Кто виноват?
Мудрый француз Андре Моруа сравнивал революции с болезнями, у которых короткий инкубационный период и очень долгий период выздоровления. ХХ век спутал в наших жизнях несколько революций, две мировые войны, ряд войн помельче и множество событий, не столько формировавших новые сознания, сколько разрушавших какие угодно. Мы никогда еще не жили в условиях стабильности, надежности и сейчас выискиваем себе место в уже сложившемся мире, а интегрироваться в него, оказалось, совсем непросто.
Нас десятилетиями приучали жить в закрытой стране, приучая опасаться и ненавидеть окружающий мир. За долгие десятилетия советской жизни методами пропагандистской промывки мозгов, идеологической муштрой образования и откровенным террором по отношению к непослушным у миллионов людей было воспитано так называемое оборонительное сознание. Мы жили в клетке и не высовывались из нее, даже приучались радоваться, что такие крепкие прутья нас защищают от окрестных злодеев. Те, кто получал возможность высунуться, не всегда становились счастливее. Во время Второй мировой войны множество людей оказалось под подозрением лишь потому, что, ворвавшись в Европу, попутно убедились, неожиданно для самих себя, что с пролетариями всех стран дело обстояло не так просто, как долдонили политруки.
Процесс дальнейшего возвращения в запечатанную собственную страну был непрост, особенно для тех, кто пристальнее вгляделся в чужую жизнь. По сути, именно с тех пор все советское послевоенное бытие постепенно пошло наперекосяк. Главный фактор советской устойчивости — готовность жить в закупоренном мире — слабел день ото дня, постепенно уходил страх, и все кончилось вместе с ХХ веком. Оборонительное сознание, страх не только перед собственной тайной полицией, но и перед происками чужестранных злодеев ушли, миллионы людей съездили в другие страны и задумались над такой не всегда культивировавшейся у нас подробностью, как собственные убожество и достоинство.
Учимся жить и выживать с огромным опозданием по отношению к остальному миру. Тот самый долгий период выздоровления, о котором писал Моруа, затянулся. Тем более что никто ничего не забыл. Взаимные обиды и счеты, неслабеющее взаимное недоверие — личное и межгосударственное, традиция считать себя жертвой никуда не ушли.
У одного богослова я вычитал, что если библейского убийцу Каина допросили бы в современном суде, он доказывал бы, что Авель его спровоцировал. Все говорят о чужих провинностях.
Вопрос: «Кто виноват?» обостряет конфликты и не сулит их решения, потому что там, где сталкиваются несовместимые морали, нравственные пути разрешения бестолковы и безнадежны.
Все считают себя обиженными, каждый прав по-своему, и никто никого не боится, потому что современные средства ведения войн делают большие войны бессмысленными. А так называемые малые войны опустошают нашу планету беспрерывно.
Собственно, нынешний статус Украины начался с войны между католиками и православными в XVI веке — тогда христианский мир истекал кровью от резни католиков также с протестантами, а мусульманско-христианские войны не утихали еще полтысячи лет до этого, продлившись и в наши дни.
Причины меняются, но результаты похожи. Выздоравливая от одной революции, народы вползают в другую, тем более что в мире все еще много режимов, которые ни во что не ставят человеческую жизнь в сравнении со своими, конечно же, великими идеологическими и государственными целями.
Дождемся ли мы когда-нибудь поры всемирного торжества благородства и всеобщего поумнения?