Ради спорта, назло Путину и в свое удовольствие: три причины, по которым стоит смотреть Олимпиаду в Рио
Нет, ну а в самом деле, стоит ли «плотно» смотреть Олимпийские игры в Рио? Все эти прыжки на батуте, пятиборье, триатлон и другие виды спорта, о которых мы вспоминаем раз в четыре года, глядя на пять колец олимпийской эмблемы, заслуживают ли они нашего внимания? Как по мне, ответ прост: конечно, стоит.
Прежде всего потому, что именно это и есть спорт в его самом чистом, первозданном виде. Не футбол с хоккеем, которыми под завязку забито медиапространство; не купающиеся в спонсорских деньгах теннис с баскетболом; не состязание пиар-технологий с рекламными концепциями. Добрая половина олимпийских видов — это и по сей день простое выявление лучшего из лучших. Без политики и государственного лоббизма, сделавших спорт громоздким, а подчас и вовсе тошнотворным.
Олимпиаду стоит смотреть и потому, что ее программа — как банкет; выбор блюд таков, что голодными вы не останетесь. Для любителей динамики подойдут старейшие, древнегреческой закалки, виды спорта: бег, прыжки в длину, метание диска и копья. Ценители прекрасного получат удовольствие, глядя на художественную гимнастику, конный спорт и синхронное плавание. Любителям физической силы по нраву придутся тяжелая атлетика, борьба и гребля; игровикам-коллективистам — футбол, гандбол, волейбол, баскетбол, регби, водное поло и хоккей на траве. Ну а что касается самых отъявленных эстетов — добро пожаловать на соревнования по гольфу и пляжный волейбол.
Поводов и мотивов смотреть Олимпийские игры — тьма-тьмущая! Любимый вид спорта, любимый спортсмен, общий медальный зачет и твоя страна в этом зачете. Опять-таки любопытство: сможет ли кто-нибудь из теннисистов и теннисисток бросить вызов, соответственно, Новаку Джоковичу и Серене Уильямс? Приживутся ли в олимпийской семье только что включенные в нее гольф и регби-7 (разновидность регби, в которой команды состоят из семи человек)? Справится ли знаменитый ямайский спринтер Усейн Болт с дискомфортом в подколенном сухожилии? Не помешает ли соревнованиям вирус Зика, из-за которого ехать на Олимпиаду отказалось несколько известных спортсменов? Оправдают ли бразильцы статус фаворитов футбольного турнира? Сможет ли 18-кратный олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс выиграть на своей пятой по счету Олимпиаде еще золота в свою коллекцию?
Увлекательные интриги такого рода можно перечислять до бесконечности. И все-таки выделю главную (для меня лично) причину, по которой я буду смотреть бразильскую Олимпиаду. Причина эта — тревога за олимпийские ценности в целом. Допинговый ужас под названием Сочи-2014 нанес по движению удар такой мощи, что без жестких мер и продуманного плана очищения детище барона Пьера де Кубертена может и не выжить. Ведь подробности мухлежа на государственном уровне впечатляют: ФСБ, масштабная подмена проб, гибель одних фигурантов аферы и бегство других... О каком «быстрее, выше, сильнее!» может идти речь? Разве что о «Мутнее, подлее, секретнее...».
Поэтому санкции в отношении российского спорта следует признать верными, пускай и не всегда справедливыми. Заслуженно ли отсутствие на Играх Елены Исинбаевой и десятков других вроде бы «чистых» российских атлетов? Возможно, что и незаслуженно — но разве не вправе МОК и прибегшие к санкциям федерации рассчитывать на честность Российской Федерации в подготовке своих, доселе вроде бы не запятнавших себя спортсменов? И каково было бы «чистым» спортсменам из других стран, доведись им соревноваться с атлетами государства, основательно скомпрометированного сочинским скандалом?
Потеряет ли стартующая Олимпиада в зрелищности от отсутствия многих десятков российских спортсменов? Безусловно. Но выбирать спортивным чиновникам приходилось меньшее из зол; причем неправильный выбор грозил похоронить олимпийское движение.
Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что никакого раскаяния провинившееся государство выказывать явно не намерено. Пафосная, наскоро сбитая из известных спортсменов, бизнесменов и музыкантов антидопинговая комиссия в РФ призвана отвлечь внимание от главного — мрачных вопросов, оставшихся без вразумительных ответов.
Почему не допрошен эфэсбэшник Евгений Блохин, внедренный в лабораторию под видом инженера-водопроводчика и подменявший, как указано в докладе Макларена, пробы спортсменов? Почему не расследована гибель, с интервалом в две недели, двух высокопоставленных российских «антидопинговых» чиновников Вячеслава Синева и Никиты Камаева? Отчего в стране вообще не ведется системное расследование по следам крупнейшего за всю историю олимпийского движения скандала? И как воспринимать развязанную государством всеобщую медийную истерию под лозунгом: «Враги пытаются украсть у нас Олимпиаду — так давайте же сплотимся...»?
О чем, скажите, можно вести переговоры со страной, лидер которой на проводах олимпийцев в Рио во всеуслышание заявляет: «Недальновидные политиканы не оставляют в покое и спорт, хотя как раз спорт призван сближать народы и сглаживать имеющиеся между странами противоречия. Сложившаяся ситуация вышла за рамки не только правового поля, но и собственно здравого смысла»...
Одним словом, олимпийское движение переживает сейчас не лучшие времена: против него ведет войну огромное государство без каких бы то ни было этических комплексов, зато с ядерным оружием, военным опытом последних лет и обширным комплексом имперских фантомных болей.
В арсенале этой войны химическое оружие (допинг), богатые и циничные СМИ, развращенное этими СМИ общество и обширный штат купленных на газово-нефтяные деньги европейских, и не только, клевретов. Этому государству хоть в глаза мочись — скажет: божья роса. С мочой оно, видите ли, уже научилось управляться...
Вот почему я, помимо всего прочего, буду смотреть Олимпийские игры в Рио. Удовольствия ради, на благо спорта и назло Путину. Кажется, причин более чем достаточно.