В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
В гостях у сказки

Пир духа

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 30 Октября, 2012 00:00
В прокат вышла картина «Духless», снятая по одноименному роману модного российского писателя Сергея Минаева
Анна ШЕСТАК
Когда на пресс-конференции я поинтересовалась, какую оценку поставили бы создатели картины себе за работу, режиссер (в прошлом - клипмейкер) Роман Прыгунов ответил: «Удовлетворительно. Четыре». - «Но ведь удовлетворительно - это тройка...». - «Тогда четверку с минусом, - добавил продюсер Федор Бондарчук. - Понимаете, всякий раз, когда смотришь готовый фильм, возникают какие-то вопросы, что-то хочется дописать, доснять... Мне кажется, говорить, что ты доволен всем сделанным, глупо». Мне тоже так кажется, Федор Сергеевич. Особенно если сделанное не совсем кино, а, скорее, видеоклип, затянувшийся аж на час 40.

КРОКОДИЛ НЕ ЛОВИТСЯ, НЕ РАСТЕТ КОКОС

На одном из форумов о новинках кинематографа кто-то верно подметил: «Зачем экранизовать Минаева? Его книги - это как иностранная попса, перепетая Киркоровым». Минаевский «Духless», вышедший в 2006-м и странным образом похожий на «99 франков» Бегбедера, за шесть лет обсудили уже все, кому не лень. Книга явно вторична, пафос, с которым ее презентовали и преподносили, вызывает снисходительную улыбку, а автору, сравнившему своего героя с лермонтовским Печориным, пожалуй, можно лишь посочувствовать. Как говорится, на 100 рублей амбиции, на рубль амуниции. И когда в 2009-м в прессе появились сообщения о том, что по роману «Духless» начали снимать фильм, казалось, что испортить что-либо экранизацией просто не получится. Но, как выяснилось, все возможно, если хорошо постараться.

У Минаева в сюжете была хоть какая-то логика: ну, жил да был в Москве топ-менеджер, продавал французские консервы, зарабатывал большие деньги, проматывал их в клубах, не считал ни баб, ни кокаиновых дорожек. Увидел человека, живущего иначе, задумался, разуверился, пошел и лег на железнодорожный мост. Приехали. А у Прыгунова и Бондарчука все несколько по-другому, и оттого еще надуманнее и непонятнее.

Фильм о том, как тяжело живется коммерческому директору русско-французского банка, потому что богатые тоже плачут. Ну, все у человека есть: должность, которую он в свои 29 получил сам, без посторонней помощи (из детдома вышедши, заметьте!), сумма с пятью нулями, которую он зарабатывает то ли в год, то ли в месяц (чего там мелочиться?), любовница-певица, с которой его на обложки журналов фотографируют, машина, как и положено по статусу, «БМВ». А счастья в жизни нет. Крокодил не ловится, не растет кокос.

«У МЕНЯ УЖЕ НОС БОЛИТ!»

Хотя нет, вру. С кокосом там как раз все в порядке. Наркотики с Максом везде: и на работе, чтобы нюхнуть - и чего-нибудь эдакого накреативить для шефа, и дома, и в ночном клубе. «У меня уже нос болит!» - жалуется любовница-певица, которую играет известная по сериалу «Универ» и российской Госдуме актриса Мария Кожевникова.

Вообще-то, из-за сцен, где герои нюхают кокаин или курят анашу, «Духless» хотят снять с проката, и как по мне, это было бы вполне справедливо. Во-первых, свои деньги хорошо распиаренный фильм уже заработал, во-вторых, процесс употребления наркотиков там действительно показан настолько подробно, что даже тому, кто не знал, что такое кокаин, после просмотра сразу станет ясно, что с ним делать. А если учесть, что на «Духless» идет в основном молодежь и подростки, чтобы полюбоваться красавчиком Данилой Козловским в роли Макса и приобщиться к гламурной жизни, которую каждый день воспевает наше телевидение, то вполне понятно, кто этой наркоинструкцией может воспользоваться. И с какой целью.

О сексе за рулем машины, несущейся на полной скорости, я уже и не говорю: раз режиссер считает, что это красиво и это драйв, пускай так и будет. В конце концов, чтобы повторить этот «трюк» из кинофильма, нужен хотя бы автомобиль, а он, слава Богу, стоит дороже наркотиков.

Если верить Сергею Минаеву и создателям картины, бытие среднестатистического менеджера высшего звена состоит из двух частей. Первая - это офис, где скучно даже что-то делать, потому что вокруг совершенно нет людей, а только сволочи или роботы (андроиды, которые всю жизнь мечтали стать клерками и работают от сети), вторая - клубы-бары-рестораны, где высшие формы жизни - дети олигархов, тусовщики и дорогие проститутки - работают не от сети, а на автопилоте, потому что уже не совсем вменяемы и не знают, с кем лягут спать и с кем проснутся.

И вот в один прекрасный день привычный ход вещей нарушает милая революционерка Юля, активистка, комсомолка, спортсменка и просто красавица. Против чего или за что конкретно борется она и ее друг Авдей, руководитель полуподпольной организации «Краски» (это что-то вроде FEMEN, только без обнаженки), непонятно. Понятно только, что, имея определенную сумму денег, их можно вызвать на дом и попросить подпортить кому-то кайф. Впервые оказавшись среди «красок», Макс вполне справедливо (хоть и чересчур пафосно и театрально, как все, что он делает) замечает, что революции нужны мученики, а не придурки и что все попытки этих ребят о себе заявить - детский садик, мелкое хулиганство, к тому же проплаченное. Однако почему-то не разворачивается и не уходит, хлопнув дверью, как того следовало ожидать.

ТЫ УЖЕ НЕ ИЗМЕНИШЬСЯ, ТВОЕ МЕСТО - НА ПОМОЙКЕ

Дальше происходят еще более непонятные и необъяснимые вещи. Главный герой встречает онкобольного мальчика Лешу, которому вроде бы хочет помочь, и даже складывает в сумку пачки зеленых купюр. Но везет эту сумку не в детский дом и не в онконцентр, а клубному промоутеру Мише, чтобы вложиться в новый клуб. Когда же оказывается, что никакого клуба нет и не будет, Макс внезапно вспоминает о Леше. Поздно, батенька: мальчик впал в кому, из которой уже не выйдет.

Друг главного героя Вадик (его играет Артем Михалков, а такое ощущение, что сам Никита Сергеевич: те же интонации, те же прыжки и ужимки) - так загорелся идеей строительства ночного клуба, что запросто вынул и отдал кому попало 300 тысяч долларов, а потом, узнав, что деньги пропали, так же запросто застрелился. Хотя был сигаретным магнатом и явно не последний кусок доедал.

Пламенная революционерка Юля, которую ничем не купишь и которая не желает проматывать жизнь, сначала отшила Макса: «Ты уже не изменишься, твое место на помойке!», а потом, попав в полицию, все-таки позвонила: «Забери меня отсюда». Видимо, вспомнила печальный опыт Гали Соколовой из фильма Кончаловского «Глянец»: та тоже не очень хотела замуж за олигарха Мишку, но все же пошла, поскольку в новом статусе ее и на обложку журнала снимут, и дети будут учиться в Оксфорде.

При погрузке мусора Макс, который действительно ушел на помойку и там уснул, вроде бы умер, потому что контейнер сдавило и спрессовало с четырех сторон и крики были душераздирающие, тем не менее Юлин звонок услышал, обрадовался и пошел вытаскивать ее из передряги. «По дороге он заглянул в офис и сделал пару дел, но мы не стали об этом говорить», - пошутил Федор Бондарчук, явно осознавая, что картины о перерождении ненастоящего человека в настоящего не вышло.

Получился какой-то кукольный спектакль, где ненастоящее - абсолютно все: и банкиры, и клерки, и революционеры, и даже мусор - по словам режиссера Прыгунова, «наш, чистенький, специально привезенный».

Единственная удача фильма - новая трактовка образа Супермена, можно сказать, пророческая. К Максу и его другу, обкурившимся анаши, прилетает на крышу не кто-нибудь, а Путин - в маске, плаще и с моторчиком. Правда, при этом - ни журавлей, ни дельтаплана.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось