Лапша на уши-2: что такое бдительный избиратель и как им стать
Слова Юрий Бойко станет ронять как бы нехотя, и падать в пространство они будут подобно чугунным ядрам
Итак, на чем строят свою кампанию фавориты президентской гонки? Какими хотят выглядеть в ваших глазах? Что присоветовали им их политтехнологи?
Юрия Бойко от Оппоблока еще не выдвинули, но в том, что это произойдет, сомнений нет. Особой харизмой Юрий Анатольевич не страдал никогда — но это и не важно. В глазах своего электората достаточно выглядеть немногословным человеком дела, нестарым еще красным директором без темного прошлого и с более-менее приличными манерами. В общем, апгрейднутым вариантом Януковича. «Не словом, а делом», «Донбасс порожняк не гонит», «Дадим отпор озверевшим нацикам-демагогам», — вот это все.
Оттого и слова Юрий Бойко станет ронять как бы нехотя, и падать в пространство они будут подобно чугунным ядрам. При том в каждом слове — опыт (а его немало, вот хоть авторов расследования о «вышках Бойко» спросите), воля, значимость. Про таких политиков их избиратель говорит: «Сразу видно — серьезный человек».
Анатолия Гриценко, как и Юрия Бойко, в народных массах считают человеком серьезным и слегка тускловатым. Но потенциал у лидера «Гражданской позиции» куда как шире: и улыбаться скупо, но к месту умеет, и с военным бэкграундом все в порядке, веско и авторитетно говорит на любую тему в прямом телеэфире. В тревожное военное время на таких политиков — особый спрос. Как и на просвещенных диктаторов. В интервью Анатолий Степанович свободно говорит о бескомпромиссной борьбе с коррупцией, посадках, единых правилах игры для олигархов. В общем, Глеб Жеглов и генерал де Голль в одном флаконе. Что требуется от избирателя? Да всего ничего — сказать: «Умный мужик, крутой, он с этими ворюгами разберется, за него буду голосовать!». И проголосовать.
Одного не хватает у кандидата Гриценко — яркой и узнаваемой команды, которая для политика — что огранка для алмаза. Но и тут можно вывернуть тему в благоприятную сторону: мол, принципиальный я человек — и оттого не хочу иметь ничего общего с этими прогнившими олигархическими подпевалами! И немало избирателей поверят. Собственно, уже верят — достаточно посмотреть на выкладки социологов.
За счет умелой эксплуатации коммунальных страхов пенсионеров Юлия Владимировна нарастила свой рейтинг до нынешних лидерских позиций
Ну а что же Юлия Тимошенко? Здесь мы становимся свидетелями масштабного эксперимента — попытки покрыть максимум электорального пространства и поскрести по всем сусекам. Защитница пенсионеров, леди-государственник, повелительница сырников, фея мира, королева беговой дорожки, чисто продвинутая тетка — многоликая Юлия Владимировна — пытается быть повсюду. Притом не вступая в контакт с журналистами в не оговоренных заранее форматах и отвечая на критику либо через сайт, либо устами многочисленных соратников.
С одной стороны, такой подход понятен: именно за счет этой тактики да еще умелой эксплуатации коммунальных страхов пенсионеров Юлия Владимировна нарастила свой рейтинг до нынешних лидерских позиций. Казалось бы, в постмайдановские времена свести риски «токсичного» общения с прессой и общества практически к нулю невозможно. Но ведь удалось же! Так зачем же отказываться от формулы, приносящей успех?
Что ж, мы разобрали имеющихся пока «кандидатов в кандидаты». А теперь вернемся к цитате политтехнолога, которую я привел в первой части этой колонки. Помните? «На самом деле выборы, — сказал он, — это промывание мозга для того, чтобы ты за три месяца забыл, что было до этого. Но если ты сопоставишь факты того, что было, с тем, что говорится, и подумаешь о том, что будет хотя бы в среднесрочной перспективе, тогда пазл сложится».
Почитайте высказывания кандидатов разных лет и сопоставьте те слова с нынешними декларациями этих высокоморальных людей
О том, как избирателю промывают мозги, мы уже поговорили. Давайте же от диагноза перейдем к курсу лечения. Для этого необходимо — прав технолог! — сопоставить факты и подумать о том, что будет хотя бы в среднесрочной перспективе.
Что для этого нужно сделать? Во-первых, напрячь память (а где понадобится, воспользоваться помощью Google). Большинство кандидатов идут на выборы не впервые — большинство из них уже избирались депутатами разных советов. Изучите, что они обещали в предыдущий раз (разы) и как выполнили? Почему? Не смогли? Или не очень-то хотели?
Погуглите, почитайте высказывания кандидатов разных лет, сопоставьте те слова с нынешними декларациями этих высокоморальных людей. Посмотрите, в каких скандалах они были замешаны, на каких телеканалах часто появляются (или совсем не появляются). Это поможет разобраться в их медийных связях. А кому у нас принадлежат телеканалы? Правильно — олигархам, или точнее — боссам финансово-промышленных группировок.
Еще один важнейший маркер — команда. Один президент, даже во всеоружии своих полномочий, — беспомощен. Его президентский курс в жизнь проводит команда. Из кого она состоит? Видна ли в подборе соратников тенденция? Не были ли они засвечены в одиозных историях и командах?
Отдельная тема для изучения — партия кандидата. Когда она появилась на свет и сколько членов насчитывает? В чем заключается ее идеология? Стабильно работает либо оживляется лишь в канун выборов? И откуда у этой партии деньги на офисы и рекламу?
И еще совет: внимательно следите за тем, в какой мере тот или иной кандидат открыт для нестандартных вопросов, неприятных мнений, жесткой критики. Как на нее реагирует. Если политик бежит от острой полемики — значит, что-то с ним (с нею) не так. Что-то нечисто. И если он недоговаривает сейчас — представляете, что будет, если он станет президентом?
Не ленитесь гуглить, читать, запоминать, смотреть и видеть, слушать и слышать главное. Можно, конечно, забросить это дело: в жизни столько хлопот, занятий и развлечений! Только не стоит потом «скігліті»: мол, вроде избрали новых, а все остается по-прежнему! Как при «папередниках».