В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Поступить в театральное училище страдающему заиканием Борису ХМЕЛЬНИЦКОМУ помог известный телепат Вольф Мессинг

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 14 Февраля, 2013 00:00
Ровно пять лет назад, 16 февраля 2008 года, Робин Гуд советского кино ушел из жизни
Людмила ГРАБЕНКО
К этому красавцу, сердцееду и лучшему бильярдисту Союза кинематографистов СССР всенародная известность пришла после выхода на экраны фильма «Стрелы Робин Гуда». Сыграв 60 ролей в ки­но и два десятка в театре, народный артист России Борис Хмельницкий навсегда остался для зрителей благородным разбойником «славным парнем Робин Гудом».Актер во мно­гом был похож на своего кинематографического героя. В родном Театре на Таганке он никогда не вступал в закулисные свары, избегал интриг и не шел по трупам. Когда в 1982 году Хмельницкого назначили на роль Воланда (которую на протяжении пяти лет играл Вениамин Смехов), а потом тут же ее отобрали, он не стал спорить и качать права, а написал заявление об уходе. Если кто-то ждал, что Борис устроит скандал, то просчитался: до конца жизни Хмельницкий сохранил хорошие отношения со всеми коллегами. Его звали в другие театры, но он ос­тал­ся верен своей «Таганке», на сце­не которой излечился от заикания... В своей профессиональной жизни довольствовался только кино, концертами и обществом «Знание».

Последней картиной Хмельницкого стал «Тарас Бульба» Владимира Бортко. В конце съемок актеру, страдавшему онкологическим заболеванием, уже трудно было сидеть на лошади, а ходить ему помогала дочь Даша. Через два месяца после окончания съемок Борис Алексеевич скон­чал­ся в своей квартире.

СЕСТРА БОРИСА ХМЕЛЬНИЦКОГО МУЗЫКАНТ И КОМПОЗИТОР ЛУИЗА: «КОГДА ПО РАДИО ОБЪЯВИЛИ, ЧТО СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ПОБЕДИЛ В ВОЙНЕ, МЫ С БОБИКОМ ТАК ПРЫГАЛИ НА КРОВАТИ, ЧТО ОН ВЫЛЕТЕЛ НА СЕРЕДИНУ КОМНАТЫ»

Со старшей сестрой Луизой. «Он просто не имел права уходить первым — должен был уступить дорогу мне»

По всей ее квартире, начиная с коридора, висят портреты знаменитого брата. Уже после его смерти Луиза Алексеевна выпустила диск, где они поют вместе...

- Мы с Борей появились на свет в городе Уссурийске (тогда еще Ворошилове). У меня есть фотография, на которой запечатлены папа, тетя Нюра, я и беременная мама. Люблю спрашивать у тех, кому ее показываю: «Найдите здесь Борю!». Часто по ошибке обращают внимание на большого целлулоидного пупса, которого я держу на руках, и только очень немногие догадываются: «Он в животе!». Это первая фотография Бобика, как я всю жизнь называла брата.

Когда он родился, папа болел брюшным тифом, поэтому забирать маму из роддома я, двухлетняя, поехала с каким-то дядей - хорошо помню, что на окнах его машины висели занавески с бахромой в виде помпонов. Мама вышла с Борей на руках и спросила водителя, нельзя ли заехать к папе в инфекционную больницу. Конечно, к нему нас не пустили, но мама показала ему новорожденного сына через стекло. А когда мы приехали домой и мама развернула Бобика, я впервые увидела то, что отличает мальчика от девочки, и, испугавшись, горько заплакала. «Чего ты?» - удивилась мама. «Он такой страшный», - прорыдала я. На что мама сказала: «Нет, он очень красивый, и ему в жизни пригодится». Впоследствии этот орган брату действительно пригодился.

- В детстве ваш брат много хлопот доставлял родителям?

- Его на минуту нельзя было оставить без присмотра, слишком уж непоседливый был.

 

Помню, у нас во дворе стояла бочка с дождевой водой, так Боря в нее однажды чуть не упал. Чтобы захлебнуться, ему, маленькому, хватило бы нескольких секунд. В следующий раз - ему тогда было годика полтора - вскарабкался по ведущей на крышу железной лестнице и, зацепившись за металлический желоб, повис на высоте третьего этажа. Хорошо, что как раз шел сослуживец отца дядя Ося, который не растерялся и не закричал (тогда бы Бобик испугался, отпустил руки и разбился), а, тихонько приговаривая: «Боренька, держись, держись!», взлетел по перекладинам и успел подхватить брата. А когда по радио объявили, что Советский Союз победил в войне, мы с Бобиком от радости так - как на батуте! - прыгали на кровати с панцирной сеткой, что брат вылетел на середину комнаты и упал на пол.

- Ваш отец, если не ошибаюсь, был военным?

- Папа был военным комиссаром Ансамбля песни и пляски, поэтому мы часто переезжали - всего за время его службы сменили 12 городов. Собирались быстро, по-солдатски. Папа приходил и говорил: «Переезжаем!», и через два-три часа мы были готовы. Вещей у нас было мало, все они легко умещались в один чемодан. У нашей мамы имелось всего два платья, в то время люди вообще жили скромно, аскетично, но духовность была - не чета нынешней. Еще с нами всегда путешествовали пианино (мама - пианистка) и мамина швейная машинка.

Рассказывая о нашей семье со сцены, я часто спрашиваю зрителей: «Куда утром уходила наша мама, когда мы приезжали в другой город?». Еще ни на одном из концертов не услышала правильного ответа.

- Тогда, наверное, и я не угадаю...

Луиза и Борис Хмельницкие. «У нас c Бобиком была какая-то невероятная связь с первого до последнего дня его пребывания на этом свете»

- Она шла искать для нас с братом учителя музыки. Недавно я прочла фразу Пифагора о том, что человек формируется двумя вещами - математикой и музыкой. Видимо, наши родители чувствовали это интуитивно. Мама все время нам пела, играла на пианино.

Папа (он занимал должность директора Дома офицеров) на каждом новом месте ставил условие: его семью должны поселить в непосредственной близости к работе, чтобы из окна кабинета он мог видеть нас, гуляющих во дворе. Даже когда в 1963 году мы переехали в Москву и отца назначили директором Центрального Дома Советской Армии (это была пос­лед­няя его должность), он попросил о том же. Нам дали квартиру во дворе ЦДСА, сейчас там живет дочка Бори Дашенька.

- Почему Борис Алексеевич начал заикаться?

- Это случилось, когда мы жили в Спасске. Вечером, когда Бобик уже спал, папа привез откуда-то петуха, которого на ночь оставили в кухне на комоде. Видимо, рано утром брат полез за какими-то продуктами, а петух, махая крыльями и кукарекая, прыгнул на него.

Насмерть перепуганный, Бо­бик побежал в родительскую спальню и не смог сказать ни слова - только плакал. Чего только родители с ним ни делали - и по врачам возили, и к бабкам, которые лили воск в миску над его головой, - все бесполезно. В первом классе ему даже разрешили отвечать на уроках письменно. Постепенно речь вернулась, но заикание осталось на всю жизнь.

- Тем не менее он выбрал актерскую профессию?

- Мы с ним с детства всегда играли в артистов - пели, подбирали - не зная нот! - мелодии на музыкальных инструментах, ставили домашние спектакли для гостей. Когда папу перевели во Львов, Боря поступил в музыкальное училище по классу баяна, а окончил его по специальности «Дирижер оркестра народных инструментов». Если бы брат продолжал заниматься музыкой, его ждала бы хорошая карьера.

Борис родился в Ворошилове (ныне Уссурийск) в семье военнослужащего и пианистки. С родителями и сестрой, конец 40-х

Несколько лет назад я сказала внуку Мише, который тоже учится играть на фортепиано: «Ты знаешь, все эти балалайки, гитары, аккордеоны - это ерунда. Когда твой дядя Бобик садился за рояль, все девушки были его». Внук подумал и мудро сказал: «Все девушки были его задолго до того, как он садился за рояль».

Не знаю, как сложилась бы судьба брата дальше, если бы не приехал его приятель Валера Сомов с известием: «Я поступил в театральное училище в Москве!». Поговорив с ним, Бобик пришел домой и сказал: «И я хочу быть артистом». Желание Бориса всегда было для меня законом: раз он хочет, значит, так и будет. Работать я начала рано, с девятого класса, - уже тогда у меня были ученики, а в 10-м преподавала музыку во Львовском высшем военно-политическом училище. Это я говорю к тому, что у меня были свои деньги, и я Боре сказала: «Хорошо, собирайся - поедем поступать».

- Как отнеслись к вашему совместному решению родители?

- Не придали ему значения, папе с мамой и в голову не пришло, что это может быть серьезно: какое театральное училище светит Бобику, который разговаривает с трудом? Действительно, в первый раз брата не приняли - он был не готов. Но мы не отчаялись и не опустили руки, а, наоборот, завелись. Целый год Бобик занимался, и летом мы снова поехали в Москву. На этот раз за актерское мастерство он получил пятерку, следующим был экзамен по технике речи...

Звезды «Таганки» Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Николай Гу бен ко c супругой киноактрисой Жан ной Болотовой и Бо рис Хмель ниц кий, ко нец 70-х. На «Таганке» Хмельницкого называли Бэмби, после ухода из театра в 1982 году актер сохранил добрые отношения с худруком Юрием Любимовым и всей труппой

«УЗНАВ, ЧТО БОРЯ ПОСТУПИЛ В ТЕАТРАЛЬНОЕ, НАША МАМА ЗАПЛАКАЛА ОТ ГОРЯ: КАКОЙ АКТЕР МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ ИЗ ЗАИКИ?!»

- Как же ему удалось сдать этот предмет при его заикании?

- Иначе как чудом это не назовешь. Мы понимали, что преподавателей по технике речи не обманешь. Пришли на экзамен с чувством обреченности и очень удивились, увидев, что аудитория, в которой он должен был проходить, пуста. К нам вышла секретарь деканата Ирочка и сказала, что экзамен был вчера, - мы с Бобиком перепутали день. На наше счастье, мимо шел кто-то из преподавателей. Увидев наши расстроенные лица, он поинтересовался, в чем дело, и, узнав Борю, сказал: «Это классный парень, поставь ему пятерку».

Радостные, мы помчались на Главпочтамт, чтобы позвонить родителям, - мы же поступили! Но мама, услышав эту новость, заплакала от горя: какой актер может получиться из заики?!

- Говорят, не последнюю роль в истории с поступлением в театральное училище сыграл сам Вольф Мессинг...

С культовым американским актером Кирком Дугласом

- Это еще одна невероятная история из нашей жизни, она началась летом 1944 года. В небольших городах, где мы долго жили, центрами культурной жизни были Дома офицеров - лучшие концерты всегда проходили именно там. Поскольку детям на вечерних представлениях присутствовать не разрешалось, папа просил билетерш приютить нас на балконе, так сказать, подальше от глаз взрослых. Мы видели многих знаменитых актеров, приезжал и Вольф Григорьевич, который выступал с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей.

Папа любил после представления приводить маму за кулисы и представлять ее актерам (это была невероятная пара). Как мы потом поняли, она Вольфу Григорьевичу очень понравилась как женщина, поэтому уже на следующее утро он пришел к нам в гости - в домик в дебрях парка, окружавшего Дом офицеров. Мессинга мы увидели издалека, бросились к маме: «Идет Вольф Григорьевич!». Поскольку папы дома не было, она велела сказать, что и ее тоже нет, - не хотела оставаться с ним тет-а-тет. Мессинг поразил нас, уже когда подошел и поздоровался, назвав нас по именам - Лузочка и Боря. Ведь он нас никогда не видел и, как нас зовут, не знал. «А мамы нет дома!» - тут же сказала ему я. Мессинг только улыбнулся: «Лузочка, ты, наверное, не заметила, но мама лежит в дальней комнате на софе, а под головой у нее - вышитая крестиком подушечка».

С Андреем Вознесенским, 70-е

- И долго вы с ним общались?

- Где бы мы ни жили, Мессинг всегда приходил к нам в гости. Он часто повторял: «Какое счастье, что вы у меня есть. Со многими людьми я не могу общаться, потому что вижу (так и сказал - вижу!), что они думают. А ваши мысли чисты». Поэтому, когда мы поехали поступать в Москву, мама сказала, чтобы мы обязательно зашли к Вольфу Григорьевичу.

Прошло уже лет 15 с того времени, как мы видели его в последний раз, но, позвонив в дверь его квартиры в генеральском доме на Соколе, услышали: «Лузочка, Боря, я вам сейчас открою». Это тем более поразительно, что в двери не было глазка, а о своем приезде мы ему не сообщали. У нас и адреса-то не было, мы его узнали, приехав в Москву, в киоске «Горсправка».

Угощая нас чаем, Мессинг спросил Бобика: «Хочешь быть артистом?» - хотя мы ничего не успели ему сказать. А когда мы уходили, он взял брата за руку и сказал: «Не волнуйся, Вольф Григорьевич (именно так он всегда себя называл) всегда с тобой». Мне кажется, эти его слова стали решающими для Бори - Мессинг как будто придал ему уверенности в своих силах.

«НИ У БОРИСА, НИ У ВЫСОЦКОГО  В ТЕАТРЕ ДРУЗЕЙ НЕ БЫЛО»

- А как Борис Алексеевич попал в Театр на Таганке?

С первой супругой актрисой Марианной Вертинской, ее дочерью Сашей от первого брака и общей дочкой Дашей, 1979 год

- Благодаря музыке - он же играл на всех музыкальных инструментах, много пел. И Юрий Петрович Любимов обратил внимание на него и его однокурсника Толю Васильева, когда они что-то играли у себя в аудитории, и взял их к себе. А иначе у брата не было бы никаких шансов попасть в труппу - ее костяк составил курс Любимова, а Борис учился двумя курсами позже. Он и Васильев вдвоем написали музыку для дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана», который стал первым в Театре на Таганке.

Как-то брат пришел со спектакля взволнованный и говорит: «Угадай, кто сегодня у нас на спектакле сидел в первом ряду!». И сам ответил: «Шостакович! Мы так волновались, как в его присутствии будем играть свое «цумба-цумба»?!». Но переживания были напрасными. После спектакля Дмитрий Дмитриевич пришел к ребятам за кулисы, пожал каждому из них руку и спросил: «Это ваша музыка? Молодцы, я бы так не написал!». Все тогда восприняли эти слова, как реверанс со стороны великого композитора, но позже я подумала: а может, и действительно не написал бы?

Все-таки пьесы Брехта сложны для композитора, там у каждого героя свой лейтмотив, да и вокальные партии - так называемые зонги - мало похожи на обычные песни.

- Ваш брат дружил с Владимиром Высоцким?

- Никогда! Они делили одну гримерку, были коллегами, товарищами, но не друзьями. Володя часто бывал у нас дома, я даже научила его лучше играть на гитаре: «Володя, ну что у тебя все песни на трех аккордах, смотри - можно ведь еще вот так и вот так».

С дочерью, 90-е. «Дашу он обожал самозабвенно и, сколько я помню, все время с ней возился»

Ни у Бориса, ни у Высоцкого не было друзей в театре, думаю, их профессия вообще к этому не располагает - они же постоянно конкурируют друг с другом. Знаю, что Володя был близок с Валерием Золотухиным, но можно ли назвать их отношения дружбой?

В 80-х годах в газетах начали печатать анкеты с наивными вопросами, например, «Ваша любимая книга?» или «Ваша любимая песня?». Как-то, купив такую газету, я пришла домой и сказала дочери: «Давай заполним за себя и за Бобика, а когда он приедет - сверим, угадала я или нет».

Прочитав, брат сказал: «Все правильно, кроме пунк­та о дружбе. По-моему, ее вообще нет, есть только любовь». Мы с ним посмотрели друг на друга и заплакали. «Это как же надо было обижать и предавать человека, - подумала я тогда, - чтобы он раз­уверился в дружбе?!».

- Похоже, в любви ему тоже не очень везло?

С Аллой Ларионовой и Нонной Мордюковой. «Многие женщины теряли от него голову»

- Бобик обожал обеих своих жен. В первую, Марианну Вертинскую, был безнадежно влюблен еще со времен института - они ведь учились вместе. Когда Маша наконец-то ответила на его чувства, он был на седьмом небе от счастья. Но уже через несколько месяцев я стала понимать: у них что-то не складывается. Как-то вечером он позвонил мне: «Луза, можно я приеду?». Сел напротив и спрашивает: «Ты не знаешь, как нашим родителям удалось построить такие идеальные отношения?».

У них с Машей все шло совсем не так, как он ожидал. Но, на мой взгляд, ничего удивительного в этом нет: Вертинская к тому времени была уже сложившейся творческой личностью и взрослой женщиной, несколько раз побывала замужем. Боре нужно было либо принять ее такой, какая она есть, и понять, что она никогда не будет сидеть дома и готовить обеды, либо не жениться вообще. Они развелись, прожив три года. Брат попросил ее тогда только об одном - оставить ему дочь, и Маша согласилась.

«ПОСЛЕ ТОГО КАК ВТОРАЯ ЖЕНА ВЫДВИНУЛА УЛЬТИМАТУМ: «ИЛИ Я, ИЛИ БИЛЬЯРД!», БОРИС НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ ОТВЕТИЛ: «БИЛЬЯРД!»

- Борис Алексеевич сам воспитывал Дашу?

Сергей Тарасов: «Боря был очень скромным человеком — никогда не якал, не выпячивал себя, не хвастался, даже если было чем»

- Это, скорее, красивая легенда, на самом деле все было не совсем так. Когда они с Вертинской развелись, Дашенька была грудным ребенком. А моя дочь уже ходила в школу, поэтому я отдала ее маме, а племянницу взяла к себе. Маша в то время совсем не появлялась, Боря постоянно был в разъездах - то съемки, то гастроли. Так продолжалось два года, после чего моя Катя вернулась домой, а наша мама забрала Дашеньку. У нее Дарья жила прак­тически до совершеннолетия, можно сказать, что девочку вырастила бабушка.

- Второй брак Бориса Хмельницкого тоже был не­про­должительным?

- После развода с Машей Бобик долго жил один, хотя романы у него, конечно, случались. Во второй раз он женился, когда ему было уже за 50. Ирочка Герасимова - очень красивая и умная женщина, психолог по образованию. Мне казалось, что она подходила Борису по всем статьям. Но самое главное - Иру приняла Даша: женщины, которые ей не нравились, не могли и порог их дома переступить.

Увы, с Ирой брат прожил всего не­сколько дней. Тут все получилось с точностью до наоборот - переделать пытались его. Для начала Ира поставила условие: ее сын останется с ними, а Даша пусть переезжает в ее квартиру. Бобик, который даже представить себе не мог, что дочь будет жить отдельно, естественно, возмутился. Потом Ира перенесла в спальню телевизор и сказала: «По вечерам теперь будешь сидеть дома и смотреть со мной передачи!».

Во-первых, брат терпеть не мог телевизор. Во-вторых, каждый вечер, где бы он ни находился, срывался и ехал в Дом кино играть на бильярде.

С Региной Разумой в картине «Стрелы Робин Гуда», 1975 год. «Второго актера с такой одухотворенной романтической внешностью в нашем кино нет до сих пор»

Единственное, что могло ему помешать, - это спектакль или съемки в другом городе. Он сказал об этом Ире, и она выдвинула ультиматум: «Или я, или бильярд!». Представляете, заявить такое заядлому игроку, мастеру спорта? Не задумавшись даже на секунду, Бобик ответил: «Бильярд!».

- Представляю, какой разразился скандал!

- Бобик тут же собрал Ирины вещи и позвонил мне, чтобы я приехала на машине и увезла ее. На обратном пути я рыдала больше, чем она: «Ира, ты же психолог и до этого год была с ним знакома. Неужели не поняла, что с ним так нельзя!». После этого конфликта они так и не помирились, а брат больше не пытался устроить свою личную жизнь.

- В Доме кино есть не только бильярдная, но и ресторан. Борис Алексеевич был там завсегдатаем?

- Он действительно любил отдохнуть с друзьями в ресторане, но никогда там не ел. Мог взять себе салатик и целый вечер над ним сидеть, выпивая и беседуя. Борис считал, что еда - процесс интимный, поэтому ел только дома. Да и то мама или я, поставив перед ним что-нибудь вкусненькое, спешили оставить его одного и уйти из кухни. А брат брал книгу или газету и долго, не торопясь и с удовольствием, вкушал.

- Вы знали, что он болен?

С Владимиром Путиным и его супругой Людмилой, 2000-е

- Нет, ему становилось все хуже и хуже, а Борис скрывал все от меня. В этом смысле он был копией нашего отца, который умирал, а на вопросы о самочувствии неизменно отвечал: «Все нормально!». Вернувшись со съемок своего последнего фильма, «Тарас Бульба», брат впервые пожаловался: «Что-то меня беспокоит, даже ходить трудно». Немудрено, он же все съемки верхом на лошади провел. Вообще-то, Боря замечательно держался в седле, как будто в нем и родился, но это было до болезни.

Обследование он прошел у известного врача, который считается у нас специалистом по мужским болезням. Вернувшись оттуда, меня успокоил: «Не волнуйся, все в порядке». Но я почувствовала неладное, нашла телефон доктора и позвонила: «Что с Борей?». И тот ответил: «Слишком поздно - у него рак предстательной железы».

Наверное, в том, что Бобик заболел, есть и моя вина. В свое время наш папа умер от этой же болезни, и его врач сказал нам с мамой: «Следите за Борей, как правило, эта хвороба передается по мужской линии». А я вот не уследила...

- В последние дни вы были рядом с ним?

- Я приезжала каждый день, а с ним постоянно были Даша и Маша. За несколько дней до смерти Бобик уже не мог говорить, только смотрел. Помню, он пытался что-то попросить, но мы не могли понять, что он хочет. И вдруг меня осенило: «Сигарету?». Брат улыбнулся: его желание угадали! Мы прикурили сигарету, дали ему прямо в губы, потому что сам он взять ее уже не мог. Вы не представляете, какое блаженное выражение было в этот момент на Борином лице: он вернулся в свой мир, из которого его насильно вырвали. Человеку все время давали какие-то лекарства, делали уколы, а ему хотелось просто курить.

«ДАШЕНЬКА ПОЗВОНИЛА МНЕ УТРОМ: «Я ЗАШЛА В КОМНАТУ, А ПАПЫ УЖЕ НЕТ...»

- Вы успели проститься?

- К сожалению, нет - брат умер ночью, когда все спали. Дашенька позвонила мне утром и сказала: «Я зашла в комнату, а папы уже нет...». Но я знаю, что он ушел в полном согласии с собой.

Дело в том, что у Бори был внебрачный сын Леша от женщины, с которой у него в свое время слу­чился роман. После расставания контакты между ними пре­рвались, и с сыном он общался, но не на­столько часто, как ему бы хотелось, - Алексея воспитывал отчим. Не­задолго до смерти брата эта женщина при­ехала к не­му и Лешу привезла. Помню, Бобик мне звонит и спрашивает: «Луз, ты стоишь?». А я уже знала: если он так спрашивает, значит, собирается сообщить что-то сногсшибательное. Естественно, я испугалась: «Что?!». - «Представляешь, - говорит, - она передо мной покаялась: встала на колени, плакала и просила: «Прости меня, я перед тобой виновата!». А я ей говорил: «Прости, это я виноват!». Эта встреча для брата очень много значила, она сняла камень с его души.

- Вы чувствуете при­сутствие Бориса Алексеевича в своей жизни?

- У нас с Бобиком была какая-то невероятная связь с первого и до последнего дня его пребывания на этом свете. Что такое любовь, я поняла только тогда, когда его не стало. Многим из нас кажется, что это страсть, привязанность, увлечение. А для меня любовь к человеку - это невозможность жить без него, вот как я не могу жить без Бори. Несмотря на то что я работаю, много езжу и выступаю с концертами, у меня есть дочь и внук, все мои мысли сосредоточены на брате. Казалось бы, за пять лет, которые прошли после его смерти, боль должна если не пройти совсем, то хотя бы притупиться, но этого не происходит.

А еще, несмотря на всю мою любовь, я на Борю в обиде. У него была старшая сестра, поэтому он просто не имел права уходить первым - должен был уступить дорогу мне...

КИНОРЕЖИССЕР СЕРГЕЙ ТАРАСОВ: «БОРИС ВСЮ ЖИЗНЬ ЛЮБИЛ СВОЮ ПЕРВУЮ ЖЕНУ, МАРИАННУ ВЕРТИНСКУЮ»

В фильмах Сергея Тарасова - «Стрелы Робин Гуда», «Черный треугольник», «Черная стрела», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Приключения Квентина Дорвада, стрелка королевской гвардии» - Борис Хмельницкий сыграл свои лучшие роли.

- Сергей Сергеевич, почему роль Робин Гуда вы предложили именно Хмельницкому?

- С Борей мы познакомились, когда я на Рижской киностудии снимал свою первую полнометражную картину «Петерс» - о бывшем заместителе Дзержинского, который тогда считался приличным человеком. Хотя, чем больше я работал с материалами и общался со своими консультантами, отставными генералами с Лубянки, тем лучше понимал, что это была личность со знаком минус.

Борю я пригласил на роль анархиста Кустинского, выложившего программу своей партии в лицо товарищу Петерсу. Мне нужен был ро­мантический персонаж, и Хмель­ницкий блистательно этот образ воплотил. Уже потом я узнал, что он заикался: играя, Боря, видимо, так увлекался, что забывал об этом дефекте речи.

Ну а потом началась история с фильмом «Стрелы Робин Гуда», идея которого принадлежит троим - Борису, Володе Высоцкому и мне. Мы встретились за завтраком в гостинице «Рига» и решили: в картине не должно быть никакой политики, только общечеловеческие вещи - добро, зло, любовь, ненависть. Еще лучше, если это будет не о нашей стране и не о нашем времени, а то опять найдут к чему придраться. Кто-то вспомнил баллады о защитнике бедных Робин Гуде.

«В главной роли, - сказали мы с Высоцким Хмельницкому, - конечно же, будешь ты». Второго актера с такой одухотворенной, романтической внешностью, на мой взгляд, в нашем кинематографе до сих пор нет.

Володя же должен был сыграть шута Клема - эта роль потом досталась Юре Каморному. С него и фильм должен был начинаться: по развалинам средневекового замка бродит парень с гитарой и поет песню о времени. Но Володя не смог сниматься, потому что в первый раз должен был поехать в Париж. Мы его поняли, ведь еще одного шанса у него уже могло и не быть.

- Судьба картины была печальной?

- Из нее велели выбросить все баллады, написанные Высоцким. Я ответил, что ни я сам, ни кто-либо с киностудии к отснятому материалу и паль­цем не прикоснется.

Новые баллады написал Раймонд Паулс, а монтажершу вызвали из Москвы, с «Мосфильма» (встречая ее в коридорах, я демонстративно отворачивался и не здоровался, и она понимала, почему). В таком виде фильм «Стре­лы Робин Гуда» про­существовал не­сколько лет, баллады Высоцкого в него вернули только после смерти Володи. Более того, хотели кадры с Хмельницким смыть, сняв в этой роли латвийско­го актера. Но мы с моей монтажершей просто украли отснятый ма­териал: выносили его с киностудии по частям - она в авоське, я в портфеле - и складывали в багажнике моей машины. Эта копия до сих пор лежит у меня дома, под диваном.

Несмотря на все злоключения, фильм пользовался большим успехом, и конечно же, в первую очередь именно благодаря Борису. Его попадание в роль было уникальным, казалось, что он родился Робин Гудом. Хотя, с другой стороны, картина сослужила ему плохую службу - неизвестно, сколько ролей им потеряны только потому, что всю ос­тав­шуюся жизнь зрители и режиссеры его ассоциировали с этим героем. Еще раз Боря появился в этом образе в моем же фильме «Бал­лада о доблестном рыцаре Айвенго».

«СМЕРТЬЮ БАБАМ» ОН БЫЛ ЛИШЬ ВНЕШНЕ, В ДУШЕ ОСТАВАЯСЬ ОДНОЛЮБОМ»

- Хмельницкий сам выполнял трю­ки?

- Он прекрасно себя чувствовал и в драках, которых в фильме очень много, и на лошади, хотя иногда это было очень опасно. Натуру мы снимали в Польше, и в одной из сцен Боре нужно было быстро проскакать на лошади по брусчатке. Все бы ничего, но за ним ехало его «войско», а потом - преследователи. Животные были неподкованными, и если бы, не дай Бог, лошадь Бори поскользнулась, актера бы просто затоптали. На мое предложение заменить его каскадером Борис ответил коротко: «Не надо, я сам!».

- Женщинам он нравился?

- Многие из них теряли от него голову, особенно сразу после выхода фильма - на пике популярности: «Ох! Ах!». Но «смертью бабам» он был лишь внешне, в душе оставаясь однолюбом. Мне кажется, Борис всю жизнь любил Марианну Вертинскую, с которой у него, к сожалению, отношения не сложились. Дочь Дашу обожал самозабвенно и, сколько я помню, все время с ней во­зился. Вообще же, Боря был очень скромным человеком - никогда не якал, не выпячивал себя, не хвастался, даже если было чем.

Я, например, знал, что все вечера он проводит в бильярдной московского Дома кино, но даже не подозревал, что Хмельницкий - чемпион Москвы по бильярду.

Конечно, он ушел очень рано - в 67 лет, еще бы жить да жить. На Кунцевском кладбище у меня похоронены родители. Когда иду к ним, всегда прохожу мимо могилы Бори и кланяюсь. А дома у меня висят две фотографии: на одной Володя Высоцкий, играющий на гитаре в Риге, на другой - Боря Хмельницкий на коне в роли Робин Гуда...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось