В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Чтобы помнили...

Алена МОЗГОВАЯ: «Когда писала диссертацию об отце, мысленно просила у него помощи. Если что-то не получалось, говорила: «Папочка, пожалуйста, помоги!» — и он откуда-то сверху подсказывал мне верное решение...»

25 Апреля, 2013 00:00
«Бульвар Гордона»
В столичном дворце «Украина» прошел вечер памяти Николая Мозгового
«Бульвар Гордона»
Третий год подряд дочь Николая Петровича Алена проводит вечер памяти отца: песни выдающегося украинского композитора на сцене дворца культуры «Украина», которым он руководил пять лет, поют как известные, так и начинающие исполнители. В этом году вторых было гораздо больше, чем первых, - зрители услышали молодых и перспективных Владимира Ткаченко, Эрику, Злату Огневич, Матиаса, Кирилла Туриченко, Галину Безрук, Наталью Турбину... Тех, чьей эстрадной карьере 10 лет и больше, представляли Ани Лорак, Евгения Власова, Наталья Бучинская и Наталья Валевская.

«ОН МОГ КРИТИКОВАТЬ АРТИСТОВ, ХВАЛИТЬ, ССОРИТЬСЯ, МИРИТЬСЯ, ПОСЫЛАТЬ, ЖАТЬ РУКУ, НО ВСЕ ЗНАЛИ: ЕСТЬ ТАКАЯ ГЛЫБА, ТАКОЙ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, КОТОРОГО НЕ СДВИНЕШЬ»
Кандидатскую диссертацию об отце Алена Мозговая защитила в марте: «Тема у меня шикарная: «Микола Мозговий як явище у масовій музичній культурі»

О том, как повлиял на творческую жизнь этих и многих других артистов Николай Петрович, собравшимся рассказала ведущая концерта - Алена Мозговая. А сами звезды вспоминали о ее отце за кулисами.

- С гордостью говорю, что на эстраде я появилась с легкой руки Николая Петровича и его жены Виолетты Борисовны, - признается Наталья Валевская. - В этом году буду праздновать первый творческий юбилей - 10 лет, и конечно, горько, что Мозговой, мой сценический крестный, до этого не дожил... Помню, в 2003 году он вручал мне первый приз Конкурса имени Владимира Ивасюка, и в том же году я, окрыленная успехом, помчалась к нему в Ялту участвовать в «Море друзей». Откуда в первом же туре вылетела. Естественно, обиделась, надулась и пошла выяснять, почему так: «Миколо Петровичу, скажіть, що я не так заспівала?». Он хитровато прищурился и сказал: «Наталочко, розумієш, ти - моя землячка. А моя землячка у цьому конкурсі повинна співати не так, як усі. Вона має бути на голову вища за всіх! От коли на голову підростеш, приходь...». После этих слов я готовилась целый год только к этой Ялте! И в 2004 году Николай Мозговой вручил мне Гран-при, и, как он тогда сказал, ни у кого в жюри не возникло сомнений, что победа мне досталась за мастерство, а не за «кумовство и землячество».

«Без хитов «Рідний край!» і «Материнська любов» не обходится ни один мой концерт», — говорит Наталья Бучинская

- С Колей мы познакомились в «Укрконцерте», - вспоминает многолетний соавтор Николая Петровича поэт-песенник Андрей Демиденко. - Мозговой входил в худсовет, и я тоже. «Рідний край» уже отовсюду звучал, и я не знал, как к такому маститому автору подступиться, а тут он сам подходит: «Ти Андрій Демиденко?». - «Ну я». - «Так біжи по чекушку - познайомитися ж треба!». Буквально сразу мы написали первую совместную песню «Веснянка», потом Коля предложил: «Знаєш, давай зробимо цикл «Пори року», бо все минає, а їхня зміна вічна. Скільки людство житиме, стільки будуть весна, літо, осінь і зима». Второй в цикле стала песня «Золотиста осінь», и когда в консерватории Мозговой мне ее играл, и он плакал, и я. «Коля, - говорю, - вот когда умру, скажи, чтобы на могиле эта мелодия играла: более гениальной вещи я, наверное, не слышал...».

Никогда не думал, что Мозговой так рано уйдет. Он мог критиковать артистов, хвалить, ссориться, мириться, посылать, жать руку.... Но все знали: есть такая глыба, такой Человечище, которого не сдвинешь, он был, есть и будет, как правда. И вдруг Коли не стало... Место его среди композиторов до сих пор свободно, потому что послушайте, что сейчас пишут: 99 процентов песен - непонятно чьи и на какой земле созданы. А в произведениях Мозгового чувствовалась и душа украинского народа, и его колорит! Я, когда на вечер шел, написал об этом: «О Миколо - українських мелодій чаклун і маестро! Ох як рано твого невсипущого соло обірвалася нить! Сиротієм, братове. Сиротіємо, сестри. І смерть твоя так музиці болить!».

Как земляк Николая Петровича Виктор Павлик выбрал песню о малой родине — «Новоселиця»

«КОГДА ЧИТАЛА ЕГО ИНТЕРВЬЮ В «БУЛЬВАРЕ ГОРДОНА», ВСЕГДА БОЯЛАСЬ НАЙТИ ТАМ СВОЮ ФАМИЛИЮ»

- Николай Петрович был тем Профессионалом с большой буквы, чье мнение я очень ценила, - говорит Наталья Бучинская. - Когда читала его интервью в «Буль­варе Гордона», всегда боялась найти там свою фамилию среди тех, кого он критиковал, потому что все знали: Мозговий як перехрестить, то вже з гори до долини! После этого можно смело уходить со сцены и устраиваться куда-то в офис, что ли... Он был резкий, прямолинейный, но, чего греха таить, справедливый. Мы общались не так уж часто: в его конкурсах я не участвовала, на глаза лишний раз старалась не попадаться... Но однажды он сам подошел - за кулисами. И сказал, что Украине нужна украинская певица, такая, как я. Конечно, у меня выросли крылья!

Второй раз Николай Петрович поразил меня, когда разрешил исполнять «Рідний край» - совершенно бесплатно. Теперь без этой песни не обходится ни один мой концерт, я еще и «Материнську любов» записала. Безусловно, страшно после Мозгового эту песню петь, потому что он автор, лучше автора никто ее не чувствует. Но я буду стараться, опять же исполняя ее не только на вечерах памяти Николая Петровича, но и в сольных выступлениях. Кстати, именно Николай Петрович научил меня, как во время выступлений держаться. Как и все молодые артисты, я делала ставку на броские наряды и постоянное движение: бегала от кулисы к кулисе, будто с шагомером.

«Иногда меня называют плачущей певицей, — признается Евгения Власова, — но песни Мозгового нельзя исполнять без эмоций»
А потом обратила внимание на то, как выступает Мозговой: выходит в джинсовой куртке, садится за рояль, начинает играть и петь - и все, взгляд от него не оторвешь! Ему не нужны ни стразы, ни беготня, ни пляски, он пришел на сцену, как на исповедь, и зритель готов слушать ее сколько угодно...

«МУЖЧИНА-ПЕВЕЦ ДОЛЖЕН БЫТЬ С ЯЙЦАМИ. И ПЕТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ АЖ ЗВЕНЕЛИ!»

- Мы с Николаем Петровичем, к сожалению, не были близко знакомы, но один его совет я на всю жизнь запомнил, - делится Владимир Ткаченко, подопечный и друг Алены Мозговой. - Он был юморной, веселый человек и говорил так: «Мужчина-певец должен быть с яйцами. И петь так, чтобы они аж звенели!». Голос голосом, но исполнителю нужна харизма, он должен вызывать эмоции, а не стоять и думать над тем, как правильно взять ту или иную ноту. Певцу нельзя быть скучным и пресным. Лучше сорвись, даже заплачь, но истуканом не будь. Я, например, второй раз пою знаменитую «Минає день, минає ніч» - и второй раз плачу. Говорю себе: «Так, харэ, соберись!» - но опять в одном и том же месте этой гениальной баллады та же реакция, без слез ее петь невозможно...

А журналистка «Бульвара Гордона», также известная поэтесса и художница Татьяна Чеброва, считает, что без слез этот хит нельзя и слушать. Вдохновленная одной из главных песен Мозгового, она создала особую награду, которую вручила дочери композитора.

- Мы привыкли, что орденами отмечает либо государство, либо какие-то общественные организации, - пояснила Татьяна Николаевна, - но мне очень хочется вручить вам эту награду от народного слушателя. Она называется «Орден солов'їного співу «Минає день, минає ніч», поэтому здесь и соловей, и ветка с золотыми листьями...

На изготовление уникального ордена у Татьяны Николаевны, которая работает над проектом «Artдена невидимой страны», ушло два дня. На то, чтобы отыскать составляющие наград в ювелирных и винтажных магазинах, уходят долгие месяцы. «Я изготовила больше сотни орденов, - признается Чеброва, - но именных среди них немного. Первый вручила кинорежиссеру Михаилу Ильенко, второй никак не могу художнику Дэмиену Херсту передать, но, думаю, со временем получится, и третий, если захочет, будет носить Алена Николаевна...».

Мозговую подарок удивил и порадовал: орден памяти отца стал наградой не только за то, что память Николая Петровича она чтит, ежегодно проводя творческие вечера, но и за то, что недавно - в марте - защитила кандидатскую диссертацию.

- Тема у меня шикарная: «Микола Мозговий як явище у масовій музичній культурі», - говорит Алена Мозговая, - поэтому я не вол­новалась: весь материал был у меня дома, два года я потратила на то, чтобы описать его и проанализировать, и была уверена, что лучше меня в нем не ориентируется никто. Кстати, когда работала над диссертацией, часто просила у Николая Петровича помощи. Если что-то не получалось и заходила в тупик, говорила: «Папочка, пожалуйста, помоги!» - и он - я в это очень верю! - откуда-то сверху подсказывал мне верное решение. Как, впрочем, и всегда...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось