Ежи ГОФФМАН: «Если Путин говорит, что Украина и Россия — один народ, как можно оправдать агрессию против собственного народа?»
— Из тех исторических знаний, которые я имею, могу точно сказать, что украинцы — это украинцы, а русские — это русские. Да, славянские, но совершенно разные народы. Думаю, Путин разговорами о едином народе пытается воссоздать имперскую Россию, но если он утверждает, что Украина и Россия — один народ, как можно оправдать агрессию против собственного народа?
Если бы не ядерное оружие, то глобальный конфликт давно бы начался. Его планировал еще Сталин, но он умер на два-три года раньше, чем планировал развязать очередную войну. И единственное, что сейчас сдерживает глобальный конфликт, — это ядерное оружие, а именно осознание того, что в такой войне победителей не будет, как и не будет планеты Земля. Но я боюсь, что там, где берутся в расчет большие деньги, справедливость, честность и просто здравый смысл могут исчезнуть.
Мне трудно сказать, где остановится Путин. Может, это лишь попытка создать так называемый коридор для Крыма. Аппетит ведь приходит во время еды. Все, что сейчас происходит, мне бы никогда не приснилось в самых черных снах. К сожалению, я никакого влияния не имею, и мне остается лишь переживать и сочувствовать.
Путин вызвал ненависть со стороны большой части украинского народа и, что очень прискорбно, возвел стену между русскоязычным и украиноязычным населением внутри страны... И в этом, на мой взгляд, частичная вина самой украинской власти. Как можно было сразу после революции отменить языковой закон под влиянием бездумных и оголтелых националистов, существование которых в Украине отрицать нельзя? (Имеется в виду закон, предусматривающий официальное двуязычие в регионах, где численность нацменьшинств выше 10 процентов. — Прим. ред.). Потом на это наложили вето, но зачем отменяли?
Вас ожидает очень много неимоверно трудных моментов, необходимы серьезные реформы, без которых дальнейшее существование Украины просто немыслимо. Реформы требуют больших усилий и мужества, и я вам от всей души этого желаю. А также желаю не поддаваться ненависти, которая никогда не являлась хорошим попутчиком. Все остальное, к сожалению, не совсем от вас зависит. Ведь это не Украина вторглась в Россию, а наоборот.