Не согрешишь — не покаешься
Недавно пришло по почте несколько новых американских изданий. В одном из них оказалось интервью с бывшим госсекретарем США Джорджем Шульцем. Я когда-то встречался и беседовал с ним, запомнив этого коренастого человека с умными глазами. Кстати, это он познакомил президента США Буша-младшего с Кондолизой Райс, которая служит сегодня в Вашингтоне госсекретарем. Сейчас Шульцу далеко за 80. Давая интервью, он работал у себя в саду и вздыхал, отмечая, что в наше время надо отслеживать не только обычные войны, но и те, которые сместились с полей в мозги. Многие новые способы нападения и защиты вызревают в сознаниях. Средства массовой информации изменяют мир, рассказывая и показывая то, что еще пару десятилетий назад бывало скрыто от взглядов.
Со времени вьетнамской войны до американского вторжения в Ирак тревог не убавилось. Но Шульц верит: "Сейчас многообещающий момент. Может, самый ответственный в истории. Настало время, когда информационная эра помогает понять события. Можно идти вперед, побеждать, добиваться процветания...". Вроде бы и банальности, но они интересны в сочетании со свежими статьями некоторых американских политологов. Меня задела нередко повторяющаяся в них мысль о том, что прошлое может напомнить о себе самым неожиданным образом.
После Второй мировой войны революции катились по всем бывшим колониям - от Индии до Индонезии и Алжира. В этом ряду стоит и американское движение за гражданские права. Миф о превосходстве белой расы рухнул и сменился чувством вины. Известный ученый Шелби Стил употребляет даже термин "стигматизация Запада" (в древней Греции стигмами звали клейма, которыми метили преступников и рабов). Политологи пишут о чувстве вины, связанной с расизмом и империализмом Запада, о том, что это состояние подогревается прессой и регулирует сегодня многие отношения.
Некоторые американские ученые откровенно пишут, что, вторгнувшись в Ирак, их страна напомнила миру о Великом Западном Грехе - империализме. Так что войну надо вести двоякую: против сил иракского сопротивления и против колониальной репутации Запада. Из прошлых грехов следуют современные выводы: вступая в войну вроде иракской, следует помнить о социальной поддержке завоеванных, об улучшении их повседневной жизни. У Запада, врывающегося в голодный и нищий мир, обязаны болеть стигмы прежних грехов. Даже военные поражения в Ираке могут сослужить парадоксальную службу в исправлении репутации Запада, если эта кампания будет связана с выразительным улучшением жизни простых иракцев.
Что говорить, многие люди из так называемого третьего мира настрадались от диктаторов. Но когда к ним приходят незваные белые, их воспринимают как возвращение прошлых бед. "Америка стигматизирована отвратностью империалистических и расистских гнусностей своего прошлого... Преступления в тюрьмах Абу Грейб и Гуантанамо не случайно оказались в центре внимания...". Стигмы белых людей на виду, от них непросто избавиться. Необходимо раскаяние.
Германия захлебывается сегодня в потоках нелегалов-иммигрантов, но мало кто из немецких политиков решается их пресечь - сразу же напомнят о расовых ужасах гитлеризма. В некоторых штатах Америки прошли референдумы, в которых люди пробовали сократить бесконечные привилегии для афроамериканцев. Но те сразу же напоминают о злодеях-рабовладельцах, бесправии на хлопковых полях Алабамы, и многие белые перестают спорить. Все-таки хорошо, когда люди и страны созревают к пониманию своей вины перед прошлым. Всем нам, и особенно кое-кому из неуязвимых деятелей, беспрепятственно перетекающих из эпохи в эпоху, надо об этом думать. Раскаяние изменяет к лучшему души людей и стран, если оно искреннее...