Олимпийская чемпионка по фехтованию на саблях Ольга ХАРЛАН: «После нашей фотосессии в мужском журнале нам говорили, что мы осквернили олимпийские медали»
«МОЖЕТ, ДЕВОЧКИ СОГЛАСЯТСЯ СНОВА ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ, А Я НЕТ»
- Оля, я удивлен: тренировка после обеда? У тебя же котлеты в желудке подпрыгивают!
- (Смеется). Сегодня были отбивные. Мне это не мешает. Сейчас мы отрабатывали то, что не успели до обеда.
- Так, Оля, расслабься.
- Расслабилась.
- Начнем с фотосессии в мужском журнале «XXL». Я хочу поблагодарить тебя и твоих подружек за радость, которую вы доставили мужскому глазу, и, надеюсь, не только мужскому...
- Не вы первый благодарите.
- Когда станете старушками, будете с удовольствием вспоминать, какими вы были обаятельными не только на фехтовальной дорожке...
- Может быть. Кстати, внимание прессы мы почувствовали еще до Олимпийских игр, после чемпионата Европы. Этот журнал как бы наш спонсор. Редакция еще тогда пригласила нас на фотосессию, но мы не смогли сняться, потому что шла подготовка к Олимпиаде. А сейчас удалось выкроить время. Мы сразу согласились, никто не возражал.
- С кем-то советовались?
- С молодыми людьми, с которыми у нас личные отношения. Они к этому отнеслись спокойно.
- Твой молодой человек (если не ошибаюсь, его зовут Сережа) не боялся, что ты после этого станешь слишком притягательной для мужчин? Не ревновал?
Вместе с Ольгой Жовнир и Еленой Хомровой Ольга Харлан снялась в эротической фотосессии для журнала «XXL». «Мы для себя решили, что просто выполнили работу моделей» |
- Ревновал, но в этом нет ничего необычного.
- Было приятно, что вас так эротично снимают?
- Нам хотелось это попробовать. Почему бы нет, если есть возможность?
- Фотосессия, в общем-то, скромная - хотелось бы большего. Со временем снова решитесь на подобное?
- (Смеется). Думаю, что нет. Потому что, когда вышел журнал и все это увидели, высказывались разные мнения, в том числе и очень неприятные. Нам говорили: «Вы осквернили олимпийские медали!». Но мы для себя решили, что просто выполнили работу моделей и ничего зазорного в этих снимках нет. Так все и остались при своем мнении.
- Вам заплатили за съемку?
- Мы на это и не рассчитывали.
- Пройдет год, два, три. Со временем вы станете более раскрепощенными, и вам, допустим, снова предложат сняться, но уже за приличную сумму. Как поступите?
- Вот когда предложат, тогда и будем думать. Но я вряд ли пойду туда, вернее даже - точно не пойду. Не знаю, может, девочки согласятся, а я нет.
- Посоветуешься с Сережей, он даст добро...
- Мы уже больше не встречаемся.
- Это новость. Что случилось?
- Так сложилось. Что-то мне не очень хочется разговаривать об этом.
- Вы, я читал, знакомы еще со школьной скамьи. Получается, что встречались где-то четыре года. Это большой срок для твоей юной жизни. Расскажи хоть, как он влюбился в тебя.
- Мы часто виделись в школе. Встретились - возникла симпатия друг к другу, а со временем и влюбились. Мне было 15, я училась в 10 классе, он - в 11-м. И так все пошло своим чередом.
- Что же вас разъединило?
Украинские саблистки Ольга Харлан, Елена Хомровая, Галина Пундик и Ольга Жовнир с золотыми медалями в командной победе на Олимпиаде-2008. Борисполь, 17 августа, 2008 год Фото УНИАН |
- Расстояние. Мы вообще почти не виделись - общались в телефонном режиме, а это очень сложно.
- Кто первым решился на разрыв?
- Не буду говорить. Это моя личная жизнь. Кто-то может откровенно рассказывать о таких вещах, а я нет. Мне неприятно, потому что лишь недавно закончила с Сергеем отношения. Могу одно сказать: разошлись по обоюдному согласию.
- За эти четыре года у вас все-таки были встречи, причем «серьезные», и могло случиться то, что обычно случается между молодыми людьми...
- В смысле?
- В том самом смысле.
- Я вас поняла. Ну и что? (Смеется). Вы хотите из меня вытащить слово об этом? Не скажу!
- Газета «Известия в Украине» по решению экспертной комиссии, в которую вошли четыре призера Олимпийских игр, назвала тебя самой красивой спортсменкой. Какова была твоя реакция на это?
- Я воскликнула: «Ой!». Для меня это было неожиданно.
- Когда тебе впервые сказали, что ты красивая?
- Давно это было - в детстве, лет в 10-11, точно не помню.
- Это польстило твоему самолюбию?
- Нет. Я осторожничаю, не все принимаю на веру. Так получилось в моей жизни, что в некоторых людях, знакомых я разочаровалась.
«Вся моя сознательная жизнь связана с поездками, турнирами и тренировками. Какие у меня могут быть приятные моменты, кроме побед на соревнованиях?» Фото УНИАН |
- Предавали?
- Было и такое - по мелочи и вообще. Я поняла, что идеальных людей не бывает.
- Ты бы уточнила примером. Предавать в твоем представлении - это как?
- А в вашем? (Смеется). Не буду ничего рассказывать. Вы задаете мне такие вопросы, на которые я не могу отвечать. Не хочу, чтобы об этом читали все.
«ПЯТОЙ ФЕХТОВАЛЬЩИЦЕ, КОТОРАЯ НА ОЛИМПИАДУ НЕ ЕЗДИЛА, МЫ С ДЕВОЧКАМИ ВЫДЕЛИЛИ ПО 140 ТЫСЯЧ ГРИВЕН»
- В своих интервью ты часто говоришь, что во время поединка расслабляешься, обретаешь уверенность и - побеждаешь. Как это, например, было в финальном поединке на Олимпиаде, когда ты при счете 44:44 нанесла решающий - «золотой»! - удар китаянке Тан Ксю и завоевала команде медаль. В футболе, например, если расслабишься на мгновение, то получишь гол...
- Я же не физически расслабляюсь, а морально. Говорю себе: «Спокойно, все будет нормально». Мы сначала были зажаты, а потом ушло напряжение и мы стали наносить удары. Перед последней схваткой я уступала сопернице четыре удара и верила, что смогу их отыграть.
- До этого китаянки побеждали вас четырежды. Выступая в родных стенах при невероятной поддержке болельщиков, они выигрывали у вас 10 ударов. Что с ними случилось потом, почему они потеряли свой перевес?
- Сказалась ответственность: ведь от них ожидали только золото. Олимпиада - это самые накаленные соревнования в жизни. Моя соперница начала нервничать, фехтовать не так легко, как обычно. По себе знаю, каково это - выступать дома. Накануне мы в Киеве уступили в финале сборной Польши, а все от нас ждали только победы. Было очень обидно и даже стыдно.
- Когда соперница повержена, ты испытываешь к ней жалость?
- Никогда! Потому что это, как говорится, бои не на жизнь, а на смерть. В тот момент я была сильнее.
- Валерий Викторович говорил, что, наблюдая за решающей схваткой, он заметил, как судья дважды засчитал соперницам ваши удары, и ему «стало страшно». Вы не думали перед соревнованиями, что вас могут засудить, как это иногда бывает?
- Судейство в фехтовании очень трудное. Рассчитано на видение того человека, который судит. И естественно, он может ошибаться. На него может подействовать атмосфера, в которой идет борьба, и ему захочется побыстрее все закончить. Да, были две фразы не в нашу пользу. Ну, ошибся...
Тренер Валерий Штурбабин с Ольгой Харлан и Галиной Пундик. «С самого начала я сказал девочкам: «Если вы что-то завоевываете, это заслуга не кого-то одного, а всей команды» Фото УНИАН |
- Что ты называешь «фразой»?
- Начало атаки, момент удара, розыгрыш очка - все это называется «фразой».
- В фильме «Возвращение мушкетеров» есть замечательная песня, где звучат такие слова: «Мы - команда! И если рядом друзья, то победить нас нельзя!». Расскажи о своих подругах. Какие они?
- Одновременно разные и одинаковые. Разные внешне и чуть-чуть по характеру. Я дружу с Олей Жовнир, мы понимаем друг друга. Она очень веселый человек, с ней интересно. Лена Хомровая - самая старшая из нас. Я к ней могу подойти за советом. То же самое могу сказать и о Гале Пундик. Нас соединяет общее дело - фехтование, и в этом мы друг друга нашли. В команде мы хорошо ладим и вообще не ссоримся. Вместе уже три года.
- Иногда ведь раздражаешься даже по пустякам...
- Особых серьезных ситуаций, чтобы мы разругались, не было. В одном спорном моменте ты уступаешь, в другом - уступают тебе. Мы всегда друг друга поддерживаем. Хотите - верьте, хотите - не верьте, но это так.
- О себе что скажешь? Бываешь вредной?
- Если я считаю, что права, то буду доказывать. Если не права, скажу: «Ну, извините, ошиблась». (Смеется).
- Часть своего гонорара вы передали Нине Козловой, которая не ездила на Олимпиаду. Это очень благородно. Что-то не припоминаю такого в других видах спорта...
- Нина участвовала в отборочных соревнованиях, которые были очень важны для выхода на Олимпийские игры, немало сил вложила. И мы решили, что будем делить премиальные на пятерых.
- Поразительно! И сколько вы ей выделили?
- По 140 тысяч гривен каждая. Сейчас Нина тоже тренируется с нами, ездит на соревнования.
«ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ У МЕНЯ ТОЛКОМ НЕТ. ГЛАВНОЕ - ХОРОШО ВЫСПАТЬСЯ»
- На фехтовальной дорожке ты - боевая, решительная, волевая, твердая. А в реальной, личной жизни какая?
- Личной жизни как таковой у меня нет, только спорт. Приезжаю домой к родителям на месяц, на два - за весь год. И не хочется думать ни о чем, кроме того, как бы выспаться в своей кровати, отключить все телефоны, чтобы меня никто не трогал. Или уехать куда-то, отдохнуть в другом месте.
- За это время можно и в ночной клуб сходить...
- Почему нет?
- Ты хорошо танцуешь?
- Да. Я в детстве занималась танцами, правда, бальными.
- Танцуешь зажигательно?
- (Смеется). Наверное.
- Ходишь в джинсах?
- Могу и платье надеть. Смотря по настроению. А хорошее оно или не очень, зависит от того, как я встану. Главное - хорошо выспаться.
- Почти все чемпионы стремятся переехать в Киев. А ты почему прикипела к Николаеву?
- Потому что я не люблю Киев.
- За что ты невзлюбила нашу столицу?
- Потому что тут суета. Я выросла в небольшом городе, в котором никогда не бывает пробок и можно доехать в любой конец за 20 минут. А когда город большой, в нем всегда суета, пробки, столпотворение. Столько людей, и все злые, особенно в метро, в городском транспорте. Мне это не нравится.
- Все-все злые?
- Да, в Киеве злые люди.
- Возможно, ты еще и потому не желаешь переселяться в Киев, что не хочешь упорхнуть из-под родительского крылышка?
- Да, какое-то значение имеют родные, друзья. Но я не хочу из Николаева никуда уезжать, потому что он мне нравится! Родной город на другой ни за что не променяю!
- В столице больше возможностей...
- Согласна. Но не намного.
- Ты учишься в Николаевском кораблестроительном университете. Кем будешь после окончания?
- Тренером. Там есть факультет олимпийского и профессионального спорта.
- Уже сбылась твоя мечта о большой собаке?
- Еще нет.
- За псом нужен уход, а у тебя нет времени. Поедешь на соревнования - он станет скучать по тебе...
- Будет меня ждать. А я буду пытаться находить время. Мне помогут родители.
- Какое вино ты любишь?
- У меня нет любимых вин. Я спиртное не употребляю. Не хочется. Это мешает спорту, сказывается на самочувствии и физической форме.
- Что предпочитаешь - соленое, сладкое?
- Больше соленое: вяленую рыбу, селедку, соленые огурцы, помидоры. Люблю «шубу», которую делает мама.
- А сама что можешь приготовить?
- Элементарное. У меня даже нет возможности что-то готовить.
- Кроме спорта, случаются у тебя приятные моменты жизни?
- Вся моя сознательная жизнь связана с поездками, турнирами и тренировками. Какие у меня могут быть приятные моменты, кроме побед на соревнованиях? Все дни рождения - на сборах. Тортик покушали, и все.
- До какого возраста можно серьезно заниматься фехтованием?
- Да сколько хотите, пока есть силы. И в мужской, и в женской сабле есть люди, которым далеко за 30, а они до сих пор фехтуют, и неплохо.
- Как у фехтовальщиц складывается личная жизнь?
- Сложно, в принципе, но есть такие, у которых двое детей. Итальянке Валентине Вецалли уже под 40. Она пятикратная олимпийская чемпионка в рапире. Родила ребенка, через два месяца вышла на дорожку и победила на чемпионате мира.
- С кем из знаменитых зарубежных спортсменок ты дружишь?
- С Мариэль Загунис, двукратной победительницей Олимпийских игр. Она очень хороший, нормальный человек. Когда мы приезжаем в Америку, то живем в ее доме, большом, четырехэтажном. Он стоит в лесу. Я как-то там прогуливалась - мимо прошел олень.
- А каким будет твой большой дом, о котором ты мечтаешь?
- В нем будет два этажа, и он тоже будет стоять поближе к природе - на окраине города. Но я не хочу наперед загадывать. Пока что в конце минувшего года я получила квартиру в Николаеве.
- Многие твои ровесницы мечтают разбогатеть... А ты как к деньгам относишься?
- Я не говорю, что они - зло. В наше время без них фактически никуда. Если бы у меня не было денег, я бы даже на соревнования не попала. У нас очень плохое финансирование, и в начале года приходится ездить за свой счет. Иногда через полгода потраченное компенсируют, иногда нет.
- Как тебя вознаградили за победу на Олимпиаде?
- Я получила премиальные - 700 тысяч гривен и машину «пежо» от спонсоров.
- Когда ты последний раз просматривала свой «золотой» олимпийский бой с китаянкой?
- Месяцев пять назад. Помню, когда первый раз включила запись, меня аж колотило. Дрожали руки. Я, когда меня объявили победительницей, рыдала от счастья! А мои родители в это время дома упали на колени и плакали. Незабываемые ощущения! Хотелось бы снова испытать их на следующей Олимпиаде, которая состоится в Лондоне.
ТРЕНЕР ФЕХТОВАЛЬЩИЦ ВАЛЕРИЙ ШТУРБАБИН: «ОЛЯ - КОМАНДНЫЙ БОЕЦ, ВОИНСТВЕННАЯ, СВОЕГО ДОБИВАЕТСЯ»
- Оля влилась в команду еще маленькой девочкой. Уже в 15 лет она была «под сборной», фехтовала на детских, юниорских соревнованиях с Олей Жовнир, с Галей Пундик. Притирка характеров шла не один год. Девочки набирались опыта потихоньку.
С самого начала я им сказал: «Если вы что-то завоевываете, это заслуга не кого-то одного, а всей команды». Потому что беда, когда начинаются финансовые передряги. Помню случай на Кубке европейских чемпионов. У Оли была маленькая травма, и я ее не поставил в команду. Девочки, выиграв какой-то приз, пришли с ней делиться. Она была удивлена: «Как? Я же не фехтовала». И услышала: «Мы - одна команда!». Та же самая картина после Олимпиады: хоть Нина Козлова туда не попала, они все призовые поделили на пятерых.
Оля из тех, кто чутко реагирует на окружение. Если окружение доброжелательное, то она проявляет еще большую уверенность на соревнованиях. Она - командный боец. На дорожке - воинственная, когда выходит, то своего добивается. А по жизни нормальная девушка - мягкая, пушистая, добрая, приятная в общении.
Бывает, надувает щеки, когда я срываюсь и делаю ей замечание на повышенных тонах. Уходит в сторону. Девочки меня успокаивают. Поэтому перед Олимпиадой психологи попросили меня не делать Оле резких замечаний, пока ей не исполнится 18 лет.
У девочек есть любимые, с которыми они, к сожалению, встречаются редко - им хотелось бы чаще. Если молодой человек понимающий, то без проблем, а если нет - это сказывается на эмоциональном состоянии, и тогда разрыв неизбежен. Олиному парню хотелось больше ее видеть, а ей хочется еще большего достичь в спорте. Возникло противоречие. Все равно каждому мужчине хочется главенствовать, а Оля такая, что тоже не подарок.
Наша команда саблисток победила на Олимпиаде, и это было удивительно для всего мира. Мы, конечно, рассчитывали на медальку, но не думали, что будет золото. Лишний раз доказали, что целенаправленная работа и вера в себя приводят к успеху.
А что касается откровенной фотосессии в мужском издании, то журнал, где это напечатали, мы поместили в рамку и повесили в зале. В три часа я ушел давать урок, в пять прихожу - рамка с журналом исчезла. Значит, кому-то это интересно. Почему бы и не посмотреть на прекрасных девушек?