Красиво жить не запретишь!
Сегодня, когда ушли времена колбасного дефицита и настала эпоха дефицита денежного, забавно сравнивать разделенные десятилетиями приметы жизни. Любители старых книг помнят, как в детективах советского времени человека начинали подозревать в жульничестве сразу после покупки им полированного шкафа или кольца с камешком для возлюбленной. Обладатель "жигулей", не готовый к немедленному ответу на вопрос: "Где взял?", должен был готовиться к беседе со следователем. О таких людях в прессе говорили презрительно, не ставя под сомнение их нечестность.
В наши дни, когда пресса увлечена воспеванием жизни людей богатых, а герои глянцевых публикаций понятия не имеют о жизни в коммуналках, старые критерии съехали. Многие поп-звезды живут уютнее академиков, и это излагается с такой страстью, что хочется призвать ученых немедленно выключить настольные лампы и массово двинуть на эстраду. Тем более что уже выяснилось: петь со сцены сегодня может кто угодно, поскольку успех чаще всего зависит не от вокальной техники, а от звукозаписи, электроники и денег. Член нашего редакционного совета Иосиф Кобзон в недавнем интервью сказал, что за пару десятков тысяч долларов можно сегодня включить в почти любое шоу кого угодно. (Поэтому не пропускайте концерты, организованные "Бульваром", дорогие читатели! У нас и в публикациях, и на сцене все честно).
Что ни говорите, а неудержимый культ жизненного успеха без обсуждения путей к нему, массовое следование лозунгу: "Красиво жить не запретишь" развращают. Причем очень часто это происходит исподволь, почти незаметно, а грани между честностью и нечестностью затираются сознательно. У меня самого, например, давно уже почти не пошевеливается совесть от того, что регулярно покупаю незаконные, "пиратские" диски с кинофильмами и музыкой, а также левые компьютерные программы. По официальной статистике, четыре из пяти продающихся у нас видеокассет выпущены с нарушением авторских прав. То же самое с упомянутыми мной дисками и дискетами. От них некуда деваться, а государство опустило руки, проигрывая эту войну.
Грозный голос диктора, объявляющего на киевской Петровке перечень наказаний за торговлю незаконными записями, звучит, как тот самый библейский "глас вопиющего в пустыне". Критерии съехали у многих, и все мы знаем про это. Если у чиновников не спрашивают, откуда у них, при скромных окладах, автомобили вроде "Майбаха", виллы с колоннами и счета в далеких банках, то и с мелким жульем, ворующим видео- и звукозаписи, борьба безуспешна. Порядок должен быть во всех без исключения сферах жизни, или его не будет нигде. Ежу понятно: если фальшивую водку продают в государственном магазине, то коррупционная цепочка от каждой бутылки протягивается так далеко, что не всякий готов за нее дернуть. Вспомните, как мы вдруг лишались сбережений в сберкассах, как нам внезапно повышают цены и платежи, как увеличиваются чиновничьи льготы. Болезнь уже давно разрослась вширь и вглубь...
В электричке я разговорился с несколькими молодыми людьми, которые ехали без билетов. Они совершенно не боялись контролеров, откровенно завидуя тем, кто живет красиво и не отчитывается ни перед кем. "Остальные просто лохи!" - категорически сказал мне юный собеседник. Увы, для многих воровство стало частью "умения жить" и постепенно перестало быть стыдным.
Ужасна была советская подозрительность, но ужасен и моральный беспредел. Оба состояния порождают у порядочных людей чувство незащищенности. А демократическое государство должно быть устроено так, чтобы во всех сферах честный человек чувствовал себя лучше жулика. Это не так сложно.