Чует кошка, чье мясо съела, или Почему на Джамалу ополчились в России
Ну что, дорогие бандеровцы, финал «Евровидения» еще не начался — а будущая поездка Джамалы в Стокгольм уже приносит Украине очки в информационной войне с путинской Россией. И я сейчас не о том, что песня у нашей крымской татарки действительно отменная. И не про то, что жаль эту песню посылать на «Евровидение» — мероприятие, к хорошей качественной музыке не имеющее практически никакого отношения.
Ведь понятно же, что композиция, которую Джамала повезет на «Евровидение», — это политический манифест. В первую очередь о судьбах крымско-татарского народа: в годы Второй мировой войны и сейчас, в пору Первой гибридной. А во вторую — это песня о том горе, которое российские агрессоры принесли на украинскую землю.
И не надо отпираться, утверждая, что «никакой политики в композиции Джамалы нет». Еще как есть — вон пропитанные великорусским шовинизмом российские политики сразу это почувствовали. Некто депутат Госдумы РФ Деньгин заявил, что нельзя допускать к участию в «Евровидении-2016» песню о депортации крымских татар, поскольку это политизирует конкурс.
А глава оккупационной власти Крыма Сергей Аксенов изволили заметить, что, дескать, категорически недопустимо политизировать процесс выбора участника для конкурса, поскольку «это абсолютно неприемлемо для «Евровидения».
И это, разумеется, только начало кампании остракизма путинской госмашины в отношении Джамалы и ее песни. Очень скоро shit will hit the fan: Жириновский с Рогозиным предложат разбомбить Стокгольм, Кобзон с Лепсом обзовут Джамалу дешевой певичкой, а на каком-нибудь Лайф-ТВ выйдет серия сюжетов про то, что Джамала — внучатая племянница Эрдогана, — еще маленькой девочкой воевала в Чечне и кровавым ятаганом отрубала головы российским солдатам.
Внимание на всю эту свистопляску обращать не следует. И пока Киселев с Соловьевым изгаляются, нам надо, как говорил Тарас, «своє робить». Уже сейчас о политической подоплеке песни Джамалы пишут по всей Европе; теперь задача Украины — удесятерить этот резонанс. Через телевизор, социальные сети, радиоэфир, пресс-конференции, согласованную работу украинских посольств по всему миру.
И не следует стесняться того, что на «Евровидение» от нас едет политизированная песня. Во-первых, это вам не утилитарно-примитивная «Разом нас багато». Здесь сама композиция хороша: запоминающийся припев в одном флаконе с миллионом нюансов в классной аранжировке. Прибавьте к этому техничное пение Джамалы, ее обаяние — и вам станет ясно, что песня «1944» имеет все шансы если не на победу, то на призовые места — точно.
А то, что композиция не про любовь, так это ничего страшного. Говорить о проблемах мира языком песни — это умно, интеллигентно и эффективно. И пускай депутат Деньгин с крымским Гоблином заткнутся: помогать своим (и чужим!) попавшим в беду народам и диссидентам считали для себя честью многие известнейшие музыканты и актеры.
Актер Шон Коннери и группа Runrig годами ратовали за независимость Шотландии, ирландская легенда Кристи Мур поддерживал Ирландскую республиканскую армию, Джоан Баэз исполняла на концертах песню в поддержку Андрея Сахарова (то был «Союз друзей» Булата Окуджавы), а уж боровшихся с апартеидом рок-звезд и вовсе не счесть: от Стинга до Брюса Спрингстина с U2. Да что там говорить, даже чуждый политике Пол Маккартни в 70-х годах написал песню Give Ireland Back To the Irish («Верните Ирландию ирландцам»)...
Я привел лишь несколько примеров такого рода. Западный рок и поп вообще богаты протестной музыкой — политической, социальной, расовой, экологической. И высказать свое мнение посредством голоса и музыкальных инструментов считается там делом почетным. Концерты под лозунгами «Рок против террора» получают десятки тысяч благотворительного сбора. А что, как не акт террора, описывается в композиции, исполняемой Джамалой?
Так что пожелаем «1944» успеха в Стокгольме. Против нас ведут гибридную войну, и песня, исполняемая Джамалой, — одна из форм информационной защиты крымско-татарского народа и Украины. Манифест собственного достоинства и крепости духа угнетаемого народа. И где еще исполнять такую песню, как не на конкурсе, метода подсчета голосов которого тесно связана с геополитикой?
Так что не стоит удивляться тому, как на песню крымчанки Джамалы накинулись наши «братья» из России. Чует кошка, чье мясо съела.