Шутки в сторону
Мэтр КВН Валерий ХАИТ: "Мне иногда кажется: если бы случилось какое-то чудо и Бабель остался жив, он стал бы нобелевским лауреатом..."
Яна КОВАЛЬСКАЯ. Специально для «Бульвар Гордона» 28 Августа, 2009 00:00
Художественный руководитель первого состава "Одесских джентльменов", отметивший в этом году 70-летие, собирает средства на открытие в Одессе памятника Исааку Бабелю
"НАД МОИМ КРЕСЛОМ НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА КРАСОВАЛСЯ ПОРТРЕТ ЛЕНИНА, ВИСИТ ФОТОГРАФИЯ ЖВАНЕЦКОГО"
- Валерий Исаакович, по случаю 70-летия вы были награждены "Почетным знаком Одесского городского головы". Несколькими днями раньше, к 75-летию писателя Михаила Жванецкого, его именем назвали бульвар, а артисту Роману Карцеву к 70-летию подарили двухкомнатную квартиру на Французском бульваре. Как вы ко всему этому относитесь?
- Переименование бульвара Искусств в бульвар Жванецкого - абсолютно справедливая акция, равно и как предоставление Роману Карцеву квартиры в родной Одессе. Два этих человека, как и наши одесские классики Бабель, Ильф и Петров, Катаев и другие, сделали очень много для популяризации нашего города, для укрепления его легенды и утверждения в звании столицы юмора.
Михаил Михайлович Жванецкий - уникальное литературное и сценическое явление. Я хорошо знаю его много лет и не устаю восхищаться его дарованием. Роман Андреевич Карцев - выдающийся артист. Это они вместе с Виктором Ильченко еще в 60-х годах открыли совершенно новое направление в эстрадном жанре. Вот недавно по каналу "Ностальгия" показывали записи их миниатюр. Знаете, они абсолютно не устаревают...
«У нас не было амбиций, царила доброжелательность и настоящая дружба». КВН-67. Слева направо: Матвей Левинтон, Александр Масляков, Валерий Хаит |
- А как Жванецкий отреагировал на столь необычный и неожиданный подарок?
- Он был просто счастлив! Михаил Михайлович вообще человек очень эмоциональный, в нем много мальчишества, даже детскости. И вообще, несмотря на годы, у него очень острое чувство жизни. После юбилейного вечера в Одесском театре оперы и балета юбиляр вместе со своими друзьями пошел на бульвар теперь уже своего имени, фотографировался с одесситами, давал автографы и просто радовался, как ребенок.
(Немного помолчав). Талант вообще удивительная вещь. Обратите внимание, человеку 75 лет, а как он блестяще выступает, как пишет! Это говорит о здоровье его души. Видите, над моим креслом на том месте, где в советские времена красовался портрет Ленина, у меня висит фотография Жванецкого. На мой взгляд, он - явление таланта в наиболее чистом виде, из тех, что я встречал в жизни.
- Как вы считаете, талант дается только при рождении, то есть избранным, или его все-таки можно в себе развить и даже приумножить?
- Разумеется, свыше! Но от неиспользования талант уменьшается и гибнет. Если ты ощутил в себе дар, нужно всю свою жизнь посвятить ему. Конечно, желательно как можно раньше понять, что он в тебе есть, и, не кидаясь из стороны в сторону, служить ему.
«Бабель сидит на ступенях, олицетворяющих и порог дома, и Потемкинскую лестницу» |
- Кстати, вас Жванецкий поздравил с 70-летием?
- Так получилось, что праздновать свой юбилей я поехал в Москву. Мой младший сын (один из актеров, сценаристов и продюсеров Московского комического театра "Квартет И". - Авт.) помог организовать вечер для меня и моих друзей. Михал Михалыч пришел вместе со своей женой Наташей. Они подарили мне совершенно уникальную ручку.
- Наверное, очень дорогую!
- Наверное... (Улыбается). Я не приценивался. Если честно, даже не помню, какой она марки. По весу тяжеленькая. Но писать ею нельзя - такими ручками обычно подписывают договоры между странами послы или короли. Теперь и у меня есть такая. Осталось найти, с кем бы мне подписать какой-нибудь договор!
- Где вы храните столь ценный подарок?
- У меня дома есть специальная полочка, где лежат все мои, так сказать, награды: статуэтки "Золотой стул" (одесский фестиваль юмора "Мастер Гамбс") и "Золотой Остап" (одноименный фестиваль в Санкт-Петербурге), медаль Паустовского за книгу воспоминаний о детстве "То ли луковичка, то ли репка...". А теперь туда добавился и подарок Жванецкого...
- По слухам, в российской столице на юбилей к вам собралась большая компания - чуть ли не 60 человек. Но вот дома, в Одессе, громкую дату, вы почему-то до сих пор не отмечали.
- Да, друзья обижаются, что юбилей замотал. Но я непременно сделаю большой вечер, в котором будет представлен не только юмор, но и то, чем занимался всю свою жизнь. Собираюсь почитать рассказы, стихи, даже немного пофилософствовать, тем более, согласитесь, возраст уже позволяет.
"КОГДА ЛЮДИ ВЕСЕЛЯТСЯ, У ВЛАСТЬ ИМУЩИХ СОЗДАЕТСЯ ИЛЛЮЗИЯ, ЧТО "В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО"
- Вы - признанный авторитет в области юмора, поэтому не могу не спросить у вас, почему юмор ниже пояса сегодня так востребован и даже моден?
- Ну что сказать?.. Одаренных юмористов и сегодня предостаточно, но часто они в погоне за успехом становятся в какой-то степени заложниками жанра, жертвами нынешнего, с размытыми нравственными и вкусовыми координатами, времени. Конечно, сохранять популярность на протяжении многих лет, не идя на компромисс, трудно. К сожалению, некоторые не удержались на, так сказать, природном уровне своего таланта, отчего и происходит то, о чем вы говорите. (Разводит руками).
Как правило, у нас во всем винят публику, но это полная ерунда. Думаю, человек на сцене, позволяющий себе пошлость и грубость, просто идет по пути наименьшего сопротивления. Конечно, опускаться до уровня самого непритязательного зрителя гораздо проще, чем поднимать его до своего уровня. Хотя бывают случаи, что и поднимать-то особенно некуда... Нужно быть личностью и стараться сохранить себя. Тем более когда ты обладаешь талантом. Талант - это ответственность! (Горько). А когда человек начинает приспосабливаться, терять всякий контроль и ориентиры и, будучи очень популярным и высокооплачиваемым артистом, разрешает себе унижающие его и зрителя вещи, то это не только цинизм, но и в определенном смысле деградация...
- Объясните тогда, почему сомнительные шутки от "всенародно любимого" "Камеди Клаба" так понятны и угодны в нашем обществе?
- Зритель воспринимает то, что ему дают. Но каждый случай имеет свое объяснение. Что касается "Камеди Клаба" - это, на мой взгляд, этакий самодеятельный кавээновский юмор, замешанный на атмосфере ночного клуба. А там, где есть место спиртному (а возможно, и вещам еще более сильным), всегда возникает иллюзия некой свободы и вседозволенности. Что делать, время сегодня такое - падение нравов! Нравственные координаты расплывчаты, критерии смещены, а людям все равно хочется радости.
Когда по телевидению транслируют рейтинговое шоу, зрителей много как в зале, так и у экранов. Это, кстати, вполне устраивает власть. Причем не только в России, но и у нас. Главное, что люди веселятся. Таким образом, у власть имущих создается иллюзия, что в стране все хорошо, что "в Багдаде все спокойно"...
- Интересно, по каким критериям вы оцениваете качество юмора?
- Конечно, его восприятие субъективно. Но, согласитесь, что человеку, занимающемуся свыше 40 лет таким сомнительным делом, как юмор, уже пора себе доверять. Так вот, я считаю: не все то, что некоторые люди считают юмором, на самом деле им является. А если говорить о вкусе, то я его определенным образом даже навязываю...
- А правильно ли это?
- Думаю, опыт все же имеет значение. Не случайно именно ко мне обратилось московское издательство "ЭКСМО" с просьбой составить для серии "Антология сатиры и юмора России XX века" том "Одесский юмор". Книга вышла почти пять лет назад и имеет колоссальный успех. 12 допечаток тиража, представляете?! Но это не только моя заслуга - прежде всего, конечно, работает одесский бренд.
Тем не менее я готов отвечать за каждое напечатанное слово и в моем журнале, и в моих книгах. В них вы не найдете ненормативной лексики: все изложено в пределах норм русской грамматики. То есть здесь представлен настоящий одесский юмор, как я его понимаю, а не то, что за него зачастую выдают: жаргон, коверканье языка, дурную одесскую экзотику. И хотя Жванецкий как-то сказал: "Нет специального одесского юмора, есть юмор, вызывающий смех, и есть шутки, вызывающие улыбку сострадания", я с ним не совсем согласен. Потому что он сам своими текстами и, главное, их феерическим исполнением доказывает, что это не так. Одесский юмор - это легкость, парадоксальность, доброта, теплота... Да и интонация, но не назойливая, не пародийная... Не такая, как, скажем у актрисы Крючковой в отличном, в общем, фильме "Ликвидация"...
- Как по-вашему, можно научить остроумию?
- Дело в том, что юмор на самом деле очень сложная субстанция. Он падает с неба, возникает из воздуха. Поэтому научить ему, по-моему, нельзя. Можно только развить это чувство, если оно в тебе хоть немножко присутствует... Лучше всего это достигается ежедневными упражнениями. Вот я, например, делаю их уже несколько десятилетий. Говорят, получается...
- Нет, серьезно, что нужно сделать, чтобы развить свое чувство юмора?
- Слушать хорошие концерты достойных исполнителей. Читать хорошие книги: Зощенко, Жванецкого, Довлатова, Альтова, Иртеньева, Губермана. Но Губермана все-таки не сплошь. Он употребляет в своих напечатанных произведениях, а также в выступлениях со сцены ненормативную лексику. А я такого, честно говоря, не приемлю. Мне кажется, в этом есть какая-то поза, некоторая эпатажность, и к тому же слышится отчетливая забота о своем успехе. Известно, что интерес к запретному у людей всегда есть, и играть на этом, мне кажется, не совсем благородно.
- А теперь давайте вернемся к КВН. Какой момент из тех давних встреч вам запомнился больше всего?
- Это финал сезона 1967 года (в то время игры КВН еще транслировались в прямом эфире), когда я выиграл конкурс у обаятельного капитана московских медиков Матвея Левинтона и мы привезли домой 10 золотых медалей. Нас на вокзале встречал весь город. Помню, меня несли на руках от перрона до улицы Пушкинской...
Из книги Валерия Хаита «Доля шутки. (Избранное из услышанного)» * * * Разговор после концерта известного юмориста: — Между прочим, каждый уважающий себя артист эстрады должен иметь сегодня хотя бы один пошлый номер! — Правильно. А если он себя по-настоящему уважает, то и два! * * * В проектном институте, где я когда-то работал, у нас в отделе были сотрудники с фамилиями: Бант, Шарф, Фрак, Щеголь... Фамилия начальника отдела была Портной. * * * Три полных женщины садятся в машину на заднее сиденье. Волнуются, что не поместятся. Одна говорит: — Давайте сядем черепицей!.. * * * — Чтобы борщ получился, ему нужно полностью отдаться!.. * * * Врач сказала: — Кардиограмма — как рыба. Всегда должна быть свежей... * * * В феврале 96-го Зиновий Ефимович Гердт снимался в Одессе у какого-то греческого режиссера и жил с женой в гостинице «Красная». Завтрак из любви и уважения к артисту приносила в номер сама метрдотель ресторана — видная, яркая одесская женщина. Она стучала в дверь и, когда жена Гердта ей открывала, торжественно входила в номер и спрашивала: — Ну что, мой уже встал? * * * В парикмахерской. Я пытаюсь как-то руководить процессом. Парикмахерша: — Да не волнуйтесь, мы работаем без брака! — Как это? — А оно ж отрастает!.. * * * — Молодой человек, вы не могли бы проводить меня до дома? — Только взглядом!.. * * * Лично слышал по местному телевидению. «А сейчас вы увидите американский фильм, в котором рассказывается о похищении детей... Приятного вам просмотра!». * * * Фраза, услышанная на Привозе: — Такая интересная женщина — и не ест творог! * * * Женщина на Привозе продает курицу. Поднимает ее высоко над прилавком и говорит покупателю: — Посмотрите, какие у нее ножки. Это же топ-модель!.. * * * — О, он известный художник. Продолжатель дела Айвазовского на суше... * * * Знакомый купил своему пятилетнему сыну ежика. — Папа, а как с ним играть? — Как хочешь, так и играй. — Как хочешь — жалко... |
"БОРИС БУРДА, ЗАГИПНОТИЗИРОВАННЫЙ В ПОЭТА СВЕТЛОВА, ПРИДУМАЛ НЕСКОЛЬКО ПЕСЕН"
- Помните, какой была кавээновская атмосфера тех лет? Как придумывались лучшие шутки?
- Не было амбиций, царила доброжелательность и настоящая дружба. Все друг друга просто обожали. Мы сидели в одной комнате, фантазировали, устраивали, как сейчас говорят, мозговые атаки. Потом какая-то группа уединялась - мы ей давали задания. Кто-то писал песни, кто-то рисовал.
У меня в команде был знаменитый нынче Борис Бурда, а один из наших авторов и актеров Юра Волович, который только что защитил в Одесском институте связи диплом на тему о телепатии, гипнотизировал его, превращая то в поэта Светлова, то в Маршака. И, что самое удивительное, Боря в этом состоянии придумал несколько песен, которые и были потом использованы в выступлениях. Не верите? Спросите у Бориса Оскаровича!..
А что до атмосферы в команде, думаю, что в значительной степени она была связана с моей, пусть мало осознаваемой, но установкой на доброжелательность... Вот, скажем, наши соперники иногда обращались к услугам профессионалов. А нам, если кто-то и помогал, то чисто по-дружески. Просто людям нравилась веселая компания. К одесской команде многие тянулись...
- Вы часто ссылаетесь на Михаила Жванецкого. Он, как многие его талантливые предшественники, чтобы добиться серьезного успеха, уехал из Одессы. А вот вы нет...
- Одесса - лучший в мире город для жизни. Да, Жванецкий неоднократно повторял, что надо пустить корни в столице, вариться в этом котле. Тогда есть ощущение свежести, современности, актуальности. И главное, нет опасности безнадежно отстать... Но я никуда не уехал. Чтобы пойти на такой шаг, нужно, кроме всего прочего, быть еще человеком поступков. Нет, я не такой. Меня всегда вела жизнь, а я старался прислушиваться к ее сигналам.
- Валерий Исаакович, а вы в судьбу верите?
- Да, конечно! А вообще, судьба благоволит тем, кто идет ей навстречу. Нужно просто двигаться, прислушиваться к себе, тогда она непременно обратит на тебя внимание. (Задумчиво). От нас самих многое зависит. Вообще, жизнь - это путь самосовершенствования, попытка найти себя, прийти к себе.
- Вам 70 лет, а признаться, вам их никак не дашь. Не поделитесь секретом?
- Ну, во-первых, вам еще рано об этом задумываться. А секрет?.. У меня в моей книжке "Доля шутки. (Избранное из услышанного)" есть такой диалог: "Слушай, ты так молодо выглядишь, как тебе это удается?".- "Совесть относительно чиста"...
А если всерьез... Просто нужно ставить перед собой все новые и новые задачи, ни в коем случае не начинать подводить итоги, все время загружать себя все новой и новой работой. Работа, особенно любимая, - лучший эликсир молодости!
- Насколько я знаю, по вашей инициативе начат всенародный сбор средств на памятник писателю Исааку Бабелю. С чего все началось?
- Все было почти случайно. Я прогуливался по нашему Александровскому проспекту и увидел вдали новый памятник, которого еще вчера вроде бы не было. Подошел поближе, смотрю - Иван Франко. И подпись: "К 150-летию поэта". Ну, думаю, все правильно, Иван Франко - выдающийся поэт, мыслитель, общественный деятель. Неважно, что в Одессе он был, кажется, всего однажды, и то проездом. Установка памятника ему - очередной шаг в укреплении украинской государственности, что, кстати, я всячески поддерживаю...
Думаю дальше. "А вот, скажем, Исаак Бабель тоже великая личность, видимо, символом украинской государственности не является... Но ведь памятника он заслуживает не менее, чем Иван Франко. Тем более в Одессе...". И тут сама собой пришла мне в голову формула естественного и разумного отношения государства к болезненной теме русского и украинского в Украине. Политика государства должна быть, на мой взгляд, такова: украинскому помогать, русскому не препятствовать.
Вообще, ждать решений по любому поводу от властей - это предрассудки советского времени. Нужно проявлять больше инициативы снизу. Особенно когда речь идет о родном городе! Собрали же когда-то одесситы средства на памятник Пушкину, почему бы не повторить это для такого потрясающего писателя, как Исаак Бабель?
От имени Клуба одесситов, где я рассказал о своей идее, мы написали письмо нашему мэру Эдуарду Гурвицу. Градоначальник, нужно отдать ему должное, мгновенно откликнулся и создал комиссию по подготовке к международному конкурсу на лучший проект памятника и распорядился об открытии счетов для сбора средств...
"КАЖДЫЙ УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ АРТИСТ ЭСТРАДЫ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ПОШЛЫЙ НОМЕР"
- Конкурс уже проведен, и имя скульптора, выигравшего его, известно...
- Да, это Георгий Франгулян, чьи работы украшают города России и Европы. Его Булат Окуджава стоит в Москве на Старом Арбате, Петр Первый установлен в Антверпене, а скульптура Пушкина - на площади в Брюсселе. Для Венеции, где уже давно не разрешают возводить монументов, Франгулян создал совершенно уникальный, первый в мире памятник на понтоне - "Ладья Данте". В Москве в ближайшее время напротив американского посольства появится памятник Иосифу Бродскому.
Когда Георгий Вартанович узнал, что в Одессе объявлен конкурс на лучший проект памятника Бабелю, он мгновенно решил принять в нем участие. Могу сказать, что и семья Бабеля горячо одобрила его вариант. Мы получили письмо от дочери писателя Лидии Исааковны Бабель, в котором были, в частности, такие слова:
"Я очень благодарна Клубу одесситов за инициативу возведения памятника моему отцу в Одессе. Благодарна и всем, кто способствовал проведению этой инициативы в жизнь. Одесса - родной город Бабеля, город, который он очень любил и где мечтал жить в старости. К сожалению, этой мечте не удалось сбыться. И вот много лет спустя Бабель снова появится в столь любимой им Одессе...".
- Каким мы увидим отлитого в бронзе писателя?
- Памятник будет установлен на углу улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где жил Бабель. Он сидит на ступенях, олицетворяющих и порог дома, и Потемкинскую лестницу. Катящееся рядом колесо символизирует и "Конармию", и "Извозопромышленное заведение Мендель Крик и Сыновья" из "Одесских рассказов", и колесо судьбы. Когда смотришь на него, возникает ощущение, что слышен цокот копыт по одесской булыжной мостовой из его рассказов.
- Кто принимал участие в сборе средств на увековечение Бабеля в нашем городе?
- Внесли посильную лепту - и продолжают это делать! - граждане Украины, России, США, Израиля, Германии, Латвии, Грузии, Эстонии, Австралии. Среди них не только одесситы. Из всей знаменитой одесской литературной плеяды Исаак Бабель наиболее известная в мире фигура. Он был европейской знаменитостью еще в 30-е годы... Знаете, мне иногда кажется, если бы случилось какое-то чудо и Бабель остался жив, он стал бы нобелевским лауреатом. Потому что Бабель по-настоящему великий писатель! Он был из тех, кто создавал миры...
Вообще, обратите внимание, знаменитые писатели-одесситы прославили не только Одессу, но и всю русскую литературу. Конечно, Бабель стоит на самой вершине, но рядом с ним и Ильф и Петров, и Юрий Олеша, и Валентин Катаев, и Эдуард Багрицкий... Так что, думаю, памятник Бабелю - первый в этом ряду, но далеко не последний.
- А когда предполагается его установить?
- Подготовительный этап проекта "Исааку Бабелю - граждане Одессы" завершен, но сбор средств продолжается. Мы даже рассчитываем, что теперь он пойдет активнее, и для этого проведем несколько специальных акций. Так, например, 1 октября 2009 года в Москве, в театре "Школа современной пьесы", которым руководит наш земляк Иосиф Райхельгауз, запланирован вечер московских одесситов, посвященный сбору средств на памятник Бабелю. Такие же встречи мы хотим провести в Киеве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, в городах Израиля.
А установка самого памятника планируется на конец весны - начало лета 2010 года. В этом году исполняется 70 лет со дня гибели писателя...
P.S. Желающим принять участие в сборе средств на памятник Исааку Бабелю в Одессе сообщаем банковские реквизиты:
Банк ГУГКУ в Одесской области
МФО 828011 код ЕГРПОУ 23862106
счет 31519931700002
получатель УГК в г. Одессе
код бюджетной классификации 50110000 "Целевой фонд
Одесского городского совета"
назначение платежа:
финансовая помощь на сооружение
памятника И. Э. Бабелю
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter