Не терять стыд и совесть, а остальное приложится
Я бывал свидетелем того, как страдала свита помощников, пытавшаяся уговорить президента облачиться в одежды, вчера еще ему не знакомые. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что президенты постсоветских стран не умеют носить фраки, смокинги и прочие причиндалы недавно враждебных режимов.
Так у них сложилась жизнь, так их учили в прежнем бытии (помните, как Максим из классической советской кинотрилогии клялся в ненависти к носителям «фраков с хвостами»?). Ничего не поделаешь — человека можно воспринимать лишь в контексте его жизни, его времени, его логики. Причем одежда — это лишь одна из примет эпохи. Как правило, за манерами и фасонами стоят резоны далеко не всегда простые...
Макар Девушкин у Достоевского придумывает себе походку, чтобы скрыть дыры в подошвах, а судьба гоголевского Башмачкина выстраивается вокруг конкретной шинели. Пытаясь понять человеческое поведение, надо знать контексты. Перечитав Гоголя (если придется), сегодня не все воспримут логику Чичикова, скупающего мертвые души. Украинские старосветские помещики погружены автором в заваленное подробностями время, откуда их надо выковыривать вместе со всеми приметами давно забытого бытия. Нормы морали, знаки повседневности переменчивы, и в эпоху массовой непорядочности многим кажется варварской логика Матео Фальконе у француза Мериме или нашего Тараса Бульбы, убивающих сыновей за предательство. Но все равно это надо понять...
Есть современное сленговое словцо: «непонятки». Это если события выходят за круг очерченных правил и теряют видимую логику. Даже в преступном мире пробуют выстраивать логические коридоры — иначе нельзя. В мире людей законопослушных, вроде нас с вами, все нынче не так просто.
Как-то я выступал по телевидению и начал перечислять фамилии тех, кого лишь за последнее время публично уличали в непорядочности, в воровстве — причем неоднократно, но обличения эти ничем не закончились. На меня после передачи многие глядели с удивлением, не понимая, чего я хотел. Ну воруют люди, ну жульничают — так ведь не пойманы. А то, что их называют так или этак, высмеивают — это как с гуся вода...
Тарас Шевченко некогда пошел в ссылку, в солдаты, только лишь потому, что не захотел отречься от нескольких своих стихов (о сколько лауреатов Шевченковской премии лишь на моей памяти отрекались от чего угодно!). Может, тогда время было другое? Возможно, сегодняшние моральные правила стали попроще, полегче? Ведь никто не готов согласиться, что лично он непорядочен. Зато искусство самооправдания доведено до виртуозности.
К чему я все это? А к тому, что не надо делать вид, будто жестокая эпоха заставляет вести себя так и этак. На самом деле, ничего не меняется: предательство во все времена есть предательством, воровство — воровством. Надо не отвыкать от называния вещей собственными их именами. А внешние приметы — дело наживное.
Президенты еще научатся носить фраки и разговаривать на иностранных языках. Важно, чтобы все мы никогда не теряли замечательных чувств, именуемых «стыд» и «совесть». «А остальное — все приложится», — как пел Окуджава.