Выстрелив в дворника из охотничьего ружья, Георгий ЮМАТОВ сам позвонил в милицию и сказал: «Судите меня, я убил человека»
Это случилось 6 марта 1994 года. Накануне умерла Фрося, и Юматов, тяжело переживавший потерю, пригласил в гости дворника Мадатова, который помог ему похоронить собаку. Гость, желая успокоить хозяина, сказал страшную для Юматова фразу: «Что ты так убиваешься, ведь это всего лишь собака?».
С Василием Лановым, «Офицеры», 1971 год |
Слово за слово, дошло до скандала, и тогда, обведя взглядом захламленную комнату актера (в последнее время его супруга в силу преклонного возраста уже не могла поддерживать в квартире порядок), Мадатов презрительно бросил ему в лицо: «Жаль, что в войне победили русские, а не немцы. Ты вот с юности воевал, а что получил взамен - живешь, как собака!». Когда Георгий Александрович накинулся на обидчика с кулаками, тот достал нож. Юматов в ответ сорвал со стены охотничье ружье... После выстрела он сам позвонил в милицию и сказал: «Судите меня, я убил человека».
В «Матросской Тишине» кумир миллионов провел полгода. Его адвокату удалось доказать, что актер не превысил пределов необходимой обороны. К тому же через год Юматов как фронтовик попал под амнистию, объявленную к 50-летию Победы. Но, видимо, сам себя он судил гораздо строже любого суда - так и не простил себе того, что произошло. Через три года, 5 октября 97-го, его не стало.
Фото «РИА Новости» |
Кинорежиссер Борис Григорьев (ушел из жизни 8 августа 2012 года) снимал Георгия Юматова в фильмах «Жестокость», «Приступить к ликвидации», «Петровка, 38» и «Огарева, 6», но познакомились они гораздо раньше.
«КОГДА ВЫШЛА КНИГА БРЕЖНЕВА «МАЛАЯ ЗЕМЛЯ», ЮМАТОВ ОЧЕНЬ НАД НЕЙ СМЕЯЛСЯ - ГОВОРИЛ, ЧТО ТАМ ОПИСАНА КАКАЯ-ТО НЕНАСТОЯЩАЯ ВОЙНА»
- Это случилось в 1958 году на Свердловской киностудии, - вспоминал Борис Алексеевич, - где Жорочка снимался в картине Рафаила Гольдина «Очередной рейс». Я тогда учился в местном политехническом институте, но часто, пропуская занятия, бегал на студию, снимался в массовках и даже небольших эпизодах - дублером.
Свою первую, эпизодическую роль ассистента гримера Юматов (стоит в центре) сыграл в музыкальной комедии Григория Александрова «Весна». С Любовью Орловой, Риной Зеленой и другими, 1947 год |
Там и встретился с Юматовым, для меня это было невероятное событие, а он не придал ему никакого значения. Спустя годы, когда я уже стал режиссером и мы с ним оказались на одной съемочной площадке, я у него спросил: «Помнишь, как мы с тобой познакомились?». И он виновато улыбнулся: «Ей-богу, не помню...».
- Еще бы, ведь он тогда уже был безумно популярен и от желающих с ним познакомиться наверняка не было отбоя...
- Это было что-то фантастическое! Когда автобус со съемочной группой подъезжал к воротам киностудии, на находящихся рядом деревьях буквально не было пустого места - все ветки, как яблони яблоками, были обвешаны пацанами, которые ждали именно Юматова.
Борис Григорьев: «Георгия любили все» |
А ведь там снимались не менее популярные в то время актеры - Станислав Чекан и Изольда Извицкая, но героем пацанов был именно Жора. Честно говоря, его сумасшедшая притягательность до сих пор загадка для меня.
- Так ведь Георгий Александрович был фронтовиком...
- Юматов служил матросом на торпедном катере «Отважный» на Дунае, где ему очень многое довелось пережить. Помню, когда вышла книга Брежнева «Малая земля», Жора очень над ней смеялся - говорил, что там описана какая-то ненастоящая война, сам-то он всю ее носом пропахал, участвовал в освобождении Бухареста и Вены.
Особенно часто вспоминал, как в Будапеште спасали заминированный фашистами легендарный мост, соединявший две части города.
С Татьяной Конюховой в роли Степана Огурцова, «Разные судьбы», 1956 год |
Они подошли к нему на нескольких катерах, на «кошках» забросили туда веревки, поднялись наверх, спрятались за подбитыми танками и отстреливались, пока им на помощь не пришел десант.
За участие в этой операции Жора получил медаль Ушакова - платиновую звезду, к которой крепится серебряная цепь с якорем. А ведь был тогда совсем мальчишкой - он ушел на фронт в 16 лет, а когда война закончилась, ему исполнилось 19.
Если помните, в фильме «Офицеры» есть сцена, когда он поворачивается к камере спиной, а там - огромный шрам от пулевого ранения. Так вот, это не грим, у Жорочки вся спина была изранена, ведь на фронте он являл чудеса героизма. Таким и вошел в кино - дерзким, смелым, беспокойным.
- Юматов нигде не учился актерскому делу. Каким ветром его занесло в кинематограф?
С Надеждой Румянцевой в главной роли Кирилла Воронова, «Очередной рейс», 1958 год |
- Жора познакомился в ресторане с Григорием Александровым и Любовью Орловой. Они сразу обратили внимание на пижонистого и очень симпатичного молодого человека, и Александров, который как раз снимал «Весну», пригласил его прийти на «Мосфильм». Работали над эпизодом, во время которого Рина Зеленая, гримировавшая Любовь Орлову, заявляет: «Такие губы сейчас не носят!». Потом поворачивается и говорит своему помощнику: «Вася, дай салфетку!». Васю сыграл Жора - это было его первое появление на экране.
После этого Юматов стал много сниматься,
Георгий Юматов, 1943 год. «Он ушел на фронт 16-летним, являл чудеса героизма. Таким и вошел в кино – дерзким, смелым, беспокойным» |
режиссеры буквально рвали его на части - неудивительно, ведь он обладал прекрасной внешностью, обаянием, необыкновенной органикой, которая компенсировала отсутствие профессиональной актерской школы. Он и человек был замечательный - добрый, преданный, верный своему слову, в общем, настоящий мужик.
- Если не ошибаюсь, снова вы с Юматовым встретились на съемках своих картин?
- Это было уже другое время, и ситуация в его жизни изменилась не в лучшую сторону: снимался он в то время очень мало, что не могло его не расстраивать. В роли Садчикова в фильме «Петровка, 38» я хотел видеть только Жору. Однако руководство студии воспротивилось: «Да он же запойный, всю работу вам завалит!». Я рассказал об этом Жоре, и он возмутился: «Да я уже давно не пью, сколько же на мне будет висеть это клеймо!». Так разнервничался, что ударил кулаком по стеклу, порезался, кровь хлещет - ужас!
В роли Максима с Владимиром Высоцким в «Опасных гастролях», 1969 год |
Мы его тогда с трудом успокоили, а я приготовился к тому, что мне придется долго бороться за его участие в картине. Но надо отдать должное директору киностудии, он утвердил его кандидатуру, и мы начали снимать. Потом была работа над «Огарева, 6», а между ними мы успели снять картину «Приступить к ликвидации», где у Жорочки тоже была большая роль.
«ЕСЛИ БЫ ЖОРА НЕ ЗАПИЛ И НАКАНУНЕ СЪЕМОК «БЕЛОГО СОЛНЦА ПУСТЫНИ» НЕ ПОДРАЛСЯ, У НАС БЫЛ БЫ СОВСЕМ ДРУГОЙ СУХОВ»
- Как вам с ним работалось?
- Вы даже не представляете себе, какое это было удовольствие. В отличие от многих так называемых профессиональных актеров Жора всегда с полуслова понимал, чего от него хотят. Ему достаточно было сказать всего два слова, и он тут же ловил задачу на лету: «Сейчас сделаю!». И, привлекая к работе свой житейский опыт и фантазию, вкладывая в роль свой вкус, делал все безупречно.
С будущей женой Музой Крепкогорской Юматов познакомился в 1948 году на съемках фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». «На этой картине многие переженились, правда, почти все со временем развелись». С Музой Викторовной Георгий Александрович прожил до самой смерти |
- Звездной болезнью Георгий Александрович не страдал?
- Он был легким в общении, демократичным. Мы с картиной «Петровка, 38» ездили по настоящим медвежьим углам - Богом забытым гарнизонам на Дальнем Востоке. О гостиницах, как вы понимаете, там и речи не было, ночевали где придется - в школах, сельских клубах, - спали на раскладушках. Но я ни разу не слышал от Жоры ни одной претензии, он все понимал и не требовал к себе особого отношения. Утром за шкирку тащил меня валяться в снегу, потом мы прибегали обратно, укладывались каждый на свою раскладушку и согревались под одеялом и полушубками. Но полученный таким способом тонус сохранялся на весь день.
Не скажу, что такая душевная открытость - редкое качество для актера, но, к сожалению, и нечастое. Порой даже очень хороших артистов начинают заедать амбиции, они требуют для себя люкс, хотя знают, что таких номеров в периферийных гостиницах нет.
Продолжается это и на съемочной площадке - то пуговица у костюма не так пришита, работать мешает, то массовка громко разговаривает, сосредоточиться не дает. Чего греха таить, иногда эти претензии бывают справедливыми, потому что в кино вертится много случайных, а потому безалаберных и необязательных людей, а актеров это злит и бесит. Но с Жорой такого никогда не случалось.
- А как у него складывались отношения с коллегами?
- Его любили все. Но особенно хорошие отношения у него были с Васей Лановым - настоящая мужская дружба, нежная, в чем-то даже сентиментальная. До «Петровки...» они снимались в «Офицерах», видимо, там и подружились. Оба красавцы, умницы! Когда на съемочной площадке Жора обращался к Васе, у него даже голос становился другим, а когда Лановой говорил что-то Юматову, у него начинали блестеть глаза. Они все время подшучивали друг над другом. Как-то после тщательно отрепетированной сцены я дал команду: «Мотор!», и вдруг Жора кричит: «Стоп! Подождите!». Спрашиваю: «Что такое?». - «Так Вася, - говорит, - еще в зеркало не посмотрел». Наша группа так со смеху и покатилась. Их отношения создавали совершенно особую атмосферу на площадке. Я всегда говорил остальным: «Берите пример с этих ребят».
- И это несмотря на то, что когда-то Лановой перехватил у Юматова главную роль в фильме «Павка Корчагин»?
Визитной карточкой актера стал фильм Владимира Рогова «Офицеры», где Юматов сыграл Алексея Трофимова. С Алиной Покровской и Андреем Громовым, 1971 год |
- Жорочка относился к таким вещам очень легко. Помню, как он говорил: «Если бы ты знал, сколько ролей я подарил своим друзьям: Корчагина - Васе Лановому, Сухова - Толе Кузнецову». Он, конечно, во многом сам был виноват - где-то срывался, где-то проявлял беспечность. Если бы не запил и не подрался накануне съемок «Белого солнца пустыни», у нас был бы совсем другой Сухов.
«НА МОЙ ВЗГЛЯД, ИМЕННО ЕГО КОНТУЗИЯ СТАЛА ПРИЧИНОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
- Контузия, которую Георгий Александрович получил на фронте, никак не сказывалась на его работе?
- Однажды во время съемок в Свердловске он от напряжения потерял сознание - так на него подействовал гул снижающегося самолета. Связанные с контузией головные боли и обмороки его постоянно преследовали, и, на мой взгляд, именно контузия стала причиной преступления. Ну а в тот раз, когда он упал, мы страшно перепугались: что делать?! Решили нести его в ближайший дом. Постучались в квартиру на первом этаже, уложили на диван, а хозяйка хлопочет вокруг него: «Ой, Юматов!». Мы попросили дать ему стакан воды, а она побежала звать соседку, чтобы и та посмотрела на знаменитого актера: «Иди сюда, тут Юматова принесли!».
Кино - вещь серьезная, а подчас и несправедливая, со временем его снова начали забывать - не приглашали сниматься. Безработица шла рука об руку с безденежьем, а для его израненной души это было невыносимо. К сожалению, в эти годы мы с ним уже мало общались.
- Люди от него отвернулись, а вот собаки остались преданными ему...
- Говорят, во время войны собака спасла ему жизнь, и с тех пор он псов просто обожал - подбирал со всей округи бездомных дворняг, пристраивал. Бывало, просит: «Давайте побыстрее снимем этот эпизод и сделаем перерыв, мне надо Фросю вывести погулять. Собака дома одна заперта, лопнет, а не позволит себе сходить в туалет на пол - будет терпеть и мучиться». Мы давали ему машину, и он прямо в форме милицейского полковника садился за руль и ехал домой. Однажды у него на дороге кончился бензин, так проезжавшие мимо водители, узнавшие популярного актера, дотолкали его машину до заправки.
- В семейной жизни он был счастлив?
- Я старался не спрашивать его об этом, но знаю, что там все было непросто. Они познакомились на съемках «Молодой гвардии», на которой многие переженились - Сергей Бондарчук и Инна Макарова, Слава Тихонов и Нонна Мордюкова. Правда, со временем почти все и развелись, остались жить только Люда Шагалова со Славой Шумским, известным оператором, и Юматов с Музой Крепкогорской.
Жора ужасно переживал из-за того, что Муза - интересная характерная актриса - была не востребована, ее ведь почти не снимали. Каждый раз, когда мы начинали новую картину, я видел, как он мнется - хочет, но не решается спросить: нет ли в сценарии роли для жены. И я старался находить для нее какой-то эпизодик, чтобы супруги вместе побыли на съемочной площадке. Юматов так радовался! К сожалению, это удавалось далеко не всегда, в моих милицейских картинах было не так уж много женщин.
- Много говорят о пристрастии Юматова к алкоголю...
- По молодости, не скрою, в его жизни был перебор богемной дури. Когда он стал знаменитым артистом, в ресторан не мог зайти: к нему тут же бросались те, кто набивался в друзья, и предлагали выпить. Впрочем, эти люди находили Жору и дома - звонили, надоедали. Ему трудно было уйти от соблазнов, но Жорочка выстоял - стал серьезным актером, не только сохранил свое дарование, но и развил его.
Надо отдать должное Музе, которая сдерживала мужа, когда он начинал пить. Но попробуй удержи его, скажем, на съемках фильма «Герои Шипки», которые проходили вдали от цивилизации, в горах, а рядом такая компания - Костя Сорокин, Женя Самойлов, игравший генерала Скобелева... Ребята там покуролесили, конечно.
Директору картины даже было дано задание - обыскивать эту троицу, когда они возвращались из близлежащего города, чтобы не привозили на съемки спиртное. Он придирчиво осматривал багаж - искал хоть какие-то емкости, в которые можно было налить жидкость, но в сумках были только продукты. Потом выяснилось, что находчивые актеры выдували содержимое из яиц и заливали туда водку. Попробуйте их поймать!