Андрей ДАНИЛКО: «Меня реально споили, и я возьми и Путина пальцем помани. Гробовая тишина наступила, за три секунды я протрезвел... «Сейчас, — подумал, — наверное, бить будут»
(Продолжение. Начало в № 16)
«В то, что Майданы улучшение принести могут, не верю. Это всегда для меня театр — я вижу: сценарий есть, режиссер»
— Политикой ты интересуешься?
— Да.
— Ну а последний Майдан для Украины благом, на твой взгляд, стал?
— Нет, но мне и первый не понравился — честно тебе скажу. Я же там рядом живу, и пусть на меня не обижаются, но заварухи такие не люблю, не верю в то, что они улучшение принести могут. Это всегда для меня...
— ...потрясение?
— Нет, театр, я вижу: сценарий есть, режиссер, мне это видно — у меня же под окнами все происходило.
— Есть артисты, массовка...
— ...и люди, которые абсолютно искренне в Майданах участвовали — и в первом, и во втором, но у меня, повторяю, доверия ни к одним, ни к другим не было.
— Что с Крымом и Донбассом произошло, как ты считаешь?
— Ну, Крым аннексирован, и мне непонятно, почему за него не боролись. Думаю, его отдали... В некоторых политических ситуациях не очень я разбираюсь, но понять не могу, как можно было взять и отдать.
— Я тоже до сих пор этого не понимаю...
— Там же куча наших войск была, и все раз — собрались и уехали. Им сказали...
— Тоже театральную постановку напоминает?
— Да, и ты знаешь, раньше я как-то думал, что политики в интересах страны действуют. Ну опять же ты правильно говоришь, что артистам комментировать подобные вещи, наверное, не стоит...
— Ну а что, артисты не люди?
— Нет, я имею в виду, что для этого эксперты, специалисты есть... Все-таки в предмете разбираться надо, но, понимаешь, я никому не верю, вообще! — ни этой стороне, ни той.
— Я тоже...
— Постоянные подмены понятий, попытки какими-то лозунгами прикрыться... Только и слышишь: все мы так Украину любим! — и при этом понимаешь: она разваливается...
— ...на глазах. Знаешь, мне вот процесс декоммунизации на самом деле нравится, потому что я хорошо историю знаю и знаю, какие беды Украине коммунистическая власть и эти все ребята принесли. Скажи, а как ты к декоммунизации, к изменению названий улиц и площадей, к сносу памятников относишься?
— Ужасно, и когда на вопрос: «Где магазин находится?» — отвечают: «На Артема», — никто это как чью-то фамилию не воспринимает.
— На вулицi Сiчових стрiльцiв...
— Вообще, «на Артема» — это местонахождение, а сейчас, когда какие-то улицы слышу, не понимаю, где это.
— Омеляновича-Павленко, наприклад...
— Ну, вообще... Я в Полтаве на улице Розы Люксембург жил — ее «Розочка» называли, и для всех это не имя человека, а такое название было. Сейчас ее в улицу Раисы Кириченко переименовали — да, землячка моя, я ее знал...
— ...«Мамина вишня в саду»...
— ...и «Я козачка твоя»... Она хорошая была артистка, я ее очень любил, но не понимаю, улицу переименовывать зачем, мне это непривычно. Я еще согласен, когда исторические названия возвращают, и мне кажется, если уже переименовывать, то спорные фамилии улицам давать, к которым через 20 лет отношение поменяется, не надо.
— Может, тебе проспект Бандеры не по душе?
— Мне не нравится.
— Странно...
— А почему?
— Это я так шучу — мне тоже очень не нравится...
— Он споры вызывает, он провоцирует... Ну, не знаю. Нейтрально назовите: «Пройду по Абрикосовой...
— ...сверну на Виноградную»...
— Тогда это хотя бы никаких протестов вызывать не будет, да? Мне вот Крещатик, Прорезная по кайфу — какая-то смысловая нагрузка тут есть, а почему тот проспект имя Бандеры носит, понять не могу.
«Каким следующий президент должен быть?». — «Не знаю — вот я никого не вижу»
— Что не как артист, а как человек, как гражданин о происходящем сегодня в Украине ты думаешь?
— Знаешь, я все-таки руководитель коллектива, у меня 26 человек: музыканты, балет, световик и так далее — которые от меня где-то зависимы (так же, как я и от них), мне им максимально удобные условия создать хочется... Я, в принципе, мог бы и не выступать, но работаю, чтобы они зарабатывали, я могу без гонорара сниматься, но деньги для ребят выбиваю, и мне бы хотелось, чтобы президент нашей страны так же о людях заботился...
Мне непонятно, как можно только о себе думать — у меня в голове это не укладывается. Сегодня Андрей, менеджер наш, меня спросил: «Следующий президент каким должен быть?». — «Не знаю, — ответил, — вот я никого не вижу», а ты, Дима, кого-то у нас видишь?
— Пока нет — все, кто есть, решительно мне не нравятся. Ты, кстати, знаю, конфеты «Белочка» любишь — я тебе рошеновских приготовил, чтобы лучше думалось, каким президент должен быть...
— «Белочка»... (Разворачивает).
— Не такая, конечно, как в советское время...
— Нет, вообще — я даже ту этикетку помню.
— Желтенькую...
— Когда нам новогодние подарки давали, мы в них рылись, «Белочку» искали, потому что это вип-конфета была.
— Черный шоколад и орешки — объеденье!
— Да, вкусно было.
— Ну, это уже не та «Белочка» — давай я ее назад положу. Итак, тебе происходящее сегодня не нравится, и мне тоже, а ощущения, что дураков вокруг больше стало, у тебя нет?
— Мне кажется, столько же и было, просто мне почему-то... Ну как сказать... Некоторые вещи меня поражают, люди удивляют, которые вчера... Сейчас они все на меня опять обидятся...
— А на обиженных воду возят...
— Ну да, мне же не привыкать... Нет, не хочу о них говорить, лучше другое что-нибудь спроси...
«Первое место на «Евровидении» дается — ничего просто так не бывает»
— В свое время в России большой шум из-за твоей песни «Dancing» поднялся — утверждали, что ты там «Russia, goodbye!» спел, а ты от этих слов всячески открещивался, говорил, что это ошибка, эффект незнакомого языка. Что же на самом деле было?
— На самом деле «Lasha Tumbai» было.
— Жаль — я думал, ты пророк и уже тогда понял, что Украине пора «Russia, goodbye!» сказать...
— Послушай, это первая против меня заказуха, которую реально в народ запустили. Я-то по своей наивности подумал, что людям действительно это послышалось, на «Пусть говорят» приехал, недогадливый, и рассказывал: «Ребята, вы не так поняли»...
— Там-то и началось...
— Там началось... «Подожди! — думаю. — Что-то не то происходит» — все на свои места встало, когда мы уже на «Евровидении» были. Мы фаворитами 2007 года и стали, если по-честному, конкурс выиграли, но первое место из-за политической ситуации в Украине нам не дали. Оргкомитет «Евровидения» так рассудил: «Господи, это опять там проводить... А с кем договариваться? С кем работать?», то есть реально Сердючка номер один 2007 года была — это однозначно.
— Ну да, самое яркое выступление!..
— На оглашении результатов я с наушниками сидел, мы должны были второй раз свою песню петь — в принципе, к этому все шло, но Сербия выиграла. Потом мне сказали: «Андрей, долго качели были: давать — не давать», ведь первое место дается.
— Дается?
— Конечно, ничего просто так не бывает. Вдумайся: Руслана когда выиграла? Перед «оранжевой революцией». А Джамала?
— Когда Крым аннексировали...
— Момент противостояния: Россия — Украина, и помнишь, когда цифры голосования показывали: кто — Россия или Украина? — они это специально делали. В любом случае все в политику упирается, но я же по наивности повеселить всех хотел, и то, что вокруг песни «Dancing» устроили, — это заказуха Кости Эрнста была 100 процентов, потому что его личному проекту группе «Серебро» дорогу я перешел, а их на второе место готовили, — это я потом уже понял. Они не ожидали, что Сердючка так для Европы пойдет, а за нами просто толпы ходили, я, как Майкл Джексон, себя чувствовал — мы на вечеринку приходили, когда там интервью у участников брали, а все их бросали и к нам бежали.
— Они такого просто еще не видели...
— Во-первых, это позитивно было, а во-вторых...
— ...ново...
— ...не украдено. Все сами сделали: песню написали, костюм и звезду придумали, танец поставили, и когда о суммах, которые у наших артистов на «Евровидение» уходят, слышу, поражаюсь: а куда они их тратят? 500 тысяч долларов на поездку — ты вдумайся! Мы, может, 100 тысяч потратили — это с клипом и со всем гамузом.
— Когда эта травля началась, кто-то из России, из коллег по цеху тебя поддержал?
— Конечно — Пугачева, Киркоров: многие, скажем так, поражены были. Я после этого на «Славянский базар» приехал, и, мне кажется, весь Витебск сбежался — Баба-яга пожаловала! Нескольких человек накрутили, и ко мне в гримерку Игорь Николаев заходит, так вот оглядывается и спрашивает: «Между нами, девочками, скажи, а что ты спел? «Раша...». Я: «Игорь!».
— Больные на голову!..
— Нет, просто реально такая атака на меня в России была.
— А если бы даже спел — ну что тут такого?
— Но я же этого не пел, а все каналы для меня закрыли — я даже возразить ничего не мог. В то время интернет не так развит был — конечно, если бы в сети...
— ...одно обращение разместить — все...
— ...все бы закончилось, но я, по всей видимости, Костю Эрнста настолько вывел, что он до сих пор — 10 лет прошло! — не успокоился, и сейчас, когда обо мне разговор заходит, его просто трясет.
«Никогда не забуду, как Пугачева меня поддержала, — она человек битый»
— Сегодня с Пугачевой и Киркоровым ты общаешься?
— Ну, мы же там, в России, не бываем.
— По телефону хотя бы...
— С Филиппом у меня какие-то натянутые сейчас отношения.
— Серьезно?
— Может, обиделся... Я его знаю: он такой...
— ...переменчивый...
— Да. Был момент, когда у него творческий вечер на «Новой волне» в Сочи планировался, и он меня пригласил, но участие в этом принимать я не захотел, честно тебе скажу.
— Понимаю...
— Во-первых, у меня сил не было, а во-вторых, публично, на экране, мы не выступаем. Многие понять этого не могут и как какую-то блажь, каприз воспринимают: ну ты же друг! — но мы сейчас паузу взяли, позиция у нас такая.
— Как тебе кажется, Пугачева то, что между Россией и Украиной сейчас происходит, понимает?
— Конечно, и знаешь, человеком, который первым до меня после «Евровидения» дозвонился, она была. «Андрюха, — сказала, — это такая заказуха!», а я не могу понять, о чем речь. Оказывается, там, на российском телевидении, программы выходили, где меня просто уничтожали.
— Да, я помню...
— Разносные...
— ...ни за что ни про что...
— Вообще, на пустом месте меня размазывали, и Ларису Долину, (я потом ей спасибо сказал) спросили: «Ну вы же слышали, как «Russia, goodbye!» он пропел?». Она в ответ: «Он такого не пел — я что, глухая?». Моментально рекламную паузу объявили — слили ее, понимаешь? Я в Москву прилетел, девочки на «випе» в аэропорту (ну, когда послеполетные формальности мы там проходим) прекрасно меня знают, тысячу раз я им фото подписывал: Анжеле, Снежане, еще кому-то, и вдруг одна из них говорит: «Шапку снимите». Я снял. Долго в паспорт смотрела: «В конец очереди встаньте». Ну то есть настолько людей накрутили...
— Кошмар...
— И тут теле- и радиоведущий Миша Козырев, который на моей стороне, мне по телефону звонит: «Андрей в прямой эфир сейчас выйдешь?». «Эхо Москвы» или «Серебряный дождь» — не помню, какая радиостанция была, а там музыканты — целая бригада вплоть до Гребенщикова — «Евровидение» обсуждали, и я какой-то текст произнес: «Ребята, этого просто не было, я не могу понять, что за травля, с чем она связана» — а я и правда сообразить не мог, что происходит. Ну, как-то поговорили... Миша меня потом набрал: «Они, все эти музыканты, сидят и между собой говорят: п...дит (беззвучно)». Типа: ты всех убеждаешь, что чашка белая, а они мне доказывают, что черная»...
— У всех, что самое интересное, уши есть...
— Вот понимаешь, ситуация... Даже не могу объяснить, что это за чувство, когда все тебе говорят, что ты это пел, и ты реально виноватым себя чувствуешь, и Пугачева — это ж не то, что я ее просил! — сама по каким-то редакторам ходила, слово замолвить за меня пыталась...
— Ходила?
— Да-да-да, и она первая, когда открытие радио «Алла» было, зная, в какой я ситуации, меня пригласила. Объявила нас — ну, Алла же может себе позволить ни на кого не оглядываться: «Та пошли они все!». Мы вышли и так круто выступили — все эти артисты с ума сошли, так орали. Они, что делать, не знали. Там несколько столов было — типа, для почетных гостей, а остальные стояли, и вот я сижу (а другие стоят!) и со всеми через плечо разговариваю (показывает, что они в лицо заглядывают).
— Рабы...
— «Какой ужас!» — думаю. Конечно, я никогда не забуду, как Пугачева меня поддержала, потому что она человек битый, и то же самое — Кобзон: он всегда интересовался, как у меня дела, кто, что... Сколько в советское время Лапин, председатель Гостелерадио, из эфира артистов поубирал, сколько так судеб поломал! Сейчас, слава богу, время другое, от телевидения ты независим. Завтра я новый шедевр сделаю...
— ...в интернет запустишь...
— ...и все его увидят, но сами эти интриги, козни ужасны, и когда Первый канал в России фильмы выпускает, где с сожалением о загубленных судьбах артистов, таких, как Мулерман и другие, рассказывают, я думаю: «А ты же, Костя Эрнст, то же самое делаешь, причем только из-за того, что гордыня у тебя такая». Взрослый человек с Веркой Сердючкой воюет — ну, это вообще!
«Кого-то из коллег осуждать, тем более травлю раздувать я не собираюсь: ездить или не ездить в Россию — это выбор каждого»
— Когда после аннексии Крыма, после того, как российские войска на Донбасс вошли, я видел, как наши звезды в Россию выступать ездят, в душе у меня буря негодования поднималась. «Ну как же так, — думал, — разве можно представить, чтобы в советское время, когда война Советского Союза с Германией шла, Клавдия Ивановна Шульженко или Леонид Осипович Утесов в Гамбурге или во Франкфурте выступали?». Ну а потом (я про свою трансформацию говорю) подумал: «Да, это плохо, но чем эти артисты от пары миллионов гастарбайтеров, в том числе с Западной Украины, отличаются, которые в Россию, несмотря на войну, едут, от многих наших бизнесменов, которые как ни в чем не бывало гешефт делать там продолжают? Как ты к коллегам относишься, которые по-прежнему в России работают?
— Ты знаешь, я только о себе могу говорить, и кого-то осуждать, тем более травлю раздувать не собираюсь — это выбор каждого. Я против выходок, которые такие деятели, как «свободовец» Игорь Мирошниченко, устраивают — с ним даже когда-то сцепился. Помнишь, он потасовку возле концертного зала «Украина» перед сольником Ани Лорак затеял? Это на глазах ОМОНа происходило, в который еще бутылки бросали, и я вот думал: «Да что же это за ОМОН? Почему не вмешиваются, когда 26 каких-то придурков концерт срывают?». Не нравится вам певица — не ходите, билеты не покупайте, это ваше право: вы ее позицию или еще что-то не принимаете...
— ...гривной голосуйте...
— Нет, мама Каролины на концерт идет — у нее цветы вырывают, топать начинают, и я понимаю, что эту картинку с депутатом, который там бегает и такие вещи творит, в Москве потом покажут: вот что в Украине у нас происходит. У меня вообще впечатление, что эти «борцы» на российскую пропаганду работают.
— У меня давно такое впечатление...
— Как это может быть? Почему полиция на подобные штуки не реагирует? И вот артисты виноваты...
— С Ани Лорак ты по-прежнему дружишь?
— Конечно. Ты пойми: звездное время артиста — а это юность, молодость — быстро проходит...
— Я понимаю...
— И это не тот случай, когда Шульженко в оккупированный Минск приехала бы, не тот пример. Тогда враги понятны были...
— Ну, сейчас тоже — 10 тысяч человек погибло: что с этим делать?
— Я с тобой согласен, но есть ведь люди, для которых две страны одинаково родные... Допустим, я там, в России, в каких-то семьях на заказных концертах выступаю: жена — украинка, а муж — русский или еврей. Все: «Андрей! (если честно, обращение «Вера» чуть-чуть меня напрягает. — А. Д.). «Червону руту» давай, что-то на украинском!», и ты понимаешь, как эти люди переживают из-за того, что происходит.
— В России между тем ты показываешься или последние четыре года туда ни ногой?
— Большие концерты — их еще кассовыми, афишными называют — я вообще не даю: ни здесь, нигде, но корпоративы бывают — их мы у людей, с которыми уже долгие и нормальные отношения сложились, работаем.
— Я все-таки российские каналы смотрю, и состояние юмора там ужасающее — люди на такие темы и так плохо шутят, что просто не смешно, вдобавок этот накладной смех, улыбки резиновые. Ты за тем, чем коллеги по цеху — россияне — занимаются, следишь?
— Да, безусловно. Конечно, лучше, хуже бывает... Вот реально мне шутки такого плана смешны: какому-то автору — не помню фамилию, он 100 монологов про тещу написал — Регина Дубовицкая молоток дарит, со словами: «Чтобы юмор забойным был» — вручает.
— Ха-ха!
— Ну, типа таких. Когда-то, в мюзиклах снимаясь (уже не скажу, в каком именно), я текст читать не мог — это просто какой-то ужас был...
— А тебе и читать не надо — ты импровизацию так выдать можешь...
— Читаю: «Спасибо на колобок не намажешь». Или: «Благодарю, хрю-хрю». «Боже, какой идиотизм!» — думаю. «Вы можете человека позвать, который это написал?» — спросил...
— ...и кого это рассмешить может?
— Конечно, мы потом над репликами типа «благодарю, хрю-хрю» издевались, а мне ее произнести нужно было, потому что мы от ответа второго персонажа зависим, и я выдумывать начинал: «Как сказала моя одноклассница Крошечка-хаврошечка...» — ну, такое же дурное-дурное. Слава богу, я это переделал, но настолько от всего устал, что в какой-то момент сказал: «Больше в этом участвовать не могу».
«Пореченков такой реакции не ожидал и очень переживал, поэтому себя залил и в свой номер плакать пошел»
— Недавно от рака мозга Михаил Задорнов скончался — за несколько месяцев до ухода он мне много звонил, мы на разные темы говорили. Мне очень жаль его, несмотря на то что... Вот он жуткое высказывание по поводу малайзийского «Боинга» допустил, который в небе над Донбассом сбили...
— Я слышал...
— Ужасно, но я его любил — он умный был, остроумный, искрометный, с ним всегда интересно было, и много чего в прошлом нас связывало. Скажи, а тебе, когда узнал, что он умер, жалко его стало?
— Конечно. Я с ним знаком был: мы в тур вместе ездили... Он не простой был...
— ...не простой...
— ...но ко мне очень хорошо относился — вот всегда. Где-то была у него... Не то чтобы зависть, но ревность к успеху, к аплодисментам немножко присутствовала... Представь: в Эстонии мы работаем... Это сборный большой концерт под его эгидой был, Задорнов его закрывал, а я перед ним выступал. У публики после Сердючки просто шквал эмоций, я в гримерку ушел, а меня еще выйти просят, потому что зрители до сих пор хлопают, и он, конечно, приревновал. На следующий день мы во Дворце спорта в Вильнюсе выступали, и Задорнов сказал: «Сегодня Данилко концерт завершает». Ну, мне-то какая разница — хоть первым номером, хоть третьим, хоть пятым, а он специально передо мной два часа работал, чтобы людей утомить, и, когда со сцены спускался, подмигнул: «Ну как? Попробуй!». Я подумал: «Боже, взрослый человек...» — и вышел.
— Попробовал?
— 15 минут сделал — у меня же песни: как бабахонул! Такие поступки мне, конечно, непонятны были... Как ребенок — и при этом всегда с уважением. Кое-кого из юмористов он словесно за столом уничтожал, но я на особом положении был.
— Яркий он все-таки был, правда?
— Конечно, умнейший чувак.
— Как ты сегодня к запрету на въезд в Украину множеству российских артистов относишься?
— Плохо. Разумеется, если человек какие-то вещи оскорбительные говорил, реагировать надо, но я не понимаю, шкала какая...
— Допустим, как Пореченков, в Донбассе из пулемета по украинским военным стрелявший...
— Ты знаешь, в разгар этой ситуации я как раз в Ростове находился и его в гостинице видел. Он сильно выпивший был — происходящее очень переживал: я это наблюдал.
— Что-то понял?
— Ясно, что глупость сделал, — он же не идиот. Как бы там ни было, оправданий его поступок не имеет.
— Дурак...
— Он такой реакции не ожидал и из-за всего этого очень переживал, поэтому себя залил и в свой номер — ну, не знаю — плакать пошел. Мы не знакомы, но я какую-то жалость, что ли, почувствовал, во всяком случае, никакой злости и ненависти у меня к нему не было.
— А что ты думаешь о тех, кто, например, письма в поддержку аннексии Крыма подписывал?
— Люди, которые театрами руководят, и сами понимают, что это ужасно, но они зависимы...
— Ну да, мы же знаем, что тот же Марк Захаров — продвинутый, светлый, правильно?
— Конечно.
— Помним, что в мрачное советское время он делал то, что другие не рисковали: намеками, вторым планом и так далее, а сейчас понимаем, что он уже пожилой человек — у него театр, дочка и так далее...
— У Табакова, земля ему пухом, то же самое.
— Если бы Табаков еще об «убогих» украинцах оскорбительно не говорил — это вообще низость, гнусность, паскудство...
— Да, отвратительно, и я тебе так скажу: мне кажется, ошибки любой делает, бывает, какую-то глупость ляпнет — потом и сожалеть может: мне так кажется. Я все-таки не судить сгоряча стараюсь...
— Российские сериалы и фильмы, на твой взгляд, запрещать надо?
— Ну зачем? Зачем, если ты в интернет зайти можешь и, к примеру, «Ликвидацию» при всех запретах посмотреть? Это такая глупость! Вам делать нечего? Что это решит? Кинопроизводство свое поднимайте, фильмы снимайте — я только за, но запрещать...
«Меня поразило, что Путин очень маленький, какая-то внутренняя скованность у него была...»
— Скажи, а уехать из Украины куда глаза глядят тебе никогда не хотелось? Спрашиваю об этом, потому что за годы независимости 10-11 миллионов украинцев — каждый пятый! — просто взяли и уехали...
— Я их понимаю — людям семью надо кормить, зарабатывать...
— И я понимаю...
— Здесь это все труднее дается, и даже если у тебя деньги в банке лежат, ты снять их не можешь, потому что какие-то ограничения вводятся. Это у меня еще ситуация более-менее, хотя желание ну не навсегда уехать, но...
— ...отъехать...
— ...какое-то время, полгода-год, в Америке пожить у меня было. В Нью-Йорке мне очень хорошо — вот, казалось бы, такая махина, но как-то...
— ...не давит...
— ...и мне там выдумывается отлично. По городу в тапочках я хожу: вот иду в шлепанцах — и никто на меня не смотрит, никто, и даже если подходят — ну понятно, наши! — там меня это как-то не парит. Я столько раз в Америке был и Нью-Йорк почувствовать все не мог, а тут на Неделю моды нас пригласили — высокой моды, естественно, и мы с Инкой: я — Сердючка, Инка — мама — в Манхэттене на пару показов сходили. «Что за ерунда?» — думаю — все с нами фотографироваться бегут — модели, которые дефилируют (а это все наши) и американцы что-то такое лопочут. Я: «Инка, слушай, мы — как обезьяны». Сидим: ни показ посмотреть не можем, ни пообщаться, а только по сторонам раскланиваемся: «А-а?», «О’кей». «Все, — я сказал, — давай, наверное, с этой Неделей моды заканчивать», и мы тапочки надели и просто ногами по Нью-Йорку походили — массу удовольствия получили.
— Ты перед многими президентами выступал?
— Ну да.
— Путина видел?
— Да, и мы даже общались.
— И что он тебе говорил?
— Ты знаешь, эта история даже в интернете гуляет — говорю для тех, кто не видел. Кто-то на телефон снял, как я в концертах рассказывал, как Сердючка с Путиным познакомилась, и там все полностью правда, но с подачи Сердючки рассказано, с ее текстами.
Это Форос был, 2004 год, встреча Кучмы и Путина, и с нами никто из артистов не здоровался — там все известные были, и ведущий — Лев Лещенко. Вообще, как будто никто нас не замечает, и вот после какой-то оперы (или что-то такое же нудное было) мы выступаем, а жара, они в рубашках с коротким рукавом, мокрые сидят и думают (вот по ним видно!), когда же это веселье закончится. Ну, нас выпускают — мы дали, и Путин, и Кучма ко мне идут: «Спасибо за выступление», то да се... Я: «Пожалуйста», и они: «А вы не могли бы у нас уже вечером в атмосфере без галстуков выступить?». — «Ну чего же, — говорю, — копеечку не заработать?»... Ну как-то через Сердючку не у самых бедных прошу, а там это все очень быстро решалось — нам хорошие деньги заплатили, и мы уже вечером вышли.
Они уже без галстуков были, выпивали, и им очень весело и смешно было. Мне шампанское наливали, меня реально споили — мне, видно, показалось, что я самый главный. Путин не пил вообще — он с бокалом метрах в 10 стоял, смеялся как-то сдержанно. Рядом Леонид Данилович танцует (ой, такие вещи рассказываю!), а для баланса кого-то мне не хватает — и я возьми и Путина пальцем вот так помани. Гробовая тишина наступила, только сверчки: ур-р-р, ур-р-р... За три секунды я протрезвел. «Слава богу, — подумал, — что в этой шубе выступаю: сейчас, наверное, бить будут»...
— ...причем больно...
— Это такой ужас, и я вот так (опять пальцем поманил) и застыл: «Стоп-каликало-точка» (детская игра, в которой при последнем слове участники замирают.— Д. Г.). Стою, и думаю: «Боже! Как выкрутиться, не знаю», а Путин мне показывает (пальцем — нет-нет-нет, это ты ко мне иди).
— Красавец!..
— И я, как собака Баскервилей, к нему бегу. Подбегаю... Меня поразило, что он очень маленький, как-то мне показалось, — на экране это не видно, и как будто стеснялся. Вот какая-то внутренняя скованность у него была, и он произнес (голосом Путина): «Андрей, большое спасибо вам за выступление», а все просто в ухо превратились: шо ж там за разговор, может, Путин меня вербует... Он спросил (голосом Путина): «Вы могли бы, когда доспехи свои снимете, с нами за стол сесть?». Я: «Та не... У вас тут своя компания, у нас — своя». Как-то вот так... Он на меня — на тот момент! — очень приятное впечатление произвел: может, из-за того, что тоже Весы, и я в нем нашу, присущую этому знаку, стеснительность почувствовал.
Ты не представляешь, как ситуация вокруг нас за время нашего общения поменялась! Мы сразу любимцами стали, нам стол под зонтиком кока-колы накрыли, всякие яства выставили, и все артисты, которые с нами не здоровались, к нашему столику подходили и говорили (голосом Лещенко): «Ребятушки, какие вы молодцы! Боже, как это все талантливо! Потрясающе!». «О-о-о!» — я подумал»... Мало того, нам еще самолет дали — в Киев с такой помпой мы улетели. Ну да, было такое...
— Больше ты Путина не видел?
— Там какая-то ситуация была, что нас после этого где-то у него выступить пригласили, а наш директор спросил: «А сколько это стоить будет?». Это их сильно обидело, и контакты на том прекратились, но, честно тебе скажу, я вообще контактировать с такими людьми не очень люблю, держаться подальше стараюсь...
«Янукович мне у меня дома приснился — на краешке стола сидит и как будто сам с собой разговаривает: «Вот никому я не нужен...»
— Если бы ты сейчас с Путиным встретился и у вас возможность поговорить по душам пять минут была бы, что бы ему сказал?
— (Пауза). Сложный вопрос... Мне кажется, он это все прекратить может.
— «Завязывай, короче» — да?
— «Владимир Владимирович, — сказал бы, — надо это все заканчивать, нельзя так...».
— Ты где-то признался, что тебе периодически то Путин, то Янукович снятся, — в каком виде?
— Это какой-то ужас! — то Гитлер, то Путин, то Янукович, и да, мне Янукович у меня дома приснился, как будто в моей квартире раздвинутый стол стоит, какие-то политики сидят. Ну тоже, да (на голову показывает — мол, не в себе), и я как-то проявить заботу пытаюсь... Я очень плохой хозяин в том плане, чтобы... как правильно сказать?
— Обстановку создать?
— Да, я гостей не люблю, мне лучше у кого-то быть, потому что из чужого дома всегда уйти можно, а из своего — нет, и гостей же не выгонишь. И вот за всеми ухаживать я пытаюсь, и что-то ему положить хочу, а он на краешке стола сидит и как будто сам с собой разговаривает: «Вот никому я не нужен...» — что-то такое. У меня он чувство жалости вызвал — вот правда.
— Порошенко никогда не снился?
— (Улыбается). Никогда.
— Ты с сожалением это сказал?
— Ну, вот кто-кто, а Порошенко не снился.
«Они сказали: «Машина твоя где стоит? Мы в багажник тебе три миллиона долларов перекинуть сейчас можем»
— Сегодня среди возможных кандидатов на президентский пост Святослава Вакарчука и Владимира Зеленского называют, а ты кого-нибудь из них в роли президента Украины представить можешь?
— Мне бы это даже представлять не хотелось, потому что, считаю, каждому лучше своим делом заниматься. Как ни банально это звучит, но Вовчик должен, наверное, смешить, коллективом руководить, телевидением заниматься, а Слава петь, песни писать. Я же в такой ситуации после «Евровидения» был, когда под меня партия собиралась, которая «Проти всiх» называлась.
— Идея же в воздухе витала...
— Да. Никогда об этом не рассказывал... Съезд в цирке предполагался: Сердючка в парламент идет! — и понятно, что это предложение финансово очень заманчивое было.
— Того, кто его озвучил, мы назовем?
— Я бы назвал, но не помню его, вообще — в политике он «светился», но... Я, в общем, в роли слушателя был, а они возле меня танцевали.
— Деньги большие предлагали?
— Очень — сейчас расскажу. Потом эта ситуация накручиваться начала, уже какая-то регистрация была запланирована, и представь: за несколько дней до нее в офис люди приехали, которые мне вот такой пресс денег давали — 50 тысяч долларов только за то, чтобы просто с ними поговорил. Ну, то есть на ответ, хочу я, чтобы они в списке были, или не хочу, это не влияло — вот 50 тысяч. «Спасибо, — сказал, — не надо...
— ...100 положите»...
— Нет-нет! — «я с вами и так поговорю». Встречу в ресторане «Космополитен» назначили, туда люди прибыли, и с ними мне надо было пообщаться. Юрию Никитину, который со мной пришел, они сказали: «Отойди, нам один на один надо», а я, уже такой битый-перебитый, ему тихонько: «Юра, не переживай, я сейчас поговорю — очень дипломатично, культурно». Они сказали: «Нам двух человек в партийный список внести надо. Машина твоя где стоит?». — «Возле ресторана». Они: «Мы в багажник тебе три миллиона долларов перекинуть сейчас можем». «Ого!» — думаю. Это, понимаешь, за двух человек. «Вы знаете, — ответил, — наверное, себе их оставьте», и вот на работу я приезжаю, и нам через два часа ехать что-то подписывать нужно...
— ...партию регистрировать...
— Наверное... Там уже журналисты собрались, массовка какая-то, которая нас там встречать должна была, и в последний момент я говорю: «Инка, нас убьют»...
— Умница!
— И отказался: не хочу! Уж если сейчас вокруг нас эта потасовочка и танцы начались, что потом будет? «Не хочу!» — сказал и абсолютно правильно поступил.
— Сегодня об этом ты не жалеешь?
— Не то что не жалею — я рад. Вот были же в Верховной Раде и Руслана, и Злата Огневич...
— ...и Вакарчук...
— ...и Тая Повалий — это помогло? Тае только навредило, и, может, нельзя это говорить, но мне Игорь Лихута по секрету сказал: «Таю, в принципе, заставили».
— Я знаю...
— Ты в курсе, да?
— Конечно...
— Ей позвонили и сказали: «Надо!» — и что делать? Это реально такой пресс был, и я, допустим, не знаю...
— ...как бы себя повел...
— Да, поэтому, мне кажется, людей осуждать нельзя, надо их понять постараться — они в очень сложной ситуации оказались.
«Лет в 18, когда сильно в приметы верил, я специально с ножа ел. Почему? Чтобы чуть-чуть злее быть»
— Одним из лучших президентов Соединенных Штатов Америки Рональд Рейган был — между прочим, артист... Андрей Данилко теоретически в президентской кампании в Украине участвовать может?
— Послушай, теоретически (не то что я цену себе набиваю — понятно, что мы сейчас фантазируем), мне кажется, на этом посту добрый человек должен быть.
— Очень правильно...
— Мне вот в общении с людьми или, допустим, в коллективе важно, чтобы всем комфортно было, — для меня это принципиально, важно, чтобы организаторы концерта зарабатывали, а не попадали... Помню, такой момент был, когда как бы все хорошо, а в Донецке у меня — ну, давно еще — зал не продан. Это впервые случилось: видно, реклама была плохая — ну масса причин могла быть, и организаторы концерта на деньги попали.
— Другой бы сказал: «Ваши проблемы»...
— Ну, мы концерт отработали — людей в зале реально немного сидело, но мы хорошо дали, и вот банкет, как всегда. Я организаторам говорю: «Мне гонорар не нужен — вы только ребятам какие-то деньги заплатите, а я ничего брать не буду». Они наотрез. Я удивился: «Как? Вы же попали» — и услышал: «Андрей! Мы столько раз на тебе зарабатывали, когда вы копейки стоили, что можем себе позволить раз на тебе попасть», и такая же ситуация в Ростове была. Я такое отношение очень ценю.
— То есть ты добрый?
— Настолько, что одно время, лет в 18, когда сильно в приметы верил, специально с ножа ел. Знаешь, почему?
— Нет...
— Ну говорят же: если человек с ножа ест, злым будет.
— Немножно себя подстегивал?
— Заводил, чтобы чуть-чуть злее быть.
— Я, кстати, однажды у Леонида Макаровича Кравчука, первого президента Украины, спросил: «Каким должен быть президент?», и он тоже сказал: «Прежде всего добрым». Так вот, ты, добрый человек, — я к предыдущему вопросу все-таки возвращаюсь — участником президентской гонки представить себя можешь?
— Ну, фантазия у меня хорошая.
— Ну так ответь: «Могу»...
— Я много чего могу... Знаешь, если всех наших президентов брать, которые были, Леонид Макарович мне всегда нравился, потому что он как президент выглядит...
— Батько такий...
— Да, а еще язык хороший: не бэ-мэ и не э-э-э... м-м-м... Сразу понятно: дело знает, красивый, по-своему хитрый — это нужно...
— Украинец!..
— Да-да-да, и я им всегда восхищался. Недавно мы на одном из корпоративов работали — и ты там был! — и он на сцену вышел...
— Это потрясающе было — в его возрасте под Верку Сердючку так танцевать...
— Я не ожидал: Леонид Макарович — и так прямо отплясывал, а он, как ребенок, на это все смотрел. Я даже застеснялся, чуть из образа выпал.
— Ты перед многими олигархами выступал?
— Да.
— Перед всеми, наверное?
— Ну да, и знаешь, такие компании интересные были. Вот вдумайся: Джимми Роквай, Робби Уильямс и Верка Сердючка. Или «Мумий Тролль», Земфира и Сердючка (рокерша тоже большая!). Или Rammstein и Сердючка... Кстати, группа Rammstein после нас шла, так они из-за кулис вышли — смотрели, как мы работаем, и хлопали. Я своим: «Смотрите, Rammstein, как надо выступать, учится». Я к ним хорошо отношусь, но реально их выступление скучным мне было. Такую музыку, наверное, очень любить надо — в принципе, для корпоратива не совсем подходяще.
— Ich will eure Hände sehen...
— Две-три песни, а потом это, конечно, утомляет.
«Переодеваюсь, и вдруг в дверь мне стучат. «Кто?» — спрашиваю. «Рома». Я ж не знал, что это Абрамович...»
— Ты многих олигархов из списка Forbes видел — кто из них как человек самый яркий?
— Мне Роман Абрамович понравился.
— Путину он тоже, я думаю, нравится...
— Ну, еще бы! Да, Абрамович... Помню, мы когда-то работали — это тоже очень давно было, — жара такая, я переодеваюсь, и вдруг в дверь мне стучат. «Кто?» — спрашиваю. «Рома». — «Какой Рома?» — я ж не знал, кто это, а наши мне: «Андрей, ты что! Это Абрамович». Я: «Ну Абрамович — что ж я раздетый выйду?». И он спокойно стоял — никаких претензий: разумеется, человеку же переодеться надо. Я вышел, мы сфотографировались — он мне каким-то стеснительным показался, как-то неловко ему было.
— Не Весы случайно?
— Практически, но он на меня приятное впечатление произвел. Мы после этого много раз у него на корпоративах «Челси» работали, а потом какая-то неприятная история случилась: он (ну, как говорят) на меня обиделся. Дело в том, что, услышав фамилию Абрамович, какие-то организаторы Сердючку привезти пообещали, но баснословную сумму назвали, и тот возмутился: дескать, я все понимаю, но что же это такое? Как же ему теперь объяснить, что отношения к этому я не имею, что я — хороший?
— Все мы родом из 90-х, и не сомневаюсь, что, когда ты начинал, тебе перед серьезными бандитами выступать приходилось...
— Ой, в 90-х, мне кажется, я только у бандитов и выступал.
— Какие-то колоритные ситуации, с этим связанные, запомнились?
— Ужасные были — даже не знаю, как рассказать. Это реально бандитское время было, и ко мне как-то человек затесался... Он красивое пальто, красивый портфель имел и впечатление производил — в общем, в доверие вошел: откуда мне знать было, что это аферист, который, как я потом уже понял, многих кидал? Он, типа, круизы со звездами организовывал (в то время это модно было), в рекламе Влад Сташевский, Сердючка участвовали — за это каюты нам обещали, а он деньги забирал и исчезал... У него несколько фамилий было, паспорта разные, и этот мошенник отношения с бандитской группировкой под названием... ну неважно, наладил. У меня с ними проблем или каких-то трений не возникало, они очень хорошо ко мне относились (ну, я еще, как ребенок, тогда выглядел), но эти бандиты проблему решили, с которой сам справиться я не мог.
В то время кассета «Верка Сердючка» появилась — не с песнями, а еще с монологами: она на каждом базаре играла, и это так мне мешало! Естественно, когда ты на концерт приезжаешь, говорить начинаешь, а тебе из зала...
— ...подсказывают...
— ...это ужасно. Если я слова менял, меня поправляли, потому что популярность у той Сердючки сумасшедшая была, то есть, если бы я хотя бы по доллару с кассеты получал, мы бы тут уже не разговаривали — я серьезно тебе говорю. Обычная 200 купонов стоила, а эта — 600, и я даже свою же кассету купить поскупился: слушай, жаба меня задавила! Короче, не в этом дело. Когда о моей проблеме этим бандитам сказали, они на Петровку зашли, какой-то киоск там бабахонули и предупредили: еще где-то Сердючка заиграет — вам то же самое будет и, представляешь, больше нигде она не играла.
— Ты рассказал, как под Сердючку Леонид Макарович Кравчук зажигал, а я помню, как у меня на дне рождения под нее же Надя Савченко танцевала...
— Ой!
— Это видео весь мир обошло, миллионы просмотров собрало...
— (Смеется). Ну, послушай, она не человек, что ли?
— Красавица, правда?
— Инка, которая к ней не очень хорошо относилась, — ну опять же экранный образ есть! — мне после этого выступления призналась: «Боже, я в неї влюбилася!». У меня, честно тебе признаюсь, тоже поначалу какое-то странное отношение к ней было, но в твоей передаче Надежда сказала, что в детстве сценки Верки Сердючки играла, и я подумал: «Нет, плохой человек это играть не может!». Понятно, что какая-то публичная жизнь есть, там свои расклады — я это обсуждать не берусь, но в жизни она очень интересная и обаятельная...
(Окончание в следующем номере)