После истории с журналисткой, которая призналась в интервью, что растит от Евгения ЖАРИКОВА сына и дочь, актер очень переживал и, возможно, устал жить под гнетом двойной вины — перед женой и перед детьми. Говорят, Сереже и Кате запретили приходить на похороны отца
Благодаря сериалу о советской милиции «Рожденная революцией» Григория Кохана Жариков не только стал знаменит, но и обрел личное счастье. Роман с партнершей, очаровательной Натальей Гвоздиковой, перерос в счастливый брак.
Жариков и Гвоздикова довольно долго казались образцово-показательной парой. Друзья даже придумали для супругов общее название - «жареные гвоздики». Семейная идиллия закончилась в 1994 году, когда у актера начался роман с журналисткой Татьяной Секридовой, родившей ему двоих детей - Сережу и Катю.
Пять лет Евгению Ильичу удавалось скрывать от жены наличие еще одной семьи, а потом Татьяна дала интервью российскому телеканалу, подробно рассказав о своих отношениях с Жариковым. После этой исповеди актер так и не расторг законный брак, зато перестал общаться с Сережей и Катей.
Сергей Никоненко: «Еще в институте чувствовалось, что это актер большого творческого потенциала» |
Несмотря на то что в последние годы супруги жили вместе, Наталья Федоровна мужа так до конца и не простила. А он, похоже, просто устал метаться между двух огней и жить под гнетом двойной вины - перед Гвоздиковой и перед детьми от Секридовой, которым, по слухам, даже запретили приходить к отцу на похороны...
СЕРГЕЙ НИКОНЕНКО: «НА КУРСЕ ЖАРИКОВА НАЗЫВАЛИ «НАШ АЛЕН ДЕЛОН»
Сергей Никоненко и Евгений Жариков учились на одном курсе актерского факультета ВГИКа.
- В государственный институт кинематографии, в мастерскую Сергея Аполлинарьевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой, - вспоминает Сергей Петрович, - я поступил в 1959 году. Весной и летом того года подавал документы в четыре театральных вуза Москвы, и ни в один меня не приняли. Остался ВГИК, который был очень далеко от моего дома, - мне приходилось тратить на дорогу целый час. Но именно туда меня взяли. Как же я был благодарен судьбе, когда осознал, к каким выдающимся педагогам попал.
Сериал Григория Кохана «Рожденная революцией» о становлении советской милиции, где Евгений Жариков сыграл главную роль — Николая Кондратьева, принес актеру всесоюзную популярность, 1974-1977 годы |
- С кем вы учились на курсе?
- С такими замечательными барышнями, как Жанна Болотова (после фильма «Дом, в котором я живу» она уже была известна на всю страну и мешками получала письма от поклонников), Жанна Прохоренко, Лариса Лужина, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Татьяна Гаврилова (в фильме «Берегись автомобиля!» она играла жену героя Андрея Миронова).
«В институтской характеристике о таких обычно писали: «Выдающиеся внешние данные» |
Под стать были и мальчишки - Николай Губенко, Валерий Малышев, Карен Хачатурян и Евгений Жариков. Герасимов и Макарова каждому своему курсу давали название: послевоенный курс называли «молодогвардейцами», следующий «Рыбников - Ларионова», потом «Гурченко - Кириенко», а наш - «Губенко - Никоненко».
- Известно, что Герасимов в качестве дипломной работы каждый курс снимал в очередной своей картине. Почему он не взял Жарикова?
- Жене не повезло, для него в герасимовском фильме «Люди и звери» роли не нашлось. Но ему это и не было нужно: он самым первым с нашего курса начал сниматься в кино. Сначала сыграл небольшой эпизод в картине Райзмана «А если это любовь?», а буквально после первого курса Тарковский утвердил его на роль старшего лейтенанта Гальцева в «Ивановом детстве».
Старший лейтенант Гальцев в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 год |
Мы называли его «наш Ален Делон» - он был по-мужски очень видным. В институтской характеристике о таких обычно писали: «Выдающиеся внешние данные». Ну а фильм «Три плюс два», в котором Женя снимался, тоже будучи студентом, и вовсе сделал его знаменитым на весь Советский Союз. Еще в институте чувствовалось, что это актер большого творческого потенциала.
- А правда, что однажды Сергей Аполлинарьевич чуть не выгнал Жарикова со своего курса?
Роль дипломата Вадика в комедии «Три плюс два» Жариков сыграл еще студентом. С Андреем Мироновым и Геннадием Ниловым |
- Этот случай был связан с нашими занятиями верховой ездой. Студентам приходилось вставать в пять утра, чтобы без четверти семь быть на конюшне общества «Урожай» в Сокольниках. Там мы чистили каждый свою лошадь, седлали ее и до восьми утра занимались. А в девять начинались занятия во ВГИКе.
И вот Женя, который то ли вообще ночь не спал, то ли просто очень устал, сидя прямо напротив Герасимова, вдруг начал зевать. Мы увидели, как устрашающе Герасимов на него смотрит, и начали пихать Жарикова сзади. Но у него был такой затяжной зевок, что он уже не мог остановиться. А когда осознал, что произошло, было поздно - Сергей Аполлинарьевич ужасно рассвирепел. «Это еще что такое?! - спросил грозно. - Вы что, зевать сюда пришли?!». Он тогда сильно распекал не только его, но и всех нас. Когда же пригрозил, что отчислит Жарикова из института, Женя от волнения упал в обморок, мы его подхватили и понесли в медпункт.
С Натальей Кустинской, «Три плюс два», 1963 год |
Мы потом Сергею Аполлинарьевичу объяснили, что Женя это сделал не от разгильдяйства, а от недосыпа. Но Герасимов все равно бы его не выгнал. За все время, что мэтр преподавал во ВГИКе, он не отчислил ни одного студента.
С фигуристкой Валентиной Зотовой Евгений прожил в браке 12 лет |
- Девочки за Жариковым бегали?
- Женя многим нравился. Но он очень рано - еще в институте - женился. Его первая жена, Валентина Зотова, была фигуристкой. Мы как-то даже встречали вместе Новый год, и он, несмотря на нескромные взгляды девушек, был уже при своей женщине и вел себя соответственно - сдержанно. У нас вообще был очень дружный курс, мы часто собирались, все праздники и дни рождения отмечали вместе.
Помню, как мы отмечали Женин день рождения у него дома. Его родители, видимо, чтобы не мешать нам, уехали. А надо сказать, что Женя был из очень интеллигентной семьи: отец - писатель, мама - учительница. И квартира нам показалась очень зажиточной, богато обставленной. Поначалу он не давал нам лишнего шага ступить, все время одергивал: «Этого не трогайте! Тут ходите осторожно!». Но потом мы, видимо, разгулялись не на шутку.
С женой и сыном. Евгений Ильич был шестым ребенком советского писателя Леонида Жарикова, и для актера семейное счастье ассоциировалось с большим количеством детей |
Владимир Носик: «Женя был очень надежным человеком» |
Вы даже представить себе не можете, какую картину мы увидели, когда на следующий день к обеду продрали глаза (мы остались там вповалку ночевать) - полный разгром! Пришлось бросить все силы на отдраивание квартиры, чтобы к возвращению родителей привести ее в божеское состояние.
ВЛАДИМИР НОСИК: «У ХОРОШИХ АКТЕРОВ СМЕРТИ НЕТ»
Владимир Носик дружил с Жариковым с 1972 года.
- Владимир Бенедиктович, 40 лет дружеского стажа - большой срок...
- Мы с Женей познакомились на съемках фильма «Исполнение желаний» - первом режиссерском опыте Светланы Дружининой. А первая картина всегда большое испытание для режиссера, даже если он не новичок в кино. Поэтому Светлана нас тогда хорошо помучила. Но у нас была очень веселая и жизнерадостная компания: Женя, Борис Руднев и я играли небольшие роли друзей главного героя - Коли Еременко.
Роман с Натальей Гвоздиковой у Жарикова начался на съемках «Рожденной революцией» — актриса играла его жену. Через год они поженились, и из-за беременности Гвоздиковой пришлось переписывать сценарий последних серий |
Потом мы с ним довольно долго служили в одном театре - Студии киноактера, где были очень популярны шахматы. Мы даже проводили свои маленькие турниры. Женя хорошо играл в шахматы и очень не любил проигрывать.
Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова с сыном Федей |
- Если бы нужно было охарактеризовать его в нескольких словах, что бы вы сказали?
- Женя был очень надежным человеком. Еще тогда, на съемках, он поразил своим серьезным отношением ко всему: к работе, хотя речь шла о роли второго плана, к своим товарищам - к Светлане и к нам.
- Видимо, это искреннее и заботливое отношение Жарикова к коллегам впоследствии и выразилось в том, что он в начале 90-х организовал Гильдию актеров России?
- Лихие были времена. В те годы, когда актеры буквально голодали, Гильдия очень многим помогла, поддержала их. Причем никто не разделял нуждающихся на тех, кто состоял в Гильдии, и тех, кто в нее не вступал. Женя исходил из того, что все мы - одна братия, поэтому в трудную минуту должны стать опорой друг для друга.
Связь Жарикова с журналисткой Татьяной Секридовой длилась с 1994 по 2001 год. После того как Секридова обнародовала подробности их отношений, Евгений Ильич перестал общаться не только с ней, но и со своими детьми, рожденными вне брака |
К сожалению, как потом оказалось, и ему самому тоже нужна была помощь. Еще в молодости на съемках одной из картин он упал с лошади, получив компрессионный перелом позвоночника. В 1999-м Женя перенес две сложные операции с протезированием, а несколько лет назад врачи обнаружили онкологию. Скорее всего, эта болезнь имела непосредственное отношение к давней травме.
- У того фильма было символическое название - «Смерти нет, ребята»...
- У хороших актеров смерти как таковой действительно нет. Они остаются в памяти зрителей и воскресают каждый раз, когда мы смотрим фильмы с их участием.
Светлана Светличная: «Если бы Наташа подарила мужу еще двоих или троих детей, возможно, второй семьи у него и не было бы» |
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ: «ЖЕНЯ МЕЧТАЛ О МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ, НО НАТАША СКАЗАЛА: «РОЖАЙ САМ!»
Светлану Светличную связывали с Евгением Жариковым многолетние дружеские отношения - Евгений Ильич был другом ее покойного мужа Владимира Ивашова и крестным отцом сына Алексея.
- Светлана Афанасьевна, что объединяло вашего мужа и Евгения Жарикова?
- У них было очень много общего - обоих выделяли из толпы высокое чувство чести и достоинства. Это очень хорошо ощущали даже те люди, которые видели их только на экране. Что касается Жени, то он был очень добрым и теплым. Вы не представляете, какой у них с Наташей был хлебосольный дом! Не знаю ни одного человека, который, придя к ним в гости, ушел бы голодным. Там всегда было уютно и пахло пирогами. Там интересовались тобой, твоими успехами или неудачами. Если что-то было плохо, старались помочь чем только могли.
Мы ведь жили в те времена, когда в магазинах вообще ничего не было.
Единственный сын Жарикова и Гвоздиковой Федор не пошел по стопам родителей и работает начальником службы информационной безопасности в самолетостроении |
Помню, когда Володя снимался в Одессе, мне нужно было с проводником передать ему предметы гигиены и что-то вкусненькое. Женя, узнав об этом, позвонил мне: «Светка, приезжай, мы с Наташей сейчас сходим в магазин и все достанем». А у них после фильма «Рожденная революцией» появилась масса поклонников, в том числе и в торговле. Но если честно, Женю зрители любили больше, впрочем, в нашей паре ситуация была такой же. Мы тогда все вместе пошли в соседний гастроном, и, как мне кажется, лучше и вкуснее передачи Володя в своей жизни не получал.
Журналистка Татьяна Секридова с детьми от Жарикова Сергеем и Екатериной |
- Работать вам вместе не приходилось?
- В кино - нет. Но как-то мы были вместе в средиземноморском пароходном круизе. Пригласил нас туда Женя: «Ребята, поехали с нами. Увидите и Италию, и Испанию, и Мальту. А всего-то и нужно будет каждому из нас провести по вечеру для пассажиров». Вечера мы, конечно, провели очень хорошие, но и себя не забывали - праздники себе устраивали. Шли, например, в Испании на рынок, покупали креветки и скумбрию, а Женя с Володей все это засаливали и варили. Какой роскошный мы накрывали стол на ужин! Приглашали на него гостей вплоть до капитана корабля. Такие теплые, душевные, домашние посиделки были во вкусе Володи и Жени.
Мужчины вместе охотились. Могли разделать тушу кабана или лося, из дичи готовили вкуснейшие пельмени и котлеты и с удовольствием угощали своей стряпней других, расплываясь от похвал в улыбке. На такое способны только очень добрые и щедрые люди. Я, кстати, таких очень ценю, а жадных ненавижу.
- Несколько лет назад пресса много писала о второй семье Евгения Жарикова, о его романе с журналисткой Татьяной Секридовой, которая родила ему двоих детей...
- Я понимаю, что никто и ни от чего в этой жизни не застрахован. Кто бы мог подумать, что такое может произойти именно с Наташей и Женей, которые так любили друг друга и были так дружны?! Но мне всегда казалось (это мое личное мнение, а я могу ошибаться), что у них есть только один повод для разногласий - Женя мечтал о многодетной семье. Он очень любил детей - был прекрасным крестным, нашего Алешку обожал, а уж Федьку, сына своего, просто боготворил.
Не знаю, почему у них с Наташей был только один сын, то ли она не хотела, то ли не могла. Если бы она подарила мужу еще двоих или троих детей, возможно, второй семьи у него и не было бы. Говорят, в начале совместной жизни у них был уговор, что Наташа родит, как минимум, пятерых, но потом она отказалась. «Рожай сам!» - сказала Жене. Им не хватало только детей, все остальное у них было.
- Евгений Ильич, наверное, очень нравился женщинам?
- Не то слово! Их с Володей роднило еще и то, что они походили на двух аристократов: всегда причесанные - волосок к волоску, элегантно одетые. В те времена, когда условия у всех были одинаковыми, а миллионеров и миллиардеров еще и в помине не водилось, ребята выглядели западными в хорошем смысле этого слова. А еще они были воспитанными и очень любили свою профессию, без нее просто жить не могли. Неудивительно, что Жене, такому красивому, элегантному, вкусному и благоухающему, приходилось ежедневно отбиваться от приставучих дам, чему я сама неоднократно была свидетельницей.
После истории с журналисткой Женя очень сильно переживал. Мне кажется, он даже просыпался с чувством сожаления: «Ну почему я проснулся?! Во сне мне было гораздо легче!». Но что случилось, то случилось, исправить уже ничего было нельзя. Увы, мудрость иногда приходит очень поздно, да и то не ко всем. Думаю, Наташа когда-нибудь со мной согласится. Мне кажется, ей надо было не казнить его, а сказать: «Женя, давай детей заберем себе, будет у нас не один, а трое, а эту женщину я видеть не хочу никогда». Она была бы права, ее бы все поняли и поддержали. Уверена, что Жене этого хотелось.
- Вы разговаривали с Натальей Федоровной после смерти Евгения Ильича?
- Только по телефону. Мне почему-то кажется, что она еще попросит у мужа прощения. А с Женей мы виделись давно - года два назад. Я знала, что он в реанимации, но у меня конец прошлого года и начало этого выдались очень хлопотными - съемки, поездки, творческие встречи. Я перед ним виновата в том, что не побывала у него: мне кажется, он даже в реанимации был бы рад меня видеть.
Женя был человеком верующим, поэтому я после его смерти зажгла в доме свечи, молилась за упокой его души в церкви. С другой стороны, там, куда он ушел, столько хороших людей, что скучно ему не будет. Он наконец-то сможет выдохнуть всю ту горечь, которая отравляла его жизнь здесь, на земле.