Где искать корону Даниила Галицкого?
Из короны-митры был вырван бриллиант, снят крестик и ободрана золотая парча
Самая распространенная версия гласит, что в XVIII веке корону переделали в митру Перемышльских епископов греко-католической церкви и она пропала во время Второй мировой войны. Удивительно, но за годы исследования этой проблемы никто из историков не обратился к материалам уголовного дела последнего владельца короны-митры — епископа Иосафата Коциловского
Из истории известно, что князь Даниил Галицкий со своим братом Василием Романовичем в 1238 году победили рыцарей Тевтонского ордена в битве под Дорогочином (ныне территория Польши). Также общепризнанным является тот факт, что именно в этом городе в 1253 году представитель папы римского Иннокентия IV короновал Даниила. Русь стала королевством. Следующее воспоминание о короне находим в 1340 году, когда польский король Казимир III захватил город Львов и в качестве трофеев вывез княжескую казну, в том числе и корону Даниила.
С этого времени любые сведения о монаршем венце исчезают. В очередной раз упоминание о короне Даниила появляется в XVIII веке, однако уже в виде митры Перемышльских епископов.
История, которой придерживается большинство исследователей короны Даниила, говорит, что она была переделана в митру Перемышльского епископа Юрия Винницкого в течение 1700-1713 годов. Митра хранилась с большим уважением и использовалась только по большим праздникам — один-два раза в год. В конце XIX века Перемышльским епископом был Иван Ступницкий. Владыка интересовался нумизматикой, а также историей искусства. Собственно, он и оставил для нас очень интересное описание этой короны-митры: «Изготовленный из меди головной убор, инкрустированный 972 маленькими рубинами и 300 маленькими жемчужинами в переделах. Драгоценные камни плохо отшлифованы. Рубиновый крестик на митре происходит из XVII века. Основную ценность митры составляют две большие жемчужины».
Историки должны были усомниться: а была ли митра действительно переделана из короны? Ведь маловероятно, что папа посылал бы Даниилу корону, изготовленную из меди, а не из золота. Также неправдоподобным является использование в короне рубинов. В то время часть Киевской Руси была захвачена монголо-татарами, а рубины — это камни, которые использовали кочевники для украшения доспехов своих лошадей. Поэтому наличие таких камней в короне могло бы унизить и оскорбить Даниила, чего папа, видимо, не хотел.
Очередное упоминание о короне находим во времена Первой мировой войны. При отступлении из Перемышля в 1915 году войска российской императорской армии похитили епископскую митру, а российский историк Евгений Шмурло отвез ее в Москву. Уже после окончания войны на заседании Лиги Наций украинскому духовенству удалось добиться от Советского Союза возвращения реликвии. Митра таки вернулась в Перемышль, но была обворована и повреждена. Из нее был вырван бриллиант (интересно, что в описании Ступницкого о нем не упоминается), снят крестик и ободрана золотая парча. Иосафат Коциловский, который был тогда Перемышльским епископом, в 1926 году отправил митру на реставрацию в Чехословакию.
Епископ спрятал митру в подвалах своих палат, начертив план тайника
В 1939 году Германия и СССР напали на Польшу. Город Перемышль, через который протекает река Сян, был разделен на зоны оккупации: один берег отошел немецким войскам, другой — советским. Владыка Коциловский вместе с короной-митрой оказался под советской оккупацией. Боясь очередного похищения реликвии, епископ принял решение разобрать ее и отправить в немецкую зону оккупации Перемышля.
Исследователи, ссылаясь на воспоминания о. Николая Деньо (служитель Перемышльской епархии), утверждают, что именно в 1939 году он получил от Коциловского задачу скрыть митру. Что, собственно, и сделал, спрятав ее в подвалах епископских палат, начертав при этом детальный план тайника.
Арестованный в 1946 году владыка Иосафат Коциловский подал другие сведения. На одном из допросов следователь заинтересовался короной Даниила Галицкого. В ответ епископ подтвердил, что корона была переделана в митру, и подробно описал ее: «Корона сделана из желтого металла и представляет собой цилиндр, на котором есть четыре больших и четыре маленьких зубца. Эти зубцы украшены орнаментом и драгоценными камнями. Спереди и сзади на короне расположены большие овальные жемчужины.
К короне был доработан верх, и она таким образом была переделана в митру. Этот верх сделан из парчи с нарисованными шестикрылыми ангелами. Кроме этого, к короне были приделаны два пересекающихся луча и на них установлен крест».
Далее владыка подтвердил, что митра была похищена российскими войсками во время Первой мировой войны и в силу международных договоров была возвращена в Перемышль. Также он отметил, что в 1939 году решил скрыть митру. Епископ подробно рассказал, как он прятал корону-митру и драгоценности из нее: «Сам остов я передал в Перемышльскую капитулу (коллегия духовенства высшего ранга. — «ГОРДОН»), и он сейчас хранится в библиотеке или захристии церкви. Драгоценные камни я снял с короны и передал одному монаху-василианину, который в 1940 году переезжал с советской стороны на территорию, оккупированную немцами. Это я сделал с той целью, чтобы драгоценные камни переправить за границу и хранить в Перемышльском монастыре василиан».
Самое ценное, что было в короне, могло попасть в Берлин, а оттуда — в Ватикан
Епископ не смог или не захотел вспомнить фамилию монаха, через которого передавал драгоценности. Единственное, что отметил владыка Иосафат, — что с ним было еще двое монахов. Итак, в соответствии с показаниями Коциловского, сам остов короны-митры по состоянию на время ареста, 1946 год, еще сохранялся в епархиальной церкви. Поэтому о. Деньо мог его спрятать только после этого, а не в 1939 году.
В то же время интересна судьба драгоценностей из короны-митры, в частности, двух жемчужин, что действительно могли происходить еще из монаршего венца Даниила. Об этом находим информацию в тех же протоколах допросов Коциловского: «В тот момент, когда Украина была оккупирована немцами, я встретился с настоятелем-игуменом Перемышльского монастыря василиан Барабашем и спросил у него, получал ли он драгоценности, которые были переданы мной на хранение. Отец Барабаш ответил, что он тогда еще не был игуменом монастыря, но знает, что ценности таки были привезены в монастырь. Кроме этого, Барабаш отметил, что эти ценности, скорее всего, были отправлены в Берлин к папскому нунцию Орсениго».
Итак, самое ценное, что было в короне-митре, могло во время Второй мировой войны попасть в Берлин, а оттуда и в Ватикан. Епископ Григорий Лакота, который был заместителем владыки Коциловского, а в 1939-1941 годах занимался Перемышльской епархией в немецкой зоне оккупации, был арестован вместе с последним в 1946 году. Отец Лакота тоже подал интересные сведения о короне-митре: «Епископ Коциловский прислал мне некоторые вещи через одного священника из ордена василиан, фамилии которого я не знаю. Среди этих вещей был кусок материи с короны Даниила Галицкого».
На вопрос следователя, были ли драгоценные камни среди вещей, которые привез священник, Лакота ответил: «Нет. Среди переданных мне вещей драгоценных камней из короны Даниила Галицкого не было».
Также на одном из допросов Лакота рассказал историю происхождения короны-митры: «Я заинтересовался историей этой короны и по архивным данным установил, что эта митра была переделана из других митр. По данному вопросу в нашем архиве были соответствующие записи. Сделана она была в конце XVII — в начале XVIII века по указанию епископа Винницкого. Он же и украсил эту митру драгоценными камнями.
В связи с наличием таких данных в архиве я пришел к выводу, что эта митра действительно была переделана из других митр и не была короной Даниила Галицкого.
Я в этом убедился еще и потому, что металлическая оправа этой митры не была ни серебряной, ни золотой. Вполне понятно, что корона не могла быть сделана из простого металла». На этом допросы епископов относительно короны-митры завершились. Каких-либо других данных в отношении ее поиска сотрудникам МГБ не удалось обнаружить.
Отцу Николаю Деньо в 1946 году удалось избежать ареста и остаться на территории Польши. Он спрятал то, что осталось от Перемышльской митры, — остов и парчу — в подвале епископских палат и начертил схему тайника. Впоследствии он оказался в Варшаве и передал в монастыре василиан эту схему настоятелю-игумену Павлу Пушкарскому.
В 1953 году их обоих арестовала польская коммунистическая спецслужба. На допросах они рассказали о тайнике митры. Неизвестно, удалось польским гэбистам ее найти или же она до сих пор находится в тайнике. По этому делу в Перемышль действительно выезжала следственная группа, однако результат этой поездки не задокументирован.
Митра Перемышльских епископов явно не была короной Даниила, ведь она переделана из других митр и изготовлена из не драгоценного металла. Остов митры, вполне вероятно, находится на территории Польши. А вот самое главное — драгоценные камни, в том числе две жемчужины, которые действительно могли происходить из монаршего венца, — могут, наверное, храниться в Ватикане. Поиски продолжаются.