Эннио МОРРИКОНЕ: «Мне 83 года, и я верю, что мой звездный час еще не пробил»
Именно эта любовь спустя 20 лет после распада СССР и привела публику в столичный дворец «Украина», где маэстро в сопровождении Большого симфонического оркестра Украины и сводного хора исполнил свои лучшие произведения за более чем полувековую карьеру. Увы, аншлага не случилось, очевидно, из-за дороговизны билетов (от 350 до 5900 гривен). Зато перед началом концерта зрители активно раскупали диски с музыкой Морриконе. На моих глазах солидный мужчина с барсеткой минут 10 мучил продавца вопросом: «А на якому з компактiв музика з фiльму, як же ж вiн називається?.. Там ще Бельмондо грав... Ох, треба у жiнки спитати».
Забывчивость незадачливого покупателя, так и не вспомнившего название фильма «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, вполне понятна: Морриконе - автор музыки почти к 500 кинокартинам, причем зачастую произведения маэстро живут самостоятельной жизнью даже после того, как киноленты сходят с экрана. Единственное, чего не хватило на киевском выступлении прославленного композитора, так это мониторов, на которых бы крутилась видеонарезка из соответствующих фильмов. Потому приходилось угадывать: ага, это саундтрек из «Малены», а это - из «Легенды о пианисте» и «Бесславных ублюдков».
Сам Морриконе перед публикой не расшаркивался, дежурных фраз о красотах столицы и великодушии публики не произносил. Просто подошел к пюпитру и в течение двух с половиной часов дирижировал оркестром и хором из 200 человек.
Отыграв несколько номеров, невысокий худенький маэстро в мешковатом сером костюме и в старомодных очках в толстой оправе поворачивался к слушателям, отвешивал короткий поклон и вновь возвращался к работе. В конце вечера, после трех финальных выходов на бис, Эннио Морриконе неторопливо собрал ноты, улыбнулся и окончательно исчез за кулисами.
В кинотусовке за итальянским гением давно и прочно закрепилось прозвище «киношный Моцарт». Выдающиеся режиссеры - Серджио Леоне, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Терренс Малик, Роман Полански, Брайан Де Пальма - называли Эннио идеальным композитором потому, что в своих сочинениях маэстро отталкивался не от сюжета, а от характера персонажа. Морриконе был не звуковиком, а полноценным соавтором фильма. Несмотря на многолетнюю славу, признание и огромное количество наград (в числе которых «Оскар» за выдающийся вклад в киноискусство), синьор Эннио остался скромным и застенчивым трудоголиком: по-прежнему встает в половине пятого утра, занимается йогой, выпивает чашку кофе и приступает к работе. Вот и перед киевским выступлением композитор по восемь часов четыре дня подряд репетировал с украинскими музыкантами, а в перерывах играл в шахматы и раздавал автографы. Причем автографы были музыкальными: маэстро писал нотами отрывки из собственных сочинений.
«Я достаточно самокритичен, - признается Морриконе, - никогда не задумывался над тем, гениальна моя музыка или нет. Вообще, всю мою жизнь можно охарактеризовать словом «после». Я всегда думаю о том, что напишу после. Мне до сих пор кажется, что самую главную музыку в своей жизни я еще не сочинил. Мне 83 года, и я все еще верю, что мой звездный час не пробил. Но мне приятно, что у моей музыки столько поклонников. Никогда не думал, что темы из фильмов «Однажды в Америке» и «Профессионал» станут настолько популярны в Украине. Век живи, век удивляйся».