Жить или не жить?
Люди присвоили себе право распоряжаться всем: землей, водой, воздухом, даже космосом и территориями других планет. Участки лунной поверхности были выставлены на продажу задолго до того, как люди начали разгуливать по ночному светилу. Человечество живет все теснее: согласовываются общие для многих стран принципы, как в конституции объединенной Европы, обсуждаются и узакониваются общие права человека. Но несколько пунктов постоянно вызывают дискуссии. Один из них - о праве распоряжаться собственной жизнью и жизнями других людей. Имеется в виду право на узаконенное убийство - казнь и на добровольное самоубийство - эвтаназию.
Среди двух с лишним сотен государств, существующих на планете, смертную казнь отменили больше 120-ти, редко применяют ее еще 70 с лишним стран, и только в 25 государствах людей казнят. Много казнят в Индии, в Китае до сих пор расстреливают публично, на стадионах, в Иране вешают на подъемных кранах. В США осужденных убивают несколькими способами, среди которых чаще всего используются смертоносная инъекция и газовая камера.
Только что я прочел в американском журнале Hoover Digest статью нобелевского лауреата Гарри Беккера из Чикаго, который настаивает (обижаясь, что в Европе американские казни зовут "варварством"): смертную казнь необходимо сохранить, но исключительно для убийц. Ученый убежден и доказывает статистически, что, уничтожая убийцу, государство сохраняет жизни двум-трем хорошим людям, выполняя таким образом одну из главных функций - защиту собственных граждан. Что касается судебных ошибок и возможных казней невиновных, то в развитых странах, таких, как США или Япония, приговоренные иногда ожидают палача десятилетиями, получая время для любых кассаций и дополнительных расследований.
Как бы там ни было, смертная казнь сегодня редкостна. Наиболее стойкий мораторий на казни действует на социальных полюсах мира: в нищей и разорванной войнами Африке и в объединяющейся Европе. Так или иначе, но в современном мире, обретающем вкус к свободе, насильственная смерть (кроме военных убийств) все более немодна. В то же время признание за гражданами демократических обществ права на выбор порождает немало неожиданностей. В Европе с конца XX века растет количество убийств, которые не знаю даже, как назвать, - самоказнями, что ли. Начиналось все с издания книг, подробно рассказывающих, как свести счеты с жизнью, и создания некоммерческих организаций, консультационных пунктов для людей, не желающих больше жить.
Самые либеральные законы на этот счет в Швейцарии, где самоубийства разрешили более 60 лет назад. Сегодня швейцарские некоммерческие организации, вроде популярной в Европе Dignitas, помогают не только получить и принять убийственные таблетки, но и берут на себя урегулирование всех правовых вопросов, могущих возникнуть в дальнейшем. Расходы у решивших покончить счеты с жизнью не очень велики и составляют (для европейцев, включая поездку в Цюрих) не больше двух-трех тысяч долларов...
Прекращать жизнь по собственной доброй воле сегодня, в частности, разрешено в Бельгии и Голландии. Там этим занимаются не больные-самоучки, которым жизнь надоела, а исключительно медики: человек не имеет права делать самому себе смертельный укол. В нескольких странах требуют еще заключение двух-трех независимых друг от друга врачей, подтверждающих, что жизнь кандидата в самоубийцы стала невыносимой для него самого и его близких...
Верующие люди полагают, что даровать или забирать жизни может лишь Бог. Есть и другие мнения...