В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Признак оперы

«Божий суд всегда суров, Божий храм — всегда любовь!»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 8 Августа, 2013 00:00
В Симферополе состоялась премьера рок-оперы «Ирод» Игоря Поклада и Александра Вратарева
Анна ШЕСТАК
Работу над рок-оперой о жизни тирана Иудеи, того самого, которому приписывают едва ли не самое жестокое в мировой истории преступление - избиение вифлеемских младенцев, Поклад завершил еще в 2001 году. «Тема Ирода интересует меня со студенческих лет, - признался композитор, - но в советское время развивать ее было невозможно. Если бы написал и предложил поставить что-то об Ироде, у чиновников, безусловно, возникли бы ассоциации со Сталиным, другими вождями и вопросы о том, не считает ли автор, что в нашем государстве, семимильными шагами идущем к светлому будущему, правят деспотизм и тирания... Пришлось нам с Вратаревым подождать. Хотя произведение, на мой взгляд, совсем не о политике - о любви. О том, что царь Ирод мог измениться, если бы его любовь к жене, царице Мариамне, была взаимной...».

ИГОРЬ ПОКЛАД: «СИМФЕРОПОЛЬЦЫ ОСУЩЕСТВИЛИ ТО, НА ЧТО СТОЛИЦЕ ДУХУ НЕ ХВАТИЛО!»

Прежде чем дойти до Крымского академического украинского музыкального театра в Симферополе, трагическая история иудейского правителя и юной Мариамны, рассказанная Покладом и Вратаревым, кочевала едва ли не по всей нашей стране. Идеей поставить «Ирода» на сцене Киевского театра имени Франко загорелся Богдан Ступка, да не суждено было. Потом рок-оперу рассматривали в Днепропетровске, Харькове, Полтаве... И либо смету авторам выставляли миллионную, либо чересчур на церковных иерархов оглядывались, мол, а можно ли у нас об Ироде вообще что-то ставить, либо попросту несерьезно относились к масштабной постановке, которая могла бы стать не менее по­пулярной, чем «Нотр-­­Дам де Пари» и «Ромео и Джульетта» Риккардо Коччианте.

- Кому мы только ни передавали демонстрационный диск, - с горечью рассказывает народный артист Укра­ины Игорь Поклад. - И от всех спонсоров слышали одно и то же: «Когда пойдет прибыль?». К сожа­лению, корпоративы, сбор­ные солянки и талант-шоу гораздо интереснее отечественным продюсерам и телебоссам. А между тем рок-опера, где довольно много действующих лиц, балет и хор, могла бы стать прекрасным шансом для выпускников тех самых шоу, возможностью проявить свои таланты - и певческие, и танцевальные, и актерские.

Либретто давно перевели с русского на английский, казалось бы, бери, ставь, раскручивай, вози по миру! Об Ироде знают во всех странах, никто не скажет, что тема непонятна Западу или Востоку. Но нет, это слишком сложно. Нам бы попроще: привез на корпоратив группу, они 40 минут отпели (кого-то или кому-то), и ты деньги в карман положил. Разве все эти операции имеют отношение к искусству? Как по мне, никакого. И пока именно это у нас в чести, мы, к сожалению, не сможем увидеть рок-оперу «Ирод» в Киеве, на большой площадке, в том виде, в котором я мечтал показать ее людям.

Впрочем, я благодарен крымскому театру и лично его директору Владимиру Загурскому, с которым мы давно дружим. Послушав отрывок, он тут же сказал: «Игорь, мы берем эту оперу в свой репертуар!». Володя буквально заболел «Иродом», ему снились те или иные ходы, он во сне видел, как должны выглядеть афиши... Силами одного театра, своими силами, без посторонней помощи и поддержки симферопольцы сделали спектакль - осуществили то, на что столице духу не хватило!

Насколько успешна постановка, судить не мне: мы с Сашей Вратаревым хвалить себя не привыкли. Спектаклей прошло еще очень немного, но труппа уже привезла главный приз Международного фестиваля «Боспорские агоны» в Керчи, полученный именно за «Ирода». Как реагируют люди? Помню премьеру: на первом отделении публика сидела молча, а потом, на втором, чуть ли не после каждой партии вставала и аплодировала. Что тут еще сказать?

Постановка режиссера Владимира Косова, известного публике тем, что не побоялся «пересадить» на симферопольскую почву ленкомовский шедевр «Юнона» и «Авось», и впрямь интересна. Прекрасна трогательная, несчастная и вместе с тем сильная Мариамна (Диана Бурова), замечательный голос у исполнителя роли Ирода народного артиста Украины Валерия Карпова - сочный, звучный... Однако, как по мне, слишком правильный. Насто­ль­ко, что не слышно в нем ни гнева, ни боли, ни отчаяния - словом, ничего того, что было у Леонтьева в «Джордано» и у Караченцова в «Юно­не». Кстати, именно на Николая Петровича изначально рассчитывали создатели рок-оперы, и он наверняка сыграл бы в ней главную роль, ес­ли бы не жут­кая авария, в которую актер попал после своего 60-летия...

«О том, что Игорь Поклад, мой друг, пишет об Ироде оперу, я знал давно», — говорит первый премьер-министр независимой Украины Витольд Фокин

ВИТОЛЬД ФОКИН: «МОГ ЛИ НЕЗАУРЯДНЫЙ ЧЕЛОВЕК И МУДРЫЙ ПОЛИТИК ПРЕВРАТИТЬСЯ В УБИЙЦУ?»

- То, что сделали Загурский и его коллектив, - великое дело, - считает первый премьер-министр независимой Украины Витольд Фокин. - Сами взялись, проявили инициативу, не попросили ни у кого ни копейки! И дали ход выдающемуся произведению, которое могло бы прославить Украину. А если бы нашелся человек, у которого есть финансовые возможности, и помог поставить этот спектакль на большой сцене, я думаю, он вошел бы в историю музыкального искусства, отечественного и не только...

О том, что Игорь, мой друг, пишет об Ироде оперу, я знал давно. Еще был жив Юра Богатиков, мы зашли с ним к Покладу в гости, разговорились о политике, о Сталине, сталинистах - и как-то плавно перешли к Ироду. Я сказал, что еще в юности отметил: не все в той истории с младенцами сходится. Во-первых, откуда в тогдашнем Вифлееме такое количество детей до двух лет - до 14 тысяч? Во-вторых, Ирод Первый умер в четвертом году до нашей эры, а не в первом году нашей! И в-третьих, об избиении младенцев говорит лишь один евангелист - Матфей. Почему остальные трое промолчали?

«Да-да! - подхватил Игорь. - Я много об Ироде читал и тоже отметил несоответствия». Этого Ирода, кстати, иудеи причислили к великим царям - с чего вдруг? Оказывается, в историю дрееврейского государства он вошел благодаря тому, что спас Иудею от голода: когда три года подряд был страшный неурожай, царь взял все свои сокровища, отвез в Египет Клеопатре и обменял на хлеб. Но понимая, что голодные страны, находящиеся рядом, просто разорвут его царство на куски, решил кормить и их! Это первый момент. А второй связан с тем, что всю жизнь Ирод Великий строил огромный, ни с чем не сравнимый по красоте и величию храм. Чтобы вы понимали, о каком сооружении идет речь, скажу: знаменитая Стена Плача - это его ограда...

Возникает вопрос: мог ли дальновидный мудрый политик, талантливый архитектор и вообще незаурядный человек превратиться в убийцу, чье имя стало нарицательным?

Алла Рубина: «Христа в этой истории вроде и нет, а главное утверждение христианства о том, что Бог есть любовь, присутствует»

Если все-таки мог, то что именно так на него повлияло?

На эти вопросы дает ответы рок-опера. Я думаю, мыслящему человеку там есть что послушать, над чем подумать... Прежде всего над тем, почему правители становятся тиранами? Тот же Сталин стал Сталиным, потому что его окружала разная шваль, которая то одного врагом выставляла, то другого, то третьего... А в какое время жил Петр Первый? Доносы, клевета, интриги...

Но «Ирода» посмотреть стоит не только для того, чтобы над прошлым задуматься. Вот вы знаете, как этот царь скончался? Он умер от неизвестной болезни, историки говорят, его заживо съели черви. До последней минуты он корчился от боли, раны его гноились, дыхание было зловонным... Стоит ли превращаться в тирана, если тираны уходят так? Мне кажется, сильным мира сего не помешало бы попытаться на этот вопрос ответить - самим себе.

АЛЛА РУБИНА: «Я ТАК ЭТОЙ ТЕМОЙ ПРОНИКЛАСЬ, ЧТО ПОРОЙ МНЕ КАЗАЛОСЬ: ИРОД - ЭТО Я САМА»

- Я думаю, «Ирода» нужно смотреть всем, - говорит заслуженная артистка Украины Алла Рубина, хореограф-постановщик рок-оперы, главный балетмейстер столичного Театра имени Леси Украинки. - А что касается власть имущих и толстосумов... Не знаю. Хотя, может, и они там для себя что-то найдут, посопереживают немного, кто знает?

Лично мне Ирода было жалко, мне казалось, что музыка рыдает по нему, что ей горько оттого, что вот так, а не иначе сложилась его судьба. Для меня он не столько тиран и убийца, сколько человек, впавший в отчаяние. Он строил храм не потому, что пытался замолить грехи, а по велению сердца, спасал от голода страну, в которой считался чужим, поскольку был не иудеем, а идумеем, да еще сыном римского прокуратора. Он влюбился в девушку, а та вышла за него замуж лишь потому, что хотела для своего народа добра и каких-то поблажек...

Фигура царя Ирода не столь ужасна, сколь трагична, и когда я приехала в Симферополь и начала работать с режиссером Владимиром Косовым (Игорь Поклад порекомендовал крымчанам пригласить меня), сразу предупредила: «Не хочу, чтобы наш герой был картонным, вертепным».

Володе было сложно: он правильный, правоверный христианин, очень хорошо знает библейскую историю о появлении на свет Иисуса Христа... Но мы нашли общий язык, и даже избиение младенцев - весьма спорный факт, художественно показали. Кстати, тогда это событие не воспринимали так, как сейчас мы с вами: детская жизнь не ценилась, младенцев приносили в жертву, просто ценности другие были - в древнем языческом мире. Возможно, потому массовое уничтожение детей в Вифлееме, если оно действительно было, не во всех источниках упомянуто.

Поклад и Вратарев не стремятся осудить - они пытаются понять Ирода, и я так этой темой прониклась, что порой мне казалось: Ирод - это я сама. (Улыбается). Впрочем, знаете, что больше всего мне в этой истории понравилось? Что Христа вроде там и нет, а главное утверждение христианства о том, что Бог есть любовь, присутствует. «Божий суд всегда суров, Божий храм - всегда любовь», - пишет Александр Вратарев, и мне кажется, он абсолютно прав.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось