В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мужской разговор

Дмитрий ДЮЖЕВ: «После выхода на экраны «Бригады» я еще первое время на «Волге» отцовой «бомбил» — шабашил. Что интересно, пока не завязал, платили больше, чем раньше: предлагали любые суммы, лишь бы сам Космос подвез»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 10 Ноября, 2011 00:00
Часть II
Дмитрий ГОРДОН

(Продолжение. Начало в № 42)

«МЕЧТЫ У МЕНЯ НЕТ, И ТЕПЕРЬ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЭТОМ НЕ СТЫДНО»

- От Космоса в «Бригаде» до отца Иова в «Острове» Лунгина - актерский диапазон мощный, но я знаю, что всю жизнь вы мечтали сыграть Павку Корчагина и дядю Степу...

- Если честно, какой-либо мечты у меня нет, и хотя раньше стеснялся так говорить, теперь понимаю, что признаваться в этом не стыдно: ну нет у меня той единственной роли, о которой мечтаю, и я не могу сказать, что хочу сыграть Гамлета, Макбета или короля Лира.

- Тут и напрашивается как раз: «Вам, товарищ, с вашим ростом...».

- Да, когда я работал в ТЮЗе, мы хотели сделать спектакль о дяде Степе, и мне это было интересно, но я давно не встречался с маленьким зрителем, поэтому ничего гарантировать не могу. Дети - публика весьма специфическая... В тот момент я был безумно заражен профессией, хотел как можно скорее стать профессионалом, а в ТЮЗе начинали такие люди, как Ролан Быков...

- ...Валентина Сперантова...

- ...Инна Чурикова, Лия Ахеджакова - их роли до сих пор вспоминают. Вы вот про моего Змея Горыныча говорите - наверное, кому-то и о нем будут рассказывать... Это было самое замечательное, это давало почву для становления в профессии, ведь, играя людей, ты все-таки имеешь рамки, а когда изображаешь животное, расширяются эти рамки настолько!

- Проще, однако, все-таки людей изображать?

- Безусловно, и вот тут-то иногда животные черты проявляются (мне говорят: «Ваш персонаж, как собака или раненый дикий зверь»)...

- А школа какая!

- Конечно. Играя животное, ты потом волей-неволей проецируешь это на людей, смотришь по типажам: «Ага, вот на это животное он похож»...

- В «Жмурках» вашим партнером был Никита Сергеевич Михалков, который совершенно в ином для себя амплуа там проявился, а не так давно вы снялись в его «Утомленных солнцем-2». Как с этим большим российским художником вам работалось?

- Я расскажу вам удивительную историю нашего знакомства и его продолжения. Когда вышла «Бригада», я поехал на «Кинотавр». Картин у меня практически не было, снялся только у Шахназарова в фильме «Конь Бледный»... Нет, «Всадник по имени Смерть», «Конь Бледный» - это...

- ...рабочее название...

- ...да, но тогда, после вспышки популярности, к нашей четверке относились, как к участникам «Фабрики звезд» - молодым ребятам, которые что-то там сделали. Профессионалы же вообще друг друга в кино не смотрят - по разным соображениям. Смотрят только умные, и многие не знали, что происходит: «А-а-а, это парни, которые в каком-то сериале снялись (даже родственники о них что-то рассказывали), и вот они теперь на «Кинотавре» тусуются». На нас глядели и думали: «Чего вы тут...

 

- ...под ногами путаетесь...

- ...ну да, будет еще один сериал, второй, третий, пятый, десятый, и все забудется». Так действительно бывает: набрали ребят, сделали проект, вечером по телевизору показали, по всей стране покатали...

- ...а потом - следующий проект...

- ...а из этих пацанов и девчонок остался кто-то один - из сотни. У нас примерно такая же была ситуация, поэтому в профессиональные круги вхож я не был, хотя очень хотелось, потому что эти люди с детства являлись...

- ...кумирами...

- ...да, а теперь ты - рядом и тоже называешься артистом.

- Мало того, их можно потрогать...

- Практически! (Смеется). Автографов, конечно, не брал, столь фанатичного отношения у меня не было, потому что мой папа артист, я рос в театре, но все же - рядом те, кого видел только в кино, полюбившиеся персонажи, однако приблизиться, войти в их круг было нельзя. Приходилось привыкать к тому, что я не заслужил в профессиональной деревне место под солнцем, потому что все уже заняты - это как после театрального института: ежегодно в России тысячи актеров выпускаются...

- Куда же они деваются?

- Ну, в Москве 30 более-менее приличных театров: вы представляете, какой туда конкурс? Ну а когда где-то мелькнул, тебя считают уже узнаваемым, медийным лицом: «Ну, это тот, который, вы понимаете...». Твою фамилию могут еще не знать, но в лицо уже узнают - этого достаточно, чтобы быть на плаву (смеется), но в то, взрослое общество, еще не пускают, там тебе места нет. Чтобы туда вошел, кто-то вылететь должен - эта обойма довольно жесткая, как в шоу-бизнесе.

«НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ - ПАРТНЕР ГЕНИАЛЬНЕЙШИЙ, НЕВЕРОЯТНЫЙ! ИГРАЯ, ПЕРЕЖИВАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ, НО И ЗА ТЕБЯ»

С Никитой Михалковым в его картине «Утомленные солнцем-2. Предстояние», 2010 год. «С момента нашего знакомства прошло лет пять, и я уже не верил, что у него снимусь...»

- Понятно, и тут - Михалков?

- И тут Михалков - сидит, смотрит футбол, а я стою сзади, и трепет, признаюсь, какой-то в душе оттого, что рядом с ним нахожусь: я ведь с большой любовью к нему отношусь. Стою, значит, у него за спиной, у нас небольшая компания, мы в переполненном баре трансляцию смотрим. Матч заканчивается, мы вроде как расходимся, я уже со своими приятелями, молодыми людьми, и вдруг Никита Сергеевич поворачивается и молвит (голосом Михалкова): «О-о-о, ну привет, родной!». Я так обернулся...

- «Это вы мне?»...

- Я даже не понял, кого он имеет в виду! Смотрю на своих ребят, а они кивают: тебе, мол, тебе... «Никита, Сергеевич, - лепечу, - я не могу поверить!». Он подошел, обнял: «Ну, как ты? Как дела?». - «Никита Сергеевич, я, честно говоря, не очень-то понимаю - вы меня ни с кем не путаете?».

Мы ведь знакомы не были, а он: «Ну что, скажи, будешь у меня в кино сниматься?». Я стал что-то невнятное бормотать, потому что не понимал: то ли меня жизнь сейчас разыгрывает, то ли вообще неизвестно что происходит. Я, нормальный человек, приехал в Москву из Астрахани, выучился, попал в эту «Бригаду», ну, что-то мы там сделали (я отвечал за то, что сыграл), своему делу верен, его люблю...

- ...но чтобы вот так, сразу...

- Да, чтобы получить такую оценку?!

Михалков удивился: «Ты смотри, в первый раз вижу парня, который не хочет у меня сниматься». Я опешил: «Да нет, очень хочу, просто как-то не верю в то, о чем вы говорите». Он рассмеялся: «Ладно, тебе сценарий пришлют».

Отец Иов в фильме Павла Лунгина «Остров», 2006 год

Прошло несколько лет, мы встретились в фильме «Жмурки» - во второй, получается, раз. Тогда я уже...

- ...заматерел...

- ...и в профессии повзрослел, и чувствовал, что все-таки с ним знаком. Он, кстати, партнер гениальнейший, просто невероятный! Хороший артист должен немного быть эгоистом и всегда находиться в центре внимания: не может незамеченным оставаться и не может быть слишком хорошим, потому что хороший человек - не профессия...

- ...а он подыграть способен?

- Он, играя, переживает не только за себя, но еще и за тебя! - я в этом всегда убеждаюсь. Он замечает столько нюансов - в репетициях, съемке... Пока не окажешься в паре с настоящим профессионалом, не вырастешь, а таковым и Сережа Безруков является, которого я очень люблю и уважаю: он был и остается для меня одним из лучших актеров, у него просто невероятная вера в обстоятельства, в которых прямо сейчас находится.

Иногда я ему говорил: «Сережа, Сережа, я тебя не узнаю, ты другой какой-то!» - такое ощущение, что если для роли нужно будет умереть, он умрет. Ну, сейчас я утрирую, но это потрясающе, а что касается Никиты Сергеевича, то, когда видел, как он играет, старался не оплошать, хоть немного ему соответствовать. Что мне удалось? Наверное, тот кусок, где: «А вас в детстве пороли?», помните? Он какой-то необыкновенный вышел, я сам остался доволен.

Я ведь практически ничего из того, что делал, не видел - лишь иногда в монитор заглядывал, чтобы что-то за собой подсмотреть и потом на съемочной площадке подкорректировать (работа над собой - необходимость), а «Бригаду» целиком так и не увидел - с тех пор не было времени. Можете себе представить, какой график, если нет 16 часов личного времени, чтобы сесть и спокойно посмотреть все 16 серий?

С супругой Татьяной. «Это была любовь с первого взгляда. Мы почти четыре года вместе, а я готов снова и снова влюбляться, ухаживать за ней...»

Ну и вот однажды раздался звонок от Никиты Сергеевича: «Дима, высылаю тебе сценарий». С момента нашего знакомства прошло лет пять, и я уже не верил, что у него снимусь (даже сам факт его предложения был приятен), но он добавил: «Посмотришь и выберешь, кого хочешь сыграть».

«РАДИ РОЛИ В «УТОМЛЕННЫХ СОЛНЦЕМ-2» ГОЛОДАЛ НЕДЕЛЮ»

- Кого же вы выбрали?

- Честно признаюсь: привлек меня самый длинный из эпизодов. Там все персонажи настолько наполненные, интересные, что просто не было проходящих, незаметных, блеклых. Я понимал: надо брать то, что подлиннее, а там уже придумаю, наверчу, накручу, кружева наплету - и будет конфетка! Главное - объем, и когда Михалков позвонил повторно и спросил: «Ну что, прочитал? Кого выбрал?» (я, когда погружался, был потрясен до слез: это не просто сценарий - литературное произведение, безумно приятно было читать!), я ответил: «Ваню Белоруса». Он переспросил: «Кого?», а я: «На другую роль не согласен». - «Ну, ты понимаешь, что это другой артист должен играть? Он должен быть маленького роста, рыжий, конопатый, беззубый, быстро разговаривать должен (шепелявит) - так, что непонятно, что он говорит. Он пугливый, вообще шавка!», а я ему: «Это я». - «Но как ты его мне сыграешь? Я же тебя в кадр не умещу!». - «Я умещусь». - «Подожди, это такой персонаж, которого Котов берет, так сказать, на мясо. Бежит из тюрьмы и должен кого-то с собой прихватить, чтобы, если ничего съестного не будет, во сне убить...

- ...и съесть»...

- Да, и обращается он с ним соответствующим образом: «Цыц, брысь, пошел вон!», а тот: «Ой-ой-ой!» - и бежать, а потом опять приходит, ластится... Вот такие собачьи отношения должны быть у Котова с Ваней, который в конечном счете не мясом становится, а одним из ближайших соратников.

Жена Таня с сыном Ваней. В августе 2011-го Ивану Дюжеву исполнилось четыре года

У меня на раздумья была неделя... Никита Сергеевич сказал: «Давай сделаем пробы, но я тебе не обещаю». Я согласился, и ту неделю я голодал - чтобы из своей физической формы выйти. У меня тогда и вес был хороший, и время на тренажерный зал появилось, но пришлось от этого отказаться. Встретился с педагогом по белорусскому языку...

- ...серьезно как подошли!..

- ...и практически через шланг загорал - ну, чтобы хоть какой-то намек был на конопушки (сразу Михалкову сказал, что покрашусь, буду белобрысым и зубы черные сделаю). Надел на себя обтягивающую маечку и тихонько вхожу в кабинет: «Здрасьте, Никита Сергеевич...». Он что-то писал, не обратил на меня внимания, а потом спросил: «Ты что, схуднул, что ли?». - «Да не». - «Подожди, я же тебя Саймоном помню - вот такая громогласная громила стояла...», и не поймет, в чем дело, а я доказать пытаюсь, что и в жизни это возможно, что это не игра будет: «Вот я вам щас сыграю!», а органичность. Он: «Ну-ка, давай вон там стань, сейчас сфотографируем, посмотрим...». Трам-пам-пам, в компьютере сразу белые волосы появились, веснушки, черные зубы, и Михалков: «Ой! Смотри-ка! И что, сможешь?». Я: «Да». - «А акцент белорусский?». - «Да». - «Ну, я не знаю... Ты понимаешь, что здесь другой артист должен быть?». Я: «Какой другой? Это я», и он решился - мы это сняли, и я там действительно неузнаваем.

«ВООБЩЕ-ТО, ЭТО КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА, НО ЗА ПОЛТОРА ГОДА СЪЕМОК В «БРИГАДЕ» КАЖДЫЙ ИЗ НАС ЧЕТВЕРЫХ ПОЛУЧИЛ ПРИМЕРНО ПО ПЯТЬ ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ»

- Дима, а это правда, что за роль в «Бригаде» вы, сегодня один из самых востребованных и высокооплачиваемых актеров России, получили всего пять тысяч долларов? За весь, я имею в виду, фильм...

- Если честно, это коммерческая тайна, которую, вообще-то, я разглашать не должен, но за полтора года съемок каждый из нас четверых заработал примерно эту сумму.

- И что, после съемок в «Бригаде» вы продолжали ездить на «Волге»?

- 31029-й, черной, и первое время еще «бомбил» - шабашил. Ну, частным извозом занимался.

Анна Седокова, Дмитрий Дюжев, Михаил Галустян, Валентин Смирнитский и другие в кинокомедии «Беременный», 2011 год

- После роли Космоса?

- Да, когда картина уже вышла. До этого спокойно таким образом, на отцовой машине, зарабатывал, а после того как пассажиры стали заглядывать и вскрикивать: «О-о-о!», стало неудобно подвозить их за деньги. Что интересно, пока не завязал, платили больше, чем до выхода «Бригады»: предлагали любые суммы, лишь бы сам Космос подвез.

- Проводя параллели с сегодняшним днем, спрошу: вы действительно купили недавно квартиру за два миллиона долларов?

- А вот это уже не коммерческая, а семейная тайна: за сколько и что я купил, но да, в ближайшем будущем моя семья будет жить в...

- ...хорошей квартире...

- ...в удобных апартаментах.

- «Моя жена, - признались однажды вы, - заменила мне целый мир». Вы ведь ее на концерте Мадонны встретили?

- И это была любовь с первого взгляда! Таня вошла, как во сне, и я разглядел ее на стадионе среди тысяч людей. Друзья тянули куда-то поехать, а я понял: либо сейчас, либо никогда. Решился - и подошел, а потом, с каждым днем узнавая этого человека все больше, понимал: таких не бывает. Мы почти четыре года вместе, и я до сих пор ей удивляюсь. 14 февраля была третья годовщина нашей свадьбы, а я готов снова и снова влюбляться, ухаживать за ней, лишь бы она продолжала...

Несколько лет назад Тамара Гвердцители и Дмитрий Дюжев победили в телешоу «Две звезды». «Я благодарен судьбе за то, что с Тамарой познакомился»

Фото «РИА Новости»

- ...вас любить...

- Точно!

- Знаю, что Татьяна появилась в самый сложный для вас период - несмотря на головокружительную карьеру, вы переживали тяжелейшую депрессию, всерьез собирались оставить кино и уйти в монастырь. Причина - трагедия в семье: в 12 лет от рака крови умерла ваша сестра Настя, потом покончил жизнь самоубийством отец, а менее чем через год от инфаркта скончалась мама, и вернуться в кино вас якобы уговорил режиссер Павел Лунгин, предложив роль в фильме «Остров»...

- Ну, последнее - художественный вымысел...

- Насчет Лунгина?

- Да, журналисты придумали, а в остальном все так. Был период, когда осознал: либо учись жить по-новому, либо уходи совсем - ты здесь не нужен.

- Татьяна в определенном смысле спасла вас?

- Меня спасла вера, поэтому считаю, что вера - то настоящее, что никогда не подведет, а благодаря жене понял, что такое любовь.

«ВОДОСТОЧНАЯ ТРУБА СКРИПЕЛА, И Я ПОНИМАЛ, ЧТО МОГУ РУХНУТЬ. ЭТАЖ, ПРАВДА, БЫЛ НЕ ЧЕТВЕРТЫЙ - ТРЕТИЙ...»

- Правду ли пишут в прессе, что ночью, в канун дня рождения вашей будущей супруги, вы по водосточной трубе лезли к ней с цветами чуть ли не на четвертый этаж?

С Дмитрием Гордоном. «Я не чувствую себя персонажем из шоу-бизнеса, медийным лицом, которое живет по принципу: «Я звезда, снимайте меня!», мне это претит»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

- Да, лез.

- С вашей комплекцией и гренадерским ростом?

- А что? Сейчас мне в моем росте комфортно.

- Но на четвертый этаж!

- Труба уже скрипела, и я понимал, что могу рухнуть (этаж, правда, был не четвертый - третий), но из подъезда выбежал охранник, стал что-то кричать и изменил мои планы. Немного по-другому я поступил, но цветы все равно оказались у Тани.

- Вы до сих пор каждый день снимаете своего трехлетнего сына на видеокамеру?

- Каждый день - это, наверное, слишком, но, когда есть время, снимаю: хочется оставить Ване на память незабываемые моменты его взросления. Мне, например, было бы безумно приятно увидеть себя в детстве: как рос, менялся, а у нового поколения благодаря современным технологиям такая возможность есть.

- Как вы относитесь к публикации в газетах любовного списка Дмитрия Дюжева?

- Это какой-то оскорбительный со стороны журналистов жест, потому что есть негласный закон: без ведома человека информация о его личном, интимном, разглашаться все-таки не должна.

- Есть право на частную жизнь, в конце концов...

- Конечно, но когда дело касается людей узнаваемых, оно почему-то не действует: «Ну, вы же публичный человек, правда? Поэтому о вас мы можем писать все, что хотим». В этом смысле я не чувствую себя персонажем из шоу-бизнеса, медийным лицом, которое живет по принципу: «Я - звезда, снимайте меня!», мне это претит, поэтому всегда оскорбляет, когда начинают ворошить прошлое, делая неприятно близким. Зачем-то вспоминается это, перемывается, но чего бы мне не хотелось (хотя, когда говоришь об этом, к этому в результате приходишь), так это стать Майклом Джексоном.

«Сейчас мне в моем росте комфортно»

- Ну, вам это не грозит точно!

- Да кто знает? Есть столько вариантов...

- Слышал, особенно ожесточенно за вами охотились папарацци (буквально на каждом шагу подстерегали), когда вы встречались с дочерью на тот момент ульяновского губернатора, героя чеченской войны генерала Шаманова Светланой...

- Не нужно, мне кажется, об этом сейчас вспоминать... Недавно вот, когда у меня в Киеве был спектакль, папарацци бегали за нами с женой по всему городу - заходили в магазины, кинотеатр, рестораны и исподтишка делали фото. Это, наверное, кстати, приятный момент: тебя знают, любят. Был бы народу не интересен, не снимали бы, но в то же время...

- ...как подглядывание в замочную скважину, правда?

- Стопроцентное, а что касается прошлого, думаю, людям, которые были мне близки, не очень приятно, что их история обсуждаемой стала, - они же не виноваты.

- Правда ли, что вы пишете sms-ки в стихах?

- Иногда бывает.

- Так вы и стихи сочиняете?

- Нет, но иногда в рифму изъясняться прикольно. Сейчас вот Юрий Кара снял фильм «Гамлет», я там сыграл, и мой персонаж, Клавдий, разговаривает шекспировским текстом. Герои картины живут в современном мире, но им доставляет удовольствие говорить друг с другом в рифму - таково правило их общества, их игры.

«НА МЕНЯ ПОБЕЖАЛИ ОБУГЛЕННЫЕ ЛЮДИ С ОБОРВАННЫМИ КУСКАМИ ОДЕЖДЫ, ВОКРУГ - КЛУБЫ ДЫМА И ЧЕРНЫЕ УЖЕ НЕ ПРОСТО ЛИЦА, А ЧЕРЕПА С ВЫЖЖЕННЫМИ ЛИЦАМИ, СЛЫШАЛИСЬ КРИКИ, СТОНЫ... Я ПОНИМАЛ: ЧТО-ТО НУЖНО ДЕЛАТЬ...»

- Несколько лет назад вы с Тамарой Гвердцители победили в телешоу «Две звезды». Легко было с Тамарой петь или перед этой прекрасной певицей какой-то существовал пиетет?

- Я благодарен судьбе за то, что с ней познакомился, - ее мудрость и неиссякаемый, я считаю, талант певицы, актрисы - это что-то, и если Тамара допускает тебя в свой круг общения, ты буквально растворяешься в ее обаянии. Мы очень радовались нашей победе в проекте, но еще до его завершения договорились: выиграем или нет, обязательно будем сотрудничать. Видите, так посчастливилось, что еще и выиграли!

- По слухам, когда чеченские террористы взорвали в Москве переход, вы как раз в нем находились...

- Нет, я не внутри был - рядом с выходом из метро.

- И слышали взрыв?

- Да, и меня коснулась взрывная волна - теперь рассказываю об этом, как в передаче об очевидцах катастроф, а тогда... Я сразу не понял, что это: какой-то хлопок, иногда воздушный шар так может лопнуть. Обернулся - и на меня побежали обугленные люди с оборванными кусками одежды, а вокруг - клубы дыма и черные уже не просто лица, а черепа с выжженными лицами... Слышались крики, стоны, я понимал: что-то нужно делать. Кто-то выбегал и не мог вбежать обратно, потому что настолько был едкий дым, что казалось, глаза вытекут. Мы небольшой группой в переход побежали и стали хватать людей на ощупь: ничего не было видно.

- Было страшно?

- Ну, как - шоковый экстрим был. Ты не отдаешь себе отчета, страшно тебе или нет, ты слышишь, что где-то кричат и думаешь: кто это, что? Какая-то женщина вбегала-выбегала, вбегала-выбегала, из-за дыма почти ничего не видя: невозможно было открыть глаза. У нее там ребенок остался, и мы никак не могли его найти, потому что то стекла сыпались, то поскальзывались... В ближайшие секунды еще можно было кого-то вытащить, а потом умолкли все стоны... Вскоре подъехали пожарные, все службы, на асфальте стали выкладывать раненых...

- Много?

- Довольно много, да... У меня была майка-стрейч, я пытался ее порвать, она не рвалась, а прохожие, очевидцы разрывали свои рубашки... Я этой сплоченности был поражен - все думали о том, как помочь, спасти, рвали одежду на лоскутки и обматывали пострадавшим раны, из которых сочилась кровь, чтобы их хотя бы довезли до больницы...

- Дима, сегодня вы - звезда первого эшелона, живете в суперстремительном ритме, везде нарасхват. Зная, что через час спектакль, я не имею морального права задерживать вас, но напоследок попрошу экспромтом исполнить хотя бы один куплет любимой вами песни...

- (Поет).

Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
Может, я это, только моложе, -
Не всегда мы себя узнаем.
Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая все же бессмертна.
Как молоды мы были,
как молоды мы были,
Как искренне любили,
как верили в себя!

Киев - Москва - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось