В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мужской разговор

Николай СЛИЧЕНКО: «Правда ли, что я являюсь отцом всех цыган? Ну, если учесть, что мне уже 75 лет, то да, правда, а кому-то и дедушкой»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 16 Апреля, 2010 00:00
Часть II
Дмитрий ГОРДОН
Часть II

(Окончание. Начало в № 14)

«ПОСЛЕДНИЙ РАЗ Я ПЕЛ ДЛЯ БРЕЖНЕВА ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ЕГО СМЕРТИ. ОН ВСТАЛ, ПОДНЯЛ РУКИ И СО СЛЕЗАМИ КРИЧАЛ: «СПАСИБО!»

- Для советских людей вы стали символом вашего народа, и не зря говорили: «Сличенко - главный цыган». Такой статус накладывает какие-то дополнительные обязательства, ответственность, сложно быть символом?

- Знаете, все от тебя самого зависит. Надо быть просто человеком - и все.

- А это иногда так сложно...

- Человеком, потому что он - основа всего: жизни, философии, взаимопонимания... От него зависит отношение друг к другу, к семье, к друзьям и все остальное.

- Вы и вправду являетесь отцом всех цыган?

- Ну, если учесть, что мне уже 75 лет, то да, правда (смеется),а кому-то и дедушкой. У меня вот своих семеро...

В 2004 году в честь 70-летия Николая Сличенко Владимир Путин наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени

- Внуков?

- Да, из которых одна правнучка.

- Существуют в цыганском мире авторитеты, к мнению которых все остальные прислушиваются?

- Как правило, это люди непубличные, их не показывают, но они есть, а что касается меня... Поскольку, прожив столько лет, я никого не подвел, не обманул и никому не причинил зла, отношение к себе чувствую только доброе.

- К вам приходят порой ромы, просят конфликты какие-то рассудить?

- Бывают разные ситуации: и помогать приходится (если кто-нибудь заболел, случилось несчастье или, скажем, сидя за рулем, попал в дорожную переделку). Отказываю только в одном случае: когда, чтобы выручить цыгана, надо пренебречь какими-то общечеловеческими правилами, но есть вещи, которые делаю с удовольствием.

- Лет 17 назад я был в гостях у одного цыганского барона под Днепропетровском. Меня поразило все: и домашняя обстановка, и значительная неспешность, и системный, точный уклад, где расписано все и каждый знал свою роль. И общение, и застолье было очень колоритным и интересным - замечательным. Скажите, а вы цыганский барон?

- Дело в том, что звание или определение это надуманное, и возникло оно в какой-то оперетте.

- Ну да, Штрауса-младшего - она так и называлась «Цыганский барон»...

- В принципе, баронов у цыган никогда не было, это выдумка - видно, кому-то она нужна. Вожака у нас называли «старшим табора», а то и просто «старшим».

Как настоящий цыган, Николай Алексеевич не мыслит свою жизнь без лошадей. «Изо всех стран привозил, а сколько дарили...»

- Леонид Ильич Брежнев вас обожал, а ваши коллеги-артисты рассказывали мне, что, слушая цыганские и русские песни в исполнении Николая Сличенко, он начинал плакать. Вы знали, что Леонид Ильич - ваш самый горячий поклонник, как теперь говорят - фанат?

- Брежнев неоднократно приглашал меня на свои праздники, а особенно запомнилось, как пел для него в последний раз.

- Вы же на его 75-летии были?

- Да, но выступал перед ним и за несколько дней до его смерти...

- Что это было за мероприятие?

- Не помню уже, но в Кремле какой-то был праздник - Брежнев сидел в первом ряду.

- Наверное, годовщина Октябрьской революции...

- Видимо, да - 7 ноября было. Да-да-да, и вот, когда я готовился к выступлению, заходит ко мне Демичев...

- ...Петр Нилович...

- ...тогдашний министр культуры СССР. «Николай Алексеевич, - говорит, - Леонид Ильич просит спеть есенинское «Письмо матери».

- Любил Брежнев Есенина...

- А я давно этой песни не пел, слова подзабыл. «Что-то я побаиваюсь, - отвечаю, - а вдруг собьюсь?». Демичев мягко меня остановил: «Ну, Леониду Ильичу-то отказывать не будем». Я кивнул: «Конечно, не будем», и когда спел, Брежнев, будучи, как мне рассказывали, совсем уже больным, - его поддерживали! - встал, поднял руки, развел их над головой и со слезами кричал: «Спасибо!». Здорово было!

Дмитрий, все годы, что выхожу на сцену, а это уже без малого 60 лет, я чувствовал к себе, к нашему театру прекрасное отношение. Во все времена, во всех регионах, где бы мы ни были, принимали нас замечательно. Мы же объехали в свое время весь Советский Союз, а сколько в Украине выступали - Боже мой!

«Свадьба в Малиновке» принесла Сличенко еще и киноизвестность, 1967 год

Однажды я прибыл с концертом в Киев: он проходил в филармонии, и отчего-то я волновался. Выступали втроем: сначала певица (фамилию, простите, запамятовал), потом Юрий Гуляев - оба солисты оперы, а я концерт завершал, и вот когда они спели, перед моим выходом на сцену быстро вынесли микрофон и поставили недалеко от рояля.

- Ну да, оперным певцам же микрофон не нужен - им-то зачем?

- Верно, а я все-таки певец драматический, мне это жанром позволено. Слушайте, только начался проигрыш, из публики недовольный возглас раздался: «Уберите микрофон!».

- Кошмар какой!

- Я сделал вид, что не понял. «Может, проскочит», - подумал, потому что без техники петь боялся: помещение-то внушительное... Из зала между тем уже несколько голосов кричат: «Уберите микрофон!».

- Вы подчинились?

- А что оставалось делать? Выкатил с помощниками к авансцене рояль и запел, как обычно. Стало так тихо, что даже мой шепот был слышен - я будто разговаривал с залом. Все шло от сердца, из глубины души, но как же меня принимала публика - это было что-то! Я физически ощущал ее любовь и не забуду этот концерт никогда. В тот же вечер я уезжал в Москву, а в итоге - даю вам честное слово! - ползала провожали меня до вокзала.

- Такое отношение дороже денег, дороже всего, правда?

- Это было чудо какое-то - удивительное, незабываемое!

«МНОГО ХУЛИГАНИТЬ МНЕ НЕ ПРИШЛОСЬ, ПОТОМУ ЧТО РАЗ И НАВСЕГДА ВЛЮБИЛСЯ В МОЮ ТАМИЛЛУ»

- Вспоминаю сейчас ваш репертуар: «Очи черные, очи страстные», «Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою», «Только раз бывает в жизни встреча», «День и ночь роняет сердце ласку», множество других прекрасных песен и романсов. Не сомневаюсь, что женщины вели за вами настоящую охоту - я прав?

- Расскажу вам один случай. Однажды я выступал в Воронеже на открытом стадионе - а площадка это огромная! На сцену меня вывозили на «волге», и все время, пока пел, она там стояла. Когда закончил, гляжу, с трибун на поле бегут женщины - их было так много... Не долго думая, вскочил я в машину...

«Все от тебя самого зависит. Надо быть просто человеком, потому что он основа всего»

- ...и помчались навстречу к ним...

- Как бы не так: они подняли автомобиль - вот так, на вытянутых руках! - и понесли. Честное слово даю - я чуть с ума не сошел!

- Советские женщины - они такие: даже железного коня на скаку остановят... Одна прекрасная оперная певица, народная артистка Советского Союза, сказала мне как-то: «Да за такого, как Коля, любая баба бы жизнь отдала. Ничего бы не пожалела, только бы жить с ним вместе, называть его своим мужем». Многие дамы это вам говорили и, более того, за вас боролись?

- Вы знаете, много хулиганить мне не пришлось, потому что раз и навсегда влюбился в мою Тамиллу. В нынешнем году у нас золотая свадьба - мы уже 50 лет неразлучны. Вся жизнь прошла рядом - 24 часа в сутки мы вместе, но друг без друга и секунды не можем. Даже когда я учился в школе рабочей молодежи (с дипломом студии при театре в ГИТИС не принимали), жена с высшим образованием сидела со мной за одной партой.

...Помню, отправили меня как-то на длительные зарубежные гастроли. Это считалось большой удачей, но я так без Тамиллы затосковал, что не мог ни есть, ни спать и запросился назад. Чтобы не сорвать концерты, которые приносили государству немало валюты, власти в один день оформили моей жене документы, и она оказалась в Европе. Даже сейчас, если супруга где-то в другой комнате, я зову: «Ты где?». - «Здесь», - отвечает. «Что же ты там так долго?» - ворчу (смеется).

- Журналистам вы как-то признались, что с будущей женой невозможно было ходить по улице - она была так ослепительно красива, что все оборачивались ей вслед...

- Подтверждаю: Тамилла была красоты неописуемой, неземной, невозможной.

- Она ведь тоже актриса театра «Ромэн», народная артистка России. Была ли у двух таких ярких и популярных людей взаимная ревность?

Супруга Николая Сличенко Тамилла Агамирова — актриса театра «Ромэн», народная артистка России: «красоты неописуемой, неземной, невозможной»

- Нет, и объясняется это достаточно просто. Если две половинки действительно друг друга находят, на этом, как правило, все суетное и заканчивается: нет ни проблем, ни вопросов... Когда мы объяснились, я будто на крыльях летал. У нас не было денег на свадьбу - в театре платили сущие гроши, начинали мы жизнь в запущенной 14-метровой комнатушке коммунальной квартиры, которую не на что было даже отремонтировать, зато была любовь...

- Мне приходилось слышать, что, будучи в браке с Тамиллой Агамировой, вы ни разу ни на одну женщину не посмотрели - разве такое возможно?

- Ну что значит «не посмотрел»? Любоваться не запрещается, - ради Бога! - и если кто-либо радует глаз, почему бы и нет? Со многими женщинами у меня добрые отношения, я с радостью с ними встречаюсь, но ничего больше - ничего!

- Считаете, вам повезло?

- Я в этом уверен.

- У вас в семье не одна - три Тамиллы: это все от огромной любви к жене?

- Да, ее именем я и дочку назвал, и внучку.

- А правнучку?

- Пока нет, но, думаю, это упущение мы еще исправим.

«ЛОШАДЕЙ У МЕНЯ ШТУК 400»

- Говорят, самым бедным и несчастным считался тот цыган, у которого не было лошади, - у вас личный скакун есть?

- Их у меня штук 400...

- ...ого - целый табун!..

С дочерью Тамиллой. Именем жены Николай Сличенко назвал не только дочку, но и внучку. Правнучку пока нет, но «думаю, это упущение мы еще исправим»

- ...разных скульптурок (смеется). Изо всех стран привозил, а сколько дарили...

- Понятно: вы настоящий цыган!

- Даже здесь, в рабочем моем кабинете, икона Георгия Победоносца - видите? - и вон лошади на стене... Коней у меня очень много...

Лет 40 назад мы приехали с театром на гастроли в Киев, и вот в интервью я сказал, что люблю и собираю лошадок. Что же вы думаете? Вдруг через день-два приходит мальчуган лет 10-ти: «Можно дядю Колю увидеть?». - «Да, - говорю. - Я тебя слушаю», а он: «Я вам принес лошадку». Оказывается, этот мальчишечка целую ночь лепил ее из пластилина.

Прошло время. Не так давно, лет пять назад, меня приглашают на российское телевидение и просят: «Вот вы лошадок собираете - принесли бы одну какую-нибудь скульптурку». Ну и я захватил в студию...

- ...эту, пластилиновую...

- Да, и поэтому вспомнил украинского мальчика, который в Киеве слепил за ночь фигурку и мне подарил. Мы показали эту лошадку с телеэкрана, и что же вы думаете?

С любимыми женщинами: женой и дочерью. С супругой Тамиллой Николай Алексеевич вместе уже 50 лет. «Вся жизнь прошла рядом, друг без друга и секунды не можем»

- Мальчик нашелся?

- На следующий день он позвонил мне домой. Зовут этого уже зрелого мужчину Юрием. Можете себе представить? Я ему по сей день благодарен - искренне, от души, и до сих пор эта лошадка стоит у меня на видном месте.

- По слухам, у вас был пес, который пел лучше, чем его хозяин, но я не поверил: ну кто может сравниться с непревзойденным Николаем Сличенко?

- Все-таки мы пели по-разному (а на вкус и цвет товарищей нет), но певцом он действительно был изумительным.

- Что это за порода?

- Японский хин - сам маленький, а хвост больше его. Пес фантастический был - ну вот представьте такой эпизод. Я уезжаю на съемки в Ленинград, а он лежит на диванчике, вроде как спит - глаза полузакрыты. Я прошу нежно: «Тепонька, подойди ко мне». Он повернул голову и опять вернулся в исходное положение (наклоняет набок голову и прикрывает глаза). Я опять его подзываю: «Подойди» - та же реакция. Проходит какое-то время, он все-таки нехотя встал, вразвалочку подошел и уселся рядом. На морде написан, естественно, вопрос: «Ну, чего меня звал?». - «Слушай, - говорю, - я на несколько дней в Ленинград уезжаю. Мне надо на съемки - ты будешь скучать?». При слове «скучать» - даю честное слово! - у него из глаза покатилась слеза. Я ничего не придумываю - такое нафантазировать невозможно: это любовь была невероятная!

С Дмитрием Гордоном. «Прожив столько лет, я никого не подвел, не обманул и никому не причинил зла. Поэтому и отношение к себе чувствую только доброе»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

Сначала я обратил внимание: только сяду за рояль и начинаю наигрывать, мне что-то мешает, причем рядом никого вроде нет. «Да что же это такое?» - думаю. Сделаю паузу - тишина, только возьму аккорд - снова какой-то звук посторонний. Потом понял: это песик сидит под стулом и выводит рулады: «Оуу-оуу-оуу» - наверное, на японском. Потом уже, изобличив нарушителя спокойствия, я подходил к нему и просил: «Ну давай, спой». Он заливался - такое на пару со мной выдавал, караул! В семье его так любили! Более того, когда наш Тепа в возрасте 10 лет умер, мы его похоронили, но еще два года скрывали от детей, что его уже нет. Говорили, что он в больнице, его лечат...

- Огромную всесоюзную кинопопулярность вам принес прекрасный, я считаю, фильм «Свадьба в Малиновке» - вы его иногда просматриваете?

- Когда по телевизору показывают и я свободен - обязательно. Это ностальгия моя - по времени и партнерам, с которыми так славно работал.

- Хорошая атмосфера на съемочной площадке была?

- Потрясающая! У меня вообще сложилось впечатление, что в этой деревне Пески под Полтавой приезд киношников стал праздником, и, кстати, в массовых сценах многие местные жители заняты.

Пользуясь случаем, низкий поклон хочу передать Украине, ее доброму и трудолюбивому народу. Дай Бог нам всем! (Подходит к роялю и играет мелодию «Пiснi про рушник»).

Киев - Москва - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось