнктуры, от него не стоит ждать ничего. Если власть сменится и Лепса позовут в Кремль спеть: «Путин — пидарас», он с удовольствием это сделает.
— И когда власть сменится?
— В ближайшее время никогда. Путин покинет свой пост не раньше 2088 года, и пресс-секретарем у него будет 19-й внебрачный сын Дмитрия Пескова. Нет, Путин никогда не уйдет из Кремля.
«Я СЧИТАЮ МЕДВЕДЕВА НЕ ТОЛЬКО УБЛЮДКОМ, НО И СОСУЩЕЙ ГОЛОВОЙ»
— А из Украины вместе со своими «заблудившимися десантниками»?
— Генеральный, узловой, капитальный персонаж всего того, что сейчас происходит на Донбассе, — Владимир Путин. У меня очень большие надежды на его поездку в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН. Я специально программу вычитал: там будет час задушевных речей и час ответов на вопросы западных людей, которые очень и очень на него злы. По тональности ответов Путина можно будет многое понять. Позвоните мне после его выступления, и я скажу, прекратится война в Украине или нет.
— Отар, Путин много раз врал в публичных выступлениях. Например, когда заявил, что российских войск в Крыму нет, а через год признался, что лично готовил спецоперацию по аннексии полуострова.
— Но последний раз, когда Путин встречался с молодежью, мне показалось, что он всем утомлен и ищет момент, чтобы прекратить войну в Украине.
— И поэтому на днях отправил на Донбасс 39-й «гуманитарный» конвой?
— Если бы я имел хоть какое-то влияние, я бы на коленях умолял Путина: «Прекрати эту поеб...ту! Подумай, кем войдешь в историю?».
— И кем?
— Пока убийцей, но может как величайший человек, который переосмыслил все!
— Были бы вы таким смелым в высказываниях, если бы до сих пор работали на российском ТВ?
— Секундочку! Я, вообще-то, работаю на телеканале РБК, которому вменено в обязанность лизать жопу Путину.
— И что, можете повторить то, что заявили в украинском эфире, назвав премьер-министра РФ Дмитрия Медведева «ублюдком»?
— Кстати, я очень обижен, что радиостанция не привела полностью мои слова. Я считаю Медведева не только ублюдком, но и сосущей головой. Я был уязвлен, когда моя подруга, мой самый верный друг и ведущая «Радио Вести» Юлия Литвиненко усекла текст. Так и напишите!
Ублюдок — самое мягкое определение Медведева. Это человек, не состоявшийся ни в одной должности, даже тогда, когда подменил собой Путина на посту президента. А уж теперь, когда рубль обрушился... Это все равно что вместо Стивена Тайлера группу Aerosmith возглавит Ирина Салтыкова: она не умеет петь, а Медведев — не умеет быть ни президентом, ни премьер-министром, только Чебурашкой.
— Зато Владимира Владимировича Дмитрий Анатольевич устраивает. Посмотрите, как они гармонично на тренажерах занимались в спортивных костюмах за пять тысяч долларов.
— Путина устраивает все, что происходит в России, Медведев в том числе. Его устраивает даже министр культуры Мединский. Путина устраивают все, кто поет ему оды. Но есть в России такие маргиналы, как я!
— А маргинал Кушанашвили не думает о переезде в Украину?
— Так я постоянно у вас бываю! Удивительная штука, которой завидует даже Дмитрий Быков: у меня ни разу на таможне паспорт не проверили.
— И за что к вам такое уважение?
— Стыдно про себя говорить, вдруг Авраам Руссо обидится, но меня в Украине любят, потому что знают: я ненавижу войну.
Только за последнее время я раз пять был в Киеве по два дня. В первый день встречаюсь со своими друзьями: Дмитрием Гордоном, Юлией Литвиненко, Евгением Беланюком и Романом Ропием. Обязательно их перечислите, пусть все знают, что я пофамильно называю тех, кого люблю. На второй день запираюсь в гостиничном номере и смотрю только украинские каналы. И не вижу там ни намека на ненависть по отношению к россиянам.
Приезжаю в Москву, всем рассказываю: по сравнению с тем, что несут по федеральным каналам Дмитрий Киселев и Аркадий Мамонтов, в Украине ненависть к соседям не разжигают, пропаганду не гонят, вражду не сеют. Никто из россиян мне не верит, говорят: «Да тебя там уродом считают, еще раз приедешь в Киев — убьют». Но я не слепой и не глухой, потому знаю: в Украине меня любят.