«Щоб наша доля нас не цуралась!»
Я всегда жалею людей, лишающих себя всех жизненных радостей во имя просчитанного долголетия. У меня с этим проще, потому что я поселил у себя маленького человечка, невидимого окружающим и делающего мою жизнь защищенной. Время от времени он грозит мне пальцем, говоря: «Хватит, на сегодня достаточно». Особенно активен человечек этот за праздничными столами, когда напоминает, что надо знать меру выпитому, и в утренних пробежках, когда похлопывает меня по потной спине, советуя прекратить мучения и без того оперированного сердца.
В чем-то я и сам знаю меру, а порой человечек полезен, подсказывая, когда надо прекратить ухаживания или откланяться хозяевам гостеприимного дома. Если серьезно, то такой человечек должен быть у каждого, потому что мы живем в мире условностей, часть из которых надо соблюдать, и правила этого соблюдения известны не всегда и не всем. Вот мой человечек и подсказывает порой, что к чему. Главное, что абсолютных истин не существует. Когда все у нас были охвачены антихолестериновой пропагандой, я вычитал, что этот самый вредоносный холестерин идет у некоторых рас на формирование кожных пигментов и японцы, например, подкрепляя здоровье сырой рыбой и разными водорослями, атеросклерозом почти не страдают.
С удовольствием я запомнил результаты исследований ученых из Американского ракового общества и Оксфордского университета, которые в течение девяти лет исследовали около полумиллиона человек в возрасте от 30 до 70 лет и доказали, что употребление пяти унций (граммов 150) вина или унции крепкого алкоголя в день полезны для людей с повышенным кровяным давлением, склонных к инфарктам с инсультами. Оказывается, что от умеренной регулярной выпивки тромбы образуются неохотно и сосуды очищаются от вредных отложений. Статистика показала, что те, кто умеренно потребляет алкоголь в любом виде, наполовину сокращают риск сердечного удара по сравнению с полными трезвенниками.
Мой невидимый человечек уже 100 раз повторил мне, что все хорошо в меру и меру эту следует знать. Впрочем, еще великий ученый Пастер всплескивал ладонями, исследуя так называемый «французский парадокс». Дело в том, что французы, которые с большим аппетитом поглощают гусиную печенку, всевозможные колбасы и жареную картошку, богатые холестерином, при этом едва ли не меньше всех на свете подвержены атеросклерозу. Множество ученых застенчиво согласились, что все дело в красном вине, которое французы потребляют с едой. Именно с едой, потому что вино, поглощаемое вне стола, не так полезно. Под Бордо работает даже санаторий, где красным вином лечат и, говорят, небезуспешно.
Кстати, когда под Киевом бабахнул Чернобыль, слух о полезности красного вина пронесся мгновенно и все имевшиеся запасы красных спиртных напитков были выпиты очень быстро. Затем сошлись во мнении, что и водка не так уж вредна. Не помню такого нетрезвого Киева, как в те удалые дни. Мы все считали, что не пьем, а лечимся.
Шутки шутками, а надо установить меру во всем, потому что абсолютно вредных продуктов и привычек не так уж и много. Самое вредное, что может быть, — это бездарно организованная жизнь, лишенная радостной перспективы, переполненная опасностями. Разгружая свое сознание от страхов, мы снимаем постоянное состояние стресса — один из самых опасных факторов нашего бытия. К сожалению, почти никто из нас не жил и не живет с удовольствием. Я полусерьезно привел здесь один из рецептов преодоления жизненных страхов. Мы научились горевать совместно — пора бы постичь и науку радости. Ту, о которой поется: «Щоб наша доля нас не цуралась, щоб краще в світі жилося!».