Прощаясь с Вадимом НЕСТЕРЧУКОМ, друзья попросили у него прощения за то, что их не было рядом в самый страшный момент его жизни, и положили ему в гроб бутылку воды
Команда Sixt Ukraine, где Вадим был пилотом, штурмовала знаменитое ралли несколько раз. В 2008 году из-за угрозы терактов «Дакар» отменили, но сине-желтый украинский флаг на боевой машине Нестерчука тогда впервые увидел весь мир. В 2009 и 2010 годах из-за поломок внедорожника команда вынуждена была сойти с дистанции. «Дакар-2011» стал самой сложной гонкой за всю историю ралли, чего стоил один только переход через Анды на высоте пять тысяч метров над уровнем моря!
Экипажу Нестерчука пришлось две недели без отдыха (они могли позволить себе только трехчасовой сон, а один раз не спали двое суток) ехать на предельной скорости по смертельно опасным трассам, мучаясь от резких перепадов температуры: плюс 8 ночью и плюс 55 днем. Тогда украинская команда была одной из немногих, кому все-таки удалось добраться до финиша. «Мы научились доживать до финала, - сказал в интервью Нестерчук, - теперь надо научиться выигрывать».
«Дакар-2012» принес ему мировое признание - перед его началом Международная автомобильная федерация опубликовала лист приоритета ФИА, согласно которому украинский спортсмен вошел в тридцатку лучших гонщиков мира в категории ралли-рейд. Тогда же в Украине Вадим получил звание мастера спорта. Его цель была близка, как никогда: на ралли «Шелковый путь-2011» Sixt Ukraine пришла четвертой, казалось, еще один рывок - и наша команда будет первой, а там и до победы в «Дакаре» недалеко. Увы, «Шелковый путь-2013» прошел без наших спортсменов.
Сергей Силин: «Вадим привык рассчитывать на свои силы, и именно самоуверенность его подвела» |
Во время соревнований Вадим не раз находился на грани жизни и смерти. Накануне «Дакара-2012» на тренировочных заездах в Аргентине он чуть не погиб, когда грузовик местного жителя, скрытый клубами пыли, неожиданно выехал на трассу и остановился - украинскому гонщику в последний момент удалось увернуться от прямого столкновения.
Не привыкать Вадиму было и к тепловым ударам: во время гонок жара в машине была невыносимой - сок, который пилоты брали с собой, нагревался до плюс 90 градусов. Кондиционера во внедорожнике не было, окна не открывали из-за пыли, а ездили гонщики в шлемах, специальных костюмах и несгораемом белье.
Поэтому 24 июня, когда во время тренировочного заезда «тойота» застряла в песчаной ловушке, Нестерчук решил идти по раскаленной пустыне 10 километров (Руб-эль-Хали считается самым жарким местом на Земле, температура воздуха в тот день была плюс 50, песка - за плюс 80), он знал, что его ждет. Но, видимо, не рассчитал свои силы. Потом выяснилось, что Вадим умер неподалеку от крупного оазиса - до спасительной тени и воды оставалось всего несколько сот метров.
Со смертью Вадима Нестерчука, скорее всего, закончилась эпоха зрелищных выступлений украинских спортсменов на международных ралли: его команда распадется, а гоночные машины будут проданы, хотя сам гонщик хотел бы этого меньше всего. Политик, бизнесмен и профессиональный гонщик Евгений Червоненко сказал, что Нестерчук сделал для Украины больше, чем все депутаты за всю свою жизнь.
У спортсмена остались жена и двое детей - 17-летняя дочь Татьяна и 12-летний сын Вадим, который мечтает стать гонщиком. «Если сын захочет пойти по моим стопам, - часто говорил Нестерчук-старший друзьям, - сделаю все для того, чтобы ему помочь. Главное, чтобы он избежал моих ошибок...».
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРЕСС-СЛУЖБЫ КОМАНДЫ SIXT UKRAINE СЕРГЕЙ СИЛИН: «ВОЗМОЖНО, ЕГО ДУША С ТОГО СВЕТА ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ ТАКОЙ НЕЛЕПОЙ СМЕРТИ»
Вадим Нестерчук не впервые оказывался в экстремальных ситуациях, в том числе в пустыне, но на этот раз, попав в песчаную ловушку, не рассчитал свои силы — умер неподалеку от крупного оазиса Фото УНИАН |
Сергей вспоминает, что пустыня Руб-эль-Хали в ОАЭ была у его друга любимым местом для тренировок. Вадим часто шутил: «Кто не ездил в Эмиратах на «тойоте», тот не видел песка и не знает жизни».
- Сергей, сегодня, когда прошел первоначальный шок, вызванный смертью друга, как вы отвечаете себе на вопрос: что же все-таки с ним случилось?
- Вадим всегда и во всем привык рассчитывать на свои силы, и именно самоуверенность его подвела. Мы имеем дело с трагическим стечением обстоятельств: у него заглохла «тойота», которая попала в песчаную ловушку (зыбучие пески). Экипаж пытался ее откопать, но понял, что это невозможно. Ситуация хоть и нештатная, но не катастрофическая - с Вадимом такое уже случалось. И всегда он не ждал помощи, а отправлялся за ней сам. Так поступил и на этот раз. Поскольку напарнику стало плохо, оставил ему воду, а сам пошел к дороге, которая находилась недалеко от места аварии.
Оттуда Вадим отправил руководителю группы механиков нашей команды Виталию Бутынцу (он оставался в Киеве) свои координаты и принялся ждать спасателей. Они опоздали всего на 27 минут, но Вадиму это время стоило жизни. За тот час, что он провел на обочине дороги, по ней не проехала ни одна машина. В последней его sms-ке, которую получил Виталик, было написано: «Попроси спасателей поторопиться, я могу не дождаться».
- Какая страшная смерть - на жаре, от обезвоживания!
- Обезвоживание было следствием, сначала у Вадима случился тепловой удар - это то же самое, что солнечный, который испытывали многие, но поражает не только голову, но и весь организм. Сначала появляются одышка, слабость, головокружение и тошнота, потом мышечные боли, спазмы, галлюцинации, и завершается все потерей сознания. Нужны тень, свежий воздух, прохладное питье, а где это взять в пустыне? Отправляясь на тренировку, спортсмены всегда берут с собой воду. Почему в этот раз ее не хватило, не понимаю. Ведь Вадим часто шутил: «Во время гонки мечтаешь не о кулинарных деликатесах, а о простой воде».
- Как чувствует себя его напарник - штурман-пакистанец Насим, которого он оставил в машине?
Андрей Цаплиенко и Вадим Нестерчук. «Такие, как Вадим, двигают вперед научно-технический прогресс и мировую историю» Фото PHL |
- С этим человеком уже все в порядке. Его нашли рядом с «тойотой» в тяжелом состоянии, без сознания, и врачи сказали: если бы помощь подоспела на две (!) минуты позже, изменения в организме стали бы необратимыми.
- Спасатели уверены: если бы Нестерчук остался в машине, и у него был бы шанс выжить.
- Тогда бы, наверное, вода кончилась быстрее, и не исключено, они погибли бы оба. Прощаясь, я подошел к Вадиму последним, перед тем, как закрыли крышку гроба, и попросил у него прощения за то, что в самый страшный момент его жизни нас, его команды, не было рядом. И положил в гроб бутылку воды, которая так нужна была ему тогда...
- Вините себя в том, что случилось?
- Есть такое ощущение: если бы я поехал с ним, все обошлось бы. Каждый из нас в это время занимался своим делом: менеджер команды Юрий Черкащенко договаривался о нашем участии в ралли «Шелковый путь», к которому и готовился Вадим. Механик Виталий Бутынец занимался автомобилями, которые должны были принять в нем участие. Он переживает сильнее других, поскольку отвечал за техническое состояние автомобиля, на котором Вадим поехал на тренировку. Хотя все мы понимаем, что его вины в этом нет: Виталий сделал все, что от него зависело. Но, к сожалению, техника не всегда подвластна человеку.
- Вам не кажется, что в гибели Вадима Нестерчука много мистики?
- Сам я в мистику не верю, но когда во время прощания с Вадимом внезапно загорелся автомобиль одного из телеканалов, а как только его потушили, пришло сообщение из Эмиратов, что сгорела боевая машина Нестерчука, оставшаяся в песках Руб-эль-Хали, которую так и не успели откопать, мурашки побежали по коже. Такое совпадение впечатляет даже самого закоренелого скептика и атеиста.
Вадим по натуре был человеком сильным и жестким, он не мог смириться со столь ранним, трагическим и нелепым уходом из жизни. Возможно, в момент похорон его душа была рядом с нами и как могла протестовала против этого.
- Вы с Вадимом дружили много лет. Накануне трагедии у вас не возникло никаких предчувствий?
- Их не возникло ни у кого, кто знал Вадима. Его переполняли планы, которые никак не сочетались со смертью. 6 июля наша команда должна была стартовать в ралли «Шелковый путь» - начиналась гонка на Красной площади в Москве. Мы строили собственную гоночную машину - «Т1 Суперпродакшн», которую собирались обкатать в «Ралли фараонов» в Египте в октябре нынешнего года.
Не скажу, что Вадим был единственным, кто представлял Украину на международных гонках. Но так презентовать на ралли не только свою команду, но и свою страну умел только он - начиная с национальных флагов на старте и финише и заканчивая интервью в отечественных и зарубежных СМИ. А последнее появление на «Дакаре» в национальной одежде и вовсе произвело фурор. Вадим мечтал о том, чтобы в мире знали не только Украину в целом, но и все ее регионы - на каждой новой гонке планировал рекламировать какой-то город или область с их достопримечательностями. Начать собирался со Львова - на старт «Шелкового пути» в Москву мы должны были выехать именно оттуда. Мы готовили целое театрализованное представление с биваком и подиумом. К сожалению, теперь всего этого уже не будет.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ АНДРЕЙ ЦАПЛИЕНКО: «ПОСЛЕДНЕЙ SMS-КОЙ ОТ ВАДИМА НА МОЕМ ТЕЛЕФОНЕ БЫЛ СМАЙЛИК»
Андрей Цаплиенко, съемочная группа которого снимала участие команды Нестерчука Sixt Ukraine во всех ралли «Дакар», кроме нынешнего года, считает: «Вадим был человеком рассудительным, но любил риск. Если что-то задумал, останавливать его не было смысла - он внимательно слушал, но все равно все делал по-своему».
- Мы познакомились в 2009 году, - вспоминает Андрей, - когда у руководства канала появилась идея послать съемочную группу на ралли «Дакар». С Вадимом мы встретились в его ресторане «Париж - Дакар» (правда, тогда он назывался по-другому), чтобы обсудить детали нашего участия в гонке. Он настолько эмоционально, восторженно и одновременно рационально о ней рассказывал, что увлек и меня.
Вадим хорошо подготовился и знал, как проходит «Дакар» и что нужно, чтобы в нем участвовать. Между нами сразу возникла взаимная симпатия, и мы перешли на ты. Вскоре «Интер» принял решение о поездке, мы начали готовить машины и тренироваться. В результате наша съемочная группа трижды принимала участие в «Дакаре» - все основные гонки мы прошли вместе с Вадимом и его ребятами.
- Как Нестерчук вел себя в форс-мажорных ситуациях?
- Он никогда не паниковал или, во всяком случае, этого не показывал. Его штурман рассказывал, как в Андах на горной дороге при переходе из Аргентины в Чили у их машины отлетело колесо. Любой в такой ситуации испугался бы, но Вадим только улыбнулся и ловко вывернул автомобиль, избежав падения в пропасть, которое еще секунду назад казалось неминуемым.
На гонке съемочные группы снимают машины с вертолета. Увидев, что гонщики столкнулись с какой-то проблемой - аварией, поломкой, - телевизионщики спускаются и начинают расспрашивать: «Что у вас случилось?». Как правило, даже такие знаменитые гонщики, как Стефан Петрансель или Кирилл Депре, охотно откликаются и дают большое интервью. Нестерчук же всегда говорил одну и ту же фразу: «Разве это проблемы? Так, ерунда», чем совершенно обезоруживал журналистов. Я, бывало, даже обижался на него: мне-то нужен был экстрим, а что прикажете делать с таким «откровением»?
- Что заставляло его снова и снова пускаться в опасный путь - жажда адреналина, стремление преодолевать трудности и потом гордиться собой или желание поддержать престиж страны?
- Наверное, все вместе. Изначально Нестерчук не был гонщиком, просто успешно занимался автомобильным бизнесом - прокатом, лизингом. Но, видимо, он был из людей, которые не довольствуются достигнутым, - им всегда хочется чего-то большего. К тому же Вадим мечтал доказать миру, что Украина - страна больших возможностей, и иллюстрировал это собственным примером. Не был он лишен и определенной доли честолюбия. Любил повторять: «Чтобы сделать что-то стоящее, нужно выйти из зоны комфорта» - и постоянно придумывал для себя какие-то сложности и трудности, чтобы потом с честью их преодолеть. Возможно, и в этот раз, оказавшись в безвыходном положении в пустыне Руб-эль-Хали, он решил не ждать пассивно помощи, а наперекор обстоятельствам искать ее самому - то есть в очередной раз выйти из зоны комфорта.
Я вообще считаю, что такие люди двигают вперед научно-технический прогресс и мировую историю. Мне Вадим рассказывал, что хочет создать не просто команду для соревнований, а подобие профессионально-технического училища, в котором готовили бы классных механиков. Жаловался: «Не могу найти хороших специалистов, с ними в Украине большая проблема. Те, которые ездят со мной, когда-нибудь уйдут, а на смену им никого нет». Вадим понимал, что Sixt Ukraine - долгосрочный проект, он умел смотреть на несколько шагов вперед.
- Почему для последней в своей жизни тренировки украинский гонщик выбрал именно пустыню Руб-эль-Хали?
- Думаю, он руководствовался соображениями исключительно практического свойства. Вадим любил Эмираты: в этой стране нет проблем с въездом, легко - в техническом плане - содержать машину и, наконец, там находится одна из самых сложных в мире трасс, на которой очень удобно тренироваться. Нестерчук, как и многие другие гонщики, ездил туда несколько раз в году. Кстати, пару раз он попадал в ситуации, когда ему приходилось оставлять машину и отправляться за помощью. Но раньше это случалось ночью, когда жара спадала, поэтому и закончилось благополучно. Видимо, и 24 июня он решил поступить, как обычно.
- Когда вы видели Вадима в последний раз?
- Довольно давно. А тут, когда Вадим собирался ехать в Эмираты, а наша съемочная группа - в Бразилию, мы с ним перебросились sms-ками. Мы мечтали в следующем году снова поехать на «Дакар», а Вадим очень хотел снова с нами поработать. Договорились по возвращении встретиться в его ресторане. Последней sms-кой от Вадима на моем телефоне был смайлик.