Ирина АЛФЕРОВА: «Как мы с Абдуловым познакомились? В театре. Я по лестнице спускаюсь, а навстречу такой большой-большой мальчик идет — рыжий, некрасивый, нескладный, очень смешной... Янковский посмотрел на нас и Саше сказал: «Жена твоя...»
(Продолжение. Начало в № 10)
«Когда Абдулов спросил: «Выйдешь за меня?», я в ответ пошутила: «До театра на руках донесешь — может, и соглашусь». Он меня подхватил и через весь парк понес — большой, между прочим»
— Когда и при каких обстоятельствах с Александром Абдуловым вы познакомились, помните?
— В театре — меня в «Ленком» взяли, труппе представили, и он первый ко мне подошел. Я по лестнице спускаюсь, а навстречу такой большой-большой мальчик идет — рыжий, некрасивый...
— Некрасивый?

— Совсем. Нескладный, очень смешной, в джинсовом костюме — он подошел ко мне и что-то говорить стал, вокруг мельтешить.
— Замолаживать...
— Да, и в это время вальяжный Олег Янковский с трубкой спускается — посмотрел на нас и Саше сказал: «Жена твоя». Да, он очень мудрый был: все видел и умно совмещал. Почему его, практически единственного из всех актеров, действительно состоявшимся можно назвать? У него же плохих работ в кино нет.
— Мельтешения, наверное, не было...
— Вот! Он угадывать с ролями умел — это не каждому дано, а ему удавалось, его на какую-то рольку уговорить нельзя было.
Ну, каждому свое — поэтому они и разные. Саша Абдулов на все, даже на маленький эпизод, соглашался — неважно, ему действительно все интересно было. Он на любую роль бросался, параллельно в 10 проектах работал. Я, бывало, говорю: «Саша, но это же совсем неинтересно». — «Нет, ты что? Там, там...» (руками машет). Там его уломали, здесь уболтали, а Олега ничем соблазнить нельзя было. Он говорил: «Вам деньги нужны? Пожалуйста, я взаймы дам, а это моя работа, моя профессия. Я не могу играть роль, которая мне не нравится, ради друга, ради чьей-то выгоды или карьеры. Ни за что, ни при каких условиях я не буду играть то, что мне не нравится», поэтому он угадывал и таким впечатляющим послужной список его получился.
— Вы помните, как Абдулов руку и сердце у вас попросил?
— Ну конечно! Мы в Ереван на месячные гастроли — для меня первые! — с театром имени Ленинского комсомола приехали, в гостинице поселились... Вообще, это потрясающе было: весь город гастролями жил, буквально расцветал: все о приезде театра знали, поэтому приходили, вокруг гостиницы фланировали...
Ой, Ереван, — он же прекрасен! — как и другие столицы кавказских республик: Тбилиси, Баку... Я недавно в Баку была: не представляю, как это можно было построить, — просто рукотворная сказка.
...Саша в парке меня ждал, через который мы в театр на какой-то спектакль ходили, и когда спросил: «Выйдешь за меня?», я в ответ просто пошутила: «До театра на руках донесешь — может, и соглашусь». Ему, кстати, ничего этакого говорить нельзя было: что-то скажешь — обязательно это сделает. Он, в общем, меня подхватил и на руках через весь парк понес — большой, между прочим (смеется). Помню, все ленкомовцы перед театром уже собрались: там такие скамеечки были, и на них почти вся труппа сидела. А-а-а, в тот вечер «Гамлет» был, и Толя Солоницын, который Гамлета играл, так посмотрел на нас, с тоской головой помотал... Ну и пришлось согласиться.
— После свадьбы вы какое-то время в общежитии обитали, а квартиру, я слышал, вам Евгений Леонов получить помог...

— Да, причем что интересно... Я сегодня по телевизору передачу про Игоря Крутого смотрела и узнала, что Евгений Павлович и ему помог...
— Он же штатным ходоком по начальству был...
— Штатным выбивальщиком квартир и вообще всего (смеется), никому не отказывал. Раньше можно было куда-нибудь в Моссовет прийти и за кого-то попросить, только времени своего жалко было, а вот Леонов никогда не жалел: телефоны пробивал, путевки — все, что угодно.
— Живя в общежитии, дискомфорта вы не ощущали? Все-таки известными артистами уже были...
— Нет, говорю же вам: я другой человек, мне вообще мало что надо, правда! Я какие-то важные вещи от второстепенных могу отделить... Ну что вы — мы так счастливы были! Комнатка крохотная: три на три, но мы молоды были, в таком интересном театре работали, все впереди. Когда то, что по сердцу, искренне делаешь, какая разница, где ты живешь? — это такая все чушь!
«Не понимаю, когда говорят, что измены — это неважно, что прощать надо. Абдулова я простила, но в свою жизнь больше не пущу»
— Вас самой красивой актерской парой Советского Союза называли — почему же она все-таки распалась?
— Долгая история — не хочется даже о ней вспоминать. Распалась...
— Виноваты оба были или кто-то один?
— Я не виновата, нет! — все это из-за Саши, но человека уже нет, поэтому винить его в чем-то... Он такой, и я это понимала — поэтому и стала потом с ним вместе работать. Вот на него обиды я никогда не держала — сразу простила.
— Нельзя было на него обижаться?

— Нельзя. Он вот такой, увлекающийся, а мне один мужчина нужен был, я с этим жить не могла, хотя многие психологи, когда за помощью к ним обратилась, уговорить пытались: «Ну он же вас любит — какая разница, что у него еще женщины есть?». Но для меня такой подход категорически неприемлем: или я, или они... Не понимаю, когда говорят, что измены — это неважно, что прощать надо: я Сашу простила, но в свою жизнь больше не пущу.
— Скандальную статью журналистки Дарьи Асламовой о ее случайной связи с Абдуловым вы тогда в «Комсомольской правде» читали?

— Не верю я в это, не верю! Во-первых, Дарья Асламова очень страшная чисто внешне, поэтому выглядит ее история неправдоподобно — вот если бы она интересной женщиной была, тогда бы я еще как-то поверила...
— Спустя годы вы сказали: «Абдулову нужна была не жена, а заботливая нянька»...
— Да, нужен был друг, который был бы рядом, опекал, кормил, поил и никаких претензий не предъявлял. Человек вот дверь за собою закрыл и все, что хочет, делает, — многих женщин это устраивало... Более того, он бы все в дом нес, к которому по-своему был очень привязан. Многие женщины так любовь мужа и понимают: все в дом, в дом! У Саши потребность строить была, он сам процесс любил, поэтому столько впоследствии и настроил. Ему все время во что-то встрять надо было, он хотел в каждом городе, если тот ему нравился, дом поставить, и у него это получалось...
Надо признать, что Саше очень везло, и в конце жизни он уже мастером стал. В последнем спектакле «Все проходит», в котором мы играли (я эту работу очень любила!), все актеры ему подчинялись, потому что каждое сказанное им слово по-режиссерски очень точное было. Если он как-то мизансцену менял, что-то предлагал, это действительно здорово было, поэтому надо было только слушать и делать, как он просил. Абдулов бы очень много успел...

Из интервью журналу «7дней».
«Выходя замуж за Сашу, я думала, что он в моей жизни постоянным праздником станет, — его невероятная энергия, жизнелюбие, неуемная жажда деятельности чем-то из ряда вон выходящим казались. Когда он в любой, даже самой скучной, компании появлялся, вокруг шум, гам и веселье воцарялись. В этом какая-то его особая магия, что ли, была, но каждый день в состоянии вечного праздника жить я не могла. Мне надо было ощущать, что человек только мной дышит, видеть его, слышать, а Саша, если так можно сказать, из своих друзей состоял. Сейчас, анализируя все происшедшее, понимаю, что ему просто-напросто совсем другая женщина нужна была — неработающая, без амбиций, без претензий, а мне, конечно, хотелось, чтобы он и в работе мне помогал, что-то советовал или хотя бы слова добрые говорил...
Замечательная актриса «Ленкома» Елена Фадеева часто при мне строго Саше выговаривала: «Ты Ире помогаешь?». — «А чего ей помогать, — он отвечал, — она и так талантливая, сама всего добьется...». — «Не говори глупостей! — если ты эту актрису в жены взял, ею заниматься надо. Больше ей никто не поможет — только ты ответственность за ее судьбу несешь!». Саша на такие слова, естественно, внимания не обращал: вроде бы рядом был и в то же время — где-то далеко.
Выйдя замуж за Сашу, я опять начала плакать — каждый день, а после того, как расстались, перестала. Помню, ко мне в театре жена Евгения Леонова подошла и с удивлением спросила: «Ирочка, что происходит?! Третий день тебя встречаю — а ты не плачешь!».
Я ни за что Сашу не осуждаю. Об одном жалею: надо было в себе силы найти, сесть и поговорить, но получилось, что, столько лет вместе прожив, мы с ним так ни о чем не поговорили... Ни одной женщине, как бы мирно и цивилизованно ни складывались потом взаимоотношения с бывшим супругом, разрыв с мужем легко никогда не дается, вот и моя жизнь после развода претерпевала крах. Я абсолютно не знала, как строить ее дальше, — ничего не радовало, ничего не хотелось: ни жить, ни работать».
— В одном из интервью вы обмолвились: «Помню сцену в нашем последнем совместном спектакле — он мужа играл, а я жену, которые друг другу изменяли. В последнем диалоге мы на кровати сидим и друг другу такие вещи говорим, которые я могла сказать только ему, — мне важно было произнести это как можно более жизненно. «Кто из твоих знакомых сказал, что все проходит?» — моя героиня спрашивает. «Соломон Давыдович», — отвечает Саша. «Дурак твой Соломон, я тебя до сих пор люблю», — говорю я. Саша обернулся и отвечает: «Я тебя тоже люблю». Абдулова вы до конца жизни любили?

— Ради этой сцены я спектакль и играла, потому что там много каких-то несовпадений было, натяжек, юмора странного — это настолько не наша история... У меня с такими женщинами общего мало, потому что я никогда ничего не выясняю, не кричу — просто поворачиваюсь и ухожу: все, больше меня не увидите! — и вот ради этого диалога...
Там, в этом спектакле, скорее, литературная такая основа — я понимала, что зрителям обязательно вера нужна в то, что как бы муж ни нагрешил, что бы вы нехорошего ни натворили, все-таки ценности есть, которые вы вместе создали. Жизнь очень коротка, и это осознать можно и снова друг друга полюбить — я ощущала, что очень многим женщинам в зале именно это надо. Бывает так в жизни или нет — не важно: главное, чтобы они сейчас поверили, что так может быть, — тогда легче им станет.

Из интервью журналу «7дней».
«В середине 90-х мне директор Абдулова позвонила и осторожно спросила: «Ира, а ты бы не отказалась с Сашей играть?». — «С Сашей — никогда бы не отказалась!». — «Абдулов сейчас очень болен (сильнейший тромбофлебит. — Прим. ред.), ему ходить тяжело, он не в состоянии большую роль выдержать. В основном на сцене будешь ты находиться — если согласна, мы с радостью начали бы работать... Саше очень нужны деньги».
Саша очень хорошим продюсером был, прекрасно понимал, что наши совместные постановки будут кассовыми. Со спектаклем «Все проходит» мы триумфально по миру гастролировали — семейную пару, находящуюся на грани развода, играли: обоюдные измены, выяснения отношений, сплошные крики. Зрителям казалось, что на сцене — наша с Сашей история, но это не так. Ни при каких обстоятельствах на повышенных тонах мы с ним не разговаривали, но в этой постановке Абдулов буквально орал на меня «от» и «до», и зрители считали, что именно так мы и жили...».
— В конце жизни Александр Абдулов признался, что, хотя женщин у него было немало, единственно любимой была и осталась Ирина Алферова, — об этом вы знали?
— Я чувствовала это, когда мы спектакль играли, потому что он... (Пауза).
— Вы Александра тоже любить продолжали?

— А его не любить нельзя было — когда человека понимаешь, когда видишь, как он мучается, как страдает, как... Саша же, как ребенок неразумный: кто-то может в своих поступках отчет себе отдавать, а он действительно рабом страстей был и ничего с собой поделать не мог. Например, мы приезжали куда-то, он спектакль играл и сразу после этого в какое-нибудь очередное казино отправлялся. Его только к шести утра в самолет привозили, где все мы уже сидели: он никакой, а в 11 ему уже репетировать надо — вот так и жил.

Саша действительно один-единственный был — я таких не встречала, потому что другие все-таки по слабости какой-то это делают, а Абдулов иначе не мог, поэтому... Правда, когда на сцену он выходил, все уходило куда-то... Вообще, сцена для него всем была, ради нее он все-все забыть мог. Помню, последний совместный фильм мы снимали, «Капкан», Саша как-то на площадку приходит, и я вдруг понимаю, что он не работает — номер отбывает. «Саша, — спрашиваю, — ну что ж ты делаешь?». — «Ой, Захаров «Женитьбу» сейчас начал». После этого он сразу же к съемкам интерес потерял: «Все, скорее снимайте, у меня репетиция». Я: «Саша, это тоже потрясающая работа, ты должен ее закончить». Нет, если Захаров за новый спектакль взялся, он забывал про все, и когда на сцене стоял, тоже про все забывал, роли полностью отдавался. Такой отдачи я ни в ком не встречала — все артисты халтурили, отдыхали немножко... Ну, устал человек — что тут поделаешь, а в нем такого никогда не было, и за одно это его ценить надо — мы, да и все нормальные люди, это понимали.
«Я понимала: вот сейчас Саша на меня сердится, потому что забыл, что мы врозь эти годы живем, что я не его жена»
— Хорошие отношения вы до самого его конца поддерживали?
— Да, конечно.
— В телесериале «Капкан» вы не просто вместе с Абдуловым снимались — мужа и жену изображали. Совместное прошлое вам помогало?

— Не очень — только когда надо было друг на друга кричать, хотя мы в нашей семейной жизни до этого никогда не опускались — я-то точно. Просто не умела — на сцене кричать после того научилась, как мы расстались, а вот любовную сцену играть было почти невозможно — это что-то страшное. Абдулов даже как будто меня в эти минуты наказывал — вдруг я ощущала, что он хочет мне что-то нехорошее сделать, боль причинить. Не тянулся ко мне, как по сценарию полагалось, а, наоборот, на контакт не шел, и я понимала: вот сейчас Саша на меня сердится, потому что забыл, что мы врозь эти годы живем, что я не его жена. У него как бы время смещалось, и на сцене он об этом тоже постоянно забывал и вдруг что-то со мной выяснять начинал — мне очень нелегко иногда приходилось...
— Что вы почувствовали, когда узнали, что он смертельно болен?
— Я не поверила. И Саша не поверил. Ему, правда, всегда везло — до степени совершенно невероятной, ему с неба все время падало, поэтому я подумала, что и тут какое-то чудо должно произойти, — он это заслужил.
— На похоронах вы были?
— Конечно.

— Мне приходилось слышать, будто вы считаете, что в смерти Абдулова отчасти Марк Захаров виноват...
— Я не могу, не имею права так говорить — это нечестные журналисты написали. Никто в смерти Саши не виноват, Захаров тем более — он его любил и вообще его сделал. Это был Сашин театр, я бы даже сказала — театр имени Саши Абдулова, и поэтому нет, ни в коей мере.
Вообще, к Захарову с пиететом я отношусь, и все же на моих глазах происходило — из-за репетиций «Женитьбы» Саша очень много в фильме «Капкан» не сделал, он все время в театр мчался... Некогда ему было сниматься, он на репетиции спектакля убегал, и вот ситуация возникла, когда спектакль выпускать надо, а Абдулов, который его срепетировал, слег. По совести надо бы его подождать, но юбилей театра был (80-летие. — Д. Г.), поэтому на роль Кочкарева Захаров другого актера ввел — эта ситуация, как вы понимаете, всегда двоякая.
— Это театр...
— Извините, если чувства каждого артиста щадить, тогда вообще ни одного спектакля не будет, но в данном случае я считаю (хотя кто я для «Ленкома»? — никто!), что Саше помогло бы, если бы коллеги пришли и сказали: «Саша, без тебя этого спектакля просто не будет. Ты давай уже, лечись — мы тебя подождем». Думаю, это как-то его дни продлило бы, но в том, что случилось, никто, повторяю, не виноват...
(Окончание в следующем номере)

Дмитрий ГОРДОН: «Вся эта группа, которая кочует из года в год по высоким кабинетам, — скованные одной цепью и связанные одной целью. Они воры все, привыкли отжимать, устраивать рейдерские захваты и, что такое «заработать», не понимают. Их идеология — бабки, их Бог — стодолларовая бумажка, и когда они стоят в церкви и истово крестятся-молятся, не верьте: эти люди молятся только доллару. Ну и евро еще...»
Волонтер и общественный деятель Алексей МОЧАНОВ: «Мы живем в королевстве кривых зеркал и не ради того выходили на Майдан, чтобы на смену одним организованным преступным группировкам во власть пришли другие, а судя по рожам не пришли, а вернулись»
Мэр Харькова Геннадий КЕРНЕС: «Кто заказал покушение на меня? Аваков»
Ирина АЛФЕРОВА: «Как мы с Абдуловым познакомились? В театре. Я по лестнице спускаюсь, а навстречу такой большой-большой мальчик идет — рыжий, некрасивый, нескладный, очень смешной... Янковский посмотрел на нас и Саше сказал: «Жена твоя...»
Кашу, которую сварим, придется хлебать самим
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги