Жена Роберта РОЖДЕСТВЕНСКОГО Алла КИРЕЕВА: «Робка вполне нормально к власти относился, очень долго ей верил, потом долго сомневался… Прозрение его, мне кажется, и убило»
(Продолжение. Начало в № 33 )
«КОГДА В ПАРТИЮ РОБЕРТ СОБРАЛСЯ, Я ЧУТЬ С НИМ НЕ РАЗВЕЛАСЬ»
— Мы сейчас у вас на даче находимся — в историческом, можно уже сказать, доме, а кто из великих, из выдающихся людей за этим столом сидел?
— Ой, многие... Аркадий Райкин с женой, Ростислав Плятт, Никита Богословский, Арно Бабаджанян, Оскар Фельцман, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон...
Виталий КОРОТИЧ: — ...Марк Фрадкин...
— ...Коротичи вот бывали (смеется), старички очень милые приходили.
— Партия и правительство неустанно о писателях и поэтах заботились: ордена, медали и премии давали, материальные блага щедро подбрасывали, за границу иногда отправляли, — но вы всю жизнь лютой ненавистью и партию, и правительство ненавидели — почему?
— Вопрос абсолютно детский: а за что мне их любить, когда они такое творили, когда постоянно врали, когда буквально насквозь фальшью были пропитаны? Оснований не вижу...
Робка вполне нормально к власти относился, очень долго ей верил, потом долго сомневался — до него истинное положение вещей постепенно доходило, но в конце концов он все понял — прозрение его, мне кажется, и убило.
(Пауза). Вот последние его стихи (подает книгу), там диагноз уже поставлен.
— Вы действительно возражали против того, чтобы в партию он вступил?
— (Возмущенно). Да я чуть с ним не развелась! (Хотя к тому времени 30 лет мы уже были женаты).
— Вы и вправду сказали ему: «Или партия, или я»?
— Я не понимала, чего ему не хватает: секретарь Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола... «Мне неприятно, — ответил он, — когда на собрании говорят: «Беспартийные, выйдите!», а потом что-то за закрытой дверью обсуждать начинают, не хочу бегать и спрашивать: «Что там было?» — хочу знать!», а мне казалось, что это блажь. «Ну не услышишь ты, что на партийном собрании обсуждают, — невелика потеря! Что тебе там делать?». В общем, помириться пришлось — не знаю, жалел он о своем решении или нет...
— Я немало о так называемой белой книге слышал, которую Виталий Алексеевич сейчас рассматривает (ее по цвету суперобложки так окрестили — на самом
«Все суета... И вечный поиск денег, и трата их, и сочиненье книг...» |
деле «Последние стихи Роберта Рождественского» она называется). О стихах, которые в конце жизни Роберт Иванович написал, мне Иосиф Кобзон рассказывал, — их каким-то прозрением можно назвать?
— Безусловно...
— Какой-то толчок был или просто много нового он узнал?
— Думаю, Роберт дозрел. Он Родину очень любил и все эту атрибутику: флаг, герб, — но не понимал, что за этим стоит, ему невдомек было, что какие-то злые люди этим пользуются.
Виталий КОРОТИЧ: — Вы знаете, я прочитаю сейчас эти стихи не потому, что они посвящены мне, а потому, что в них одно из кредо Роберта. (Читает):
Хочу,
чтоб в пожизненной теореме
доказано было
судьбой и строкою:
я жил в эту пору.
Жил в это время.
В это.
А не в какое другое.
Всходили
знамена его и знаменья.
Пылали
проклятья его и скрижали...
Наверно,
мы все-таки
что-то сумели.
Наверно,
мы все-таки
что-то сказали...
Проходит по ельнику
зыбь ветровая...
А память,
людей оставляя в покое,
рубцуясь
и вроде бы заживая, —
болит к непогоде,
болит к непогоде.
Собственно, это ощущение, что, как бы там ни было, мы честно своими дорогами шли и все-таки что-то сумели, — в самом конце жизни у него было. Очень больные и очень мощные стихи Роберт писал, и именно это — осознание, что все-таки что-то мы сделали, позволяло думать, что стыдиться нам нечего...
Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко, 80-е годы. «Как бы там ни было, мы честно своими дорогами шли и все-таки что-то сумели...» |
«БОРОТЬСЯ ЗА НЕГО НЕ ПРИХОДИЛОСЬ НИ РАЗУ — КАК-ТО БОГ МИЛОВАЛ, ХОТЯ ВСЕ ВРЕМЯ ЭТОГО ЖДАЛА»
— В перестройку Роберт Иванович поверил?
— В первое время — да: ему все время во что-то поверить хотелось, ну а потом... Когда наш дорогой зять Дима (мы с Виталием Алексеевичем, у которого в «Огоньке» он работал, его очень любим) в Новосибирск поехал и чой-то там про 70 процентов написал...
Виталий КОРОТИЧ: — Ой, Алла, давай я расскажу. Это очень смешно было: я журналистский ход придумал — корреспондента журнала «U.S. News & World Report» и нашего Дмитрия Бирюкова, то есть твоего с Робертом зятя, по Транссибирской магистрали отправить — они в одном СВ ехали и писали... Это 87-й год, как раз 70 лет Октябрьской революции стукнуло, и вот в Новосибирске гордый секретарь обкома сказал им, что «у нас 70 процентов населения перестройку поддерживает».
Номер к октябрьским праздникам вышел, а 7 ноября в Большом театре Михаил Сергеевич Горбачев доклад делал, в котором заверил, что весь советский народ как один перестройку поддерживает, после чего мне член Политбюро Александр Николаевич Яковлев позвонил. «Ночью, — сообщил, — телефонный звонок Горбачева меня поднял — он сказал, что в Новосибирске переворот назревает, и обком борьбу там возглавил, потому что в докладе говорится, что 100 процентов советских людей за перестройку, а в «Огоньке» написано — только 70» (хотя на самом деле, конечно, еще меньше было).
«Значит, так, — распорядился Яковлев, — Бирюкова уволить, из партии изгнать — все!», но, естественно, зятя Аллы Борисовны с волчьим билетом выгнать я не мог, поэтому мы Дмитрия глубоко в недрах отдела публицистики законспирировали, и Александр Николаевич, надо отдать ему должное, больше не звонил... Это как один бывший зек мне рассказывал: «Вот нам в лагере командовали: «Построиться!», а мы ноль внимания, они опять: «Построиться!» — у нас реакция та же. Они в третий раз, грозно: «Построились! Пошли!» — после чего отворачивались и, не оглядываясь, шагали вперед, тогда как никто из нас с места не двигался...». Так и тут было, но самое интересное состоит в том, что в перестройку Горбачев гораздо больше, чем все остальные, верил...
«Завидовали нам потому, что и о его каких-то романах никто не слышал, и про меня тоже что-то такое интересненькое сказать трудно было» |
— Алла Борисовна, на стихи Роберта Ивановича множество любимых советским народом прекрасных песен — одна лучше другой — написано, а у вас любимая среди них есть?
— Да, «Ноктюрн».
— «Между мною и тобою гул небытия»... Эти стихи вам посвящены?
— Ой, не знаю — он же не говорил: «Вот я для тебя написал». Можно считать, что да — теперь...
— Ее и Муслим Магомаев, и Иосиф Кобзон пели...
— ...и еще много других разных мужчин...
— Зачастую эти песни при вас, на ваших глазах рождались?
— На моих глазах они в магнитофоне вертелись, поэтому долгое время их ненавидела — скажем, мелодии песен для «Семнадцати мгновений» могли и 100 раз звучать, и 200. Он слушал, на ухо наматывал, а я зверела, из дому уходила.
— Многие советские знаковые поэты-песенники, которые до сегодняшних дней дожили, с ностальгией вспоминают, какими богатыми были людьми и какие многотысячные ежемесячные отчисления ВААП (Всесоюзного агентства по авторским правам. — Д. Г.) — получали, но столько, сколько имел Роберт Рождественский, уверяли они, не имел никто...
— Нет, это неправда — это Илья Рахмиэлевич Резник говорит, который завидует всем и вся. Теперь, конечно, какие-то вшивые авторские платят — раньше были побольше, но не заоблачные, не такие, что с ума сойти.
— Тогда все, в общем-то, деньги на сберкнижку откладывали, но в 91-м году вкладам пришел конец — у вас сбережения тоже сгорели?
— У нас нет, потому что операции и всякие дела медицинские начались. Наших накоплений так называемых на лечение Роберта не хватало, поэтому разные помогали люди.
— Женщинам Роберт Иванович нравился? Какая-то мужская притягательность в нем была?
С писателем Василием Аксеновым, начало 60-х |
— Ну кто бы мне об этом сказал? Я не в курсе.
— Тем не менее бороться за него вам приходилось?
— Ни разу — вот как-то Бог меня миловал, хотя все время этого ждала.
— Поэт, однако, без вдохновения не может: его обязательно что-то должно волновать, он должен переживать, мучиться — увлечения у Роберта Ивановича случались?
— Такие, чтобы мне об этом известно стало, — нет, но вполне может быть... Да наверняка! — ни один ведь мужик не успокоится, пока...
Виталий КОРОТИЧ: — Вы знаете, нет, во всяком случае, по человеку всегда уровень каких-то его реакций, так сказать, ощущается. Красивые женщины Роберту нравились, но без агрессивности, без, скажем, Жениного желания все-все к рукам прибрать — он к этому относился нормально.
«СЕЙЧАС НА МОГИЛУ РОБЕРТА Я НЕ ХОЖУ — СМЫСЛА НЕ ВИЖУ»
— Вы очень красивая женщина — он вас ревновал?
— Бывало, но тоже не агрессивно.
— Вы просто повода, наверное, не давали?
— Старалась (смеется).
— Ага, вы задумались... Как-то неопределенно ответили...
— Нет, по большому счету, не давала.
— Вашей семье завидовали? Тому, что она дружная, тому, что это союз двух интеллигентных, духовно наполненных людей?
— Да, могу подтвердить.
— И в чем это выражалось?
— В шепотках всяких. Завидовали нам — это правда, потому что и о его каких-то романах никто не слышал, и про меня тоже что-то такое интересненькое сказать трудно было.
«Хочу,чтоб в пожизненной теореме доказано было судьбой и строкою: я жил в эту пору.Жил в это время. В это.А не в какое другое» |
— Он вам стихи посвящал?
— Ежедневно, ежечасно.
Виталий КОРОТИЧ: — Очень много!
— Какое-нибудь из них, самое, может, пронзительное, помните?
— Я книжки вам подарю, и вы, если сможете, на досуге их прочитаете...
— Обязательно прочитаю... Все, кто Роберта Ивановича знал, говорят, что он исключительно порядочным был человеком и многим помогал, драгоценное время растрачивая, которое мог бы творчеству посвятить. Вы за это его не ругали?
— Никогда! — он считал, что это необходимо. Сколько с музеем Цветаевой бегал, сколько времени на тот же сборник Высоцкого потратил!.. У Роберта он не шел, потому что к стихам у него более высокий был счет: «Да, поется, — говорил, — а читать как стихи не выходит». Что он еще делал? За какие-то светофоры боролся (смеется) — все это время у него отрывало. Да, каких-то таких лишних забот было немало, но за все с большим воодушевлением он брался.
Виталий КОРОТИЧ: — Ничего на самом деле время не отрывает, и поэта, который может сидеть изо дня в день за столом и перышком стихи свои черкать, представить трудно. Это и есть жизнь, без которой не только стихов — ничего бы не получилось...
— Увлечения вне литературы у вашего супруга были?
— Он гравюры, открытки, эстампы — все, что старой Москвы касается, собирал (коллекция у него огромная), а еще книги всякие старые обожал — их тоже невероятно много. Все это теперь невостребованное лежит — внуки же не читают...
— И каково будущее этих коллекций?
— Ой, это моя боль, потому что научить их читать не могу: с тех пор, как сгорел дом, внуки из-под моего контроля вышли. (Старшая дочь Аллы Борисовны и Роберта Ивановича Екатерина построила на родительском участке в Переделкино дом, куда перевезла весь отцовский архив, но пожить там семья не успела — все уничтожил пожар. — Д. Г.). Раньше внуки читали — теперь нет: все эти штуки — интернет, айпад, айфон — книги им заменили.
— Как Роберт Иванович к религии относился?
С Евгением Евтушенко, 60-е годы |
— Думаю, по-коммунистически: мама у него коммунисткой была.
— Верующим, значит, он не был?
— Был атеистом.
Виталий КОРОТИЧ: — Постой, Ал, по-моему, незадолго до Робиной смерти повенчаться вы собирались — успели?
— Нет, Виталик (машет отрицательно головой) — зачем мне его было мучить?
— Он такие пронзительные стихи в конце жизни писать стал, а я помню не менее пронзительное стихотворение Андрея Дементьева, Роберту Рождественскому посвященное.
Все суета...
И вечный
поиск денег,
И трата их,
и сочиненье книг.
Все суета.
Но никуда
не денешь
Своей тоски,
протяжной,
словно крик.
Не я один живу
в такой неволе,
Надеясь
на какой-нибудь
просвет.
Мы рождены,
чтоб сказку
сделать
Болью.
Но оказалось,
что и сказки нет.
Алла и Роберт со старшей дочерью Катей, 1963 год |
— Роберт Иванович в 62 года ушел — почему так рано?
— У него опухоль мозга была. В Париже операцию сделали неудачно, потом другую — на этот раз вроде бы хорошо... Стихи, белую книгу составившие, после этих операций написаны, а что случилось? У него пищевод разорвался и... Как это, Виталик, называется когда разрывается что-то?
Виталий КОРОТИЧ: — Сердечный приступ. Я уже не врач и все забыл, но произошло это очень быстро — здесь, на даче, и до Москвы Роберт, по-моему, не доехал...
— Нет, он доехал, ему операцию даже сделали...
Виталий КОРОТИЧ: — ...но спасти его врачи уже не смогли.
— К этому готовы вы не были?
— Абсолютно — он слаб был, болел, но мне казалось, что еще немножко, немножко и все наладится... На его 60-летие гости собрались — практически все, перечисленные нами люди. Я видела, что ему плохо: время от времени Роберт как-то исчезал, уходил куда-то, но все-таки два года еще держался. (Плачет). Что говорить...
— Это правда, что спустя несколько месяцев после его смерти вы на столе телеграмму нашли: «Добрался нормально. Здесь совсем неплохо. Не волнуйтесь.
Роберт Иванович с младшей дочкой Ксенией, 1974 год |
Скучаю»?
— Да, это просто как удар было....
— Оказалось, телеграмма 60-х годов... Удивительная история! — а на могилу к нему часто вы ходите?
— Сейчас нет — смысла не вижу.
— Вам его не хватает?
— Очень — я все время о нем думаю.
— Мысленно иногда с ним беседуете?
— Нет — понимаю, что меня он не слышит.
— При его жизни, не сомневаюсь, все его стихи вы читали — сегодня, когда их перечитываете, они новым смыслом для вас наполнены, как откровение звучат?
— Иногда да. Некоторые...
«КАКАЯ Я СВОЛОЧЬ НЕСДЕРЖАННАЯ!»
— Кто из его бывших друзей сегодня вас, вашу семью поддерживает?
— Раз (на Виталия Коротича указывает), два (на его жену Зинаиду Александровну). Кто еще? Ну вот Володя звонит, архитектор.
Алла Борисовна и Роберт Иванович с дочерьми Катериной и Ксенией, середина 80-х. «Ксения сейчас о кино пишет, и очень неплохо» |
Виталий КОРОТИЧ: — У Аллы и Роберта дети очень верные, дочки...
— Дети потрясающие!
Виталий КОРОТИЧ: — Зять очень помогает.
— Знаете, Иосиф Кобзон очень ко мне внимателен — по телефону всегда позвонит, спросит: «Как ты себя чувствуешь?». Он занят, он болен — я все понимаю — но неизменно на помощь готов прийти.
— У вас очень талантливые дочери — Екатерина вообще свое направление в фотоискусстве открыла: до нее никто никогда этим не занимался. (Екатерина стала известна благодаря фотопроекту «Частная коллекция» — это серия фотопортретов наших современников в образах прошлого, героями которых стали известные российские политики, актеры театра и кино, звезды шоу-бизнеса, телеведущие, спортсмены. При помощи грима, костюмов и декораций они перевоплощаются в персонажей живописных полотен великих художников прошлого: всего в проектах Екатерины Рождественской приняли уже участие более трех тысяч человек. — Д. Г.).
— Виталий Катин большой поклонник — он ее обожает! (cмеется).
Виталий КОРОТИЧ: — Китч! (cмеется).
— И еженедельник «Семь дней», где Екатерина — главный редактор, и особенно «Караван историй» — мой любимый журнал, где она свою рубрику ведет, — все это замечательно, а вы понимали, что ваша дочь задумала, когда портретную галерею свою начинала?
— Я с самого начала помочь ей пытаюсь и как-то от желтизны хотя бы в зелененькую сторону увести.
Виталий КОРОТИЧ: — Ну да, Ксения Собчак в образе Крупской...
— Ой (смеется), Ксения — это вообще...
Роберт Рождественский и Алла Киреева с дочками, 1971 год |
— А чем тоже Ксения —ваша младшая дочь — занимается?
— Она о кино пишет, и очень неплохо — среди киношных всяких людей репутация у нее хорошая.
— Когда-то вы советскую власть не любили, а нынешняя свободная независимая Россия вам нравится?
Алла Киреева со старшей дочерью Екатериной Рождественской — журналисткой, переводчицей, дизайнером и фотохудожником, автором знаменитого проекта «Частная коллекция». «Я с самого начала помочь ей пытаюсь и как-то от желтизны хотя бы в зелененькую сторону увести» |
— Без Путина, может, и понравилась бы, а так нет.
— Чем же Владимир Владимирович вас не устраивает?
— Ну, вы же взрослый мальчик... Чего рассказывать? — не моего он размера.
— Это правда, что, когда на юбилее Андрея Вознесенского — еще при его жизни — на сцену Пал Палыч Бородин, бывший управляющий делами Кремля, поднялся...
— (Перебивает). Откуда вам это известно?
— Работа такая...
— Пошла я краснеть...
— В общем, вы, культурная, интеллигентная женщина, не сдержались и на весь зал сказали: «Вор должен сидеть в тюрьме!»?
— Ну, не на весь зал — только на первый ряд.
— Он тем не менее услышал...
— Да? Какой стыд, а? Какая я сволочь несдержанная!
— Это вам надо было?
— Нет, ну зачем я хорошего человека обидела? (смеется).
— Вы завсегдатай Facebook, за политикой активно следите... Когда день на исходе и вы остаетесь одна, чем занимаетесь: включаете телевизор, книги читаете, в интернете сидите? Что вас сегодня волнует, о чем поздним вечером думаете?
— (Грустно). О вечности... Читаю до посинения, а когда больше уже не могу, ложусь спать.
— Какие книги сейчас на столе вашем лежат?
— Самые разные, но как-то в последнее время в мемуары упала — они меня вполне устраивают. Только что Георгия Иванова прочитала — очень хорошая книжка, такая вкусная. Это 20-е годы, Петербург, Серебряный век — все ужасно похоже.
— Ничего нового, да?
— Да нет, они как-то посмешнее себя вели. Много еще всяких детективов читаю, чтобы от гадости, которой газеты пестрят, отвлечься. Ну что еще сказать? Жизнь прекрасна, когда есть интернет — эта вот электронная книжечка, которая случайно сюда попала. Все хорошо!
С Виталием Коротичем и Дмитрием Гордоном. «Я все время о Роберте думаю, мысленно с ним разговариваю, но понимаю, что меня он не слышит» |
— Какие стихи, чью поэзию нынче вы любите?
— На сегодняшний день только Коротича и Рождественского — больше никого.
— Хороший у вас вкус...
— А вы сомневались?
— Алла Борисовна, я благодарен вам за эту откровенную беседу, за то, что в гости к себе пригласили, а напоследок прошу вас самое любимое стихотворение Роберта Ивановича прочитать...
— Его любимое или мое?
— Ваше из написанного им...
— С таким голосом чтец из меня... (Берет в руки книгу и читает):
Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит
на оконном стекле.
Что-то я делал не так —
Извините:
Жил я впервые
на этой земле.
Я ее только теперь
ощущаю.
К ней припадаю.
И ею клянусь...
И по-другому
прожить обещаю.
Если вернусь...
Но ведь я не вернусь.