Патриарху Филарету исполнилось 85
Применять силу проще, нежели договориться. Но нужно думать о последствиях применения силы и о том, кому это выгодно. Украинскому государству? Нет, потому что государство, в котором нет единства и где граждане стреляют в других граждан, не может развиваться, его изнутри раздирают и тормозят противоречия. Оппозиции? Тоже нет, поскольку власть все-таки сильнее. Власти? Не думаю, что вооруженный конфликт - именно то, что ей нужно: через год должны состояться президентские выборы, и накануне настраивать против себя народ... Кто же заинтересован в том, чтобы украинцы стреляли в украинцев? Наверное, те, кто не желает, чтобы Украина была независимым европейским государством, кто пытается подчинить ее себе, лишить государственности, превратить в колонию, разделить на Восток, Запад, Юг. Так неужели и власти, и оппозиции, и простому народу так трудно понять, что, разжигая вражду и идя по пути гражданской войны, мы работаем на тех, кто только этого и ждет?
Из своих 85 лет более 60-ти я отдал служению Богу и Церкви. Не просто жил, а работал при 10 государственных руководителях: шести советских и четырех украинских. Менялось отношение к Церкви, религии, священнослужителям. После войны оно улучшилось: антирелигиозная пропаганда поутихла, посольку Церковь и священники принимали активное участие в Великой Отечественной - молились, поддерживали, вдохновляли бороться и побеждать. С приходом Хрущева и наступлением так называемой «оттепели» Церковь, наоборот, ощутила «похолодание»: вождю казалось, что советский народ уже вступил в эпоху коммунизма, а потому никакая религия не нужна, и преследовать и ущемлять начали уже не только Церковь и священников, но и каждого верующего, запрещали крестить детей, посещать храмы... Но, как видите, власти советской давно нет, а Церковь и верующие есть.
Мы не можем диктовать власти, что делать и как вершить политику, но можем указывать путь. И путь этот один - мирно разрешить конфликт, не допустить новых жертв и повторения кровопролития! Помните: кто с мечом пришел, тот от меча и погибнет...
Как и в самые трудные для Церкви времена, я верю: Бог всегда на стороне тех, кто за правду. Он обязательно услышит эти сотни тысяч просьб и молитв.