Страна, кончай звереть!
Запрещалось подавать нищим. Нельзя было просить вне правительственных приемных. Страна зверела, и ей не разрешали об этом задумываться. Народ очень устал, оттого что главным методом решения всех проблем было объявлено грандиозное кровопускание по имени «революция». Мы создавали собственную систему взаимной помощи вопреки державной свирепости, помогали друг другу преодолевать беду.
Прошло время и, мне кажется, что бы ни рассказывали нам про сегодняшнее ожесточение жизни, мы стали куда человечнее, потому что чаще видим несчастных людей и увязываем их проблемы со своими собственными. Это произошло не так давно, но это очень важно.
Помню, как еще несколько лет назад я предлагал организовать ночлежки и на меня бросались чиновники, уверяющие, что подобной проблемы не существует. Мы с каждым днем становимся откровеннее, мы привыкаем к изменившейся жизни. Государство беспомощно, но на улицах собирают копейки на восстановление храмов и прокорм несчастных, а люди делятся, подают. Множество фестивалей и праздников проводится, так сказать, в складчину, на пожертвованные деньги. Чужестранное слово «спонсор» приживается и выглядит даже естественнее, чем не менее чужестранное «коммунизм».
Все дело в нас. Сейчас каждый обязан ощутить свою способность помочь несчастному человеку. Многое опрокинулось. Вчера положено было считать, что самые щедрые — руководители, которые время от времени осчастливливали собственный народ подачками и приговаривали, до чего же у них приятная партия. Сегодня, когда многие руководители впиваются друг в друга, а парламент время от времени сосредоточивается на самообслуживании, народ, предоставленный себе, показывает, что он способен быть благороднее и добрее своих так называемых слуг.
Полагаю, что неплохо бы восстановить одну из старых традиций, когда украденное добро конфисковалось в пользу неимущих. Тем самым многие связи руководителей с народом восстановились бы и обрели новое звучание. Когда слишком уж часто мы видим фотографии особняков, построенных или приобретенных чиновниками на неведомо какие средства, а сообщения о загулах за государственный счет стали обычным делом, мне воображается некий важный чиновник, покаянно рвущий рубаху на груди и разбрасывающий на Крещатике гривны горстями. Пора возрождать традиции. Может, не все сразу, но надо же с чего-то начать...