Олег МИТЯЕВ: «Помнишь, как мы за девками бегали? Только вот чего мы за ними бегали?»
«Песни на нашем «сеансе» - лишь повод, чтобы поговорить», - шутил артист, и в этой шутке большая доля правды, потому что на концерте он беседует с народом почти столько же, сколько поет, мгновенно реагируя на малейшие реплики из зала. «Олег, «Царицу Непала» хочу!» - требовал какой-то мужчина, и Митяев не выдержал - рассмеялся: «Я вижу, буфет сегодня работает...». Но потом спел и «Царицу», и продолжение этой песни - «Намастэ».
Памятуя о том, что 56-летний Олег Григорьевич коллекцинирует послания из зала и даже включает их в свои книги, где откровения зрителей занимают место рядом с текстами песен и нотами, организаторы концерта поставили по краям сцены аккуратные деревянные ящички для записок.
- Ну, давайте пишите, кому что в голову пришло, - призывал зрителей Митяев. - Часто такие перлы попадаются - нарочно не придумаешь! Например: «Год назад на концерте в Вологде мы попросили вас написать песню о нашем городе, и вы сказали: мол, нужны яркие впечатления. Так вот, я согласна!». А иногда и такое бывает: «Я у моего мужа пятая. Не могли бы вы спеть песню «Ты могла бы первою...»?». Посредством записок, которые я обязательно зачитываю, люди примудрились общаться друг с другом: «Я люблю тебя, Витенька! Олег, извините, что не вам». И попробуй упусти хоть что-то - у каждого зоркий глаз, тут же все увидят и напомнят: «У вас упала записка - наверное, моя...».
Киевляне в плане забавных посланий тоже отличились. «Спасибо вам за прекрасные песни, помогающие плыть во время тренировки», - зачитал Митяев. - О, это интересно! Чего только не делают! Однажды такую записку прислали: «И как я мыл полы без ваших песен?». Или: «Я очень не люблю гладить, но под ваши песни - просто прелесть!». О, а вот это мне больше всего нравится: шоколадку съели, а на обертке артисту письмо написали...».
Зал умирал от хохота, и кто-то поспешил исправить свою ошибку - положил в ящичек пакетик с конфетами. «Большое спасибо! - поблагодарил Олег Григорьевич. - Тут даже каждому по две (с артистом, как всегда, выступали его друзья-музыканты - Леонид Марголин и Родион Марченко. - Авт.). Вот отработаем, сядем в поезд, нальем себе (пауза) чаю - и посидим...».
Зрители закричали: «Рано!» - боялись, что Митяев со товарищи уже засобирались проследовать дальше по маршруту.
- Успокойтесь, все мы в любом случае не споем, - ответил гость, - потому что я уже пытался сделать это на трех концертах подряд - и ничего не получилось. Но песни из нового альбома «Позабытое чувство» и то, что вы давно знаете и любите, конечно же, постараемся исполнить. И может быть, песни на стихи великих поэтов - Пушкина, Бродского. У меня, кстати, даже о Лермонтове песня есть, «Поручик» называется. Хотя писал я ее о Пушкине. Когда-то спросил у Леонида Филатова, замечательного актера (царствие ему небесное), какую книгу обязательно стоит прочесть, и он ответил: «Пушкин» Тынянова». Ну, я прочел, вдохновился, песню написал и пою. После одного концерта подходит ко мне человек из Фонда литературного наследия и говорит: «Олег, какая у вас замечательная песня о Лермонтове!». Я говорю: «Как о Лермонтове?». И тут выясняется, что поручиком-то был Михаил Юрьевич, а не Александр Сергеевич! «Ну, вы не расстраивайтесь, - сказал мне зритель, - все легко исправить. Если вы, конечно, эту ерунду про Пушкина рассказывать не будете, а будете объявлять песню так: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову посвящается...».
Новый диск, на мой взгляд, получился очень удачным - там, как говорят музыканты, цепляющие песни «А жизнь, она одна», «Жестокое танго», «Ленты»... Хотя и предыдущие 26 митяевских альбомов никак не назовешь скучными и неинтересными: в каждом есть что послушать. Судя по реакции киевлян больше всего им пришлись по душе песня «СССР» о «светлом советском прошлом» и те вещи, в которых есть какой-то политический подтекст, например, песня о Беклемишевской башне.
- Проезжая однажды мимо Кремля, я задумался: а как называются башни? - вспоминал Олег Митяев. - И пришел к выводу, что знаю только Спасскую. Ну, я не москвич, я из Челябинска, но раз живу здесь, то знать все-таки обязан. На следующий день взял семью, и мы отправились на экскурсию, после чего все башни выучили. Особенно меня заинтересовала Беклемишевская, названная в честь боярина Беклемишева, которому при Василии III (это отец Иоанна IV Грозного) отрубили голову. Ну, он спросил у царя: «А чего это вы, батюшка, один решения принимаете, нас-то, бояр, не спрашиваете, как встарь?». Вот и отрубили. А формулировка была такая: «За высокоумие». Видимо, нельзя было совсем без формулировки... Сразу анекдот вспоминается: «Слыхал, Васька-то с балкона девятого этажа выбросился!». - «Да ты что?! И какие мотивы?». - «Че он, Кобзон, что ли? Какие мотивы - молча летел!». В общем, боярское высокоумие меня вдохновило, в голове тут же сложилась строчка: «Попросил боярин порядка нового - как бы не случилось чего хренового...». И в результате вышла песня - об этом и много о чем.
«Браво!» закричали уже после слов: «Это еще нету пока опричников, окна не забиты поверх наличников...». А последние строчки вызвали шквал аплодисментов:
Двуглавые прикованы
К башенкам Кремля орлы,
А спросишь их: «Что нового?» -
Только лишь курлы-курлы...
Правда, на вопрос: «А что нового?» - Митяев и сам не ответил: «Ну, как-то все изменилось... Могу на эту тему только анекдот рассказать. Два мужика лет по 90 разговаривают: «Помнишь, как мы за девками бегали?». - «О-о-о, как мы за ними бегали! Конечно, помню. Только вот чего мы за ними бегали?».